ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ЛЕГКОАТЛЕТОК-СПРИНТЕРОВ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
|
Введение 4
1 Теоретические аспекты развития специальной выносливости
легкоатлеток-спринтеров на этапе спортивной специализации
1.1 Выносливость: ее виды и показатели 6
1.2 Развитие специальной выносливости в легкоатлетическом
спринте 10
1.3 Контроль за развитием специальной выносливости
легкоатлеток-спринтеров на начальном этапе спортивной специализации 16
2 Методы и организация исследований
2.1 Методы исследования 27
2.2 Организация исследования 32
3 Разработка методики оценки развития специальной выносливости у
легкоатлеток - спринтеров на начальном этапе спортивной специализации 35
3.1 Описание методики оценки развития специальной выносливости у
легкоатлеток - спринтеров на начальном этапе спортивной специализации 35
3.2 Результаты применения методики оценки развития специальной
выносливости легкоатлеток, специализирующихся в спринте 40
Заключение 53
Список использованных источников 56
Приложение А-В 64
1 Теоретические аспекты развития специальной выносливости
легкоатлеток-спринтеров на этапе спортивной специализации
1.1 Выносливость: ее виды и показатели 6
1.2 Развитие специальной выносливости в легкоатлетическом
спринте 10
1.3 Контроль за развитием специальной выносливости
легкоатлеток-спринтеров на начальном этапе спортивной специализации 16
2 Методы и организация исследований
2.1 Методы исследования 27
2.2 Организация исследования 32
3 Разработка методики оценки развития специальной выносливости у
легкоатлеток - спринтеров на начальном этапе спортивной специализации 35
3.1 Описание методики оценки развития специальной выносливости у
легкоатлеток - спринтеров на начальном этапе спортивной специализации 35
3.2 Результаты применения методики оценки развития специальной
выносливости легкоатлеток, специализирующихся в спринте 40
Заключение 53
Список использованных источников 56
Приложение А-В 64
Спринт является самым зрелищным и популярным видом легкой атлетики. В спринте достижение высоких спортивных результатов в основном зависит от уровня специальной подготовленности легкоатлета, и, в частности, от уровня развития специальной выносливости. Система оценки степени реализации специальной выносливости бегунов в условиях, максимально приближенных к соревновательным, до настоящего времени разработана недостаточно. Большинство показателей, используемых специалистами, для оценки развития специальной выносливости, отражают в лучшем случае лишь преимущественное развитие тех или иных способностей и далеко не всегда в необходимой степени полно раскрывают целостную структуру специальной подготовленности спринтеров, затрудняя выявление причин, лимитирующих дальнейший рост их результатов [51].
В этой связи, возникающие научно-практические вопросы оценки, а в дальнейшем управления реализацией специальной выносливости спринтеров в условиях соревновательного упражнения, приобретают актуальность в контексте дальнейшего прогресса спортивных результатов в легкоатлетическом спринте.
Сформулирована тема исследования: «Оценка развития специальной выносливости легкоатлеток-спринтеров на этапе спортивной специализации».
Цель исследования: разработать методику оценки специальной выносливости легкоатлеток 12-14 лет, специализирующихся в беге на короткие дистанции и определить ее результативность.
Объект исследования: специальная физическая подготовка легкоатлеток, специализирующихся в беге на короткие дистанции.
Предмет исследования: методика оценки развитие специальной выносливости у легкоатлеток 12-14 лет, специализирующихся в беге на короткие дистанции.
Гипотеза исследования: контроль за развитием специальной выносливости легкоатлеток-спринтеров 12-14 лет этапа начальной спортивной специализации будет более информативным и индивидуализированным, если методика оценки развития данной выносливости, наряду с батареей общепризнанных тестов, прописанных в Федеральном стандарте по спортивной подготовке вида спорта легкая атлетика, дополнительно будет включать тест «Бег 150 метров отрезками: 0-30 м, 30-90 м, 90-150 м».
Задачи исследования:
2. Дать определение понятию «специальная выносливость», выявить особенности развития специальной выносливости у легкоатлеток 12-14 лет, специализирующихся в беге на короткие дистанции.
2. Теоретически обосновать и разработать методику оценки развития специальной выносливости легкоатлеток-спринтеров 12-14 лет.
3. Проверить результативность реализации методики оценки развития специальной выносливости легкоатлеток-спринтеров 12-14 лет.
Методы исследования: анализ литературных источников, педагогическое тестирование, сравнение, методы математической статистики.
В этой связи, возникающие научно-практические вопросы оценки, а в дальнейшем управления реализацией специальной выносливости спринтеров в условиях соревновательного упражнения, приобретают актуальность в контексте дальнейшего прогресса спортивных результатов в легкоатлетическом спринте.
Сформулирована тема исследования: «Оценка развития специальной выносливости легкоатлеток-спринтеров на этапе спортивной специализации».
Цель исследования: разработать методику оценки специальной выносливости легкоатлеток 12-14 лет, специализирующихся в беге на короткие дистанции и определить ее результативность.
Объект исследования: специальная физическая подготовка легкоатлеток, специализирующихся в беге на короткие дистанции.
Предмет исследования: методика оценки развитие специальной выносливости у легкоатлеток 12-14 лет, специализирующихся в беге на короткие дистанции.
Гипотеза исследования: контроль за развитием специальной выносливости легкоатлеток-спринтеров 12-14 лет этапа начальной спортивной специализации будет более информативным и индивидуализированным, если методика оценки развития данной выносливости, наряду с батареей общепризнанных тестов, прописанных в Федеральном стандарте по спортивной подготовке вида спорта легкая атлетика, дополнительно будет включать тест «Бег 150 метров отрезками: 0-30 м, 30-90 м, 90-150 м».
Задачи исследования:
2. Дать определение понятию «специальная выносливость», выявить особенности развития специальной выносливости у легкоатлеток 12-14 лет, специализирующихся в беге на короткие дистанции.
2. Теоретически обосновать и разработать методику оценки развития специальной выносливости легкоатлеток-спринтеров 12-14 лет.
3. Проверить результативность реализации методики оценки развития специальной выносливости легкоатлеток-спринтеров 12-14 лет.
Методы исследования: анализ литературных источников, педагогическое тестирование, сравнение, методы математической статистики.
1) Специальная выносливость определяется способностью спортсмена противостоять утомлению, развивающемуся в процессе определённой спортивной деятельности. К особенностям развития специальной выносливости легкоатлеток-спринтеров 12-14 лет относятся их пубертатный период, связанный с интенсификацией развития многих качеств, в частности наблюдается ускорение развития статической выносливости, динамической силовой выносливости, скоростной выносливости, то есть создаются благоприятные условия для развития специальной выносливости.
2) Обоснована и разработана методика оценки специальной выносливость легкоатлеток-спринтеров этапа начальной специализации. В основу обоснования легли положения: о недостаточности проведения общепринятых тестов для выявление причин, лимитирующие развитие специальной выносливости и тормозящих спортивному результату; о проявлении спринтером различных сторон развития специальной выносливости на отрезках пробегания дистанций: 0- 30 скоростно-силовая выносливость, 30-90 м - алактатная-анаэробная выносливость, 90-150 - алактатно-лактатная анаэробная выносливость; о возможности индивидуализации развития специальной выносливости в зависимости от того, на каких отрезках дистанции снижается скорость.
Разработанная методика наряду с батареей общепризнанных тестов «Бег 30 метров с ходу», «Бег 60 метров с высокого старта», «Бег 150 метров с высокого старта», прописанных в Федеральном стандарте по спортивной 52
подготовке вида спорта легкая атлетика, дополнительно включает тест «Бег 150 метров отрезками: 0-30 м, 30-90 м, 90-150 м». Первые - позволяют определить уровень развития различных сторон специальной выносливости и сделать вывод о «резерве» развития способностей. Второй - выявить возможности спортсменок проявлять данные способности в совокупности, по ходу пробегания отрезков дистанции, т.е. в условиях, максимально приближенных к соревновательным.
3) Результативность разработанной методики оценки подтверждена ходом и результатами исследовательской работы. Ее участниками стали легкоатлетки 12-14 лет специализирующиеся в беге на короткие дистанции 1-2-ого года обучения этапа начальной спортивной специализации в количестве 15 человек. Тестирование спортсменок на момент начала исследовательской работы по общепринятым тестам позволило сделать вывод о том, что у большинства из них развития скоростных способностей и скоростной выносливости находится на «удовлетворительном» уровне, скоростно-силовых способностей - приближено к «хорошему» уровню, что говорит о наличии потенциал для развития специальной выносливости.
Дополнительное тестирование с применением теста «Бег 150 метров отрезками 30 м, 30-90 м, 90-150 м» позволило уточнить информацию о проявлении специальной выносливости спортсменок на отрезках дистанции и индивидуализировать процесс подготовки. В рамках программы тренировки спринтеров Н. И. Волкова, участники с отсутствием изменений в скорости на отрезках дистанции 30-90 м и 90-150 м тренировались с акцентом на развитие максимальных скоростные возможности в анаэробно-алактатной зоне. Спортсменки со снижением скорости на отрезке 90-150 м в сравнении с отрезком 30-90 м тренировалась преимущественно в
анаэробно-гликолитической зоне с использованием более длинных отрезков.
Построение тренировки с учетом данных первичного контроля, проведенного по заявленной методике оценки положительно отразилось на развитии специальной выносливости исследуемых: показатели развития скоростных способностей выросли на 3% (р<0,05), скоростно-силовых способностей - на 1,5% (р<0,05), скоростной выносливости - 1% (р<0,05).
Наблюдалось улучшение показателей пробегания дистанции 30-90 м и 90-150 м, так легкоатлетки тренирующиеся с акцентом на развитие максимальных скоростных возможностей улучшили результат преодоления дистанции 150 метров, за счет увеличения своего скоростного «резерва», легкоатлетки тренирующиеся преимущественно с использованием более длинных отрезков, смогли нивелировать различие между отрезками 30-90 и 90-150 метров, следовательно и результат на 150 метров у них улучшился. В среднем в группе разница между отрезками 30-90 м и 90-150 м улучшилась на 9%
2) Обоснована и разработана методика оценки специальной выносливость легкоатлеток-спринтеров этапа начальной специализации. В основу обоснования легли положения: о недостаточности проведения общепринятых тестов для выявление причин, лимитирующие развитие специальной выносливости и тормозящих спортивному результату; о проявлении спринтером различных сторон развития специальной выносливости на отрезках пробегания дистанций: 0- 30 скоростно-силовая выносливость, 30-90 м - алактатная-анаэробная выносливость, 90-150 - алактатно-лактатная анаэробная выносливость; о возможности индивидуализации развития специальной выносливости в зависимости от того, на каких отрезках дистанции снижается скорость.
Разработанная методика наряду с батареей общепризнанных тестов «Бег 30 метров с ходу», «Бег 60 метров с высокого старта», «Бег 150 метров с высокого старта», прописанных в Федеральном стандарте по спортивной 52
подготовке вида спорта легкая атлетика, дополнительно включает тест «Бег 150 метров отрезками: 0-30 м, 30-90 м, 90-150 м». Первые - позволяют определить уровень развития различных сторон специальной выносливости и сделать вывод о «резерве» развития способностей. Второй - выявить возможности спортсменок проявлять данные способности в совокупности, по ходу пробегания отрезков дистанции, т.е. в условиях, максимально приближенных к соревновательным.
3) Результативность разработанной методики оценки подтверждена ходом и результатами исследовательской работы. Ее участниками стали легкоатлетки 12-14 лет специализирующиеся в беге на короткие дистанции 1-2-ого года обучения этапа начальной спортивной специализации в количестве 15 человек. Тестирование спортсменок на момент начала исследовательской работы по общепринятым тестам позволило сделать вывод о том, что у большинства из них развития скоростных способностей и скоростной выносливости находится на «удовлетворительном» уровне, скоростно-силовых способностей - приближено к «хорошему» уровню, что говорит о наличии потенциал для развития специальной выносливости.
Дополнительное тестирование с применением теста «Бег 150 метров отрезками 30 м, 30-90 м, 90-150 м» позволило уточнить информацию о проявлении специальной выносливости спортсменок на отрезках дистанции и индивидуализировать процесс подготовки. В рамках программы тренировки спринтеров Н. И. Волкова, участники с отсутствием изменений в скорости на отрезках дистанции 30-90 м и 90-150 м тренировались с акцентом на развитие максимальных скоростные возможности в анаэробно-алактатной зоне. Спортсменки со снижением скорости на отрезке 90-150 м в сравнении с отрезком 30-90 м тренировалась преимущественно в
анаэробно-гликолитической зоне с использованием более длинных отрезков.
Построение тренировки с учетом данных первичного контроля, проведенного по заявленной методике оценки положительно отразилось на развитии специальной выносливости исследуемых: показатели развития скоростных способностей выросли на 3% (р<0,05), скоростно-силовых способностей - на 1,5% (р<0,05), скоростной выносливости - 1% (р<0,05).
Наблюдалось улучшение показателей пробегания дистанции 30-90 м и 90-150 м, так легкоатлетки тренирующиеся с акцентом на развитие максимальных скоростных возможностей улучшили результат преодоления дистанции 150 метров, за счет увеличения своего скоростного «резерва», легкоатлетки тренирующиеся преимущественно с использованием более длинных отрезков, смогли нивелировать различие между отрезками 30-90 и 90-150 метров, следовательно и результат на 150 метров у них улучшился. В среднем в группе разница между отрезками 30-90 м и 90-150 м улучшилась на 9%



