Реферат
Введение 4
1 Теоретические аспекты изучения и профилактики интернет-
зависимости у подростков 8
1.1 Подходы отечественных и зарубежных психологов к изучению
проблемы интернет-зависимости 8
1.2 Проявление интернет, зависимости у подростков 12
1.3 Методы профилактики интернет-зависимости у подростков 18
2 Экспериментальное изучение и профилактика интернет-зависимости
у подростков 26
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов
первичной диагностики 26
2.2 Описание системы занятий, направленных на профилактику
интернет-зависимости у подростков 32
2.3 Сопоставительный анализ результатов первичной и повторной
диагностики 40
Заключение 46
Список использованных источников 48
Приложение А Результаты первичной диагностики 54
Приложение Б Содержание системы занятий 58
Приложение В Рекомендации для родителей по профилактике интернет- зависимости подростков 77
Приложение Г Рекомендации для педагогов по профилактике интернет- зависимости подростков 79
Приложение Д Результаты повторной диагностики экспериментальной группы 80
Приложение Е Результаты повторной диагностики контрольной группы 82
Проблема интернет-зависимости современных подростков - одна из значимых и приоритетных на сегодняшний день. За 10 лет значительно выросло количество пользователей сети интернет с 1,97 млрд до 4,54 млрд на 2022 год [36].
С помощью интернета человек может удовлетворить свои коммуникативные, познавательные, игровые потребности, не выходя из дома: обучение на онлайн-платформах, работа в удаленном формате, общение с людьми по всему миру, просмотр, скачивание видео и фильмов, прослушивание и скачивание музыки, чтение онлайн-книг, выбор любой игры. Но интернет имеет и отрицательное влияние: ухудшение зрения и осанки, негативное воздействие на психику и нервную систему, особенно у современных подростков ввиду незрелости психики, несформировавшегося мировоззрения и неустойчивого гормонального фона. Предоставленная интернетом возможность найти любую информацию отнимает другую возможность - жить в реальном мире [32].
Онлайн-общение поглощает подростка, заменяя социализацию и общение со сверстниками. Иногда поиск новой информации становится стимулом для выхода в сеть. А в дальнейшем это явление перерастает в интернет- зависимость.
В связи с актуальностью проблемы цель работы: изучение интернет- зависимости у подростков и ее профилактика.
Объект исследования: интернет-зависимость как психологический феномен.
Предмет исследования - профилактика интернет-зависимости у подростков.
Гипотеза: мы предполагаем, что реализация программы по первичной профилактике интернет-зависимости в условиях общеобразовательного учреждения способствует снижению уровня сформированное™ интернет- зависимости у подростков.
Для достижения поставленной цели мы определили следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме интернет-зависимости у подростков.
2. Охарактеризовать проявление интернет-зависимости у подростков.
3. Описать методы профилактики интернет-зависимости у
подростков.
4. Провести экспериментальное исследование, направленное на изучение интернет-зависимости у подростков.
5. Разработать и реализовать систему занятий, направленную на профилактику интернет-зависимости у подростков, определить ее эффективность.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Эмпирические методы: тестирование («Тест на интернет-зависимость» (автор - К. Янг, в модификации В.А. Лоскутовой); «Опросник поведения в интернете» (автор - А.Е. Жичкина)).
3. Методы количественной и качественной обработки результатов.
Методологическую основу исследования составляют труды отечественных ученых по проблеме интернет-зависимости в подростковом возрасте (Войскунский А.Е., Жичкина А.Е., Змановская Е.В., Ловпаче Ф.Г., Нурпеисова Б.С.), труды отечественных и зарубежных педагогов и психологов по проблеме профилактики интернет-зависимости (Менделевич В.Д., Проничева А.С., Фадеева С.В.).
Экспериментальная база исследования представлена МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» города Лесосибирска. Исследование проводилось в январе - мае 2022 г. Выборка представлена обучающимися 9 «А» и 9 «Б» класса в количестве 41 человека.
Этапы исследования:
1 этап (октябрь - декабрь 2021 г.) - изучение теоретических аспектов изучения интернет-зависимости у подростков, определение категориального аппарата, определение методов и выборки экспериментального исследования.
2 этап (январь - февраль 2022 г.) - проведение первичной диагностики интернет-зависимости у подростков, разработка системы занятий, направленных на профилактику интернет-зависимости у подростков.
3 этап (февраль - май 2022 г.) - реализация системы профилактических занятий, направленных на снижение уровня интернет-зависимости у подростков.
4 этап (май - июнь 2022 г.) - проведение повторной диагностики интернет-зависимости у подростков, анализ полученных результатов исследования, определение эффективности профилактической работы с подростками, формулирование выводов, оформление ВКР.
Результаты исследования были представлены на: внутривузовской научно-практической конференции «Современное педагогическое образование: теоретический и прикладной аспекты» (Лесосибирск, 2021), IV Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития человека в современном обществе» (Лесосибирск, 2021), внутривузовской научнопрактической конференции «Современное педагогическое образование: теоретический и прикладной аспекты» (Лесосибирск, 2022). По теме ВКР опубликованы 3 научные статьи.
Практическая значимость ВКР заключается в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по проблеме интернет- зависимости у подростков. Материалы ВКР могут быть использованы при подготовке к семинарским и практическим занятиям, а также при написании курсовых, выпускных квалификационных работ. Полученные в ходе исследования данные можно использовать при организации работы с подростками, имеющими интернет-зависимость.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 48 источников, и 6 приложений. В работе содержится 13 таблиц и 7 рисунков. Общий объем работы составляет 83 страницы.
В рамках нашей работы, мы вслед за А.Е. Жичкиной, определяем интернет-зависимость как один из видов поведенческих зависимостей, который проявляется в навязчивом постоянном стремлении войти в интернет и потере субъективного контроля за его использованием. Основные причины формирования зависимости - это необходимость в непрерывном общении, невозможность самовыражения, нужда в постоянном информационном потоке. Для интернет-зависимости характерны различные формы, к основным можно отнести: интернет-серфинг и виртуальное общение. Формирование зависимого поведения происходит по схеме: знакомство, углубление, зависимость.
Следует отметить, что именно подростки являются основной группой риска для развития интернет-зависимости. Прежде всего, это связано со спецификой данного возраста, так как психологически данный возраст сложен и имеет много противоречий. Проблемы с общением, ощущение одиночества, низкая самооценка, эмоциональная нестабильность, склонность к избеганию проблем и ответственности, уход от себя в виртуальный мир - перечисленные особенности подростков способствуют как вовлечению в интернет- зависимость, так и одновременно являются факторами риска социальной дезадаптации.
Вслед за Е.Р. Южаниновой, мы понимаем профилактику интернет- зависимости подростков как реализацию системы мероприятий, направленных на активизацию активной жизненной позиции, эмоциональную стабильность, командообразование и развитию умения общаться за пределами виртуальной реальности.
Нами организовано и проведено экспериментальное исследование, направленное на изучение интернет-зависимости подростков на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» города Лесосибирска. В качестве диагностического инструментария мы использовали следующие методики:
«Тест на интернет-зависимость» (автор - К. Янг, в модификации
В.А. Лоскутовой); «Опросник поведения в интернете» (автор - А.Е. Жичкина).
Обобщая результаты первичной диагностики интернет-зависимости у подростков, мы пришли к выводу, что 20 (49%) школьников находятся в «группе риска». Данные подростки имеют либо склонность к зависимости от интернета, либо интернет-зависимость. Подростки «группы риска» вошли в экспериментальную группу и приняли участие в занятиях, направленных на профилактику интернет-зависимости.
У подростков, вошедших в экспериментальную группу, отмечалось наличие психологических проблем, таких как: непопулярность среди одноклассников и сверстников, трудности в обучении, неблагоприятный климат в семье, коммуникативные проблемы, также отмечались нарушения в эмоциональной сфере.
На основе результатов первичной диагностики мы разработали систему профилактических занятий «Скажи «нет» виртуальной реальности», которая была реализована с подростками, входящими в экспериментальную группу.
Сопоставляя результаты первичной и повторной диагностики экспериментальной группы, мы пришли к выводу, что реализованная нами система занятий может быть эффективна при работе с подростками, имеющими интернет-зависимость.
Цель и задачи, поставленные нами в выпускной квалификационной работе, успешно реализованы
1. Аникеева, Д. А. Стадии и признаки интернет зависимости / Д. А. Аникеева // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016.
• № 4. - С. 56-57
2. Венцова, Т. Б. Индивидуально-личностные характеристики интернет-пользователей раннего юношеского возраста со склонностью к интернет-зависимости / Т. Б. Венцова, Д. Д. Шиткин // Ярославский психологический вестник. - 2020. - № 2 (47). - С. 14-16.
3. Войскунский, А. Е. Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития / А. Е. Войскунский. - Москва : Акрополь, 2009.
• 279 с. - ISBN 978-5-98807-037-5.
4. Гарбер, А. И. Практикум по психодиагностике / А. И. Гарбер, Д. В. Иванов, С. К. Бердибаева. - Алматы : Казак универсетц 2019. - 298 с. - ISBN 978-601-04-3727-2.
5. Тарифов, Р. И. Феномен интернет-зависимости / Р. И. Тарифов, А.
С. Панфилова // Образование и педагогические в XXI веке. - 2017. - № 2. - С. 197-199.
6. Гнедаш, Е. С. Вопросы профилактики интернет-зависимости / Е. С. Гнедаш // Вопросы педагогики. - 2021. - № 3. - С. 49-52.
7. Грачев, Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты / Г. В. Грачев. - Москва: Изд-во РАГС, 2013. - 125 с. - ISBN 5-7729-0030-7.
8. Грисенко, Н. В. Формирование интернет-зависимости в подростковом возрасте / Н. В. Грисенко // Архивариус. - 2017. - № 3. - С. 1117.
9. Гришин, С. Е. Интернет-зависимость молодежи / С. Е. Гришин // Информационная безопасность молодежи. - 2017. - № 2. - С. 44-47.
10. Гудси, Ф. Б. Проблемы психологической зависимости от Интернета в современный период / Ф. Б. Гудси // Вектор науки 41 Тольяттинского государственного университета. - 2012. - № 1. - С.100- 103.
11. Гулина, М. А. Словарь-справочник по социальной работе / М. А. Гулина. - Санкт-Петербург : Питер Пресс, 2018. - 401 с.
12. Денисов, А. А. Психология интернет-зависимости / А. А. Денисов // Развитие личности. - 2014. - № 1. - С. 190-202.
13. Жилов, В. С. Основные проблемы Интернет-зависимого поведения /
B. С. Жилов // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2018. - № 54. - С. 361-365.
14. Жичкина, А. Е. О возможностях психологических исследований в сети Интернет / А. Е. Жичкина // Психологический журнал. - 2017. - № 4. - С. 75-77.
15. Жичкина, А. Е. Пространство, населенное Другими / А. Е. Жичкина // Планета Интернет. - 2008. - № 16. - С. 76-81....48