Введение 3
Глава I. Анализ научных источников по проблеме исследования
1.1. Психологические особенности подросткового возраста 6
1.2. Особенности общения в подростковом возрасте 13
1.3. Понятие межличностного конфликта. Стратегии поведения
личности в конфликтной ситуации 25
1.4. Описание исследуемых характеристик личности 36
Глава II. Изучение характеристик личности подростков с различными типами реагирования в конфликтных ситуациях
2.1. Описание процедуры и методов исследования 45
2.2. Анализ и интерпретация диагностических данных 47
Выводы 59
Заключение 63
Список используемых источников 64
Приложение 68
Большое количество исследований посвящено проблеме общения как важнейшей стороне жизнедеятельности личности. Общение является основным источником информации для человека и составляет внутренний механизм совместной деятельности людей. Однако не всякое общение будет конструктивным для его участников. У партнеров по общению часто разные, даже противоположные желания, стремления, установки, манеры общения и т.п. Совершенно естественно, что в ряде случаев отсутствие согласия в общении людей может привести к разного рода конфликтам.
Конфликты являются движущей силой развития. Успешно разрешенные конфликты приводят к скачку личностного развития, к новообразованиям, составляющим основу структуры личности. Характер, причины конфликтов и способы их разрешения оказывают существенное влияние на процесс и результат формирования личности.
Личностные ресурсы человека определяют эффективность преодоления им трудных ситуаций, в том числе конфликтных. Стратегии разрешения конфликтов определяется особенностями социализации, усвоенными поведенческими моделями и рядом психологических характеристик.
Проблема психологических особенностей общения у подростков имеет особую актуальность в связи с тем, что именно этот вид деятельности является ведущим на данном этапе развития в онтогенезе. Родители и педагоги подростков всегда озадачены вопросом эффективного управления взаимодействием с ними. Это предполагает знание возрастных закономерностей развития подростка. В решении задач воспитания значительная роль принадлежит изучению психологических особенностей общения в этом возрасте, в том числе способов поведения в конфликтных ситуациях.
Конфликтное поведение широко распространенное явление в подростковом возрасте. Конфликт выступает способом утверждения подростком своей позиции, как в отношениях со старшими, так и в отношениях со сверстниками.
Подростковый возраст является одним из самых сложных периодов жизни. В этом возрасте человек еще находится на границе между детством и взрослой жизнью, именно в этот он начинает заглядывать внутрь себя и уже способен осознавать многое. У подростка появляются психологические новообразования, которые помогают ему переступить грань и претендовать на взрослую жизнь. Данные перемены происходят в противоречивости общения. Подросток уже готов взаимодействовать со взрослыми на равных, но пока не имеет такой возможности. Отношения со сверстниками также претерпевают изменения, зачастую становятся напряженными, так как интересы становятся разными, расширяется круг общения. Причины подростковых конфликтов могут быть самыми разнообразными, а их проявление зависит от тех личностных образований, которые уже успели сложиться.
Анализ научных теоретических и эмпирических данных показывает, что связь уровня развития личностных характеристик подростков с их поведением в конфликтных ситуациях исследована пока недостаточно, что и обосновывает актуальность избранной темы исследования.
Цель исследования - изучение характеристик личности подростков с различными типами реагирования в конфликтных ситуациях для использования диагностических данных в консультативной и коррекционно-развивающей работе педагога-психолога...
Личностные ресурсы человека определяют эффективность преодоления им трудных ситуаций, в том числе конфликтных. В свою очередь, успешно разрешенные конфликты приводят к скачку личностного развития, к новообразованиям, составляющим основу структуры личности.
В число важнейших факторов, определяющих становление личности, входят отношения и взаимодействие человека с окружающими людьми. Наиболее важные для жизни связи и отношения субъекта реализуются во взаимодействии с ближайшим окружением. Общение с другими людьми опосредует связь человека с обществом в целом и является способом усвоения социального опыта. Именно в общении происходит становление личности подростка, формирование его мировоззрения и нравственных свойств.
Проведенное нами исследование было направлено на изучение характеристик личности подростков с разными типами реагирования в конфликтных ситуациях.
Были получены диагностические данные, свидетельствующие о том, что подростки с разными типами реагирования в конфликтных ситуациях различаются по таким личностным характеристикам, как уровень самооценки и критичности, уровень субъективного контроля в области достижений, неудач и межличностных отношений, а также по таким показателям самоотношения как саморуководство и самопривязанность.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования полученных результатов для разработки программ психологопедагогической поддержки становления личности подростков и формирования у них конструктивных способов общения, в том числе в конфликтных ситуациях.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. - М.: Академический проект, 2007. - 704 с.
2. Алякринский Б.С. Общение и его проблемы / Б.С. Алякринский. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 198 с.
3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер. 2001.
- 288 с.
4. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для вузов. / Г.М. Андреева. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2008. - 365 с.
5. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2000. - 551 с.
6. Белинская Е.П. Социальная психология личности. / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. - М.: Аспект пресс, 2007. - 301 с.
7. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Пер. с англ. под ред. В.Я. Пилиповского - М.: Прогресс, 1986. - 422 с.
8. Бодалев А.А. Личность и общение / А.А. Бодалев. - М.: Международная педагогическая академия, 2002. - 320 с.
9. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - С.Пб.: Питер, 2008. - 400 с.
10. Волков Б.С. Психология подростка - М.:, 2002. - 150 с.
11. Гитман А.В., Мусаелян К.А. Нарушение взаимоотношений подростков со сверстниками как психолого-педагогическая проблема // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 29. - С. 81-85. - URL: http://e-koncept.ru/2016/56556.htm.
12. Громова О.Н. Конфликтология. Курс лекций. - М.: Эксмос, 2000.
- 151 с.
13. Дерманова И.Б., Сидоренко Е.В. Межличностные отношения. - М.: «Речь», 2005. - 40 с.
14. Дуткевич Т.В. Детская психология: учебное пособие. - Киев: Центр учебной литературы. - 2012. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://uchebnikionline.ru/psihologia/dityacha psihologiya
15. Истратова О.Н., Эскакусто Т.В. Большая книга подросткового психолога - М.: Феникс, 2008. - 640 с...52