ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы формирования навыков самообслуживания у детей
младшего дошкольного возраста 6
1.1 Психолого-педагогические особенности детей младшего дошкольного
возраста 6
1.2 Формы, методы и приемы развития навыков самообслуживания в
дошкольной образовательной организации 17
1.3 Просветительская работа с родителями дошкольников 27
2 Просветительская работа ДОУ с родителями младших дошкольников 36
2.1 Исследование уровня сформированное™ навыков самообслуживания у
младших дошкольников 36
2.2 Рекомендации для родителей по формированию навыков
самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста 41
2.3 Анализ результатов исследования 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ А 57
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 60
ПРИЛОЖЕНИЕ В 61
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 67
Одной из задач дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) при работе с детьми младшего дошкольного возраста является формирование у них навыка самообслуживания. Воспитатели детского сада формируют простейшие навыки самообслуживания у детей, но в семье часто случается так, что родители не продолжают эту работу. Детям нелегко подстраиваться к противоречивым требованиям взрослых. Поэтому совместная работа дошкольной организации и семьи необходима для эффективного становления навыков саморазвития у ребенка.
В последние годы возрастает число родителей, которые сильно опекают своего ребенка. Некоторые родители делают все за детей. Это приводит к тому, что у ребенка не развивается самостоятельность в навыках самообслуживания. Ставится одна из педагогических проблем, которая заключается в недостаточной изученности и осведомленности родителей в формировании навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста. Это определяет актуальность темы исследования.
Проблема исследования: несмотря на существующие научнопрактические разработки по формированию навыков самообслуживания у младших дошкольников, недостаточно разработаны рекомендации для родителей младших дошкольников по формированию у детей навыков самообслуживания, учитывающие программу ДОУ развития детей.
Объект: формирование навыков самообслуживания младших дошкольников
Предмет: просветительская работа с родителями по формированию навыков самообслуживания у младших дошкольников
Цель: теоретически обосновать и проверить на практике разработанные рекомендации родителям для формирования навыков самообслуживания детей в ДОУ
Гипотеза исследования: формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста будет результативным, если в рамках просветительской работы родителей, для обеспечения единых педагогических требований, к ребенку будут разработаны рекомендации для родителей, включающие:
• теоретические основы формирования навыков самообслуживания у младших дошкольников;
• нормы сформированное™ навыков самообслуживания у младших дошкольников;
• игры и упражнения, проводимые в ДОУ для формирования навыков самообслуживания для закрепления их с детьми в домашних условиях;
• рекомендации родителям по воспитанию ответственности у младших дошкольников.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1) изучить психолого-педагогические особенности детей младшего дошкольного возраста;
2) выделить формы, методы и приемы развития навыков
самообслуживания в дошкольной образовательной организации;
3) выявить особенности просветительской работы с родителями дошкольников;
4) исследовать уровень сформированное™ навыков самообслуживания младших дошкольников;
5) разработать методические рекомендации для родителей по развитию навыков самообслуживания у младших дошкольников;
6) проанализировать результаты исследования.
База исследования: МБДОУ «Детский сад №22 «Журавушка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественному-эстетическому направлению развития детей».
Самообслуживание является основным видом труда маленького ребенка, который способствует формированию самостоятельности, уверенности в своих силах, желание и умение преодолевать препятствия.
Самообслуживание включает в себя сформированное™ следующих навыков: навыки опрятности, навыки приема пищи, навыки одевания и раздевания. Самообслуживание дополняет внутреннюю культуру ребенка: он стремится быть полезным, не обременять окружающих, помогает им обходиться своими силами в большом и малом деле, всегда требует определенных физических и умственных усилий, которые тем заметнее выступают в деятельности ребенка, чем он младше и чем менее он владеет навыками самостоятельного одевания, умывания и еды.
При создании необходимых условий, повседневность труда по самообслуживанию создает благоприятные условия для того, чтобы ребенок активно усваивал необходимые для обслуживания себя своими собственными силами без помощи взрослого навыки, приобретал практический опыт самостоятельности в поведении. Своевременное освоение процессов самообслуживания дает ребенку возможность самоутвердиться, почувствовать себя самостоятельным и умелым.
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. Поэтому задача педагога в игровой форме и с учетом возрастных особенностей развивать, формировать и закреплять навыки самообслуживания детей с раннего детства.
Ребенок должен овладеть навыками самообслуживания, которые составляют важную часть общей гигиенической культуры.
самообслуживания становятся стремление к самостоятельности, инициативность, осознание положительного примера и отрицательного, стыд.
Результаты педагогической диагностики показали, что согласно наблюдению по критериям Ю.А. Афонькиной, Г.А. Урунтаевой, у 9 человек навыки самообслуживания сформированы на высоком уровне; у 8 человек на среднем; у 8 человек на низком уровне.
Нами были определены приемы формирования у детей навыков самообслуживания. Содержание включило в себя культуру еды, одевания, умывания. В работе с детьми были применены такие методы, как показ, пример, объяснение нового действия, поощрения, дидактические игры.
Для формирования навыков самообслуживания детей были использованы следующие приемы: использование русского фольклора; использование игровых приемов занятия с куклой; сотрудничество с родителями, беседа с педагогами и обслуживающим персоналом, соблюдение режима дня, индивидуально-дифференцированный подход к детям.
Для обеспечения единых педагогических требований по формированию навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста, мы разработали ряд рекомендаций по формированию навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста, чтобы родители поняли важность воспитания самостоятельности.
Все задачи исследования решены, цель работы достигнута, гипотеза частично доказана теоретически, частично подтверждена экспертной оценкой.
Таким образом, можно сделать вывод, что разработанные нами рекомендации для родителей детей по формированию элементарных навыков самообслуживанию у детей младшего дошкольного возраста, будут результативными, если в рамках просветительской работы с родителями, а также для обеспечения единых педагогически требований, к ребенку будут учтены следующие составляющие:
• теоретические основы формирования навыков самообслуживания у младших дошкольников;
• нормы сформированное™ навыков самообслуживания у младших дошкольников;
• игры и упражнения, проводимые в ДОУ для формирования навыков самообслуживания для закрепления их с детьми в домашних условиях;
• рекомендации родителям по воспитанию ответственности у младших дошкольников.
1. Акулова, Е.Ф. Психолого-педагогические условия воспитания самостоятельности в младшем дошкольном возрасте Е.Ф. Акулова // Наука, образование общество. - 2016. - №4. - С. 24-47.
2. Арсентьева, В. П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве: учебное пособие / В. П. Арсентьева - М.: Форум, 2015. - 144 с.
3. Афонькина, Ю.А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию [Текст] / Ю.А. Афонькина, Г.А. Урунтаева. - М.: Просвещение, 2012. - 134 с.
4. Белая, К.Ю. Тематические дни в детском саду. 40 карточек для планирования и проведения тематических дней с детьми дошкольного возраста [Текст] / К. Ю. Белая. - М.: Русское слово, 2018. - 80 с.
5. Белова, О.Е. Циклы игровых комплексов с детьми 2-4 лет в адаптационный период по программе «От рождения до школы» [Текст] / О.Е. Белова. - Волгоград: Учитель, 2017. -154 с.
6. Белостоцкая, Е.М., и др. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7. - М.:Просвещение, 2015.-42 с.
7. Блонский, П. П. Психология младшего дошкольника [Текст] / П. П. Блонский. - Воронеж.: МОДЭК, 2015. - 164с.
8. Богуславская, З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста [Текст] / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. - М., 2014.
• 85 с.
9. Большой психологический словарь [Текст] / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - СПб: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2015. - 672с. С. 50-51
10. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в д/с: Пособие для воспитателя детского сада [Текст] / А.К. Бондаренко. - М.: Просвещение, 2009.
• 72 с.
11. Буре, Р.С., Воспитатель и дети. [Текст] / Р.С.Буре, Л.Ф. Островская
• М.: Просвещение, 2014. -121 с
12. Варенцова, Н.А. Культурно-гигиенические навыки как средство приобщения к здоровому образу жизни детей второй младшей группы [Текст] / Н.А. Варенцова // Молодой ученый. - 2019. - №4. - С.381-384.
13. Волынкин, В. И. Воспитание и развитие дошкольников: учебное пособие / В. И. Волынкин - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. - 448с. С. 84
14. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л.С. Выготский. - М: Издательство Юрайт, 2017. - 199 с.
15. Выскребенец, Е.Н. Педагогические условия формирования самостоятельности у младших дошкольников в процессе труда по самообслуживанию / Е.Н. Выскребенец // Проблемы современных интеграционных процессов и пути их решения: сборник статей Международной научно-практической конференции. - В 2 ч. 4.1. - Уфа: МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2017. - 251 с. - С. 171-175.
... всего 55 источников