Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ЭКОНОМИКИ В СТАРШИХ КЛАССАХ (НА ПРИМЕРЕ РАЗДЕЛА «ЭКОНОМИКА ФИРМЫ»)

Работа №151527

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы61
Год сдачи2023
Стоимость4325 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1 Теоретические аспекты применения метода проблемного обучения на уроках экономики в старших классах
1.1 Проблемное обучение. Достоинства и недостатки
использования метода проблемного обучения 7
1.2 Характеристика метода проблемного обучения 12
1.3 Условия реализации метода проблемного обучения на
уроках экономики в старших классах 19
2 Методические рекомендации по применению метода проблемного обучения на уроках экономики в старших классах (на примере раздела «Экономика фирмы»)
2.1 Организация и методы исследования. Анализ и интерпретация
результатов констатирующего эксперимента 23
2.2 Методические рекомендации учителям экономики по
применению метода проблемного обучения на уроках экономики в старших классах 30
Заключение 37
Список использованных источников 39
Приложение А «Методический комплект уроков по разделу «Экономика фирмы» с применением метода проблемного обучения» 44
Приложение Б «Тест по разделу «Экономика фирмы»» 57

Современное образование стремится к разнообразию методов обучения, чтобы сделать процесс обучения более интерактивным и увлекательным для учащихся. Одним из таких методов является проблемное обучение, которое подразумевает активное участие учащихся в процессе изучения нового материала через решение реальных или вымышленных проблем.
В данной выпускной квалификационной работе будет рассмотрено применение метода проблемного обучения на уроках экономики в старших классах на примере раздела "Экономика фирмы". Эта тема является важной для учащихся, поскольку они могут получить представление о том, как управлять бизнесом и применять теорию к реальной жизни.
Все вышесказанное подтверждает актуальность темы данной работы «Применение метода проблемного обучения на уроках экономики в старших классах (на примере раздела «Экономика фирмы»)».
Цель исследования - теоретически обосновать и продемонстрировать применение метода проблемного обучения на уроках экономики в старших классах (на примере раздела «Экономика фирмы»).
Объект исследования - процесс обучения экономике в старших классах.
Предмет исследования - применение метода проблемного обучения на уроках экономики в старших классах.
Для достижения цели, были поставлены следующие задачи:
- на основе анализа научной, учебно-методической литературы
определить понятийно-категориальный аппарат по теме исследования.
- определить и провести констатирующий эксперимент по выявлению применения метода проблемного обучения учителями экономики в старших классах.
- разработать методические рекомендации учителям экономики по применению метода проблемного обучения.
- разработать методический комплект уроков по разделу «Экономика фирмы» с применением метода проблемного обучения и провести его апробацию.
Методической основой выступили труды исследователей: Я. А. Коменского [13], М. И. Махмутова [19], И. Я. Лернер [16].
Методы исследования:
- теоретические: анализ литературы: обобщение, сравнение и
систематизация имеющихся представлений по проблеме исследования;
- методы сбора эмпирических данных: анкетирование;
- методы интерпретации и описания данных: количественный и качественный анализ результатов.
Этапы исследования:
Первый этап (сентябрь - ноябрь 2022) - анализ литературы по теме исследования, определение цели, объекта, предмета, постановка задач. Подготовка экспериментального исследования.
Второй этап (декабрь 2022 - февраль 2023) - организация и проведение экспериментального исследования. Анализ и интерпретация результатов констатирующего эксперимента. Разработка методических рекомендаций для учителей экономики по применению метода проблемного обучения на уроках.
Третий этап (март - апрель 2023) - разработка методического комплекта уроков по применению метода проблемного обучения на уроках экономики в старших классах.
Четвертый этап (май 2023) - подготовка и оформление текста выпускной квалификационной работы.
База исследования: Муниципальные бюджетные общеобразовательные учреждения города Канска Красноярского края.
Теоретическая значимость состоит в том, что определен понятийно-категориальный аппарат по теме исследования.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны методические рекомендации учителям, комплект уроков по разделу И".
«Экономика фирмы» с применением метода проблемного обучения на уроках экономики в старших классах. Данные разработки могут быть полезны учителям и студентам во время прохождения практики, а также при написании курсовых работ.
По результатам исследования опубликована статья:
1. Никитина, Е. Ю. Использование кейс-метода на уроках экономики в старшей школе / Е. Ю. Никитина // Актуальные проблемы преподавания дисциплин естественнонаучного цикла: тезисы докладов VI Всероссийской научно-практической конференции преподавателей, учителей, студентов и молодых ученых, Лесосибирск, 14-15 ноября 2022 года / Сибирский федеральный университет. - Красноярск, 2022. - С. 50-55.
А также по результатам работы были получены следующие сертификаты:
1. Сертификат участника за доклад Всероссийского молодежного научного форума «Современное педагогическое образование: теоретический и прикладной аспекты», секция «Актуальные проблемы преподавания дисциплин естественнонаучного цикла», ЛИИ - филиал СФУ.
2. Сертификат участника за научную работу, представленную на Всероссийском конкурсе научных работ «Молодежный научный потенциал», ЛПИ - филиал СФУ.
Структура работы - работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 43 наименований. Результаты работы представлены в 8 таблицах, 17 рисунках.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В современных исследованиях рассматривается множество определений метода проблемного обучения. Хотя каждое толкование имеет что-то общее, объединяющее все определения, все они содержат и собственное видение авторов, отличающее их друг от друга. Изучив учебную, научную и методическую литературу по данной теме, мы определяем проблемное обучение как тип развивающего обучения. С этим типом обучения сочетается систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся в сочетании с усвоением ими готовых выводов науки. Система методов, используемых в этом процессе, строится с учетом принципа проблемности и целеполагания. В процессе взаимодействия преподавания и учения при проблемном обучении ориентировано на формирование мировоззрения учащихся, развитие их познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных способностей, включая творческие, для более эффективного усвоения научных понятий и способов деятельности детерминированного системой проблемных ситуаций.
Метод проблемного обучения является одним из наиболее эффективных подходов к обучению, который используется в современной педагогике. Он основан на идее, что ученик должен самостоятельно решать задачи и проблемы, чтобы лучше понимать учебный материал.
Для изучения использования метода проблемного обучения на уроках экономики был разработан и проведен констатирующий эксперимент с целью выявления применения метода проблемного обучения учителями экономики в старших классах.
Исследование проводилось на базе Муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений города Канска Красноярского края.
Проанализировав результаты анкетирования, мы пришли к выводу, что только 50% опрошенных учителей используют метод проблемного обучения. А также выявили причины затруднений в использовании метода проблемного обучения на уроках учителями: недостаток методической литературы, затрата большого количества времени на подготовку к организации урока с использованием метода проблемного обучения.
На основе анализа и интерпретации результатов констатирующего эксперимента были разработаны методические рекомендации и комплект уроков с использованием метода проблемного обучения на уроках экономики в старших классах. В результате исследования цель была достигнута, поставленные задачи решены.



1. Анацкая, Л. Н. Современные технологии в преподавании экономики / Л. Н. Анацкая // Инновационные процессы в образовании. - 2018. - № 3. - С. 81-84.
2. Андреев, В. И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, - 2018. - 608 с. - ISBN 5-7464-1219-8.
3. Ахтариева, Р. Ф. Дидактическое обоснование методов проблемного обучения / Р. Ф. Ахтариева, А. Р. Рамилевна, Е. В. Салимуллина // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 1. - С. 34-37.
4. Баксанский, О. Е. Проблемное обучение: обоснование и реализация / О. Е. Баксанский, М. В. Чистова // Наука и школа. - 2000. - №1. - С. 19-25.
5. Брушлинский, А. В. Психология мышления и проблемное обучение /
А. В. Брушлинский. - Москва: Знание, 1983. - 96 с.
6. Вилькеев, Д. В. Познавательная деятельность учащихся при проблемном характере обучения основам наук в школе / Д. В. Вилькеев. -
Казань: Айрис-Пресс, 2007. - 302 с.
7. Галуза, А. В. Применение интерактивных методов в преподавании «Психологии бизнеса» / А. В. Галуза // Гуманитарные науки в современном вузе как основа межкультурного взаимодействия: Мат. Междунар. Научн. Конф.; под ред. С. И. Бугашева, А. С. Минина. - Санкт-Петербург: СПГУПТиД. - 2018. - С. 48-51.
8. Грязнова, А. Г. Экономика: учебник для 10-11 классов / А. Г. Грязнова, Н. Н. Думная. - Москва: Интеллект-центр, 2015. - 496 с. - ISBN 978-5-89790¬286-6.
9. Гужина, Г. Н. Инновации в экономическом развитии / Г. Н. Гужина, А.А. Гужин // Инновации и инвестиции. - 2020. - № 1. - С. 18-22.
10. Занков, Л. В. Избранные педагогические труды / Л. В. Занков. - Москва: Педагогика, 1990. - 424 с. - ISBN 5-7301-0153-8.
11. Иванов, С. И. Экономика. Основы экономической теории: учебник для 10-11 классов общеобразовательных организаций: углубленный уровень: в 2-х книгах / С. И. Иванов, А. Я. Линьков. - Москва: Вита-Пресс, 2019. - 288 с. - ISBN 978-5-7755-4016-6.
12. Кабанов-Миллер, Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственного развития учащихся / Е. Н. Кабанов-Миллер. - Москва: Просвещение, 1984. - 387 с.
13. Калмыкова, З. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости / З. И. Калмыкова. - Москва: Педагогика, 1981. - 200 с.
14. Киреев, А. П. Экономика для 10-11 классов: базовый уровень /
A. П. Киреев; научный редактор В. В. Антонов, Т. А. Чамаева. - Москва: Вита- Пресс, 2020. - 304 с. - ISBN: 978-5-7755-3752-4.
15. Колеченко, А. К. Энциклопедия педагогических технологий. Пособие для преподавателей / А. К. Колеченко. - Санкт-Петербург: КАРО, 2017. - 368 с.
16. Коменский, Я. А. Великая дидактика / Я. А. Коменский. - РСФРС: Наркомпрос, 1939. - 320 с.
17. Королёва, Г. Э. Экономика для 10-11 классов: базовый уровень: ФГОС / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. - Москва: Вентана-Граф, 2021. - 224 с. - ISBN: 978-5-09-080973-3.
18. Кручинин, В. А. Психология развития и возрастная психология /
B. А. Кручинин, Н. Ф. Комарова; Нижегородский государственный
архитектурно-строительный университет. - Нижний Новгород: ННГАСУ, 2016. - 219 с. - ISBN 978-5-528-00112-8.
19. Кудрявцев, Т. В. Проблемное обучение: истоки, сущность,
перспективы / Т. В. Кудрявцев. - Москва: Знание, 1991. - 80 с. - ISBN 5-07-001687-3.
20. Кучменко, К. В. Формирование познавательных универсальных
учебных действий в процессе решения сюжетной задачи / К. В. Кучменко -
2020. - URL: http://elar.uspu.rU/bitstream/uspu/14593/1/Kuchmenko2.pdf(дата
обращения: 02.02.2023).
21. Лептина, И. Применение эффективных технологий обучения / И. Лептина // Учитель. - 2003. - №1. - С.18-24.
22. Лернер И.Я. Проблемное обучение / И.Я. Лернер. - Москва: Знание, 1974. - 64 с.
23. Липсиц, И. В. Экономика Учебник для 10-11 классов: базовый уровень. В 2-х книгах / И. В. Липсиц, Е. В. Савицкая. - Москва: Вита-Пресс,
2021. - 192 с. - ISBN: 978-5-7755-4361-7.
24. Матюшкин, А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А. М. Матюшкин. - Москва: Педагогика, 1972. - 245 с.
25. Махмутов, М. И. Организация проблемного обучения в школе: Книга для учителя / М. И. Махмутов. - Москва: Просвещение, 2007. - 240 с. - ISBN 978-5-905943-94-2.
26. Махмутов, М. И. Теория и практика проблемного обучения / М. И. Махмутов. - Казань: Таткнигоиздат, 1972. - 551 с.
27. Мельникова, Е. Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками: Пособие для учителя / Е. Л. Мельникова. - Москва, 2002. - с.15. - ISBN 978-5-85939-888-1.
28. Митина, Н. А. Современные педагогические технологии в образовательном процессе высшей школы / Н. А. Митина, Т. Т. Нуржанова // Молодой ученый. - 2019. - № 1. - С. 345-349.
29. Митькина, А. Д. Проблемное обучение в современном образовании / А. Д. Митькина // Вестник науки и образования. -2019. -№1. - С. 40-44.
30. Мочалов, Н. М. Методы проблемного обучения и границы из применимости / Н. М. Мочалов. - Казань: Таткнигоиздат, 1979. - 282 с.
31. Назарова, Н. М. Сравнительная специальная педагогика / Н. М. Назарова. - Москва: Academia, 2018. - 31 c. - ISBN 978-5-7695-8755-9.
32. Оконь, В. Основы проблемного обучения / В. Оконь. - Москва: Просвещение, 1968. - 208 с.
33. Панцева, Е. Ю. Технология проблемного обучения в учебном процессе / Е. Ю. Панцева, О. П. Кислякова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. -№1. - С. 26-30.
34. Песталоцци, И. Г. Избранные педагогические сочинения (комплект из 2 книг) / И. Г. Песталоцци. - Москва: Педагогика, 1981. - 750 с.
35. Руссо, Жан-Жак Избранные произведения (комплект из 3 книг) / Жан- Жак Руссо. - Москва: Государственное издательство художественной литературы, 1961. - 122 с.
36. Селевко, Г. К. Проблемное обучение / Г. К. Селевко // Школьные технологии. - 2006. - № 2. - С. 61-65.
37. Скляревский, А. Ю. Использование активных и интерактивных методов обучения в учебном процессе как основное направление его активизации и повышения качества / А. Ю. Скляревский // Педагогика и психология в современном мире: теоретические и практические исследования: материалы XXIII международной научно-практической конференции. - Москва, 2019. - С. 67-73.
38. Темиров, У. Х. Условия повышения эффективности проблемного обучения / У. Х. Темиров // Журнал Проблемы педагогики. - 2020. - № 1. -
С. 37-38.
39. Тимиркаева, А. В. Технология проблемного обучения / А. В. Тимиркаева // Журнал StudNet. - 2021. - № 1. - С. 1-5.
40. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. / К. Д. Ушинский. - Москва: Педагогика, 1974. - 584 с.
41. Хасбулатов, Р. И. Экономика для 10-11 классов: базовый и
углубленный уровни / Р. И. Хасбулатов; научный редактор В. А. Клоков. - Москва: Дрофа, 2022. - 304 с. - ISBN: 978-5-09-078785-7
42. Хуторской, А. В. Современная дидактика. Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. / А. В. Хуторской. - Москва: Высшая школа, 2007.- 639с.
43. Юдина, Е. С. Возрастные и психологические особенности детей старшего школьного возраста / Е. С. Юдина // Современное образование:
П.»
актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник трудов конференции / ответственный редактор Е.С. Юдина. - Пенза, 2019. - С. 295-297.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ