Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ

Работа №151556

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы69
Год сдачи2020
Стоимость4225 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
24
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1 Теоретические основы развития устной речи в начальной школе 7
1.1 Педагогические основы понятия «развитие устной речи младших
школьников» 7
1.2 Психологические основы развития устной речи младших школьников 10
1.3 Методические основы работы по развитию устной речи младших
школьников 15
2 Опытно-экспериментальная работа по развитию устной речи в 3 классе 26
2.1 Диагностика развития устной речи детей в 3 классе 26
2.2 Анализ опытно-экспериментальной работы по развитию устной речи
учащихся 3 класса на уроках русского языка 41
Заключение 51
Список использованных источников 54
Приложение 59

Актуальность. Личностное становление и развитие каждого человека предполагает усвоение навыков с момента его рождения. Одной из главных задач в жизнедеятельности каждого из нас является усвоение устных речевых умений с целью получения, сохранения и обработки информации от остальных членов общества. Особенно важным этот компонент является в период раннего детства, когда происходит знакомство с внешним миром и познание первоначальных основ жизнедеятельности.
В условиях прогрессивно развивающегося времени немаловажную роль играет язык как средство представления о самом себе и других. Модели усвоения языка (как родного, так и иностранного) требуют доскональной выработки принципов их функционирования. Зачастую системы, использовавшиеся в прошлом, имеют свои лакуны и недочеты при обучении детей. В связи с этим, принципиально обоснованным является тот факт, что трансформация систем по развитию устных речевых аспектов в начальной школе есть суть дальнейшей социализации индивида как уникальной личности.
За всем этим огромная ответственность возлагается на систему образования, в частности, школу. Именно в стенах школы исправляются и шлифуются языковые навыки, и, как правило, здесь формируется культура устной речи и дальнейшее обогащение ребенка. Соотнося актуальность проблемы с поставленными задачами в дипломной работе, следует указать на тот факт, что на сегодняшний день проблематика развития системы по улучшению устных речевых способностей особенно является необходимым в глобализующем и прогрессивном обществе.
Объект исследования - процесс развития устной речи в начальной школе.
Предмет исследования - приемы работы в начальной школе в аспекте развития устной речи младших школьников.
Цель настоящего исследования - теоретически изучить и доказать путем опытно-экспериментальной работы значимость развития устной речи школьников младших классов.
Для достижения цели предполагается решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы развития устных речевых навыков у детей 1-4 классов;
2. Проанализировать систему работы по развитию устной речи в начальной школе;
3. Провести опытно-экспериментальную работу по развитию устной речи в 3 классе;
4. Структурировать и систематизировать результаты работы,
полученные в ходе проведенной опытно-экспериментальной работы.
Обращаясь к проблеме исследования, следует обозначить методы работы. Во-первых, это теоретический метод, который призван обеспечить рациональную работу исследования за счет компетентной литературы, а также формулировки понятий, терминологического аппарата и т.п. Во-вторых, эмпирический метод важен настолько, насколько способствуют получить необходимые результаты исследования путем анкетирования, наблюдения, тестирования и др. В-третьих, немаловажным компонентом работы является метод регулирования, суть которого отображена в грамотном извлечении и анализе материала, как правило, полученного после практической реализации.
В научной литературе (истории, социологии, психологии, философии, педагогике и других гуманитарных науках) степень разработанности темы достаточно велика. Как в отечественных, так и зарубежных работах, наблюдается тенденция к обобщению накопленного материала еще с середины XX в. Однако, среди таких российских ученых по педагогике, как К. Д. Ушинский [33], А. С. Макаренко [19], Л. Г. Якушкина [36], В. А. Сухомлинский[30], выявляется тенденция к планомерной и постоянно развивающейся наработке педагогических навыков по усовершенствованию устных речевых способностей у детей.
Обращаясь к работам зарубежных исследователей, следует отметить некоторую тенденцию в методологии их исследования к данному вопросу. Важной чертой западных ученых является попытка обозначить значения слов и их смысл путем отождествления с визуальными характеристиками. То, чем зачастую оперирует человек с раннего детства связано с его примитивным клиповым мышлением [47, с. 363]. Поэтому в данной работе особенно важно принять тот факт, что визуальные источники информации в развитии устных речевых и вербальных навыках играют существенную роль.
Практическая значимость работы обусловлена востребованностью современной методики по систематизации устных речевых навыков у детей в ранний период их обучения в начальной и средней школе. Помимо этого, эффективность исследования предполагает предоставить научному академическому сообществу альтернативу уже ранее имеющихся наработок в педагогике.
Структура работы состоит из следующих компонентов: введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение, а также список использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучение и анализ источников по рассматриваемой нами проблеме позволили установить, что умение писать сочинение и пересказывать прослушанный текст в начальной школе является одной из важных тем начального курса русского языка.
Устная речь - это один из видов общения, которое необходимо людям для их совместной деятельности, в обмене информацией, в социальной жизни, в познании и образовании.
Термин «речь» имеет три значения:
1) речь как деятельность, процесс (речевая деятельность, потеря речи при травме);
2) речь как продукт или текст - написанный или устный (запись речи ребенка в возрасте семи лет, грамматический строй речи);
3) речь как ораторский жанр.
В ходе теоретического анализа и наблюдения за существующей системой построения и организацией образовательного процесса выявлен перечень причин, обусловливающих мотивацию школьников младших классов к активному развитию устной речи, это:
1) помещённость в активную устную речевую среду (учебный процесс и внеурочные активности);
2) необходимость коммуницировать с большим количеством людей;
3) обязанность осваивать учебный материал, подаваемый и в вербальной, и в устной, и в письменной форме;
4) совершенствование устной речи для поддержания собственного статуса среди сверстников.
Проведённое исследование потребовало практике-ориентированной экспериментальной работы, связанной с разработкой заданий, их «отработкой» в выбранном классе и проверкой результатов применения данных заданий. Что касается обработки результирующей информации, 51
оценка качества методики была проведена посредством сравнения устных речевых показателей школьников в формате «до-после». Основными критериями стали:
1) критерий построения связного и логичного описания;
2) критерий раскрытия темы и выделения в тексте основной мысли;
3) критерий отбора материала сообразно выбранной теме.
В ходе эксперимента был создан комплекс практических упражнений, направленных на развитие устных речевых навыков у детей младшего школьного возраста. Задания сформированы с постепенным наращением сложности, а также с учётом требований ФГОС. Подобный подход позволил школьникам, во-первых, применять разные способы мыслеизложения и отбирать из них наиболее подходящие для себя. Во-вторых, это способствовало развитию у учащихся интереса к языку и слову.
После проведения констатирующего среза была проведена работа по формированию умений и навыков написания сочинений по картине и пересказа прослушанного текста. В итоге были получены следующие результаты: у учащихся значительно улучшилось умение строить описание, видеть основную идею автора; количество отлично выполненных работ увеличилось на 12%. Отметим, что 7% учащихся по-прежнему испытывают трудности. Увеличилось количество учащихся, использующих языковые выразительные средства, их возросло на 8%.
Кроме того, младшие школьники более глубоко овладели грамматико-орфографическими умениями, процент учеников, не допускающих ошибки, увеличился вдвое. Таким образом, проделанная нами работа и использование предложенных заданий будут эффективны в работе по развитию устной речи посредством написания сочинений по картине.
Проведение констатирующего и контрольного этапов эксперимента позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, регулярное использование пересказов текста и написания сочинений в практике уроков русского языка существенно расширяет словарный запас младших школьников и набор лексем, определяющих их стиль подачи информации и повседневной речи. Кроме того, подобные практики обогащают письменную речь детей, исправляя ошибки и со временем формируя «врождённую грамотность», позволяющую избегать языковых неточностей.
Во-вторых, так как устное речевое развитие проходит параллельно с личностным становлением ребёнка, навыки мыслеизложения в текстовой и вербальной форме могут помочь школьникам индивидуализировать свою личность и в целом быть более успешными в коммуникациях как в школе, так и за её пределами.
В-третьих, нужно отметить, что развитие устной речи - это не хаотичный и самопроизвольный процесс, а управляемый и в этом смысле немного «технологичный», программный. Применение пошаговых регулярных упражнений способно помочь школьникам поступательно исправлять ошибки и формировать литературный стиль речи, избегая слов-паразитов, англицизмов и обсценной лексики.
Гипотеза моего исследования подтвердилась тем, что если осуществлять постоянный контроль над усовершенствованием устной речи младших школьников путем проведения сочинений и пересказа прослушанного текста систематически, то развивающий эффект будет значительно выше, мышление и устная речь учащихся будет развиваться интенсивнее. Следовательно, ученики будут более готовы к структурированию информации, разбиению её на смысловые блоки и оперированию ими по мере необходимости, приводя всё более сложную и фактологически насыщенную аргументационную и доказательную базу. Однако, учитывая возрастные особенности младших школьников, стоит рекомендовать активное использование в учебном процессе визуализаций, изобразительных и игровых средств и, возможно, кинетической типографики (при наличии интерактивных средств воспроизведения информации в классе).
Таким образом, все поставленные в работе задачи решены и основная цель исследования - теоретически изучить и доказать путем опытно-экспериментальной работы значимость развития устной речи школьников младших классов - достигнута.



1. Антонова, Е. С. Методика обучения русскому языку: учебник / Е. С. Антонова, Т. М. Воителева. - Москва: Издательский центр «Академия», 2015. - 400 с.
2. Айвазян, О. О. Изложение как важная форма развития русской связной письменной речи учащихся начальных классов / О. О. Айвазян // Народное образование. - 2016. - № 3. - С. 35-40.
3. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе / А. Г. Асмолов. - Москва: Просвещение, 2014. - 234 с.
4. Божович, Е. Д. Позиция субъекта учения: личностные и когнитивные факторы / Е. Д. Божович // Вопросы психологии: научный журнал. - 2017. - № 6. - С. 19-30.
5. Гуцко, А. А. Формирование познавательных учебных действий младших школьников / А. А. Гуцко // Вестник науки. - 2020. - Т. 2. - № 2. - С. 26-32.
6. Жукович, М. М. Сочинение по картине как речевое упражнение комплексного характера / М. М. Жукович, О. О. Харченко // Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии. - 2016. - № 5. - С. 121-127.
7. Захарова, Т. Г. Психологические особенности темперамента детей младшего школьного возраста / Т. Г. Захарова // Герценовские чтения. Начальное образование. - 2017. - № 1. - С. 106-110.
8. Зорина, М. Е. Методика работы над изложением и сочинением: текстоцентрический подход / М. Е. Зорина, А. В. Соколова // Филологический класс. - 2018. - № 1. - С. 105-111.
9. Исакова, Н. Л. Развитие познавательных процессов у младших школьников через экспериментальную деятельность / Н. Л. Исакова. - Москва: Детство-Пресс, 2013. - 75 с.
10. Клокова, О. С. Некоторые методические аспекты работы по развитию речи учащихся начальной школы / О. С. Клокова // Ученые записки Орловского государственного университета. - 2012. - № 4 - С. 179-183.
11. Кострикова, Ю. В. Написание сочинения по картине как средство развития речи младших школьников / Ю. В. Кострикова // Информация как двигатель научного прогресса: сборник статей Международной научно - практической конференции. - Уфа: АЭТЕРНА, 2017. - С. 130-132.
12. Кочетова, Е. В. Использование дифференцированного метода при обучении написанию сочинений детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс] / Е. В. Кочетова, К. В. Березина // Современные научные исследования и инновации. - 2015. - № 12. - Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/201/12/5.
13. Ладыженская, Т. А. Методика развития речи на уроках русского языка: книга для учителя / Т.А. Ладыжеская. - Москва: Просвещение. - 2014. - 240 с.
14. Лекция. Методика обучения сочинению [Электронный ресурс]. - 2015. - Режим доступа: http://www.studfiles.ru.
15. Лозовская, В. П. Работа над сочинением по картине в начальной школа / В.П. Лозовская // Начальная школа: плюс до и после. - 2009. - № 9. - С. 1-8.
16. Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учебник / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. - Москва: Издательский центр «Академия», 2014. - 464 с.
17. Львов, М. Р. Методы развития речи учащихся / М. Р. Львов // Русский язык в школе. - 2015. - № 4. - С. 42-47.
18. Майстренко, А. В. Роль учебной деятельности в формировании психологических характеристик младших школьников / А. В. Майстренко // Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии. - 2015. - № 8 (41). - С. 60-63.
19. Макаренко, А. С. Педагогические сочинения / А. С. Макаренко. - Москва: Педагогика, 1951 - 76 с.
20. Мендыгалиева, А. К. Использование методических приемов в процессе формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников / А. К. Мендыгалиева, Р. Ф. Швецова // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 53. - С. 342-348.
21. Мишина, И. Н. Дидактические средства формирования умений и навыков по развитию речи младших школьников / И. Н. Мишина, Е. Ю. Коростелева // Вестник науки: Педагогика и психология. - 2012. - № 4. - С. 196- 198.
22. Мухина, В. С. Возрастная психология феноменология развития, детство, отрочество: учебник / В. С. Мухина. - 4-е изд., стереотип. - Москва: Издательский центр «Академия», 2019. - 456 с.
23. Налимова, Т. А. Новый взгляд на традиционное сочинение по картине / Т. А. Налимова // Начальная школа. - 2013. - № 10. - С. 25-32.
24. Патонова, Е. М. Развитие языковой и речевой способности младших школьников / Е. М. Патонова // Пачатковая школа. - 2004. - № 6. - 20 с.
25. Овчарова, Р. В. Практическая психология образования: учебное пособие для студентов / Р. В. Овчарова. - Москва: Академия, 2008. - 448 с.
26. Подборский, Ю. Г. Педагогические методы и приемы развития устной речи младших школьников в процессе различных видов речевой деятельности / Ю. Г. Подборский // Концепт. - 2015 - № 7. - С. 1-6.
27. Психология детства: учебник / Под ред. А. А. Реана. - Санкт- Петербург: Прайм- ЕВРО- ЗНАК, 2003. - 177 с.
28. Соколова, Н. В. Учебная мотивация в младшем школьном возрасте / Н. В. Соколова // Научный электронный журнал Меридиан. - 2019. - № 15 (33). - С. 366-368.
29. Соловейчик, М. С. Русский язык: Программы 1-4 классы / М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. - Смоленск: Ассоциация XXI век. - 2013. - 372 с.
30. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Смолинский. - Киев, 1973. - 111 с.
31. Ткаченко, Л. В. Психолого-педагогические и психолингвистические особенности развития речи младших школьников в период обучения грамоте / Л. В. Ткаченко // Концепт. - 2015. - № 7. - С. 1-5.
32. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические произведения / К. Д. Ушинский. - Москва: Педагогика, 1968. - 96 с.
33. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]: федер. закон от 06.10.2009 г. № 373-ФЗ // Официальный сайт Министерства просвещения РФ. - Режим доступа: ййр://минобрнауки.рф/документы/922
34. Эльконин, Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. - Москва: Педагогика, 1989. - 560 с.
35. Якушкина Л.Г. Важное средство воспитания. - «Начальная школа», 1972, № 5, с. 30-31.
36. Ahnert, L. The impact of teacher-child relationships on child cognitive performance as explored by a priming paradigm / Ahnert, A. Milatz, G. Kappler, R. Fischer. -Developmental Psychology, 2013. - 577 p.
37. Blakemore, T. Measuring the socioeconomic position of families in hilda and lsac. Paper presented at the Australian Consortium for Social and Political Research Incorporated / T. Blakemore, J. Gibbings, L. Strazdins // Conference, Sydney. - 2006.
38. Cappella, E. (2012). Teacher consultation and coaching within mental health practice: Classroom and child effects in urban elementary schools. Journal of Consulting and Clinical Psychology / E. Cappella, B. Hamre, H. Y. Kim, D. B. Henry, S. L. Frazier. - 2012. - 620 p.
39. Chapman, R. S. Children's language learning: An interactionist perspective / R. S. Chapman // Journal of Child Psychology and Psychiatry. - 2000. - 77 p.
40. Dickinson, D. K. Relation between language experiences in preschool classrooms and children’s kindergarten and fourth-grade language and reading abilities / D. K. Dickinson, M. V. Porche. - Child Development, 2011. - 897 p.
41. Gamez, P. B. The relation between exposure to sophisticated and complex language and early-adolescent english-only and language minority learners vocabulary / P. B. Gamez. - Child Development, 2012. - P. 1316-1331.
42. Justice, L. M. Relationships between teachers and preschoolers who are at risk: Contribution of children's language skills, temperamentally based attributes, and gender / L. M. Justice, E. A. Cottone, A. Mashburn, S. Rimm-Kaufman // Early Education & Development. - 2008. - 633 p.
43. Ladd, G. W. Do relational risks and protective factors moderate the linkages between childhood aggression and early psychological and school adjustment / G. W. Ladd, K. B. Burgess. - Child Development, 2001. - P. 1579¬1601.
44. Menting, B. Language skills, peer rejection, and the development of externalizing behavior from kindergarten to fourth grade / B. Menting, P. Van Lier, H. V. Koot // Journal of Child Psychology and Psychiatry. -2011. - P. 72-79.
45. Oades-Sese, G. V. Attachment relationships as predictors of language skills for at-risk bilingual preschool children. Psychology in the Schools / G. V. Oades-Sese, Y. Li. - 2013. - P. 707-722.
46. Pianta, R. C. Teacher-child relationships and children's success in the first years of school / R. C. Pianta, M. W. Stuhlman. - School Psychology Review, 2004. - 478 p.
47. Spilt, J. L. Are boys better off with male and girls with female teachers? A multilevel investigation of measurement invariance and gender match in teacher¬student relationship quality / J. L. Spilt, H. M. Koomen, S. Jak, S // Journal of School Psychology. - 2012. - P. 363-378.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ