Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОГНИТИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗА МИРА В ИСПАНСКИХ И АНГЛИЙСКИХ КОЛЫБЕЛЬНЫХ ПЕСНЯХ

Работа №151547

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

лингвистика

Объем работы91
Год сдачи2023
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ
ОБРАЗА МИРА 6
1.1. Конструирование образа мира как объект лингвистического
исследования 6
1.2. Уровни лингвистического конструирования образа мира 11
1.3. Колыбельные песни как способы конструирования образа мира 23
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 29
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУИРОВАНИЯ ОБРАЗА МИРА В
ИСПАНСКИХ И АНГЛИЙСКИХ КОЛЫБЕЛЬНЫХ ПЕСНЯХ 31
2.1. Когнитивно-прагматическое конструирование образа мира в испанских
колыбельных 31
2.1.1. Концепты, конструирующие образ мира в испанских колыбельных
песнях 32
2.1.2. Прагматическая организация эффекта воздействия на адресата в
испанских колыбельных песнях 42
2.2. Когнитивно-прагматическое конструирование образа мира в английских
колыбельных 48
2.2.1. Концепты, конструирующие образ мира в английских
колыбельных песнях 48
2.2.2. Прагматическая организация эффекта воздействия на адресата в
английских колыбельных 57
2.3. Сопоставительный анализ способов конструирования образа мира в
английских и испанских колыбельных песнях 65
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ76
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИЛЛЮСТРАТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ 81
ПРИЛОЖЕНИЕ А 83
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 87

Важной составляющей языковой картины мира является колыбельная песня, которой придается большое значение в культуре каждого народа. Колыбельные песни, по словам немецкого философа и культуролога И.Г. Гердера, - это «известнейшие напевы нации, в которых этнические особенности людей отражаются в их фантазии и страданиях» [Гердер, 1998: 31]. Данное определение отражает важнейшую особенность языка колыбельной - способность к отражению видения мира, национальной культуры, которая формировалась веками.
С помощью различных образов, которые адресант включает в текст колыбельной песни, для младенца открываются двери в еще неизведанный им мир. Исполнители повествуют о семейном укладе, быте, животных, любви и горестях жизни. Все переживания свободно излагаются поющим, поскольку процесс создания не предусматривает заблаговременной подготовки текста.
Актуальность работы обусловлена ориентирующей ценностью колыбельных песен и необходимостью дальнейшего изучения способов моделирования их когнитивного содержания и прагматического эффекта в векторе конструирования образа мира.
Цель исследования заключается в том, чтобы выявить и описать способы конструирования образа мира в колыбельных песнях англоязычной и испаноязычной лингвокультур, а также провести сопоставительный анализ способов конструирования образа мира, определить общие и дифференциальные признаки образов мира в испанских и английских колыбельных.
Задачи:
1. Изучить и дифференцировать понятия образа мира, картины мира и модели мира.
2. Рассмотреть уровни лингвистического конструирования образа мира.
3. Определить особенности конструирования образа мира в фольклорном песенном дискурсе.
4. Определить способы конструирования образа мира в колыбельной песне.
5. Провести анализ колыбельных песен на английском и испанском языках на трех уровнях: концептуальном, вербальном, прагматическом.
6. Провести сопоставительный анализ способов конструирования образов мира в английских и испанских колыбельных.
Материалом исследования служат испаноязычные и англоязычные колыбельные песни.
Объектом исследования выступает образ мира, воплощенный в колыбельных песнях на английском и испанском языках.
Предметом исследования служат способы конструирования образа мира в колыбельных песнях на английском и испанском языках.
Методы исследования, используемые в работе, - общие методы (наблюдение, дедукция, синтез, индукция), концептуальный анализ, контекстный анализ, интерпретативный анализ, сопоставительный анализ.
В Главе 1 определяется различие терминов «картина мира», «модель мира» и «образ мира», устанавливается их когнитивный характер и зависимость от конкретной лингвокультуры. Определяются три основных уровня конструирования образа мира: концептуальный, вербальный и прагматический. Колыбельная песня, являясь частью фольклорного песенного дискурса, выступает источником формирования первоначального образа мира, который имеет свои лингвокультурные особенности.
Глава 2 посвящена лингвистическому анализу испанских и английских колыбельных песен на концептуальном, вербальном и прагматическом уровнях, выявлению их лингвокультурных особенностей. На основе полученных данных определены общие и специальные/дифференциальные признаки образов мира, конструируемых в колыбельных песнях на английском и испанском языках.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Цель настоящего исследования заключалась в том, чтобы выявить и описать способы конструирования образа мира в колыбельных песнях англоязычной и испаноязычной лингвокультур, а также провести сопоставительный анализ способов конструирования образа мира, определить общие и дифференциальные признаки образов мира в испанских и английских колыбельных.
Произведения народного творчества являются мощным фактором формирования культурного сознания индивида, образов, национального менталитета и ценностей, поскольку в текст колыбельной песни закладываются базовые представления о мире конкретной лингвокультуры. Благодаря уникальным особенностям той культуры, в которой растет ребенок, складывается уникальная картина мира в сознании.
Картина мира, или образ мира, представляет собой сложное, динамичное явление, обладающее несколькими характерными свойствами: изменчивостью и вариативностью, а также целостностью, образностью и привязанностью к коллективному сознанию. Все имеющиеся знания, концепты, идеалы, ценности, духовные убеждения и ориентиры являются составляющими частями картины мира. Главным компонентом, картины мира является концепт. Концепт - это хранящееся в сознании человека базовое ментальное образование, сформированное из переосмысленных знаний о мире. Это абстрактное следствие чувственного опыта и различных видов деятельности отдельного человека или определенной лингвокультуры.
Наравне с концептуальным воплощением знаний в колыбельных песнях, важным компонентом, влияющим на формирование перлокутивного эффекта, является прагматика. Контекст и речевой акт являются центральными понятиями прагматики. Во внимание принимаются все обстоятельства, в которых протекает речевое событие, а также фоновые знания участников коммуникации. Таким образом обеспечивается широкое понимание коммуникативной ситуации, содержание которой влияет на успешность или неудачу речевого акта.
В результате лингвистического анализа текстов испанских и английских колыбельных песен было выявлено, что в испанских колыбельных песнях конструируется диалектический образ мира. Образ несправедливого, бедного, жестокого и опасного мира включает концепты опасности, обмана, смерти, плача, бедности, сиротства. Эти концепты репрезентируются соответствующими лексическими единицами: глаголами morir (умирать), doler (болеть), danar (причинять вред), llorar (плакать), enganar (обманывать), trabajar (работать), pagar (платить), abandonar (покидать, бросать); прилагательными enganador (обманчивый), pobre (бедный);
существительными hambre (голод), llanto (плач), muerte (смерть). С другой стороны, конструируется безопасный, справедливый мир, где есть покой, забота, красота. Позитивный образ мира конструируется мелиоративными лексемами: paz (спокойствие), cuidar (заботиться), комплиментарными апеллятивами. Посредством использования языковых единиц, которые конструируют позитивный или негативный образ мира, адресант передает ребенку национально-исторический и культурный опыт, а также формирует его представление о мире.
...


1. Азнаурова Э.С. Прагматика художественного текста. Ташкент: Фан, 1988. 119 с.
2. Апресян Ю.Д. Избранные труды. Интегральное описание языка и системная лексикография. М.: Школа «Языки русской культуры», 1995. Т.2. С.348-388.
3. Арутюнова Н.Д. Понятие пресуппозиции в лингвистике // ИАН ОЛЯ. Серия литературы и языка. 1973. Т.32. Вып. 1. С. 84-89.
4. Аскольдов С.А. Концепт и слово. Русская словесность: Антология / под ред. В.Н. Нерознака. М.: Academia, 1997. С. 267-280.
5. Ахтырская Е.Н. Фольклор как искусство слова // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. 2015. Вып. 12. С. 177-181.
6. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / сост. С.Г. Бочаров; текст подгот. Г.С. Бернштейн и Л.В. Дерюгина; примеч. С.С. Аверинцева и С.Г. Бочарова. М.: Искусство, 1986. 445 с.
7. Ветухов А.В. Народные колыбельные песни // Этнографическое обозрение. 1892. Вып. 1-4. С. 9.
8. Виноградов Г.С. Страна детей. Избранные труды по этнографии детства. СПб.: Анатолия, 1998. 550 с.
9. Гердер И.Г. О народных песнях. Избранные сочинения. / сост.
В.М. Жирмунский. Москва-Ленинград: Государственное издательство
художественной литературы, 1959. С. 72-83.
10. Головин В.В. Тихвинские колыбельные 1852 года: опыт
структурно-функционального анализа. СПб.: Тихвинский фольклорный архив, 2000. 156 с.
11. Ерофеева Л.А. Метафорические репрезентации доминантных
концептов в поэтической картине мира. Саратов, 2007. 200 с.
12. Ильина Л.Е. Аксиологический аспект колыбельной песни как жанра фольклора // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Вып. 4. С.243-247.
13. Карасик В.И. Языковые концепты как измерения культуры (субкатегориальный кластер темпоральности) // Концепты. Архангельск, 1997. Вып. 2. С. 156-158.
14. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. М.: ГНОЗИС, 2004. 390 с.
15. Карасик В.И., Слышкин Г.Г. Базовые характеристики
лингвокультурных концептов // Антология концептов / Под ред.
B. И. Карасика, И.А. Стернина. Волгоград: Парадигма, 2005. Т.1. 347 с.
... всего 49 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ