Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО СПЕЦИАЛЬНОМУ РАЗДЕЛУ САМБО 5
1.1 Задачи технической и тактической подготовки 6
1.2 Содержание базовой подготовки самбистов 9
1.3 Создание психологических предпосылок для технико-тактического совершенствования самбистов 11
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В СПЕЦИАЛЬНОМ РАЗДЕЛЕ САМБО 17
2.1 Базовая техника специального раздела самбо 17
2.2 Поурочное содержание занятий. 30
2.3 Основные методические указания в специальном разделе 34
2.4 Оптимизация процесса освоения и закрепления технико-тактических действий и поведенческих реакций 43
ВЫВОДЫ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
Самбо (самозащита без оружия) - вид единоборств, состоящей из системы приемов защиты без применения оружия против вооруженного или невооруженного нападения.
Самбо включает в себя болевые приемы, броски, приемы борьбы в стойке и лежа, умелое сочетание которых позволяет оказывать успешное сопротивление нападению более сильного или вооруженного. Оно разработано на основе многообразных приемов национальных видов спортивной борьбы народов Советского Союза, народов мира.
Самбо имеет боевой и спортивный разделы, специальный раздел. Боевой и специальный раздел состоит из разнообразных приемов самозащиты и задержания, спортивный раздел из приемов борьбы, как одного из видов спорта. Их сочетание обеспечивает наилучшие результаты подготовки к самозащите без оружия. В обновлённой России боевое самбо выделилось в спортивную дисциплину в составе вида спорта самбо.
Правильное выполнение приемов самозащиты без оружия дает значительные преимущества над нападающим, позволяет ошеломить его резкой, но в большинстве случаев безопасной для здоровья болью и тем самым облегчить преодоление сопротивления.
Наша работа имеет целью изложить технику, дать основы методики изучения и тактики применения, наиболее распространенных в практике работы правоохранительных органов приемов самбо. Рисунки в нашей работе были подготовлены много лет назад замечательным спортсменом и художником заслуженным мастером спорта СССР Колтановским А. П. Специальный раздел самбо долгое время освещался в литературе по грифом «для служебного пользования» (авторы: С. А. Селивёрстов, А. А. Харлампиев и другие). При составлении и подборе приёмов для рисунков использовался и учитывался бесценный опыт работы сотрудников отечественных правоохранительных органов современности, современные методики [31].
В настоящее время отсутствует научно обоснованная методика обучения специальному разделу самбо. Существующая методика обучения складывается практически из опыта работы каждого тренера, отстает от требований практики и не соответствует задачам сегодняшнего дня. Одной из причин является недостаточная обоснованность методики обучения, представленной в программах, методических пособиях и учебниках по самбо. В этих условиях назрела необходимость дальнейшего совершенствования методики обучения, которая бы сказалась положительно на их будущих результатах тестирования и практики применения специальных приёмов самбо.
На основе выявленных противоречий была выявлена проблема исследования, заключающаяся в поиске и выборе научно обоснованной методики обучения технике и тактике самбо. Высказанные противоречия, потребность практики, недостаточная разработанность методики позволили выделить проблему, определить направление, на основании которых была выбрана тема нашей работы – «Методика технико-тактической подготовки занимающихся специальным разделом самбо».
Объект исследования – процесс обучения технике и тактике самбо.
Предмет исследования – методика обучения занимающихся самбо на этапе обучения в группах специального и боевого самбо (взрослые).
Цель исследования – совершенствование методики обучения технике и тактике специального раздела самбо.
В соответствии с целью, предметом нами были определены задачи: 1) исследовать и обобщить данные научно-методической литературы о специальном разделе самбо; 2) выявить наиболее значимые методики подготовки в специальном разделе самбо.
В работе был использован следующий комплекс научно-исследовательских, спортивно-педагогических методов:
1) анализ и обобщение данных научно-методической литературы;
2) анализ планов и дневников обучающихся и тренеров;
3) педагогические наблюдения;
1. Анализ и обобщение данных научно-методической литературы.
На первом этапе работы нами были проведены теоретические изыскания, изучена литература по рассматриваемой проблеме, проанализирован имеющийся опыт совершенствования физической и психологической подготовки спортсменов в единоборствах. На основании анализа литературы были сформулированы цель и задачи настоящего исследования.
2. Анализ планов и дневников спортсменов.
Изучалась структура учебно-тренировочного занятия в микроциклах[1], периодах. Результаты анализа параметров тренировочной нагрузки позволили определить динамику специальной работоспособности спортсменок.
3. Педагогическое наблюдение - целенаправленное, планомерное и систематическое восприятие педагогического опыта с целью сбора фактического материала, позволяющего познать природу изучаемых явлений. Чтобы получить полноценный научный материал, мы проводили наблюдения в естественных условиях тренировок.
Организация исследования. Исследование было выполнено в течение 2015-2016 гг. на базе ИФКиС, на занятиях отделения самбо спортклуба ПГУ, Пензенской областной общественной организации «Динамо». В процессе педагогического наблюдения были охвачены начинающие самбисты, сотрудники МВД, студенты ПГУ, обучающиеся по специальности «Правоохранительная деятельность» (ведущий преподаватель доцент Волков В. Г.).
Выбор методов исследования осуществлялся в соответствии с поставленными задачами. При этом обобщен собственный опыт работы инструктором самбо во внутренних войсках МВД РФ.
В соответствие с целями и задачами нашей работы мы можем предложить в качестве выводов нижеследующее.
1. Исследовав все значимые современные и советские источники мы можем констатировать, что отечественная методика обучения и совершенствования техники самозащиты лиц занимающихся правоохранительной деятельностью базируется на проверенных временем технологиях и базовой технике передаваемой от поколения к поколению. Вместе с тем, мы предлагаем в нашей работе некоторые современные технологии подготовки самбистов, описанные выше.
2. В процессе трудов над нашей работой, мы выявили наиболее значимые методики формирования технической и тактической подготовки. Система самбо как "губка" впитывает в себя все наиболее эффективные приёмы самозащиты, отбрасывая неэффективные. В систему специального раздела самбо привнесены приёмы самозащиты и ограничения подвижности в условиях применения злоумышленником специальных средств (электрошокер, газовый баллон, травматики и проч.).
В соответствие с целями и задачами работы, используя собственный опыт, педагогическое наблюдение за учебным процессом в Институте физической культуры и спорта ПГУ [1], мы выстроили структуру и содержание технико-тактической подготовки в специальном разделе самбо, чем усовершенствовали ранее существовавшие методики
1. Волков, В.Г. Развитие пензенского студенческого самбо //Международная научно-методическая конференция, посвященная 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова/ под ред. А. Д. Гулякова, Р. М. Печерской. — Пенза, 2014. — С. 328-329.
2. Гуралев, В.М. К вопросу об обучении юных дзюдоистов//Оптимизация учебно-воспитательного и тренировочного процесса в учебных заведениях высшего профессионального образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции/отв. ред. Е.В. Панов. — Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2012. — С. 150-154.
3. Дворкин, В.М. Обоснование интегративной методики отбора детей в группы начальной подготовки по дзюдо: дис. канд. пед. наук. — Красноярск, 2008. — 154 с.
4. Завьялов, Д.А. Акробатическая подготовка в тренировочном процессе борцов самбо//Сибирский педагогический журнал. Новосибирск, 2012. — С. 246-252.
5. Инновационные технологии подготовки единоборцев/под ред. А.А. Новикова. — М.: ВНИИФК, 2010. — 52 с.
6. Матвеев, Д.А Поиск взаимосвязей между самооценкой агрессивности и спортивным результатом у борцов-самбистов/Д.А. Матвеев//Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. —2012. —№ 9 (91). —С. 101-105.
7. Миндиашвили, Д.Г., Савчук, А.Н., Дворкин, В.М. Современные критерии отбора в спортивной борьбе//Теория и практика физической культуры., 2007. —№ 7. —С. 34-35.
8. Никитин, С.Н. Управление двигательными действиями на точность в спортивной борьбе//Теория и практика физической культуры., 2006. —№ 3. —С. 11.
9. Новиков, А.А. Основы спортивного мастерства. —М.: ВНИИФК, 2003. -208 с.
10. Осипов, А.Ю. Контратакующая борьба//Оптимизация учебно-воспитательного и тренировочного процесса в учебных заведениях высшего профессионального образования: материалы Всероссийской науч.-практич. конф./отв. ред. Е.В. Панов. Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2012. — С. 200-204.
11. Осипов, А.Ю. Совершенствование технического мастерства борцов//Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2011. —№ 3 (17). — Т. 1: Психолого-педагогические науки. С. 174-176.
12. Осипов, А.Ю. Формирование двигательных действий начинающих самбистов на основе развития статокинетической устойчивости и выносливости: автореф. дис. … канд. пед. наук А.Ю. Осипов. — Красноярск, 2008. — 23 с.
13. Осипов, А.Ю. Формирование двигательных действий начинающих самбистов на основе развития статокинетической устойчивости и выносливости: дис. … канд. пед. наук А.Ю. Осипов. — Красноярск, 2008. — 104 с.
14. Туманян, Г. С. Школа мастерства борцов, дзюдоистов и самбистов: учебное пособие для студентов высш. учебн. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 592 с.
15. Федоров, С.Л. Структура и модельные характеристики технико-тактической подготовленности спортсменов занимающихся борьбой самбо/С.Л. Федоров//Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, 2008. —Вып. № 12(46). ——С.86 -90....24