Саудовская Аравия и Иран в борьбе за региональное лидерство в Персидском заливе
|
Введение 3
1. Внешняя политика Исламской Республики Иран и Королевство Саудовской
Аравии в последней четверти 20-го века 5
1.1 Формирование внешнеполитической стратегии Ирана в конце XX столетия.
5
1.2 Особенности становления отношений Ирана с другими странами
Персидского залива 11
1.3 Особенности внешней политики Исламской Республики Иран с
Королевством Саудовская Аравия 19
1.4 Формирование внешнеполитической стратегии Саудовской Аравии в конце
XX столетия 22
1.5 Особенности становления отношений Саудовской Аравии со странами
Персидского залива 26
2. Встречными курсами 34
2.1 Внешняя политика Ирана в борьбе за лидерство в регионе Персидского
залива 34
2.2 Внешняя политика Саудовской Аравии в борьбе за лидерство в регионе
Персидского залива 45
2.3 Угрозы и перспективы ирано-саудовского соперничества 56
Заключение 62
Список использованных источников 64
1. Внешняя политика Исламской Республики Иран и Королевство Саудовской
Аравии в последней четверти 20-го века 5
1.1 Формирование внешнеполитической стратегии Ирана в конце XX столетия.
5
1.2 Особенности становления отношений Ирана с другими странами
Персидского залива 11
1.3 Особенности внешней политики Исламской Республики Иран с
Королевством Саудовская Аравия 19
1.4 Формирование внешнеполитической стратегии Саудовской Аравии в конце
XX столетия 22
1.5 Особенности становления отношений Саудовской Аравии со странами
Персидского залива 26
2. Встречными курсами 34
2.1 Внешняя политика Ирана в борьбе за лидерство в регионе Персидского
залива 34
2.2 Внешняя политика Саудовской Аравии в борьбе за лидерство в регионе
Персидского залива 45
2.3 Угрозы и перспективы ирано-саудовского соперничества 56
Заключение 62
Список использованных источников 64
Регион Персидского залива в контексте системы международных отношений всегда имел особую степень важности для многих акторов, включая западные государства. В сложившихся условиях среди ближневосточных стран существуют два центра силы, Саудовская Аравия и Иран - два игрока, сражающиеся за первенство в региональном пространстве. Именно стремление государств получить позицию лидера выстраивает их внешнеполитическую стратегию. Рассматривать взаимосвязи между Исламской Республикой Иран и Королевством Саудовской Аравии необходимо с точки зрения комплексного подхода в силу того, что происходящая между ними борьба за лидерство влияет не только на двусторонние отношения, но и в целом на регион Ближнего Востока, что делает данное исследование актуальным.
В бакалаврской работе следует определить цель - проанализировать внешнеполитические действия Саудовской Аравии и Ирана, направленные на получение лидерской позиции в регионе Персидского залива.
Для этого потребуется выполнить следующие задачи:
1. Исследовать формирование внешнеполитических стратегии Ирана в конце XX столетия.
2. Выделить особенности становления отношений Ирана со странами Персидского залива.
3. Рассмотреть особенности внешней политики Исламской Республики Иран с Королевством Саудовская Аравия.
4. Выделить особенности формирования внешнеполитической стратегии Саудовской Аравии в конце XX столетия.
5. Изучить аспекты становления внешней политики Саудовской Аравии со странами Персидского залива.
6. Проанализировать внешнюю политику Ирана в борьбе за лидерство в регионе Персидского залива.
7. Рассмотреть внешнюю политику Саудовской Аравии в борьбе за
лидерство в регионе Персидского залива.
8. Определить угрозы и перспективы ирано-саудовского регионального соперничества.
Объектом исследования выступает внешняя политика Ирана и Саудовской Аравии, в то время как предметом исследования является влияние на внешнеполитический курс Республики Иран и Королевства Саудовская Аравия стремление получить роль регионального лидера.
Метод исследования можно определить как историко-систематический подход.
Научная разработанность данной темы довольно высока. Проблематикой отношений в регионе Персидского залива занимались такие научные специалисты, как Г. Г. Косач, Е. С. Мелкумян, В. А. Ушаков, А. М. Васильев, С. М. Алиев, Е. М. Примаков, Л. В. Валькова, Н. М. Мамедова и многие другие, однако, в контексте борьбы за региональное лидерство иранско- саудовские взаимосвязи мало где рассматриваются, а учитывая, что в настоящее время мироустройство пребывает в состоянии трансформации, имеет смысл исследовать данный аспект с позиции новых тенденций в системе международных отношений, что обосновывает научную и практическую значимость исследования.
В бакалаврской работе следует определить цель - проанализировать внешнеполитические действия Саудовской Аравии и Ирана, направленные на получение лидерской позиции в регионе Персидского залива.
Для этого потребуется выполнить следующие задачи:
1. Исследовать формирование внешнеполитических стратегии Ирана в конце XX столетия.
2. Выделить особенности становления отношений Ирана со странами Персидского залива.
3. Рассмотреть особенности внешней политики Исламской Республики Иран с Королевством Саудовская Аравия.
4. Выделить особенности формирования внешнеполитической стратегии Саудовской Аравии в конце XX столетия.
5. Изучить аспекты становления внешней политики Саудовской Аравии со странами Персидского залива.
6. Проанализировать внешнюю политику Ирана в борьбе за лидерство в регионе Персидского залива.
7. Рассмотреть внешнюю политику Саудовской Аравии в борьбе за
лидерство в регионе Персидского залива.
8. Определить угрозы и перспективы ирано-саудовского регионального соперничества.
Объектом исследования выступает внешняя политика Ирана и Саудовской Аравии, в то время как предметом исследования является влияние на внешнеполитический курс Республики Иран и Королевства Саудовская Аравия стремление получить роль регионального лидера.
Метод исследования можно определить как историко-систематический подход.
Научная разработанность данной темы довольно высока. Проблематикой отношений в регионе Персидского залива занимались такие научные специалисты, как Г. Г. Косач, Е. С. Мелкумян, В. А. Ушаков, А. М. Васильев, С. М. Алиев, Е. М. Примаков, Л. В. Валькова, Н. М. Мамедова и многие другие, однако, в контексте борьбы за региональное лидерство иранско- саудовские взаимосвязи мало где рассматриваются, а учитывая, что в настоящее время мироустройство пребывает в состоянии трансформации, имеет смысл исследовать данный аспект с позиции новых тенденций в системе международных отношений, что обосновывает научную и практическую значимость исследования.
После революции и до конца XX века иранская дипломатия претерпела серию изменений. Иран, стремясь экспортировать революцию, переключился на силовые методы, но эта политика потерпела неудачу из-за международной изоляции Ирана и невозможности противостоять мировому сообществу в одиночку. Монархии Персидского залива также негативно относились к деструктивной деятельности Исламской Республики Иран, опасаясь свержения своих режимов.
И только приход М. Хатами к власти в конце 1990-х годов привел к улучшению отношений между Ираном и монархиями Залива, а также к началу “цивилизационного” диалога с США.
Саудовская Аравия придерживается “умеренной” внешней политики, стремясь к дипломатическому решению конфликтов. Один из важных элементов этой стратегии - создание ССАГПЗ и интеграция этой организации в международные процессы. Однако закрытый характер этой организации является явным недостатком в борьбе за региональное лидерство в Персидском заливе.
С приходом М. Ахмадинежада и неоконсерваторов к власти в Иране в начале XXI века, внешнеполитический курс страны сместился в сторону прагматизма. Одной из главных целей стало распространение влияния на региональный уровень путем решения проблем в регионе и стремления к получению статуса защитника всех мусульман. Однако политика Ирана по поводу спорных островов с ОАЭ помешала улучшению отношений со странами Залива.
Планы Исламской Республики Иран по распространению своего влияния через «арабскую весну» не удалось осуществить, так как шиитский режим не был установлен в странах, где Иран поддерживал шиитскую оппозицию, таких как Бахрейн, Сирия, Кувейт и Ливан. Однако при приходе Х. Роухани к власти в 2013 году Иран начал активизировать свою внешнюю политику, нацеленную на стабилизацию отношений, что помогло избавиться от экономических санкций.
В XXI веке Саудовская Аравия придерживалась внешнеполитической стратегии интеграции в ССАГПЗ и разрешения региональных проблем. Соревнование между двумя региональными мощностями - Исламской Республикой Иран и Королевством Саудовская Аравия - является ключевым фактором на Ближнем Востоке. Они соперничают через своих союзников, влияя на ситуацию в Сирии, Ливане, Ираке, Йемене и Бахрейне.
На современном этапе отношения между Ираном и Саудовской Аравией остаются напряженными. Эти две страны продолжают бороться за влияние в регионе Ближнего Востока через своих союзников в различных странах, таких как Сирия, Ливан, Ирак, Йемен и Бахрейн. Однако, страны не намерены вступать в открытую войну из-за ее негативных последствий для экономики, населения и имиджа в международном сообществе.
Иран в настоящее время стремится к масштабному экономическому развитию и улучшению своего имиджа, особенно после выхода из международной изоляции. Борьба за влияние в регионе Ближнего Востока продолжается, но Иран стремится избежать открытых столкновений с Саудовской Аравией, учитывая негативный опыт ирано-иракской войны.
Саудовская Аравия также не стремится к открытому конфликту и предпочитает укреплять свои экономические и политические связи со своими союзниками в регионе. При этом королевство продолжает принимать жесткую позицию в отношении Ирана, обвиняя его в международном терроризме и вмешательстве во внутренние дела региона.
Таким образом, на современном этапе отношения между Ираном и Саудовской Аравией продолжают оставаться напряженными, но обе страны предпочитают избегать открытого конфликта, укрепляя свои позиции через экономические, политические и дипломатические связи со своими союзниками.
И только приход М. Хатами к власти в конце 1990-х годов привел к улучшению отношений между Ираном и монархиями Залива, а также к началу “цивилизационного” диалога с США.
Саудовская Аравия придерживается “умеренной” внешней политики, стремясь к дипломатическому решению конфликтов. Один из важных элементов этой стратегии - создание ССАГПЗ и интеграция этой организации в международные процессы. Однако закрытый характер этой организации является явным недостатком в борьбе за региональное лидерство в Персидском заливе.
С приходом М. Ахмадинежада и неоконсерваторов к власти в Иране в начале XXI века, внешнеполитический курс страны сместился в сторону прагматизма. Одной из главных целей стало распространение влияния на региональный уровень путем решения проблем в регионе и стремления к получению статуса защитника всех мусульман. Однако политика Ирана по поводу спорных островов с ОАЭ помешала улучшению отношений со странами Залива.
Планы Исламской Республики Иран по распространению своего влияния через «арабскую весну» не удалось осуществить, так как шиитский режим не был установлен в странах, где Иран поддерживал шиитскую оппозицию, таких как Бахрейн, Сирия, Кувейт и Ливан. Однако при приходе Х. Роухани к власти в 2013 году Иран начал активизировать свою внешнюю политику, нацеленную на стабилизацию отношений, что помогло избавиться от экономических санкций.
В XXI веке Саудовская Аравия придерживалась внешнеполитической стратегии интеграции в ССАГПЗ и разрешения региональных проблем. Соревнование между двумя региональными мощностями - Исламской Республикой Иран и Королевством Саудовская Аравия - является ключевым фактором на Ближнем Востоке. Они соперничают через своих союзников, влияя на ситуацию в Сирии, Ливане, Ираке, Йемене и Бахрейне.
На современном этапе отношения между Ираном и Саудовской Аравией остаются напряженными. Эти две страны продолжают бороться за влияние в регионе Ближнего Востока через своих союзников в различных странах, таких как Сирия, Ливан, Ирак, Йемен и Бахрейн. Однако, страны не намерены вступать в открытую войну из-за ее негативных последствий для экономики, населения и имиджа в международном сообществе.
Иран в настоящее время стремится к масштабному экономическому развитию и улучшению своего имиджа, особенно после выхода из международной изоляции. Борьба за влияние в регионе Ближнего Востока продолжается, но Иран стремится избежать открытых столкновений с Саудовской Аравией, учитывая негативный опыт ирано-иракской войны.
Саудовская Аравия также не стремится к открытому конфликту и предпочитает укреплять свои экономические и политические связи со своими союзниками в регионе. При этом королевство продолжает принимать жесткую позицию в отношении Ирана, обвиняя его в международном терроризме и вмешательстве во внутренние дела региона.
Таким образом, на современном этапе отношения между Ираном и Саудовской Аравией продолжают оставаться напряженными, но обе страны предпочитают избегать открытого конфликта, укрепляя свои позиции через экономические, политические и дипломатические связи со своими союзниками.
Подобные работы
- ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ
САУДОВСКОЙ АРАВИИ И ИРАНА
В КОНТЕКСТЕ БОРЬБЫ ЗА ЛИДЕРСТВО НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ
(КОНЕЦ 1970-Х - НАЧАЛО XXI ВЕКА)
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2016 - Зона Персидского залива как субъект международных отношений в 1979–2003 годы
Курсовые работы, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 900 р. Год сдачи: 2021 - Отношения Королевства Саудовская Аравия и Исламской Республики Иран на современном этапе
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ СТРАН НА ПРИМЕРЕ САУДОВСКОЙ АРАВИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2016 - Политика Китая в отношении арабских стран Персидского залива
Бакалаврская работа, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - ОПЕК в условиях геополитического соперничества стран-участниц с 2008 по 2016 гг.
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Религиозные меньшинства в политике КСА в XX веке
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2017 - ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ И НЕФТЯНОЙ ФАКТОР В
ПОЛИТИКЕ СТРАН БЛИЖНЕГО ВОСТОКА
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2020 - ПОЛИТИКА КНР НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ
1990-е - 2010-е годы
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019





