Введение 3
Глава 1. Анализ научной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования
1.1. Понятие конфликта. Типологии конфликтов и стратегий
поведения в них 7
1.2. Социально-психологические и коммуникативные установки
личности как фактор конфликтности 20
1.3. Психологические особенности юношеского возраста 27
Глава 2. Изучение психологических характеристик лиц с высоким уровнем конфликтности
2.1. Описание процедуры и методов исследования 40
2.2. Анализ и интерпретация диагностических данных 43
Выводы 55
Заключение 58
Список используемых источников 59
Приложение 63
Процесс взаимодействия людей не исключает противоречий, которые могут быть разрешены разными способами. Многие авторы связывают наличие конфликтов в человеческом общении с фактом наличия двух основных форм человеческого взаимодействия - кооперации и конкуренции. Индивидуальные различия в ряду конфликтогенных факторов занимают значительное место. Некоторые индивиды склонны к проявлению агрессивности и враждебности, они всегда ищут возможность оспорить высказывание, точку зрения и действие другой стороны. Они создают вокруг себя конфликтную атмосферу.
Говоря о функциях конфликта, выделяют его позитивную и негативную стороны. Научное понимание конфликта отвергает однозначно негативный взгляд на него как на явление исключительно деструктивное. Более того, специалистами-конфликтологами развиваются представления о потенциально позитивных функциях конфликта, который является сигналом неблагополучия, сигналом о необходимости изменений. Позитивная (конструктивная) функция заключатся в возможности разрешения противоречий, в профилактике стагнации отношений, их развитии и оптимизации. Восприятие конфликта не как опасности, а как необходимости перемен, облегчает адаптацию к новым обстоятельствам, и именно это позволяет сохранить отношения. По мнению Д. Майерса, бесконфликтные взаимоотношения людей или групп обречены на угасание. В отсутствие конфликтов затруднено осознание и решение проблем. Участие в конфликте повышает ответственность. Адекватное понимание и принятие конфликта может стимулировать прогрессивное развитие отношений между людьми.
Индивидуальные различия в ряду конфликтогенных факторов занимают значительное место. Некоторые индивиды склонны к проявлению агрессивности и враждебности, они всегда ищут возможность оспорить высказывание, точку зрения и действие другой стороны. Они создают вокруг себя конфликтную атмосферу. Лица с высокой конфликтностью отождествляют противоречия во взаимодействии исключительно со ссорой. Конфликтные ситуации порождают у них отчуждение, противоборство вплоть до полного разрыва отношений. У них нет направленности на анализ причин конфликта и его последствия. Нередко высокий уровень конфликтности связан с повышенной возбудимостью, когда эмоциональное состояние конфликтующего ему не подвластно. Кроме того, часть людей с высоким уровнем конфликтности отличаются сниженной эмпатией, вплоть до переживания чувства удовлетворения от подавленного состояния оппонента или при снижении его социального статуса. Высоко конфликтные индивиды не дифференцируют сферу возникновения напряжения, и противостояние, возникшее в одной сфере отношений, они переносят на другие. Их поведенческий репертуар в конфликте достаточно однообразный. Для лиц с высоким уровнем конфликтности характерны сниженный самоконтроль и недостаток самокритичности.
В последнее время в психологии активизировались исследования конфликтности представителей разных социально-возрастных групп. Студенты являются активными и относительно самостоятельными субъектами собственной жизнедеятельности, стремящимися самореализоваться в разных жизненных сферах. В этой связи изучение уровня конфликтности расширяет представление о проблемах, характерных для студенческой выборки.
Цель исследования: изучение психологических характеристик лиц с высоким уровнем конфликтности для использования диагностических данных в консультативной и коррекционной работе педагога-психолога по проблемам общения и личностного развития.
Объект исследования - психологические характеристики лиц юношеского возраста.
Предмет исследования - психологические характеристики лиц с высоким уровнем конфликтности
Гипотеза: для лиц с высоким уровнем конфликтности характерными являются такие социально-психологические установки, как направленность на результат и эгоизм; преобладание негативных коммуникативных установок, высокий уровень социальной фрустрированности и низкий показатель толерантности к неопределенности.
Для реализации цели исследования и проверки выдвинутой гипотезы были определены следующие задачи:
1) Провести анализ научной психолого-педагогической литературы по вопросам психологии конфликта, стратегий поведения в конфликте, социально-психологических и коммуникативных установок личности как фактора конфликтности; привести описание основных характеристик периода юности и психологических особенностей студенчества;
2) Определить диагностический комплекс для изучения
психологических характеристик лиц с высоким уровнем конфликтности.
3) Сформировать выборку исследования и провести
диагностические процедуры.
4) Проанализировать полученные диагностические данные, сформулировать выводы.
В ходе исследования были использованы такие методы, как наблюдение, беседа, диагностический эксперимент с применением следующих методик:
- опросник Е.П. Ильина, П.А. Ковалева «Личностная агрессивность и конфликтность»;
- методика «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» О.Ф. Потемкиной;
- методика диагностики коммуникативной установки В.В. Бойко;
- методика диагностики уровня социальной фрустрированности Л.И. Вассермана в модификации В.В. Бойко;
- шкала толерантности к неопределённости Д. Мак-Лейна (версия Е.Г. Луковицкой).
В качестве метода математической статистики был использован Т- критерий Стьюдента для независимых выборок.
В исследовании приняли участие лица в возрасте от 19 до 25 лет, студенты вузов г. Пензы очной и заочной форм обучения в количестве 35 человек. На основании результатов диагностики уровня конфликтности общая выборка была разделена на группы испытуемых с высоким уровнем конфликтности и с показателями конфликтности, соответствующих среднему и низкому уровням. Второй диагностический этап был посвящен изучению таких психологических характеристик, как направленность на процесс / результат и альтруизм / эгоизм в системе социально-психологических установок; вид и степень выраженности негативных коммуникативных установок, уровень социальной фрустрированности и показатель толерантности к неопределенности.
Наиболее важные для жизни связи и отношения субъекта реализуются во взаимодействии с ближайшим окружением. Общение с другими людьми опосредует связь человека с обществом в целом и является способом усвоения социального опыта. Именно в общении происходит становление личности человека, формирование его мировоззрения и нравственных свойств.
Процесс взаимодействия людей не исключает противоречий, которые могут быть разрешены разными способами. Многие авторы связывают наличие конфликтов в человеческом общении с фактом наличия двух основных форм человеческого взаимодействия - кооперации и конкуренции. Индивидуальные различия в ряду конфликтогенных факторов занимают значительное место. Некоторые индивиды склонны к проявлению агрессивности и враждебности, они всегда ищут возможность оспорить высказывание, точку зрения и действие другой стороны. Они создают вокруг себя конфликтную атмосферу.
Проведенное исследование было направлено на изучение психологических характеристик лиц с высоким уровнем конфликтности.
Были получены диагностические данные, свидетельствующие о ряде психологических особенностей лиц с высоким уровнем конфликтности. В системе социально-психологических установок для них в большей степени характерна направленность на результат и эгоизм; у них чаще проявляются негативные коммуникативные установки; у них выше уровень социальной фрустрированности.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования полученных результатов в консультативной и коррекционной работе педагога-психолога по проблемам общения и личностного развития, для разработки программ по формированию конструктивных способов общения лиц юношеского возраста, в том числе в конфликтных ситуациях.