Введение 5
1 Теоретические аспекты изучения профилактики синдрома эмоционального выгорания у педагогов, работающих с подростками с ОВЗ 9
1.1 Синдром эмоционального выгорания: понятие, характеристика 9
1.2 Проявление синдрома эмоционального выгорания у педагогов,
работающих с подростками с ОВЗ 17
2 Экспериментальное изучение и профилактика синдрома эмоционального
выгорания педагогов, работающих с подростками с ОВЗ 25
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов
исследования 25
2.2 Профилактика синдрома эмоционального выгорания у педагогов,
работающих с подростками с ОВЗ 40
Заключение 46
Список использованных источников 48
Приложение А Результаты исследования эмоционального выгорания педагогов по методике «Диагностика уровня эмоционального выгорания личности» (автор - В. Бойко) 52
Приложение Б Результаты исследования эмоционального выгорания педагогов по методике «Диагностика профессионального
(эмоционального) выгорания» (авторы - К. Маслач, С. Джексон) (в адаптации Н.Е. Водопьяновой) 54
Приложение В Упражнения для профилактики синдрома эмоционального выгорания у педагогов, работающих с подростками с ОВЗ
Современные тенденции сферы образования ставят перед своими работниками трудно выполнимые задачи. Введение в современную школу инклюзивного образования создает дополнительные стрессовые ситуации для педагогических работников, тем самым, истощая их эмоциональный ресурс, что приводит, зачастую, к синдрому эмоционального выгорания.
Педагогическая профессия относится к «группе риска». У педагогов часто возникают проблемы как с физическим, так и с психическим здоровьем. Наиболее распространенными причинами являются: длительный психологический стресс, физиологические факторы, условия труда, психологические и организационные трудности.
При подготовке будущих специалистов в профессиональных учебных учреждениях (колледжах, институтах) стараются учитывать все возможные факторы, которые могут привести к эмоциональному выгоранию, а именно к перегрузкам физического и эмоционального характера. Но только при постоянной практике учитель понимает, что есть нехватка определенных знаний, навыков, умений, которые необходимы для самостоятельного преодоления эмоциональных трудностей.
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 21 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, дети-инвалиды имеют право на образование в коррекционных учебных заведениях и в общеобразовательных учреждениях, но по адаптированным образовательным программам [26].
Следовательно, перед педагогом ставится задача успешного включения таких подростков в работу класса. Для достижения данной задачи педагогу необходимо создать атмосферу толерантности, уважения, взаимопомощи в классе, а также психологически безопасную и комфортную среду. А это все требует от педагога высокого уровня профессионализма, больших эмоциональных и интеллектуальных затрат.
Подростковый возраст является одним из самых сложных периодов в жизни каждого ребенка. У подростков с ОВЗ данный период происходит еще более эмоционально, что усложняет работу педагога, это связано с тем что педагог должен постоянно отслеживать не только физическое состояние, но и эмоциональное состояние учащегося и коллектива в целом, чтобы предотвратить создание конфликтных ситуаций.
Профессиональный стандарт, в котором говорится, что учитель является ключевой фигурой в образовании, подчеркивает актуальность проблемы эмоционального выгорания учителей, работающих с подростками с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ). Следовательно, каждому преподавателю необходимо осваивать новые трудовые функции, а также уметь работать с подростками с ОВЗ [30].
Анализ профессионального стандарта позволяет выделить профессиональные компетенции, необходимые преподавателю для ведения развивающей деятельности:
- педагог должен быть готов обучать всех детей, независимо от способностей детей, особенностей их развития и ограниченных возможностей;
- педагог должен быть готов принять детей, независимо от учебных возможностей, а также от особенностей их поведения и как психического, так и физического здоровья. Преподаватель должен оказать помощь каждому ребенку [30].
Актуальность исследования эмоционального выгорания у педагогов, работающих с подростками с ОВЗ, обусловлена тем, что эмоциональное выгорание - это распространенная проблема педагогов. От эмоционального состояния педагога зависит не только качество обучения конкретного ученика, но и психологическое здоровье всего коллектива обучающихся.
В связи с актуальностью проблемы цель нашего исследования - изучение проявлений синдрома эмоционального выгорания у педагогов, работающих с подростками с ОВЗ, и его профилактики.
Объект исследования - синдром эмоционального выгорания как психологический феномен.
Предмет исследования - профилактика эмоционального выгорания педагогов, работающих с подростками с ОВЗ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. На основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы раскрыть теоретические аспекты изучения проблемы эмоционального выгорания у педагогов, работающих с подростками с ОВЗ.
2. Выявить признаки синдрома эмоционального выгорания у педагогов, работающих с подростками с ОВЗ.
3. Подобрать методики и провести экспериментальное исследование синдрома эмоционального выгорания у педагогов, работающих с подростками с ОВЗ.
4. Разработать и описать систему профилактики эмоционального выгорания педагогов, работающих с подростками с ОВЗ.
Для достижения цели и реализации поставленных задач нами были использованы следующие методы:
1. Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Эмпирические методы: тестирование (методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания личности» (автор - В. Бойко), методика «Диагностика профессионального (эмоционального) выгорания (авторы - К. Маслач, С. Джексон) (в адаптации Н.Е. Водопьяновой).
3. Методы количественной и качественной обработки результатов исследования.
Методологической основой исследования выступили труды зарубежных исследователей синдрома эмоционального выгорания (Буриш М., Маслач К., Фрейденбергер X. Дж.), а также труды отечественных психологов, раскрывающие особенности синдрома эмоционального выгорания (Бойко В. В., Водопьянова Н. Е.).
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ Верхнекужебарская СОШ им. В.П. Астафьева с. Верхний Кужебар Красноярского края. Выборка представлена педагогами в количестве 16 человек, в том числе: педагоги (8 человек), не работающие с подростками с ОВЗ, и педагоги (8 человек), работающие с подростками с ОВЗ.
Этапы исследования:
1 этап (ноябрь 2019 г. - март 2020 г.) - изучение теоретических аспектов проблемы синдрома эмоционального выгорания у педагогов, определение категориального аппарата, определение методов и выборки экспериментального исследования, проведение исследования синдрома эмоционального выгорания у педагогов.
2 этап (апрель - май 2020 г.) - разработка и описание системы профилактики эмоционального выгорания педагогов, работающих с подростками с ОВЗ.
3 этап (май-июнь 2020 г.) - формулирование выводов, оформление ВКР.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по теме «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов, работающих с подростками с ОВЗ». Полученные в ходе исследования данные можно использовать социальным педагогам, психологам, родителям. А также представленный материал могут использовать студенты при подготовке к занятиям при написании рефератов, курсовых и дипломных работ.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 45 источников, и приложений. В работе содержится 6 рисунков. Общий объём работы составляет 51 страница.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что эмоциональное выгорание - это реакция организма на продолжительно нарастающую, не имеющую разрядки стрессовую ситуацию. Так же стоит отметить, что эмоциональное выгорание способствует низкой работоспособности педагога, отсутствию мотивации к выполнению должностных обязанностей, может служить причиной увольнения. Эмоциональное выгорание, с точки зрения В. В. Бойко, включает в себя три фазы: напряжение, резистенция, истощение.
Обобщая точки зрения современных исследователей, мы отмечаем, что работа педагога наполнена факторами, вызывающими эмоциональное выгорание, хроническими стрессами, эмоциональной истощенностью, высоким уровнем требований к его компетенциям в условиях инклюзивного образования. Педагогам не легко включить подростка с ОВЗ в работу класса, что влечет за собой нарастание тревожности, переживаний у педагогов, снижается настроение, происходят срывы, что в результате приводит к эмоциональному выгоранию.
Нами было проведено экспериментальное исследование, направленное на выявление эмоционального выгорания у педагогов, работающих с подростками с ОВЗ.
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ Верхнекужебарская СОШ им. В.П. Астафьева с. Верхний Кужебар Красноярского края. Выборка представлена педагогами в количестве 16 человек, в том числе педагоги (8 человек), не работающие с подростками с ОВЗ, педагоги (8 человек), работающие с подростками с ОВЗ.
В качестве диагностического инструментария мы использовали следующие методики: «Диагностика уровня эмоционального выгорания личности» (автор - В. Бойко); «Диагностика профессионального (эмоционального) выгорания» (авторы - К. Маслач, С. Джексон) (в адаптации Н.Е. Водопьяновой).
Проанализировав результаты исследования, мы пришли к выводу, что у учителей, работающих с подростками с ОВЗ, синдром эмоционального выгорания выражен больше, чем у педагогов, работающих с нормотипичными детьми. Данные результаты свидетельствуют о необходимости разработки и реализации мероприятий, направленных на профилактику синдрома эмоционального выгорания у учителей, работающих с подростками с ОВЗ.
Предлагаемая нами система профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов, работающих с подростками с ОВЗ, может использоваться педагогами-психологами в образовательных учреждениях для уменьшения риска возникновения синдрома эмоционального выгорания у педагогов.
1. Адеева, Т. Н. Проблемы психологической готовности педагогов ДОУ и родителей детей дошкольного возраста к инклюзии / Т. Н. Адеева // Международный научный журнал «Символ науки». - 2016. - № 11. - C. 34¬38.
2. Алехина, С. В. Готовность педагогов как главный фактор успешности инклюзивного процесса в образовании / С. В. Алехина, М. Н. Алексеева, Е. Л. Агафонова // Психологическая наука и образование. - 2011. - № 1. - С. 83-92.
3. Банч, Г. О. Включающее образование. Как добиться успеха? Основные стратегические подходы к работе в интегративном классе / Г. О. Банч. - Москва : Прометей, 2009. - 215 с.
4. Бикеева, А. Уроки психологии для школьного учителя: советы усталому педагогу / А. Бикеева. - Ростов-на-Дону : Феникс. - 2005. - 115 с.
5. Бойко, В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В. В. Бойко. - Москва : Просвещение, 2017. - 124 с.
6. Бойко, В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В. В. Бойко. - Санкт-Петербург : Питер, 2006. - 187 с.
7. Бойко, В. В. Психоэнергетика / В. В. Бойко. - Санкт-Петербург : Питер, 2009. - 490 с.
8. Водопьянова, Н. Е. Профилактика и коррекция синдрома выгорания: методология, теория, практика / Н. Е. Водопьянова. - Санкт-Петербург, 2014. - 127 с.
9. Волков, Б. С. Психология подростка / Б. С. Волков. - Москва, 2005. - 308 с.
10. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский // Избранные психологические исследования. - Москва, 2014. - С. 265-283.
11. Деркач, А. А. Рабочая книга практического психолога: пособие для спецалистов, работающих с персоналом. - Москва : Изд-во Института Психотерапии, 2003. - 640 с.
12. Казанцева, В. Г. Подросток. Трудности взросления / В. Г. Казанцева. / 2-е издание, дополненное. - Санкт-Петербург, 2015. - 265 с.
13. Кленова, Н. В. Как воспитать толерантность / Н. В. Кленова. - Москва, 2006. - 22 с.
14. Козырева, О. А. Создание инклюзивной образовательной среды как социально-педагогическая проблема / О. А. Козырева. - Вестник ТГПУ. - 2014. - № 1. - С. 114.
15. Концепция Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://krao.ru.
16. Кузьмина, О. С. Реализация компетентностного подхода в подготовке педагогов к инклюзивному образованию посредством модульной программы / О. С. Кузьмина, Н. В. Чекалева. - Москва, 2016. - 81 с.
17. Куликов, Л. В. Виды трудового стресса / Л. В. Куликов, О. А. Михайлов. - Казань, 2001. - 255 с.
18. Кутьина, Е. В. Эмоциональное «Выгорание» педагога дошкольного образовательного учреждения : диагностика и профилактика / Е. В. Кутьина. Детский сад от А до Я. - 2010. - № 1. - С. 131-132.
19. Лазарева, Н. В. Диагностика синдрома эмоционального выгорания / Н. В. Лазарева // Школьные технологии. - 2009. - № 1. - С. 171-176.
20. Лисовская, Т. Ю. Профессиональное выгорание: Учебно-методическое пособие / Т. Ю. Лисовская, С. А. Ильина. - Новосибирск, 2009. - 327 с.
21. Лебединский, В. В. Нарушение психического развития / В. В. Лебединский. - Москва : Педагогика, 2004. - 306 с.
22. Малофеев, Н. Н. Модернизация системы специального образования: проблемы коррекции, реабилитации, интеграции / Н.Н. Малофеев. - Москва : Просвещение, 2015. - 12 с.
23. Маркова А. К. Психология труда учителя / А. К. Маркова. - Москва : Просвещение, 1993. - 245 с.
24. Маслач, К. Профессиональное выгорание: как люди справляются / К. Маслач. - Москва : Просвещенияе, 1978. - 127 с.
25. Неруш, Т. Г. Профессиональное выгорание как форма профессиональных деструкций / Т. Г. Неруш. - Москва : Просвещение, 2017. - № 5. - С. 34-38.
26. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/
27. О внесении изменений в статьи 255 и 270 части второй Налогового кодекса Российской Федерации : Федеральный закон Российской Федерации от 23.04.2018 № 113 // Российская газета. - 2018 - № 115. - С. 12-18.
28. Орёл, В. Е. Синдром выгорания в социальных профессиях / В. Е. Орел, Т. И. Ронгинская // Психологический журнал. - 2002. - № 3. - С. 85-95.
29. Петрова, И. Проблема профессионального выгорания и пути её решения / И. Петрова. - Бирск : Башкирский государственный университет, 2015. - 65 с.
30. Профессиональный стандарт педагога (психолог в сфере образования)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://psyumo.ru.
31. Рогинская, Т. Синдром выгорания в социальных профессиях / Т. Рогинская // Мир психологии. - 2012. - № 1. - С. 57-60.
32. Рукавишников, А. А. Факторный личностный опросник Р. Кеттелла / А. А. Руковишников, М. В. Соколова. - Санкт-Петербург : ИМАТОН, 2013. - 130 с.
33. Самоукина, Н. В. Синдром профессионального выгорания [Электронный ресурс] / Н. В. Самоукина // Элитариум. - 2011. - Режим доступа: http: //www.elitarium.ru/sindrom_professionalnogo_vygoranij a.html.
34. Сарапулова, М. А. Личностная готовность педагогов массовой школы к работе с детьми с ОВЗ / М. А. Сарапулова // Специальное образование. - 2017. - № 2. - С. 8-10.
35. Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. - Москва : Сфера, 2009. - 123 с.
36. Семёнова, Н. Ю. Психология в лицах / Н. Ю. Семёнова. - Москва : ЭКСМО-Пресс, 2001. - 384 с.
37. Семиздралова, О. А. Феномен эмоционального выгорания учителя и его предупреждение / О. А. Семиздралова // Народное образование. - 2009. - №
7. - С. 116 - 123.
38. Сушенцова, Л. В. Профессиональное выгорание педагога: сущность, диагностика, профилактика / Л. В. Сушенцова // Инновационная сельская школа: от идеи к результату. - Йошкар-Ола, 2016. - С. 190-198.
39. Форманюк, Т. В. Синдром «эмоционального выгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя / Т. В. Форманюк // Вопросы психологии. - 1994. - № 6. - С. 34-56.
40. Фрейденбергер, X. Дж. Выгорание персонала / X. Дж. Фрейденбергер // Журнал социальных проблем. - 1974. - № 30. - С. 159-166.
41. Холл, К. С. Теории личности / К. С. Холл. - Москва, 1997. - 720 с.
43. Хухлаева, О. В. Школьная психологическая служба. Работа с педагогами / О. В. Хухлаева. - Москва : Генезис, 2008. - 192 с.
44. Чернисс, К. Профессиональное выгорание: беспокойство за работников и боссов растет / К. Чернисс // Журнал практического психолога. - 2003. - № 9. - С. 17-19.
45. Эльконин, Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте// Вопросы психологии. -1971. - № 4. - С. 6.