Введение 4
1 Цифровизация в области физической культуры и спорта 6
1.1 Определение и сущность дисциплины «Прикладная физическая
культура и спорт» в высших учебных заведениях 6
1.2 Понятие и характеристика цифровых платформ в области физической
культуры и спорта 11
1.3 Использование цифровых платформ в области физической культуры и
спорта в высших учебных заведениях Российской федерации 15
1.4 Организация дисциплины «Прикладная физическая культура и спорт» в
Сибирском федеральном университете 21
2 Организация и методы исследования 25
2.1 Организация исследования 25
2.2 Методы исследования 27
3 Результаты исследования и их анализ 29
3.1 Оценка организации дисциплины «Прикладная физическая культура и
спорт» в Сибирском федеральном университете 29
3.2 Эффективность реализации цифровой платформы «U-sport» в Сибирском
федеральном университет 35
3.3 Рекомендации по совершенствованию цифровой платформы «U-sport» ... 48
Заключение 57
Список использованных источников 59
Приложение А
Актуальность. В настоящее время цифровые технологии, очень активно проникают во все сферы деятельности человека, исключением не стали и такие области как физическая культура и спорт. Именно благодаря цифровым инновациям мы получили широкие возможности для повышения эффективности воспитания, образования, спортивной тренировки.
Одним из важнейших компонентов образовательного процесса в высших учебных заведениях занимает физическая культура и спорт обучающихся. Физическая культура является средством сохранения и укрепления здоровья человека, его физического совершенства, рациональной формой использования свободного времени, повышения общественной и трудовой активности, формирования гармонически развитой личности. В связи с этим в программах обучения всех студентов обязательным предметом на 1, 2 и 3 курсе
бакалавриата и специалитета является дисциплина «Прикладная физическая культура».
Эта дисциплина также требует внедрения цифровых средств в образовательный процесс, который позволит повысить ее эффективность в реалиях настоящего времени.
Во многих образовательных организациях высшего образования Российской Федерации цифровизация области физической культуры и спорта (далее ФКиС) активно развивается и внедряется в образовательный процесс. Так и в Сибирском федеральном университете цифровизация области ФКиС продолжает развиваться. С 2022/2023 учебного года в работу внедрена новая цифровая платформа по дисциплине «Прикладная физическая культура и спорт» - «U-sport».
Мы предположили, что преимущества цифровой платформы Сибирского федерального университета «U-sport» положительно сказываются на показателях эффективности образовательного процесса по дисциплине «Прикладная физическая культура и спорт».
Объект исследования: организация учебных занятий по дисциплине «Прикладная физическая культура и спорт» в Сибирском федеральном университете.
Предмет исследования: цифровая платформа «U-sport» для учебных занятий по дисциплине «Прикладная физическая культура и спорт».
Цель работы: оценка реализации цифровой платформы «U-sport» в организации учебных занятий по дисциплине «Прикладная физическая культура и спорт» в Сибирском федеральном университете.
Для достижения поставленной цели исследования необходимо выполнение следующих задач:
1) Проанализировать научно-методическую литературу по организации дисциплины «Прикладная физическая культура» в образовательных организациях высшего образования и использованию цифровых технологий в области физической культуры и спорта.
2) Изучить опыт образовательных организаций высшего образования Российской федерации в осуществлении цифровизации области физической культуры и спорта.
3) Оценить эффективность работы цифровой платформы «U-sport» в Сибирском федеральном университете.
4) Разработать рекомендации по совершенствованию цифровой платформы «U-sport» в Сибирском федеральном университете.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ литературных источников, анкетирование, метод математической обработки.
1. Цифровизация области образования и области физической культуры и спорта является актуальной задачей современного общества, которая поддерживаются на государственном уровне. Она позволяет оптимизировать и повысить эффективность организации занятий по дисциплинам «Физическая культура» и «Прикладная физическая культура» в образовательных организациях высшего образования Российской Федерации. Такой опыт уже имеется у таких образовательных организациях высшего образования, как Национальный исследовательский университет ИТМО, Ярославский государственный университет, Московский государственный технического университета имени Н.Э. Баумана, Уральский федеральный университет и другие. Также в Сибирском федеральном университете с 2022-2023 учебного года в эксплуатацию запущена новая цифровая платформа «U-sport», позволяющая студентам формировать индивидуальное расписание по дисциплине «Прикладная физическая культура и спорт».
2. На основе исследования организации дисциплины «Прикладная физическая культура и спорт» посредством цифровой платформы «U-sport» в Сибирском федеральном университете, были выявлены недостатки данной цифровой платформы и организации дисциплины, которые способствуют росту количества пропусков занятий и задолженностей студентов:
- Неудобство записи на физкультурно-спортивные специализации (не хватка мест);
- Неудобство системы получения зачета;
- Изменения основного расписания;
- Отработка занятий за праздничные дни;
- Неудобство отслеживания индивидуального расписания и зачетов.
3. Основываясь на предпочтениях студентов и выявленных недостатков организации дисциплины «Прикладная физическая культура и спорт» посредством цифровой платформы «U-sport» в Сибирском федеральном университете, предложены следующие рекомендации по совершенствованию работы цифровой платформы «U-sport» и организации дисциплины «Прикладная физическая культура и спорт», которые смогут повысить эффективность реализуемой дисциплины:
- Изменить временные рамки записи на физкультурно-спортивные специализации;
- Обеспечить контроль качества занятий 1 раз в семестр;
- Расширить количество мест на популярные физкультурно-спортивные специализации;
- Внедрить бальную систему получения зачета;
- Включить в перечень предлагаемых физкультурно-спортивные специализаций новые специализации, предпочитаемые современными студентами (танцевальные направления, йога, растяжка, боевые искусства и другие);
- Предоставить возможность посещения дополнительных занятий по физической культуре на основе предпочтений студентов;
- Создать и внедрить новое мобильное приложение платформы «U- sport».
1. Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни [Текст] / П.А. Виноградов. - М.: Издательский центр «Мысль», 1990 - 348 с.
2. Сиденко Д.А. Профессионально-прикладная физическая культура студентов / Д.А. Сиденко. // Перспективные направления в области физической культуры, спорта и туризма аграрных вузов России. - Орел: Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина, 2018. - С. 57-60
3. Стародубцев М.П. Формирование профессионально-прикладной физической культуры личности студентов непрофильных вузов на основе компетентностного подхода / М.П. Стародубцев. // Актуальные проблемы профессионально-прикладной физической культуры и спорта. - Санкт- Петербург: Политех-Пресс, 2020. - С. 173-177
4. Кондыков А.В. Развитие физических качеств студентов с учетом их
физкультурных интересов // В сборнике: "Актуальные вопросы
профессиональной ориентации сельских школьников в современных условиях развития агробизнеса". Орел, 2017. С. 168-171.
5. Улимов, Н.С. Особенности формирования образовательного компонента профессиональноприкладной физической культуры специалистов / Н. С. Улимов // Наука XXI века : проблемы и перспективы : матер. науч. - практ. конф. студентов и преподавателей МаГУ. - Магнитогорск : МаГУ, 2008. - С. 81-86.
6. Спирин, В. К. Физическое воспитание на основе вида спорта - новый вектор организации физкультурной активности детей, подростков, молодежи / В. К. Спирин, Д. Н. Болдышев, И. А. Риссамакина // Теория и практика физической культуры. - 2013. - № 5. - С. 18-22.
7. Тюрин В. Семь факторов развития цифровых платформ. /
Электронный ресурс. itWeek. 02.06.2017. URL:
https: //www. itweek.ru/idea/article/detail_print. php?ID=195765&print=Y
8. Паспорт приоритетного проекта «Современная цифровая
образовательная среда в Российской Федерации», утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 25 октября 2016 г. № 9) [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://static.government.ru/media/files/8SiLmMBgjAN89vZbUUtmuF5lZYfTvOAG. pdf (дата обращения 06.05.2023)
9. Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 г. [электронный ресурс] : распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 г. № 3081-р. - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».
10. Ким В. О. Влияние цифровой трансформации и цифровизации физической культуры и спорта на спортивную подготовку обучающихся образовательных организаций МВД России / В.О. Ким, А.Т. Биналиев // Современные цифровые технологии в деятельности образовательных организаций силовых ведомств: концепция, практика, инновации. - Уфа: Уфимский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2022. - С. 120-124.
11. Шутова Т.Н. Новые электронные и цифровые сервисы по физической культуре и спорту / Т.Н. Шутова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 6 (184).
12. Юдина, Т.Н. Цифровая экономика сквозь призму философии
хозяйства и политической экономии / Т.Н. Юдина, И.М. Тушканов // Философия хозяйства. - 2017. - № 1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-kak-tendentsiya-sovremennogo- razvitiya-ekonomikirossiyskoy-federatsii-pro-y-contra/viewer(дата обращения: 06.05.2023).
13. Дугарская В.В. Цифровизация как инновационное направление в образовательном процессе физической культуры и спорта: преимущества и недостатки /В.В. Дугарская, В.Б. Татаров // Актуальные проблемы, современные тенденции развития физической культуры и спорта с учетом реализации национальных проектов. - 2021. - С. 275-279
14. Точигин М. Ю., Витько С. Ю., Моторин И. Н., Точигин И. М. Физическая культура в вузе и мотивация студентов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2017. № 1. С. 105-110.
15. Лучшие практики и новые проекты: что обсуждали на Всероссийском
форуме, посвященном студенческому спорту // ITMO.NEWS. : [сайт]. - 2021. - URL: https: //news.itmo .ru/ru/university_live/social_activity/news/12275/ (Дата
обращения: 25.05.2023).
16. Воронов Н. А. Структура электронных учебных курсов в электронной образовательной среде платформы Moodle ЯрГУ на примере предмета "Физическая культура"/ Н.А. Воронов, С.В. Новожилова // Форум молодых ученых. - 2019. - № 4 (32). - С. 216-219.
17. Воронов Н. А. Улучшение условий обучения и повышения качества подготовки студентов с помощью открытых онлайн курсов на платформе Moodle ЯрГУ по предмету: «Физическая культура» // Актуальные проблемы совершенствования высшего образования : тез. докладов XIV Всерос. науч.- метод. конф. Ярославль : Филигрань, 2020. С. 60-61.
18. Кафедра «Физическое воспитание» МГТУ им. Н. Э. Баумана : [Электронный ресурс]. URL: https://fv.bmstu.net/profile/(Дата обращения: 28.05.2023).
19. Университет науки и технологий «МИСИС» : [Электронный ресурс]. URL: https://misis.ru/students/portal/(Дата обращения: 28.05.2023).
20. Информационный портал о физической культуре и спорте в МГУ имени М.В. Ломоносова : [Электронный ресурс]. URL: https://sportmsu.ru/2223(Дата обращения: 28.05.2023).
21. Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина : [Электронный ресурс]. URL: https://ifksimp.urfu.ru/ru/ob-
institute/struktura/kafedry/kafedra-fizicheskoi-kultury/ (Дата обращения:
28.05.2023).
22. Запись на физкультуру для первокурсников: [Электронный ресурс] // Спортклуб УрФУ. URL: https://sport.urfu.ru/activity/stati/zapis-na-fizkulturu-dlja- pervokursnikov/(Дата обращения: 28.05.2023)
23. Об утверждении Порядка организации учебного процесса по дисциплинам ФКиС и ПФКиС : приказ ректора Сибирского федерального университета от 01.08.2022 г. №821
24. Гомбоев, Б. Б. Особенности распределения студентов по специализациям дисциплины "Прикладная физическая культура" на примере Сибирского федерального университета / Б. Б. Гомбоев, Н. В. Сурикова Полева, А. М. Вышедко // Вестник Томского государственного университета. - 2019. - № 445. - С. 170-177.
25. Булгакова О.В. Инновационный проект «U-sport» в рамках реализации дисциплины «Прикладная физическая культура и спорт» в Сибирском федеральном университете / О. В. Булгакова, А. С. Коновалов, Н. В. Соболева, А. Ю. Близневский // Физическое воспитание и студенческий спорт.
- 2023. - Т. 2, № 1. - С. 11-19.
26. Иванникова Л.В. Дидактические основы активизации учебно-познавательной деятельности студентов в современных условиях / Л.В. Иванникова // Сибирский учитель. - 2017. - №2. С. - 48-51
27. Об утверждении муниципальной программы "Развитие физической культуры и спорта в городе Красноярске" на 2021 год и плановый период 2022
- 2023 годов: постановление от 12 ноября 2020 года № 894 // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов: интернет-портал. - URL: https://docs.cntd.ru/document/571008075(Дата обращения: 10.06.2022).
28. Сагадатова, Р. Р. Профессионально-прикладная физическая культура / Р. Р. Сагадатова, Р. Р. Хабирова, А. Р. Хамзина // Молодежь и наука: шаг к успеху : Сборник научных статей 6-й Всероссийской научной конференции перспективных разработок молодых ученых, в 3-х томах, Курск, 22-23 марта 2022 года. Том 2. - Курск: Юго-Западный государственный университет, 2022. - С. 234-236.
29. Иванова, Н. Л. Преподавание дисциплин "Физическая культура и спорт" и "Прикладная физическая культура" в дистанционном режиме / Н. Л. Иванова // Глобальный научный потенциал. - 2020. - № 8(113). - С. 35-38.
30. Самусенков О. И. Структура занятий по физической культуре и
спорту со студентами МГХПА им. С. Г. Строганова / В. О. Самусенков, К. О. Карпушин, А. А. Вострикова // Проблемы управления качеством образования : сб. избранных статей междунар. науч.-практ. метод. конф. (28 нояб. 2019 г., Санкт-Петербург). СПб. : Частное научно-образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Гуманитарный
национальный исследовательский институт «НАЦРАЗВИТИЕ», 2019. С. 58-62.
31. Шутова, Т. Н. Цифровая образовательная экосистема по физической культуре и спорту в вузе / Т. Н. Шутова, Е. В. Немцева // Культура физическая и здоровье. - 2022. - № 1(81). - С. 52-56.
32. Мотивация студентов к занятиям физической культурой современными электронными приложениями и устройствами / Н. Ю. Патаркацишвили, Д. А. Завьялов, Р. С. Исаев [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 2(192). - С. 248-253.
33. Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Сайт правительства Российской Федерации. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://government.ru/docs/28653/
34. Паспорт национального проекта «Образование» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.econom22.ru/pnp/natsionalnye-proekty-pro- дгашшу/Образование.рйГ
35. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //www.kremlin.ru/acts/bank/43027
36. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года №204 «О
стратегии развития информационного общества в Российской Федерации 2017-2030 годы». [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http: //www.kremlin.ru/acts/bank/41919
37. Об утверждении Концепции цифровизации государственной системы подготовки и управления в сфере физической культуры и спорта Министерства спорта Российской Федерации на период 2019-2024 гг. : приказ Министерства спорта Российской Федерации от 25 ноября 2019 г. № 971. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/564054815
38. Куркина, Л. В. Современные тренды цифровой образовательной среды в сфере физической культуры и спорта, влияющие на состояние здоровья студентов в Вузе / Л. В. Куркина, Н. А. Сидорова // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств : Материалы международной научно-практической конференции, Иркутск, 07 октября 2022 года / Отв. редактор С.М. Струганов. - Иркутск: Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2022. - С. 370-379.
39. Орлова, Е. Ю. Развитие образовательного процесса по физической культуре в университете в условиях цифровизации / Е. Ю. Орлова, В. С. Митрофанов // Научные дискуссии в эпоху мировой нестабильности: пути совершенствования : Материалы IV международной научно-практической конференции, Ростов-на-Дону, 30 июня 2022 года. Том Часть 1. - Ростов-на- Дону: Общество с ограниченной ответственностью "Манускрипт", 2022. - С. 177-179.
40. Стеценко Н. В., Широбакина Е. А. Цифровизация в сфере физической культуры и спорта: состояние вопроса // Наука и спорт: современные тенденции. 2019. № 1. C. 35-40.
41. Стрекалова Н. Б. Риски внедрения цифровых технологий в образование // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2019. Т. 25, № 2. C. 84- 88.
42. Пащенко Л. Г., Коричко А. В. Эффективность физического воспитания студенток вуза в условиях самостоятельного выбора физкультурно¬спортивной специализации // Теория и практика физической культуры. 2015. №
12. С. 46-48.
43. Лифанов А.Д. К вопросу использования мобильных образовательных ресурсов в системе физического воспитания студентов / А.Д. Лифанов, Л.А. Финогентова // Вестник спортивной науки. - 2015. - № 3. - С. 43-48.
44. Выприков Д.В. Влияние современных электронных устройств и приложений на мотивацию студентов к занятиям физической культурой / Д.В. Выприков, А.В. Титовский, А.Б. Егоров, Р.И. Заппаров // Ученые записки университета Лесгафта. - 2020. - № 1 (179). - С. 63-67
45. Шутова, Т. Н. Последовательность действий в создании цифровой образовательной экосистемы по физической культуре и спорту в вузе / Т. Н. Шутова // Актуальные проблемы, современные тенденции развития физической культуры и спорта с учетом реализации национальных проектов : Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Москва, 12-13 апреля 2022 года / Под научной редакцией Л.Б. Андрющенко, С.И. Филимоновой. - Москва: Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, 2022. - С. 304-310.
46. Антонова, Д. А. Цифровая трансформация системы образования. Проектирование ресурсов для современной учебной среды как одно из ее основных направлений образования [Электронный ресурс] / Д. А. Антонова, Е. В. Оспенникова, Е. В. Спирин // Проблемы цифровой трансформации системы. - Режим доступа: https: //cyberleninka.ru/article/n/tsifrovayatransformatsiya- sistemy-obrazovaniya-proektirovanie-resursov-dlya-sovremennoytsifrovoy- uchebnoy-sredy-kak-odno-iz-ee/viewer
47. Черемисова, А. А. Цифровизация в области физической культуры и спорта / А. А. Черемисова, А. Б. Хабибуллин // Тенденции развития науки и образования. - 2023. - № 95-6. - С. 42-45.
48. Никулина Т.В. Информатизация и цифровизация образования:
понятия, технологии, управление / Т.В. Никулина, Е.Б.
Стариченко // Педагогическое образование в России. - 2018. - № 8. - С. 107-113.
49. Попов Ф.А. От информатизации вуза к его цифровизации / Ф.А. Попов // Информация и образование: границы коммуникаций. - 2018. - № 10 (18). - С. 12-14.
50. Бушуева, Е. В. Зачем нужна цифровизация образования: понятие и задачи цифровизации / Е. В. Бушуева // Педагогика, психология, общество: от теории к практике : Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Чебоксары, 20 сентября 2022 года / Гл. редактор Ж.В. Мурзина. - Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2022. - С. 81-82.