Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРИМЕНЕНИЕ ЭРГОГЕНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ФУТБОЛИСТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

Работа №151442

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

физическая культура

Объем работы52
Год сдачи2020
Стоимость4220 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1 Теоретические аспекты применения эргогенических средств в
функциональной подготовке футболистов на этапе начальной специализации... 6
Сущность понятий «функциональная подготовленность» и «функциональная подготовка» 6
1.2 Особенности функциональной подготовки футболистов 12-13 лет, занимающихся на этапе начальной специализации 11
Оптимизация функциональной подготовки футболистов 12-13 лет на основе применения эргогенических средств 16
2 Методы и организация исследования 22
2.1 Методы исследования 22
2.2 Организация исследования 23
3 Проверка результативности применения эргогенических средств подготовки
футболистов на этапе начальной специализации
3.1 Теоретическое обоснование и разработка эргогенических средств
подготовки футболистов 31
3.2 Экспериментальная оценка применения эргогенических средств
подготовки футболистов 37
Заключение 45
Список использованных источников 47


Футбол - командный вид спорта, в котором в различной последовательности и соотношении с разными интервалами чередуются упражнения, отличные по характеру, мощности и продолжительности. Неравномерность нагрузки, высокая интенсивность работы и концентрация внимания во время игры, большая продолжительность соревновательного периода футболистов обусловливают необходимость в поддержании ими высокого уровня функциональных возможностей на всех этапах спортивной подготовки. Функциональная подготовка должна осуществляться при использовании широкого спектра разнообразных средств - традиционных из арсенала физической, технической, тактической, психической подготовки, и направленного воздействия на организм, позволяющих формировать более совершенные адаптационные механизмы и повышать работоспособность [46].
Вторая группа средств определяется термином «эргогенические». В качестве эргогенических средств в спортивной практике футболистов широко используют искусственную управляющую среду, естественные биологически активные вещества, воздействия на дыхательную систему и др.
Средства целенаправленного воздействия на дыхательную функцию специалисты считают наиболее привлекательными по признакам доступности, простоты использования, эффективности. В научной литературе освещены вопросы применения дыхательных упражнений в спортивной практике пловцов, легкоатлетов, гимнасток, футболистов [11, 17, 20, 42, 47].
Исследования по футболу рассматривают применение дыхательных упражнений на начальном этапе подготовки, и не касаются тренировочного этапа периода начальной специализации, который согласно задачам, с одной стороны, должен способствовать оздоровлению и всестороннему развитию спортсменов, с другой предполагает высокий объем тренировочных и соревновательных нагрузок [30].
В этой связи актуальной становится тема исследования «Применение эргогенических средств в функциональной подготовке футболистов, занимающихся на этапе начальной специализации».
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментально оценить эргогенические средства подготовки футболистов, занимающихся на этапе начальной специализации в виде комплекса дыхательных упражнений и различных приемов произвольного контроля дыхательных движений.
Объект исследования: функциональная подготовка футболистов, занимающихся на этапе начальной специализации.
Предмет исследования: эргогенические средства подготовки футболистов, занимающихся на этапе начальной специализации.
Гипотеза исследования: применение, дополнительно к основным средствам спортивной подготовки, эргогенических средств в виде комплекса дыхательных упражнений и различных приемов контроля дыхательных движений позволит повысить уровень функциональной подготовленности футболистов на этапе начальной специализации, что отразиться в изменениях: показателей двигательных способностей; параметров дыхательной системы; показателей физической работоспособности и максимального потребления кислорода.
В соответствии с поставленной целью, объектом, предметом и гипотезой определены следующие задачи исследования:
1. Дать определение понятиям «функциональная подготовка», «функциональная подготовка», выявить особенности данной подготовки футболистов 12-13 лет, занимающихся на этапе начальной специализации.
2. Теоретически обосновать и разработать эргогенические средства подготовки футболистов, занимающихся на этапе начальной специализации
3. Оценить результативность применения разработанных эргогенические средства подготовки в тренировочном процессе футболистов, занимающихся на этапе начальной специализации.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1) Понятие «функциональная подготовленность» в научных источниках связывается со способностью организма сохранять высокий уровень функционирования в условиях сдвигов гомеостаза. Данное понятие определено как физиологическая основа, база для всех остальных видов подготовки; относительно установившееся состояние организма, определяемое уровнем развития ключевых для вида спорта функций и свойств. Понятие «функциональная подготовка» трактовано как процесс управления индивидуальными биологическими резервами организма спортсмена с использованием различных средств и методов физической, технической, тактической и психической подготовки.
Выделены особенности данной подготовки футболистов на этапе начальной специализации: организуется с учетом того, что в 12-13 лет происходит «переломный скачек» функционального развития подростков, характеризующийся интенсивным ростом и увеличением размеров и массы тела, ростом и дифференцировкой органов и тканей, высокой чувствительностью к развитию силовых, скоростно-силовых и координационных способностей; ориентирована на расширение границ адаптации и повышение функциональных резервов организма, позволяющих без ущерба для здоровья переносить высокие объемы тренировочных и соревновательных нагрузок.
2) В качестве эргогенических средств подготовки разработан комплекс дыхательных упражнений и приемов произвольного контроля дыхания. В основу теоретического обоснования его применения легли положения: использование функциональных нагрузок на отдельные системы организма позволяет повысить его физиологическую адаптацию, так как механизмы адаптации к действию различных экстремальных факторов сходны; эргогенические средства в сочетании с физическими упражнениями позволяют избежать нежелательное в подростковом возрасте применение предельных по интенсивности физических нагрузок; дыхательные упражнения и приемы произвольного контроля дыхания доступны, просты в выполнении, позволяют дифференцировать влияние на параметры функциональной подготовленности, усиливая тренировочный эффект.
Комплекс применяется в подготовительном периоде подготовки и включает три блока. Первый блок - «Активизирующий», используется вначале тренировке, преимущественно направлен на достижение готовности к тренировке. Второй блок - «Нагрузочный», применяется во время тренировки и направлен на повышение резервов мощности дыхательной системы, силы и выносливости дыхательной мускулатуры. Третий блок - «Восстанавливающий», применяется по окончании тренировки, дыхательные упражнения носят успокаивающий характер и направлены на ускорение восстановительных процессов.
3) Результативность разработанных эргогенических средств подготовки футболистов доказана наиболее значительными изменениями показателей функциональной подготовленности, выявленными в экспериментальной группе, чем контрольной на момент окончания эксперимента в сравнении с его началом. Прирост в показателях силовых, скоростных, координационных способностей и выносливости в экспериментальной группе составил 14,8%, и 30,1%, 6,5%, 11,5%, (р<0,05) соответственно. В контрольной группе - 25,4%, 5,8%, 5,5% 5,1% (р<0,05) соответственно. В показателях скоростно-силовых способностей в обеих группах прирост был одинаковым -5,4%. Однако в контрольной группе изменения не были статистически достоверными ((р>0,05).
Прирост в показателях ЖЕЛ, время задержки дыхания на вдохе и выдохе в экспериментальной группе составил 8,1 %, (p>0,05), 17,8% и 16,1% (p>0,05) соответственно, в контрольной - 4,3%, 8,7% и 7,5% (p<0,05) соответственно.
Прирост показателей физической работоспособности и МПК в экспериментальной группе составил 12,5 и 9,0 % (p<0,05), в контрольной - всего на 7,6% и 4,3 % (p<0,05) соответственно.



1. Абдуллаева, З.Ф. Применение тренажеров комплексного воздействия на дыхательную систему в подготовке спортсменов / З.Ф. Абдуллаева, А.А.Туйчиев, О.Б.Каримов// Фундаментальные и прикладные исследования в науке и образовании: сб. статей в Междунар. науч. -практ. конф. - 2020. - С. 70-72.
2. Верхошанский, Ю. В. Закономерности функциональной специализации организма в ходе становления спортивного мастерства / Ю. В. Верхошанский // Теория и практика физической культуры. - № 6. - 1970. - С. 4¬9.
3. Гамова, Л.Г. Возрастная анатомия и физиология ребенка: учебно - методическое пособие / Л.Г. Гамова. - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2010. - 72с.
4. Голубев, Д.В. Прогнозирование функционального состояния юношей- футболистов на разных периодах спортивной подготовки / Д.В. Голубев, Ю.А. Щедрина // Наука и спорт: современные тенденции. - № 1. -2020. - С. 54-61.
5. Гора, Е.П. Изменение функционального состояния систем организма (кардиореспираторной системы и ЦНС) при произвольном управлении дыханием: учебное пособие / Е.П. Гора. - М.: Прометей, 1989.¬142 с.
6. Горожанин, B.C. Нейрофизиологические и биохимические механизмы физической работоспособности / B.C. Горожанин // Метод ологические проблемы совершенствования системы спортивной подготовки квалифицированных спортсменов. - М., 1984. - С. 165-199.
7. Губа, В.П. Резервные возможности спортсменов: монография / В.П. Губа, Н.Н. Чесноков. - М.: Физическая культура, 2008.- 146 с.
8. Гужаловский, А. А. Проблема «критических» периодов онтогенеза в ее значении для теории и практики физического воспитания / А. А. Гужаловский // Очерки по теории физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1984. - С. 211-224 с.
9. Дышко, Б.А. Инновационные подходы к совершенствованию физической работоспособности спортсменов на основе применения тренажеров комплексного воздействия на дыхательную систему/ Б.А. Дышко, А.И. Головачев //Вестник спортивной науки. - 2011. - № 1. - С. 7-11.
10. Ефимов, В. В. Педагогические условия развития функциональной подготовленности у будущих офецеров в процессе физической подготовки / В. В. Ефимов, В. В. Грабский // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - Спб.: Военный институт физической культуры. - №3. - 2019. - С.78-84
11. Иванов, О.В. Повышение уровня функциональной
подготовленности бегуний на 400 м посредством дополнительных воздействий на дыхательную систему / О.В. Иванов, В.В. Чёмов, Е.Ю. Барабанкина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 8 (138). - С. 66-69.
12. Карпман, В.Л. Методы определения и оценка физической работоспособности у футболистов. Методические рекомендации./ В.Л. Карпман, Ю.М. Арестов, З.Б. Белоцерковский, И.А. Гудков, О.Н. Белина, А.А. Кириллов. - М., 1977. - 23 с.
13. Карпман, В.Л. Тестирование в спортивной медицине / В. Л. Карпман, З. Б. Белоцерковский, И. А. Гудков. - М. : Физкультура и спорт, 1988. - 206 с.
14. Кузнецов, А. В. Значение различных компонентов функциональной подготовленности в обеспечении физической работоспособности спортсменов, специализирующихся в разных видах спортивных игр / А. В. Кузнецов, Е. П. Горбанева, И. Н. Солопов // Сб. статей победителей IV междунар. науч.-практ. конкурса. - Пенза, 2016. - С. 26-31.
15. Кучкин, С. Н. Аэробная производительность и методы ее повышения : учеб. Пособие. / С. Н. Кучкин, С. А. Бакулин. - Волгоград : ВГИФК, 1985. - 127 с.
16. Кучкин, С. Н. Ченегин, В. М. Физиологические методы исследования в спорте : учеб. пособие / С. Н. Кучкин, В. М. Ченегин. - Волгоград, 1981. - 84 с.
17. Кучкин, С.Н. Повышение резервов дыхательной системы и работоспособности посредством произвольного управления дыханием/ С.Н. Кучкин, И.Н. Солопов // Пути оптимизации функции дыхания при нагрузках, в патологии и в экстремальном состоянии. - Калинин, 1989.- С. 30-35.
18. Ланда, Б. Х. Диагностика физического состояния: обучающие
методика и технология: учебное пособие./ Б. Х. Ланда. - М.: Советский спорт.
- 2017. - 129с.
19. Лукьяненко, В.П. Физическая культура: основа знаний / В.П. Лукьяненко. - Москва, 2005. - 224 с.
20. Макаренко, В.К. Педагогические средства срочного
восстановления в учебно-тренировочном процессе квалифицированных спортсменок в художественной гимнастике: автореф. дис. ... канд. пед. наук./ В.К. Макаренко. - М., 1987.- 19 с.
21. Макарова, Л.В. Состояние здоровья и физическое развитие детей 12-13 лет / Л.В. Макарова, Т.М. Параничева, Г.Н. Лукьянец, Г.Н. Лезжова, Е.В. Тюрина, К.В. Орлов// Новые исследования. - 2015. - № 3.- С. 43-57.
22. Маршак, М.Е. Регуляция дыхания у человека./ М.Е Маршак. - М.: Медгиз, 1961.- 265 с.
23. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры: учеб. для ин-тов физ. Культуры / Л. П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 2008. - 543 с.
24. Минаев, В.И. Произвольное управление дыханием/ В.И. Минаев // Физиология дыхания (Основы современной физиологии). - СПб.: Наука, 1994 - .С. 500-523.
25. Михайлов, В.В. Спорт и дыхание / В.В. Михайлов.- М.: Физкультура и спорт, 1961.- 48 с.
26. Мищенко, В.С. Функциональные возможности спортсменов / В.С. Мищенко. - К.: Здоровье, 1990. - 200 с.
27. Озолин Н. Г. Настольная книга тренера : наука побеждать / Н. Г. Озолин. - М. : АСТ : Астрель, 2014. - 863 с.
28. Оценка физического развития и функциональной подготовленности человека : методические указания к выполнению контрольной работы / сост. : Е.М. Ревенко, Т.Ф. Зелова, О.Н. Кривощекова. - Омск : СибАДИ, 2015.
29. Португалов, С. ^Специализированные биологически активные и пищевые добавки в спортивном питании / С.Н. Португалов //Вестникспортивной науки. - 2006. - с.18-22.
30. Программа подготовки по виду спорта футбол. - [Электронный
ресурс]. - Режим доступа:
http://academy59.com/uploads/_akademia_futbol_compressed_1.pdf
31. Солопов, И.Н. Физиологические эффекты методов направленного воздействия на дыхательную функцию человека./ И.Н. Солопов. - Волгоград, 2004. - 220 с.
32. Солопов, И.Н. Функциональная подготовленность и функциональная подготовка спортсменов/ И.Н. Солопов // Проблемы оптимизации функциональной подготовленности спортсменов. - Вып. 3. - Волгоград, 2007. - С. 4-12.
33. Сорокин, О. О. Функциональная подготовка футболистов различной игровой специализации в разные периоды тренировочного цикла: монография./ О. О. Сорокин, Ю. К. Лукин, И. Н. Солопов. - Саратов: Научная книга, 2006.- 157 с.
34. Таможников, Д.В.Повышение функциональных возможностей футболистов посредствам дополнительных воздействий на дыхательную систему/ Д.В. Таможников// Физическое воспитание и спортивная тренировка . - 2014. - № 3 (9). - С. 64-71.
35. Тезиков, Д.А. Основополагающие критерии контроля функциональной подготовленности спортсменов / Д.А.Тезиков //World science:problems and innovations : сборник статей победителей VIII Междунар. Науч.- практ. конф.: в 2 частях. - 2017. - С. 227-229.
36. Теория и методика физической культуры : учебник / под ред. Ю. Ф. Курамшин. - 3-е изд. - М. : Советский спорт , 2007. - 464 с.
37. Ткачев, Ф.Т. Профилактико-восстановительная гимнастика / Ф.Т. Ткачев. - Киев: Здоровье, 1983.- 104 с.
38. Тюленьков, С. Ю. Управление подготовкой футболистов высокой квалификации (Теоретико-методические аспекты)./ С. Ю. Тюленьков. - М.: МГИУ, 1998. - 290 с.
39. Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта
«Футбол» - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_290833/eaf612b3e14ee550fa5c4cf44849b34508d19229
40. Формула тренерского мастерства. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://vachrushev.blogspot.com/2007/11/blog-post_19.html,декабрь 2007.
41. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учебное пособие для вузов / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - М. : Академия , 2008. - 479 с.
42. Цянь, В. Функциональная подготовка юных футболистов 13-15 лет разных игровых амплуа на основе применения эргогенических средств : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04/ Вэй Цянь. - Волгоград, 2006 - 135 с.
43. Чёмов, В.В. Теоретическое обоснование технологии развития специальной выносливости в тренировочном процессе бегунов на 400 метров / В.В. Чёмов, О.В. Иванов, Е.Ю. Барабанкина // Физическое воспитание и спортивная тренировка. - 2015. - № 1 (11). - С. 39-46.
44. Ченегин, В. М. Физиологические закономерности возрастного развития двигательных функций / В. М. Ченегин. - Волгоград, 1991. - 68 с.
45. Червякова Е.Э Основополагающие критерии контроля функциональной подготовленности спортсменов на основных этапах подготовки/ Червякова Е.Э., Шамардин А.И., Солопов И.Н.// Методыкомплексной подготовки специалистов по физкультуре и спорту. - Волгоград, 2000. - С. 28-32.
46. Шамардин, А.А. Целевая функциональная подготовка юных футболистов: монография./ А.А. Шамардин - Волгогад, 2009. - 264 с.
47. Шамардин, А.А. Оптимизация функциональной подготовки юных футболистов в тренировочном цикле на основе применения регламентированных режимов дыхания/ А.А. Шамардин // Ученые записки университета им. П.Ф.Лесгафта, 2008. - № 11(45). - С. 101-108.
48. Шамардин, А.А. Применение эргогенических средств в подготовке спортсменов: монография / А.А Шамардин, В.В.Чемов, А.И. Шамардин, И.Н. Солопов. - Саратов: Научная книга, 2008.- 209 с.
49. Шамардин, А.А. Функциональные аспекты тренировки
спортсменов / А.А. Шамардин, И.Н. Солопов // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 10 (часть 13) - С. 2996-3000.
50. Шнайдер, А.А. Применение дыхательных упражнений для повышения функциональных резервов сердечно-сосудистой и дыхательной систем/ А.А. Шнайдер // Педагогические и медико-биологические аспекты физвоспитания и спортивных тренировок в Киргизии. Материалы республ. научн. конф.- Фрунзе, 1988.- С. 240-242.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ