ПРИМЕНЕНИЕ ЭРГОГЕНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ФУТБОЛИСТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
|
Введение 4
1 Теоретические аспекты применения эргогенических средств в
функциональной подготовке футболистов на этапе начальной специализации... 6
Сущность понятий «функциональная подготовленность» и «функциональная подготовка» 6
1.2 Особенности функциональной подготовки футболистов 12-13 лет, занимающихся на этапе начальной специализации 11
Оптимизация функциональной подготовки футболистов 12-13 лет на основе применения эргогенических средств 16
2 Методы и организация исследования 22
2.1 Методы исследования 22
2.2 Организация исследования 23
3 Проверка результативности применения эргогенических средств подготовки
футболистов на этапе начальной специализации
3.1 Теоретическое обоснование и разработка эргогенических средств
подготовки футболистов 31
3.2 Экспериментальная оценка применения эргогенических средств
подготовки футболистов 37
Заключение 45
Список использованных источников 47
1 Теоретические аспекты применения эргогенических средств в
функциональной подготовке футболистов на этапе начальной специализации... 6
Сущность понятий «функциональная подготовленность» и «функциональная подготовка» 6
1.2 Особенности функциональной подготовки футболистов 12-13 лет, занимающихся на этапе начальной специализации 11
Оптимизация функциональной подготовки футболистов 12-13 лет на основе применения эргогенических средств 16
2 Методы и организация исследования 22
2.1 Методы исследования 22
2.2 Организация исследования 23
3 Проверка результативности применения эргогенических средств подготовки
футболистов на этапе начальной специализации
3.1 Теоретическое обоснование и разработка эргогенических средств
подготовки футболистов 31
3.2 Экспериментальная оценка применения эргогенических средств
подготовки футболистов 37
Заключение 45
Список использованных источников 47
Футбол - командный вид спорта, в котором в различной последовательности и соотношении с разными интервалами чередуются упражнения, отличные по характеру, мощности и продолжительности. Неравномерность нагрузки, высокая интенсивность работы и концентрация внимания во время игры, большая продолжительность соревновательного периода футболистов обусловливают необходимость в поддержании ими высокого уровня функциональных возможностей на всех этапах спортивной подготовки. Функциональная подготовка должна осуществляться при использовании широкого спектра разнообразных средств - традиционных из арсенала физической, технической, тактической, психической подготовки, и направленного воздействия на организм, позволяющих формировать более совершенные адаптационные механизмы и повышать работоспособность [46].
Вторая группа средств определяется термином «эргогенические». В качестве эргогенических средств в спортивной практике футболистов широко используют искусственную управляющую среду, естественные биологически активные вещества, воздействия на дыхательную систему и др.
Средства целенаправленного воздействия на дыхательную функцию специалисты считают наиболее привлекательными по признакам доступности, простоты использования, эффективности. В научной литературе освещены вопросы применения дыхательных упражнений в спортивной практике пловцов, легкоатлетов, гимнасток, футболистов [11, 17, 20, 42, 47].
Исследования по футболу рассматривают применение дыхательных упражнений на начальном этапе подготовки, и не касаются тренировочного этапа периода начальной специализации, который согласно задачам, с одной стороны, должен способствовать оздоровлению и всестороннему развитию спортсменов, с другой предполагает высокий объем тренировочных и соревновательных нагрузок [30].
В этой связи актуальной становится тема исследования «Применение эргогенических средств в функциональной подготовке футболистов, занимающихся на этапе начальной специализации».
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментально оценить эргогенические средства подготовки футболистов, занимающихся на этапе начальной специализации в виде комплекса дыхательных упражнений и различных приемов произвольного контроля дыхательных движений.
Объект исследования: функциональная подготовка футболистов, занимающихся на этапе начальной специализации.
Предмет исследования: эргогенические средства подготовки футболистов, занимающихся на этапе начальной специализации.
Гипотеза исследования: применение, дополнительно к основным средствам спортивной подготовки, эргогенических средств в виде комплекса дыхательных упражнений и различных приемов контроля дыхательных движений позволит повысить уровень функциональной подготовленности футболистов на этапе начальной специализации, что отразиться в изменениях: показателей двигательных способностей; параметров дыхательной системы; показателей физической работоспособности и максимального потребления кислорода.
В соответствии с поставленной целью, объектом, предметом и гипотезой определены следующие задачи исследования:
1. Дать определение понятиям «функциональная подготовка», «функциональная подготовка», выявить особенности данной подготовки футболистов 12-13 лет, занимающихся на этапе начальной специализации.
2. Теоретически обосновать и разработать эргогенические средства подготовки футболистов, занимающихся на этапе начальной специализации
3. Оценить результативность применения разработанных эргогенические средства подготовки в тренировочном процессе футболистов, занимающихся на этапе начальной специализации.
Вторая группа средств определяется термином «эргогенические». В качестве эргогенических средств в спортивной практике футболистов широко используют искусственную управляющую среду, естественные биологически активные вещества, воздействия на дыхательную систему и др.
Средства целенаправленного воздействия на дыхательную функцию специалисты считают наиболее привлекательными по признакам доступности, простоты использования, эффективности. В научной литературе освещены вопросы применения дыхательных упражнений в спортивной практике пловцов, легкоатлетов, гимнасток, футболистов [11, 17, 20, 42, 47].
Исследования по футболу рассматривают применение дыхательных упражнений на начальном этапе подготовки, и не касаются тренировочного этапа периода начальной специализации, который согласно задачам, с одной стороны, должен способствовать оздоровлению и всестороннему развитию спортсменов, с другой предполагает высокий объем тренировочных и соревновательных нагрузок [30].
В этой связи актуальной становится тема исследования «Применение эргогенических средств в функциональной подготовке футболистов, занимающихся на этапе начальной специализации».
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментально оценить эргогенические средства подготовки футболистов, занимающихся на этапе начальной специализации в виде комплекса дыхательных упражнений и различных приемов произвольного контроля дыхательных движений.
Объект исследования: функциональная подготовка футболистов, занимающихся на этапе начальной специализации.
Предмет исследования: эргогенические средства подготовки футболистов, занимающихся на этапе начальной специализации.
Гипотеза исследования: применение, дополнительно к основным средствам спортивной подготовки, эргогенических средств в виде комплекса дыхательных упражнений и различных приемов контроля дыхательных движений позволит повысить уровень функциональной подготовленности футболистов на этапе начальной специализации, что отразиться в изменениях: показателей двигательных способностей; параметров дыхательной системы; показателей физической работоспособности и максимального потребления кислорода.
В соответствии с поставленной целью, объектом, предметом и гипотезой определены следующие задачи исследования:
1. Дать определение понятиям «функциональная подготовка», «функциональная подготовка», выявить особенности данной подготовки футболистов 12-13 лет, занимающихся на этапе начальной специализации.
2. Теоретически обосновать и разработать эргогенические средства подготовки футболистов, занимающихся на этапе начальной специализации
3. Оценить результативность применения разработанных эргогенические средства подготовки в тренировочном процессе футболистов, занимающихся на этапе начальной специализации.
1) Понятие «функциональная подготовленность» в научных источниках связывается со способностью организма сохранять высокий уровень функционирования в условиях сдвигов гомеостаза. Данное понятие определено как физиологическая основа, база для всех остальных видов подготовки; относительно установившееся состояние организма, определяемое уровнем развития ключевых для вида спорта функций и свойств. Понятие «функциональная подготовка» трактовано как процесс управления индивидуальными биологическими резервами организма спортсмена с использованием различных средств и методов физической, технической, тактической и психической подготовки.
Выделены особенности данной подготовки футболистов на этапе начальной специализации: организуется с учетом того, что в 12-13 лет происходит «переломный скачек» функционального развития подростков, характеризующийся интенсивным ростом и увеличением размеров и массы тела, ростом и дифференцировкой органов и тканей, высокой чувствительностью к развитию силовых, скоростно-силовых и координационных способностей; ориентирована на расширение границ адаптации и повышение функциональных резервов организма, позволяющих без ущерба для здоровья переносить высокие объемы тренировочных и соревновательных нагрузок.
2) В качестве эргогенических средств подготовки разработан комплекс дыхательных упражнений и приемов произвольного контроля дыхания. В основу теоретического обоснования его применения легли положения: использование функциональных нагрузок на отдельные системы организма позволяет повысить его физиологическую адаптацию, так как механизмы адаптации к действию различных экстремальных факторов сходны; эргогенические средства в сочетании с физическими упражнениями позволяют избежать нежелательное в подростковом возрасте применение предельных по интенсивности физических нагрузок; дыхательные упражнения и приемы произвольного контроля дыхания доступны, просты в выполнении, позволяют дифференцировать влияние на параметры функциональной подготовленности, усиливая тренировочный эффект.
Комплекс применяется в подготовительном периоде подготовки и включает три блока. Первый блок - «Активизирующий», используется вначале тренировке, преимущественно направлен на достижение готовности к тренировке. Второй блок - «Нагрузочный», применяется во время тренировки и направлен на повышение резервов мощности дыхательной системы, силы и выносливости дыхательной мускулатуры. Третий блок - «Восстанавливающий», применяется по окончании тренировки, дыхательные упражнения носят успокаивающий характер и направлены на ускорение восстановительных процессов.
3) Результативность разработанных эргогенических средств подготовки футболистов доказана наиболее значительными изменениями показателей функциональной подготовленности, выявленными в экспериментальной группе, чем контрольной на момент окончания эксперимента в сравнении с его началом. Прирост в показателях силовых, скоростных, координационных способностей и выносливости в экспериментальной группе составил 14,8%, и 30,1%, 6,5%, 11,5%, (р<0,05) соответственно. В контрольной группе - 25,4%, 5,8%, 5,5% 5,1% (р<0,05) соответственно. В показателях скоростно-силовых способностей в обеих группах прирост был одинаковым -5,4%. Однако в контрольной группе изменения не были статистически достоверными ((р>0,05).
Прирост в показателях ЖЕЛ, время задержки дыхания на вдохе и выдохе в экспериментальной группе составил 8,1 %, (p>0,05), 17,8% и 16,1% (p>0,05) соответственно, в контрольной - 4,3%, 8,7% и 7,5% (p<0,05) соответственно.
Прирост показателей физической работоспособности и МПК в экспериментальной группе составил 12,5 и 9,0 % (p<0,05), в контрольной - всего на 7,6% и 4,3 % (p<0,05) соответственно.
Выделены особенности данной подготовки футболистов на этапе начальной специализации: организуется с учетом того, что в 12-13 лет происходит «переломный скачек» функционального развития подростков, характеризующийся интенсивным ростом и увеличением размеров и массы тела, ростом и дифференцировкой органов и тканей, высокой чувствительностью к развитию силовых, скоростно-силовых и координационных способностей; ориентирована на расширение границ адаптации и повышение функциональных резервов организма, позволяющих без ущерба для здоровья переносить высокие объемы тренировочных и соревновательных нагрузок.
2) В качестве эргогенических средств подготовки разработан комплекс дыхательных упражнений и приемов произвольного контроля дыхания. В основу теоретического обоснования его применения легли положения: использование функциональных нагрузок на отдельные системы организма позволяет повысить его физиологическую адаптацию, так как механизмы адаптации к действию различных экстремальных факторов сходны; эргогенические средства в сочетании с физическими упражнениями позволяют избежать нежелательное в подростковом возрасте применение предельных по интенсивности физических нагрузок; дыхательные упражнения и приемы произвольного контроля дыхания доступны, просты в выполнении, позволяют дифференцировать влияние на параметры функциональной подготовленности, усиливая тренировочный эффект.
Комплекс применяется в подготовительном периоде подготовки и включает три блока. Первый блок - «Активизирующий», используется вначале тренировке, преимущественно направлен на достижение готовности к тренировке. Второй блок - «Нагрузочный», применяется во время тренировки и направлен на повышение резервов мощности дыхательной системы, силы и выносливости дыхательной мускулатуры. Третий блок - «Восстанавливающий», применяется по окончании тренировки, дыхательные упражнения носят успокаивающий характер и направлены на ускорение восстановительных процессов.
3) Результативность разработанных эргогенических средств подготовки футболистов доказана наиболее значительными изменениями показателей функциональной подготовленности, выявленными в экспериментальной группе, чем контрольной на момент окончания эксперимента в сравнении с его началом. Прирост в показателях силовых, скоростных, координационных способностей и выносливости в экспериментальной группе составил 14,8%, и 30,1%, 6,5%, 11,5%, (р<0,05) соответственно. В контрольной группе - 25,4%, 5,8%, 5,5% 5,1% (р<0,05) соответственно. В показателях скоростно-силовых способностей в обеих группах прирост был одинаковым -5,4%. Однако в контрольной группе изменения не были статистически достоверными ((р>0,05).
Прирост в показателях ЖЕЛ, время задержки дыхания на вдохе и выдохе в экспериментальной группе составил 8,1 %, (p>0,05), 17,8% и 16,1% (p>0,05) соответственно, в контрольной - 4,3%, 8,7% и 7,5% (p<0,05) соответственно.
Прирост показателей физической работоспособности и МПК в экспериментальной группе составил 12,5 и 9,0 % (p<0,05), в контрольной - всего на 7,6% и 4,3 % (p<0,05) соответственно.



