Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Интерпретация семейных отношений и женского образа в мусульманской культуре XX-XXI вв.

Работа №151472

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

религиоведение

Объем работы63
Год сдачи2016
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
Введение
Глава I Понимание семейных отношений в священных текстах, а также определение места мужчины и женщины в них.
1.1 Коран, Сунна, Шариат и Иджма единоправные источники для понимания классических семейных отношений и женского образа в исламской культуре.
1.2 Понимание семейных отношений в богословско-правовых школах исламской культуры на территории Российской Федерации.
Глава II Сопоставление традиционных взглядов на образ мусульманской женщины и семейных отношений, их обновленная интерпретация на рубеже XX-XXI вв. в российском обществе.
2.1 Особенности классического понимания мусульманской культуры на территории Российской Федерации с XIX по XXI вв.
Заключения…………………………………………………….
Библиографический список………………….

Актуальность. С самого начала распространения ислама мусульмане проявляли глубочайший интерес к общественным проблемам для выяснения того, как следует поступать в отношении неизвестных и сложных вопросов (гражданских, уголовных, семейных, финансовых, политических и др.), которые возникают в соответствии с принципами ислама. В настоящее время в регионах Российской Федерации существует множество направлений культурных традиций. Уже сегодня значительная центральная часть Европейской России заселена мусульманами – огромная территория северней Азербайджана до Поволжья, смыкающаяся с Татарстаном и Башкирией. Ислам с древних времен влиял на формирование традиционных установок на территории России, который впоследствии стал ее частью. Чтобы проследить количественное соотношение основных конфессий, которые действуют и реализуют свою деятельность в Российской Федерации, представим данные всероссийского опроса ВЦИОМ в марте 2010 года. Население страны причисляет себя к следующим конфессиям: православие – 75 %, ислам – 5 %, католицизм, протестантизм, иудаизм, буддизм – по 1 %, другие конфессии – около 1 %, неверующие – 8 % [23].
На основании этих данных, мы видим, что с одной стороны, приверженцев исламской культуры на территории России немного. С другой стороны эти данные дают нам расширенные возможности понимания количественного соотношения разных религиозных сообществ на территории России. Ислам – это отдельная специфическая многонациональная культура, которая не является арабской, ближне- или просто восточной. Она весьма богата своим разнообразием: в исламской культуре есть элементы фундаментальные, общие для всех мусульман, но есть и специфические, отличающиеся от страны к стране и от народа к народу.
В развитии традиционного исламского общества стоит уделить особое внимание отношениям внутри религиозной традиции. Универсальные основы исламской культуры проистекают из текстов священных книг Корана и Сунны, а специфические черты – из местных обычаев различных народов, а также исторических знаний и опыта отдельных направлений ислама. Исламская культура является традиционной из-за господства религиозных традиций и духовных ценностей в самом исламе. Рассмотрение исламской культуры, невозможно без глубокого проникновения в суть данной религии. Характерная специфика мусульманского вероисповедания состоит в том, что она активно проникает во все области общественной жизни. Как семейная и личная жизнь верующих, так и вся общественная жизнь, политика, правовые отношения, суд, культурный уклад – все эти элементы должны быть подчинены и целиком согласованы с религиозными традициями самого ислама.
В связи с современными тенденциями развития общества особая роль в исламской традиции уделяется семейным отношениям и в их рамках – женскому образу. Следует отметить, что в мусульманском обществе именно религиозная традиция определяет права и обязанности супругов, устанавливает положение женщины в семейных отношениях, а так же регулирует эти отношения как друг перед другом, так и перед обществом в целом. Мусульманское право только подчеркивает эту догматическую установку и уделяет большое внимание регламентации и структуре семейно-брачных отношений. Культура арабских стран, в частности семейно-брачных отношений, оставила глубокий след в мировой цивилизации. Однако, уже начиная со второй половины прошлого века, исламизация общественной жизни переживает своеобразный период изменения идей и традиционных взглядов, наблюдаемый в российском обществе, что в свою очередь открывает перед исследователем широкий круг ранее закрытых, мало изученных вопросов по данной теме.
К сожалению, для многих людей, в российском обществе образ «закрепощенной» оковами ислама женщины считается приемлемым и довольно репрезентативным. На самом деле если углубляться в традицию, то это мнение развеется. На современном этапе развития российского общества не хватает объективных знаний о состоянии и достижениях исламской культуры. Образ мусульманской женщины предстает перед нами в негативном свете, так как это противоречит российским нормам наиболее распространенной христианской культуры на территории Российской Федерации. Например, ношение особых элементов одежды (хиджаба) в общественных местах порой вызывает негативное отношение к самой женщине. Со стороны других религиозных традиций, такие явления вовсе не рассматриваются в их догматическом понимании. Исходя из этой проблематики, образ исламской женщины стоит изучать как непосредственный, но подчиненный элемент в культурной традиции ислама, хотя именно она имеет большое влияние на отношения в семье, косвенно отражающая социально-культурное состояние общества.
Объект исследования: Исламская культура в российском обществе.
Предмет исследования: Трансформация семейных отношений и женского образа в российской социокультурной деятельности на рубеже 20-21 вв
Цель исследования: Выявить интерпретацию развития семейных отношений и тенденции положения женского образа в российском обществе на рубеже 20-21 вв
Задачи исследования:
1. Теоретический анализ семейных отношений и образа женщины в догматике ислама
2. Сопоставление традиционных взглядов на образ мусульманской женщины и семейных отношений, его классического понимания и их обновленной интерпретации на рубеже 20-21 вв. в российском обществе....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


С самого начала образования общества семья играла одну из главных функций. На примере традиционного понимания семейных отношений мусульманской культуры можно отметить фундаментальные черты «идеальных отношений» к которым стремятся все люди на земле независимо от вероисповедания. Семья – это проявление друг к другу уважения, смиренности, любви и обязанности перед Всевышним. Важными источниками для понимания брачных отношений и места женщины в исламе считаются Коран, Шариат и Сунна. Они дают подробную информацию не только об мусульманской культуре, но и обо всем обществе в целом, так как оно основано на духовно-нравственных и религиозных ценностях(этикет, нравственность, обряды). В источниках мы рассмотрели основные традиционные взгляды на отношения людей и роль женщины в мусульманском обществе. Удалось выявить права и обязанности как мужчины так и женщины в традиционной семье. Мы пришли к выводу, что главным в традиционной семье является муж. Он обязан содержать и защищать семью. Жена занимается воспитания детей и сохранением семейного очага в доме. Но следует отметить тот момент, что по сравнению с современными браками происходит несколько иначе. На сегодняшний момент мужчина так же является главой семьи, но обязанности распределены между супругами одинаково. Воспитанием детей занимаются оба родителя. Женщине разрешено работать и тратить свои средства самостоятельно. Таким образом, современная специфика семейных отношений выражается в выравнивании в правах и обязанностях обеих.
Развод в исламской культе не приветствуется. Поэтому мусульманские браки считаются самыми крепкими и надежными в мире. Их брак основан на преданности не только друг другу, но и Всевышнему.
Из основных трех направлений ислама( сунниты, шииты, хариджиты), мы основываемся на одном, самом распространенном их них – суннитском. На примере четырех школ этого направления, которые активно реализовывают свою деятельность на территории Российской Федерации, мы выяснили, что существенных отличий в отношении семейно-брачных отношений и понимание образа женщины нет. Их взгляды отличаются только в частных случаях (при намазах и т.д.).
Следует отметить, что семейные отношения в современном понимании немного изменились по сравнению с традиционными догмами. В отдельных регионах Российской Федерации можно проследить значительное увеличение зарегистрированных мусульманских браков, но в полной мере почитание и соблюдение всех обычаев происходит только частично (праздники). Это связано, во-первых с современными тенденциями развития общества, во-вторых с особенностями недопонимания и неправильную трактовку традиционных догм самой исламской культуры. Одни богословы и правоведы выражают свои мысли за сохранение и продолжение почитания традиций как они есть в священных текстах, но в связи с изменениями в общественном сознании, эта интерпретация в мусульманской культуре неизбежна, как уверяют другие.
Отношение к исламскому обществу на сегодняшний день весьма напряжено. Здесь мы можем отметить, что проблема такого поведения не мусульман в том, что нет возможности более подробно углубиться в суть данной темы. Для этого следует больше уделять духовно-нравственным ценностям нежели просто обвинять в непристойном поведении мусульманскую общину.


1. Арапов, Д. Ю. Этническое и конфессионально в российском «мусульманстве»: исламская политика государства в XX-XXI вв. [Электронный ресурс] / Д. Ю. Арапов. URL: http://cyberleninka.ru/ (28.03.2016 дата обращения).
2. Арапов, Д. Ю. Этническое и конфессиональное в российском «мусульманстве»: исламская политика государства в XX–XXI веках [Электронный ресурс] / Д. Ю. Арапов. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/etnicheskoe-i-konfessionalnoe-v-rossiyskom-musulmanstve-islamskaya-politika-gosudarstva-v-xx-xxi-vekah (дата обращения 18.12.2015).
3. Бурмистров, Б. Д. Воспитание детей в Исламской традиции / Б. Д. Бурмистров – М., 2001.
4. Васильев, Л. С. Ислам: традиции и современность. История религий Востока [Электронный ресурс] / Л. С. Васильев. URL: http://scisne.net/a-488?pg=12 (дата обращения 23.10. 2015).
5. Вахба аз-Зухейли Мусульманская семья в современном мире / пер. Е. Сорокоумовой / Вахба аз-Зухейли. – М.: Аль Китаб, 2009. – 504 с.
6. Галиева, Г., Карцева, Л. Современная семья в исламе: теоретико-эмпирический анализ [Электронный ресурс] / Л. Карцева, Г. Галиева. URL: http://www.relga.ru/Environ/wa/Main?level1=main&level2=articles&
textid=2105 (дата обращения 03.05.2016).
7. Денисова, Л. В. Положение женщины в мусульманском мире согласно догматическим воззрениям ислама [Электронный ресурс] / Л. Д. Денисова. URL: http://www.rodon.org/relig-080901114005 (дата обращения 7.01.2016).
8. Дулдаева, Х. А., Гилязов, В. Н. Справочник по исламу / сост. Х. А. Дулдаева, В. Н. Гилязов. – Саратов: Приволж. книж. изд-во, 1998. С. 18–26.
9. Излученко, Т. В. Русский ислам: современное положение и тенденции развития [Электронный ресурс] / Т. В. Излученко. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/russkiy-islam-sovremennoe-polozhenie-i-tendentsii-razvitiya (дата обращения 15.03.2016).
10. Ислам в современной России [Электронный ресурс] / URL: http://e-minbar.com/islamovedenie/book-11/chapter-04 (дата обращения 24.12.2015).
11. Исламские стили жизни [Электронный ресурс] / URL: http://konach.livejournal.com/9144.html (дата обращения 13.01.2016)
12. Источники мусульманского права [Электронный ресурс]. URL: http://lawtoday.ru/razdel/biblo/iqipzs/001/DOC_190 (дата обращения 27.04.2016).
13. Калоева, А. К. Вопросы воспитания в Коране [Электронный ресурс] / А. Калоева. URL: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=518156 (дата обращения 23.08.2015).
14. Крачковский, И. Ю. Коран. Все суры: пер. И. Ю. Крачковского [Электронный ресурс] / И. Ю. Крачковский. URL: http://www.falaq.ru/quran/krac/ (дата обращения 02.10.2015).
15. Ланда, Р. Г. История ислама в России. История и исторический процесс [Электронный ресурс] / Р. Г. Ланда. URL: http://www.idmedina.ru/books/materials/?1020 (дата обращения 26.02.2016)....35


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ