Введение 4
1 Теоретические аспекты развития специальной выносливости
легкоатлеток-спринтеров на этапе спортивной специализации
1.1 Выносливость: ее виды и показатели 6
1.2 Развитие специальной выносливости в легкоатлетическом
спринте 10
1.3 Контроль за развитием специальной выносливости
легкоатлеток-спринтеров на начальном этапе спортивной специализации 16
2 Методы и организация исследований
2.1 Методы исследования 27
2.2 Организация исследования 32
3 Разработка методики оценки развития специальной выносливости у
легкоатлеток - спринтеров на начальном этапе спортивной специализации 35
3.1 Описание методики оценки развития специальной выносливости у
легкоатлеток - спринтеров на начальном этапе спортивной специализации 35
3.2 Результаты применения методики оценки развития специальной
выносливости легкоатлеток, специализирующихся в спринте 40
Заключение 53
Список использованных источников 56
Приложение А-В 64
Спринт является самым зрелищным и популярным видом легкой атлетики. В спринте достижение высоких спортивных результатов в основном зависит от уровня специальной подготовленности легкоатлета, и, в частности, от уровня развития специальной выносливости. Система оценки степени реализации специальной выносливости бегунов в условиях, максимально приближенных к соревновательным, до настоящего времени разработана недостаточно. Большинство показателей, используемых специалистами, для оценки развития специальной выносливости, отражают в лучшем случае лишь преимущественное развитие тех или иных способностей и далеко не всегда в необходимой степени полно раскрывают целостную структуру специальной подготовленности спринтеров, затрудняя выявление причин, лимитирующих дальнейший рост их результатов [51].
В этой связи, возникающие научно-практические вопросы оценки, а в дальнейшем управления реализацией специальной выносливости спринтеров в условиях соревновательного упражнения, приобретают актуальность в контексте дальнейшего прогресса спортивных результатов в легкоатлетическом спринте.
Сформулирована тема исследования: «Оценка развития специальной выносливости легкоатлеток-спринтеров на этапе спортивной специализации».
Цель исследования: разработать методику оценки специальной выносливости легкоатлеток 12-14 лет, специализирующихся в беге на короткие дистанции и определить ее результативность.
Объект исследования: специальная физическая подготовка легкоатлеток, специализирующихся в беге на короткие дистанции.
Предмет исследования: методика оценки развитие специальной выносливости у легкоатлеток 12-14 лет, специализирующихся в беге на короткие дистанции.
Гипотеза исследования: контроль за развитием специальной выносливости легкоатлеток-спринтеров 12-14 лет этапа начальной спортивной специализации будет более информативным и индивидуализированным, если методика оценки развития данной выносливости, наряду с батареей общепризнанных тестов, прописанных в Федеральном стандарте по спортивной подготовке вида спорта легкая атлетика, дополнительно будет включать тест «Бег 150 метров отрезками: 0-30 м, 30-90 м, 90-150 м».
Задачи исследования:
2. Дать определение понятию «специальная выносливость», выявить особенности развития специальной выносливости у легкоатлеток 12-14 лет, специализирующихся в беге на короткие дистанции.
2. Теоретически обосновать и разработать методику оценки развития специальной выносливости легкоатлеток-спринтеров 12-14 лет.
3. Проверить результативность реализации методики оценки развития специальной выносливости легкоатлеток-спринтеров 12-14 лет.
Методы исследования: анализ литературных источников, педагогическое тестирование, сравнение, методы математической статистики.
1) Специальная выносливость определяется способностью спортсмена противостоять утомлению, развивающемуся в процессе определённой спортивной деятельности. К особенностям развития специальной выносливости легкоатлеток-спринтеров 12-14 лет относятся их пубертатный период, связанный с интенсификацией развития многих качеств, в частности наблюдается ускорение развития статической выносливости, динамической силовой выносливости, скоростной выносливости, то есть создаются благоприятные условия для развития специальной выносливости.
2) Обоснована и разработана методика оценки специальной выносливость легкоатлеток-спринтеров этапа начальной специализации. В основу обоснования легли положения: о недостаточности проведения общепринятых тестов для выявление причин, лимитирующие развитие специальной выносливости и тормозящих спортивному результату; о проявлении спринтером различных сторон развития специальной выносливости на отрезках пробегания дистанций: 0- 30 скоростно-силовая выносливость, 30-90 м - алактатная-анаэробная выносливость, 90-150 - алактатно-лактатная анаэробная выносливость; о возможности индивидуализации развития специальной выносливости в зависимости от того, на каких отрезках дистанции снижается скорость.
Разработанная методика наряду с батареей общепризнанных тестов «Бег 30 метров с ходу», «Бег 60 метров с высокого старта», «Бег 150 метров с высокого старта», прописанных в Федеральном стандарте по спортивной 52
подготовке вида спорта легкая атлетика, дополнительно включает тест «Бег 150 метров отрезками: 0-30 м, 30-90 м, 90-150 м». Первые - позволяют определить уровень развития различных сторон специальной выносливости и сделать вывод о «резерве» развития способностей. Второй - выявить возможности спортсменок проявлять данные способности в совокупности, по ходу пробегания отрезков дистанции, т.е. в условиях, максимально приближенных к соревновательным.
3) Результативность разработанной методики оценки подтверждена ходом и результатами исследовательской работы. Ее участниками стали легкоатлетки 12-14 лет специализирующиеся в беге на короткие дистанции 1-2-ого года обучения этапа начальной спортивной специализации в количестве 15 человек. Тестирование спортсменок на момент начала исследовательской работы по общепринятым тестам позволило сделать вывод о том, что у большинства из них развития скоростных способностей и скоростной выносливости находится на «удовлетворительном» уровне, скоростно-силовых способностей - приближено к «хорошему» уровню, что говорит о наличии потенциал для развития специальной выносливости.
Дополнительное тестирование с применением теста «Бег 150 метров отрезками 30 м, 30-90 м, 90-150 м» позволило уточнить информацию о проявлении специальной выносливости спортсменок на отрезках дистанции и индивидуализировать процесс подготовки. В рамках программы тренировки спринтеров Н. И. Волкова, участники с отсутствием изменений в скорости на отрезках дистанции 30-90 м и 90-150 м тренировались с акцентом на развитие максимальных скоростные возможности в анаэробно-алактатной зоне. Спортсменки со снижением скорости на отрезке 90-150 м в сравнении с отрезком 30-90 м тренировалась преимущественно в
анаэробно-гликолитической зоне с использованием более длинных отрезков.
Построение тренировки с учетом данных первичного контроля, проведенного по заявленной методике оценки положительно отразилось на развитии специальной выносливости исследуемых: показатели развития скоростных способностей выросли на 3% (р<0,05), скоростно-силовых способностей - на 1,5% (р<0,05), скоростной выносливости - 1% (р<0,05).
Наблюдалось улучшение показателей пробегания дистанции 30-90 м и 90-150 м, так легкоатлетки тренирующиеся с акцентом на развитие максимальных скоростных возможностей улучшили результат преодоления дистанции 150 метров, за счет увеличения своего скоростного «резерва», легкоатлетки тренирующиеся преимущественно с использованием более длинных отрезков, смогли нивелировать различие между отрезками 30-90 и 90-150 метров, следовательно и результат на 150 метров у них улучшился. В среднем в группе разница между отрезками 30-90 м и 90-150 м улучшилась на 9%
1. Аванесов, В. У. Взаимосвязь биоэнергетических систем с двигательными способностями спринтеров в беге на 100 метров / В.У. Аванесов // Известия Тульского государственного университета. - 2013. - №5. - С. 102-110.
2. Анисимова Е. А. Повышение спортивного мастерства бегунов на короткие дистанции / Е. А. Анисимова, М. А. Козловский // Теория и практика физической культуры. - 2010. - №9. - С. 76.
3. Анпилогов, И. Е. Влияние средств локально-избирательного воздействия на динамику специальной подготовленности юных спринтеров в годичном цикле тренировки / И. Е. Анпилогов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - №2. - С. 7-11.
4. Анпилогов, И. Е. Особенности проектирования основных средств подготовки спринтеров 15-17 лет в годичном цикле / И. Е. Анпилогов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2010. - №3. - С. 11-15.
5. Аракелян Е. Е. Экспериментальное обоснование методики применения специальных беговых упражнений в процессе начальной спортивной подготовки юных бегунов на короткие дистанции : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Евгений Енокович Аракелян. - Москва, 2010. - 25 с.
6. Бобырев, Н. Д. Использование средств легкой атлетики для развития выносливости у школьников 2-4-х классов / Н.Д. Бобырев // Известия Тульского государственного университета. - 2016. - №4. - С. 88-93.
7. Борзов, В. Подготовка легкоатлета-спринтера: стратегия, планирование, технологии / В. Борзов // Наука в олимпийском спорте. - 2013. - №4. - С. 71-82.
8. Бугаев, А. В. Кинематические характеристики и функциональное состояние спринтеров в беге на 100 м / А. В. Бугаев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2009. - №10. - С. 92-95.
9. Власов, В. В. Средства и методы развития скоростной выносливости у юношей 15-16 лет в беге на 400 метров / В. В. Власов // Методика: теория и практика преподавания. - 2016. - №10. - С. 71-76.
10. Волков, Н. И. Анализ кривой скорости в спринтерском беге / Н. И. Волков, В. И. Лапин // Теория и практика физической культуры. - 1971. - №10. - 511 с.
11. Головко, Н. Г. Консультации по развитию общей, скоростной и специальной выносливости в беге для новичков-бегунов / Н. Г. Головко // Наука 2020. - 2016. - №2. - С. 121-125.
12. Губин, Е. С. Структура специальной беговой подготовленности спринтеров, специализирующихся в беге на 400 м / Е. С. Губин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - №8. - С. 92-97.
13. Жилкин, А. И. Легкая атлетика: Учеб. пособие для студ. высш. пед.
учеб. заведений / А. И. Жилкин, В. С.Кузьмин, Е. В. Сидорчук. - М.:
Издательский центр «Академия», 2003. - 464 с.
14. Жилкин, А. И. Легкая атлетика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А. И. Жилкин. - М.: «Академия», 2009. - 464 с.
15. Захарова, В. В. Легкая атлетика в вузе: силовая подготовка спринтеров: методические указания / сост. В. В. Захарова, А. И. Стафеев. - Ульяновск : УлГТУ, 2012. - 73 с.
16. Исаев, А. П. Современные проблемы видов спорта, развивающих специальную выносливость / А. П. Исаев, Т. В. Потапова, Ю. Н. Романов // Вестник южно-уральского государственного университета. Серия: образование, здравоохранение, физическая культура. - Челябинск: Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), 2010. - №6 (182). - С. 6-4.
17. Камаровская, М. Н. Структура тренировочного макроцикла для бегуний 100 метров с барьерами / М. Н. Камаровская // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2013. - №12. - С. 71-74.
18. Конев, С. С. Особенности построения учебно-тренировочного процесса в подготовительном периоде легкоатлетов-спринтеров / С. С. Конев // Теория и практика физической культуры. - 2006. - №2. - С. 21-24.
19. Коц, Я. М. Спортивная физиология. Учебник для институтов физической культуры / Я. М. Коц. - М.: Физкультура и спорт, 2007. - 135 с.
20. Кузнецов, В. С. Легкая атлетика. Техника бега на короткие дистанции (обучающая программа). Методическая разработка для студентов, слушателей ПФК, усовершенствование и Высшей школы тренеров ГЦОЛИФКА / В. С. Кузнецов. - М. : ГЦОЛИФКА. - 1986. - 27 с.
21. Легкая атлетика в вузе: силовая подготовка спринтеров : методические указания / сост. В. В. Захарова, А. И. Стафеев. - Ульяновск : УлГТУ, 2012. - 73 с.
22. Легкая атлетика. Программа дополнительного образования. - Санкт-Петербург, 2013. - 96 с.
23. Легкая атлетика: силовая подготовка спринтеров : методические указания. - Москва, 2014. - 81 с.
24. Масловский, О. Е. Разработка и экспериментальное обоснование инновационного проектирования структурно-целевой матрицы избирательных средств в годичном цикле тренировки легкоатлеток-спринтеров 12-13 лет / О. Е. Масловский // Научно-теоретический журнал «Ученые записки». - 2007. - №9. - С. 64-67.
25. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры / Л. П. Матвеев. - М.: ФиС ,2008.
26. Мирзоев О. М. Тренажер для совершенствования специальной физической подготовленности и технического мастерства в беге на короткие дистанции / О. М. Мирзоев, О. А. Мухин. // Теория и практика физической культуры. - 2017. - № 9. - С. 66-69.
27. Миронов, Д. Л. Подготовка легкоатлетов-спринтеров в условиях искусственной управляющей среды (исторический экскурс) / Д. Л. Миронов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2013. - №4. - С. 220-229.
28. Москалев, О. А. Рационализация тренировочного процесса квалифицированных спринтеров в подготовительном периоде/ О. А. Москалев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - №6. - С. 32-37.
29. Мутаева, Л. Д. Пути индивидуализации подготовки бегунов на короткие дистанции на основе учета типологических особенностей кровообращения / Л. Д. Мутаева // Теория и практика физической культуры. - 2015. - №2. - С. 45-49.
30. Мухин О. Бег на короткие дистанции: особенности техники движения рук / О. Мухин. // Легкая атлетика. - 2015. - №5/6 - С. 24-26.
31. Никитушкин, В. Г. Современная подготовка юных спортсменов. Методическое пособие / В. Г. Никитушкин. - Москва, 2009. - 116 с.
32. Озолин, Н. Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать / Н. Г. Озолин. - М.: ACT: Астрель: Полиграфиздат, 2011. - 863 с.
33. Перков, А. В. Возрастные периоды интенсивного развития основных физических качеств учащихся младших классов общеобразовательных школ / А. В. Перков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2010. - №10. - С. 92-95.
34. Развитие общей выносливости как средства профилактики сердечно-сосудистых заболеваний : пособие для студентов всех специальностей днев. формы обучения / сост.: В. А. Ильков, М. Г. Демиденко, Т. Ф. Торба. - Гомель : ГГТУ им. П. О. Сухого, 2016. - 21 с.
35. Рахматова, Д. Н. Развитие общей выносливости у детей 10-12 лет / Д.Н. Рахматова // Молодой ученый. - 2010. - №6. - С. 374-375.
36. Рыбакова Е. О. Особенности физической подготовки легкоатлетов-спринтеров / Е. О. Рыбакова, О. А. Хорошева, В. В. Созинов. // Научное и образовательное пространство: перспективы развития: сборник материалов VII Международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 148-149.
37. Рыбалова, С. И. Учебно-методическое пособие по легкой атлетике / С. И. Рыбалова. - Сураж, 2010. - 119 с.
38. Савенков, П. А. Программа подготовки спринтера / П. А. Савенков. - Великий Новгород. - 2011. - 23 с.
39. Сальников, В. А. Индивидуальные особенности возрастного развития: монография / В. А. Сальников. - Омск: СибАДИ, 2012. - 420 с.
40. Самокиш, И. И. Уровень физического развития девочек 11-12 лет в процессе учебных занятий физической культурой, направленных на развитие выносливости / И. И. Самокиш // Известия Тульского государственного университета. - 2015. - №1. - С. 71-75.
41. Сбитный, С. Н. Индивидуально-дифференцированная методика воспитания специальной выносливости у спринтеров 17-19 лет : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Сергей Николаевич Сбитный. - Брянск, 2009. - 27 с.
42. Сергеева Н. А. Техническая подготовка легкоатлетов-спринтеров группы спортивного совершенствования [Текст] / Н. А. Сергеева, Е. А. Симонова. // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2017. - № 12(15). - С. 248-251.
43. Ситникова Н. С. Особенности построения учебно-тренировочного процесса в системе многолетней спортивной подготовки юных легкоатлетов / Н. С. Ситникова. // Физическое воспитание студентов. - М.: ФиС, 2010. - №6. - С. 60-63.
44. Смирнов, В. М. Физиология физического воспитания и спорт. учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ В. М. Смирнов. - М.: Владос - пресс, 2012. -544 с.
45. Сокунова, С.Ф. Тесты и критерии выносливости в теории и практике подготовки спортсменов высокой квалификации: дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Светлана Феликсовна Сокунова. - Москва, 2003 - 633 с.
46. Суслина, И. В. Физиологические аспекты выносливости в спорте: учебное пособие / И. В. Суслина. - Волгоград: ФГБОУ ВПО «ВГАФК», 2012. - 87 с.
47. Травин, Ю. Г. Выносливость и ее развитие у юных бегунов / Ю.Г. Травин // Теория и практика физической культуры. - 2015. - №9. - С. 92-97.
48. Тренировка бегунов на 400 м в подготовительном периоде : пособие для студентов всех специальностей днев. формы обучения / сост.: В. Д. Козырь, Л. П. Сиводедова, Н. Д. Кондрат. - Гомель : ГГТУ им. П. О. Сухого, 2017. - 22 с.
49. Усков, М. А. Специальная подготовка спринтеров на основе управления реализацией двигательных возможностей : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Михаил Анатольевич Усков. - Волгоград, 2009. - 26 с.
50. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта "легкая атлетика" . - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72657968/# 1000
51. Фискалов, В. Д. Специальная подготовленность спринтеров и критерии оценки ее реализации / В. Д. Фискалов, М. А. Усков // Тренер. - 2007. - №2. - С. 67-71.
52. Хламов, В. Н. Выносливость - основное физическое качество, определяющее состояние здоровья курсанта военного училища / В. Н. Хламов // Вестник тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - Тамбов: Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина, 2009. - 4(72). - С. 45-48.
53. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: 5-е изд., стер. / Ж. К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 480 с.
54. Хоровец, С. С. Психофизиологические аспекты подготовки спринтеров 14-16 лет на специально-подготовительном этапе тренировочного процесса / С. С. Хоровец // Вестник ЮУрГУ. - 2009. - №7. - С. 111-113.
55. Храмцова, Е. С. Воспитание скоростно-силовых качеств бегунов-спринтеров 10-12 лет / Е. С. Храмцова // Теория практика физической культуры. - 2014. - №5. - С. 71-75.
56. Царанков, В. Л. Комплексный контроль в подготовке легкоатлетов-спринтеров на этапе спортивного совершенствования / В. Л. Царанков // Мир спорта. - 2018. - № 4 (43). - С. 23-28.
57. Шабанов, И. Н. Тактика применения прыжковых упражнений в специальной подготовке юных бегуний на короткие дистанции / И. Н. Шабанов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2012. - №11. - С. 65-67.
58. Шамонин, В. А. Инновационные технологии в тренировочном процессе юных легкоатлетов-спринтеров / В. А. Шамонин // Science Time. - 2015. - №2. - С. 61-66.
59. Шамонин, В. А. Инновационные технологии в тренировочном процессе юных легкоатлетов спринтеров / В. А. Шамонин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2013. - №8. - С. 230-233.
60. Шевченко, Т. Н. Специальная выносливость бегунов на короткие дистанции на этапе углубленной специализации : автореферат дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Татьяна Николаевна Шевченко. - Москва, 1994.- 22 с.: ил.
61. Шиндина, И. В. Методика спортивной подготовки юных легкоатлетов спринтеров / И. В. Шиндина // Science Time. - 2015. - №7. - С. 101-105.
62. Юдин, А. С. Влияние средств силовой и скоростно-силовой подготовки на спортивную результативность бегунов на короткие дистанции / А. С. Юдин // Известия Волгоградского государственного технического университета. - 2009. - №6. - С. 71-75.
63. Юдин, А. С. Современные подходы к планированию
учебно-тренировочного процесса спринтеров высокой квалификации / А. С. Юдин // Известия Волгоградского государственного технического университета. - 2015. - №2. - С. 92-95.
64. Ямалетдинова, Г. А. Исследование показателей технической подготовленности бегуньи на 100 и 200 метров в олимпийском сезоне / Г. А. Ямалетдинова, М. П. Спирина, Л. И. Кизилов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2019. -№ 14(1). - С. 67-73.
65. Янсен, П. ЧСС, лактат и тренировки на выносливость / П. Янсен // Пер. с англ. - Мурманск: Издательство "Тулома". - 2015 - 160 с.