МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
|
Реферат
Введение 5
1 Теоретические основы методики организации самостоятельной работы 8
школьников
1.1 Самостоятельная работа школьника и принципы ее 8
организации
1.2 Классификации самостоятельной работы, ее формы и виды 12
2 Методы и приемы организации самостоятельной работы школьников... 15
2.1 Анализ учебно-методического комплекса по русскому языку
(под редакцией Е. А. Быстровой, 5класс) 15
2.2 Рабочая тетрадь как средство организации самостоятельной
работы школьника 20
2.3 Информационные технологии в организации самостоятельной
работы на уроках русского языка 27
2.4 Игровые технологии в организации самостоятельной работы
школьника на уроках русского языка 37
Заключение 44
Список использованных источников 46
Приложение А 51
Введение 5
1 Теоретические основы методики организации самостоятельной работы 8
школьников
1.1 Самостоятельная работа школьника и принципы ее 8
организации
1.2 Классификации самостоятельной работы, ее формы и виды 12
2 Методы и приемы организации самостоятельной работы школьников... 15
2.1 Анализ учебно-методического комплекса по русскому языку
(под редакцией Е. А. Быстровой, 5класс) 15
2.2 Рабочая тетрадь как средство организации самостоятельной
работы школьника 20
2.3 Информационные технологии в организации самостоятельной
работы на уроках русского языка 27
2.4 Игровые технологии в организации самостоятельной работы
школьника на уроках русского языка 37
Заключение 44
Список использованных источников 46
Приложение А 51
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту одной из основных задач школьного образования является предоставление обучающимся эффективной возможности развития навыка самостоятельной работы. Уже в начальной школе дети овладевают разными универсальными учебными действиями, и здесь навык самостоятельной работы является незаменимым активизатором познавательной деятельности обучающихся [30, с. 45]. В средней и старшей школе такой навык является больше средством, с помощью которого обучающиеся получают более прочные и крепкие знания именно потому, что они добыты самостоятельно, путем проб и ошибок [24, с. 209].
Актуальность исследования. У общественности основным требованием к школьному образованию является формирование личности, которая умеет самостоятельно решать разного рода задачи: научные, общественные, производственные. Личность должна уметь самостоятельно формулировать, высказывать и отстаивать свою точку зрения, непрерывно пополнять и обновлять свои знания самостоятельно при помощи образования, в частности, образования школьного, а, как мы знаем, именно в начальной и средней школе закладывается необходимая для дальнейшей жизни человека база знаний, умений и навыков [2, с. 3]. Вот почему необходимо уделять особое внимание развитию навыка самостоятельной работы в школе.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение и описание методики организации самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка.
Объектом выпускной работы является самостоятельная работа школьников.
Предмет исследования - методика организации самостоятельной работы на уроках русского языка.
Исходя из поставленной цели, нами были поставлены следующие задачи:
1) на основе научно-методической литературы дать понятие «самостоятельная работа», указать принципы ее классификации;
2) представить классификацию видов и форм самостоятельной работы в методике;
3) проанализировать учебно-методический комплекс по русскому языку для 5 класса под редакцией Е. А. Быстровой;
4) описать возможности рабочей тетради по русскому языку для организации самостоятельной работы по предмету в 5 классе;
5) описать возможности информационных технологий для организации самостоятельной работы по русскому языку в 5 классе;
6) описать игровые технологии как средства организации самостоятельной работы по русскому языку в 5 классе.
Методологической базой квалификационной работы являются исследования педагогов и психологов Б.П. Есипова, Л.С. Выготского, А.А. Шапочкина, И.А. Зимней, П.И. Педкасистого и др. [10; 6; 44; 12; 29, 30], а также работы методистов Т.П. Савушкиной, В.Н. Орлова, Л.В. Жаровой, К.Г. Чикнаверовой, Т.А. Аветисян, Т.А. Анохиной и др. [33; 26; 11; 42; 1; 2], в которых рассматривается определение самостоятельной работы обучающихся. Мы обращались к трудам известных лингвистов С.И. Демидовой, Н.Б. Истоминой и др. [9; 13], посвященным активизации самостоятельной деятельности обучающихся на уроках русского языка.
Для решения поставленных задач в исследовании использовались следующие общенаучные методы характера: изучение и анализ учебно-методической литературы, описание, обобщение педагогического опыта, моделирование упражнений.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты дипломной работы могут быть использованы учителями при организации учебного процесса в школе.
Апробация работы отдельных материалов выпускной квалификационной работы была осуществлена следующим образом:
1. Разработка и защита проекта по теме «Методика организации самостоятельной работы школьника на уроке русского языка» в рамках учебного курса «Организация самостоятельной работы школьников на уроках русского языка».
2. Публикация статьи «Организация самостоятельной работы школьника на уроке русского языка» [14].
3. Выступление на внутривузовской научно-практической
конференции с докладом «Применение информационных технологий на уроках русского языка в 5 классе».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, в первой главе два параграфа, во второй главе четыре параграфа, заключения и списка использованной литературы в количестве 44 источника. Общий объем работы - 50 страниц текстового документа.
Актуальность исследования. У общественности основным требованием к школьному образованию является формирование личности, которая умеет самостоятельно решать разного рода задачи: научные, общественные, производственные. Личность должна уметь самостоятельно формулировать, высказывать и отстаивать свою точку зрения, непрерывно пополнять и обновлять свои знания самостоятельно при помощи образования, в частности, образования школьного, а, как мы знаем, именно в начальной и средней школе закладывается необходимая для дальнейшей жизни человека база знаний, умений и навыков [2, с. 3]. Вот почему необходимо уделять особое внимание развитию навыка самостоятельной работы в школе.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение и описание методики организации самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка.
Объектом выпускной работы является самостоятельная работа школьников.
Предмет исследования - методика организации самостоятельной работы на уроках русского языка.
Исходя из поставленной цели, нами были поставлены следующие задачи:
1) на основе научно-методической литературы дать понятие «самостоятельная работа», указать принципы ее классификации;
2) представить классификацию видов и форм самостоятельной работы в методике;
3) проанализировать учебно-методический комплекс по русскому языку для 5 класса под редакцией Е. А. Быстровой;
4) описать возможности рабочей тетради по русскому языку для организации самостоятельной работы по предмету в 5 классе;
5) описать возможности информационных технологий для организации самостоятельной работы по русскому языку в 5 классе;
6) описать игровые технологии как средства организации самостоятельной работы по русскому языку в 5 классе.
Методологической базой квалификационной работы являются исследования педагогов и психологов Б.П. Есипова, Л.С. Выготского, А.А. Шапочкина, И.А. Зимней, П.И. Педкасистого и др. [10; 6; 44; 12; 29, 30], а также работы методистов Т.П. Савушкиной, В.Н. Орлова, Л.В. Жаровой, К.Г. Чикнаверовой, Т.А. Аветисян, Т.А. Анохиной и др. [33; 26; 11; 42; 1; 2], в которых рассматривается определение самостоятельной работы обучающихся. Мы обращались к трудам известных лингвистов С.И. Демидовой, Н.Б. Истоминой и др. [9; 13], посвященным активизации самостоятельной деятельности обучающихся на уроках русского языка.
Для решения поставленных задач в исследовании использовались следующие общенаучные методы характера: изучение и анализ учебно-методической литературы, описание, обобщение педагогического опыта, моделирование упражнений.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты дипломной работы могут быть использованы учителями при организации учебного процесса в школе.
Апробация работы отдельных материалов выпускной квалификационной работы была осуществлена следующим образом:
1. Разработка и защита проекта по теме «Методика организации самостоятельной работы школьника на уроке русского языка» в рамках учебного курса «Организация самостоятельной работы школьников на уроках русского языка».
2. Публикация статьи «Организация самостоятельной работы школьника на уроке русского языка» [14].
3. Выступление на внутривузовской научно-практической
конференции с докладом «Применение информационных технологий на уроках русского языка в 5 классе».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, в первой главе два параграфа, во второй главе четыре параграфа, заключения и списка использованной литературы в количестве 44 источника. Общий объем работы - 50 страниц текстового документа.
В результате нашего исследования мы пришли к следующим выводам:
1. Самостоятельная работа - это такой вид учебной деятельности, при которой обучающиеся самостоятельно либо с частичной помощью преподавателя выполняют разные задания, при этом обучающиеся прилагают нужные для этой деятельности знания и умения, сами исправляют свои ошибки, а также осуществляют самоконтроль своей деятельности.
2. В методической литературе существуют разные классификации видов и форм самостоятельной работы. В выпускном исследовании за основу принята классификация Б. П. Есипова, который считает, что самостоятельную работу необходимо классифицировать, исходя из того, какая цель стоит перед обучающимся и учителем. Эти цели могут быть совершенно разными: получение новых знаний; использование полученных знаний на практике; повторение и контроль знаний.
3. В рамках выпускного исследования мы обратили особое внимание на комплекс Е. А. Быстровой, так как это наиболее распространенный учебный комплекс в современной школьной практике. Одним из главных достоинств данного комплекса является богатый методический материал и частичная направленность на развитие навыка самостоятельной работы обучающихся при помощи определенного рода заданий, которые есть в каждом параграфе и в каждой теме данного учебно-методического комплекса.
4. Рабочая тетрадь является современным, а главное действенным способом ведения учебного процесса, она позволяет не только повысить качество знаний, но и организовать эффективную самостоятельную работу обучающихся.
5. Информационные технологии могут привнести в образовательный процесс элемент новизны и повысить интерес обучающихся к предмету
изучения, а также во многом помогут развить навык самостоятельной работы обучающегося. Наиболее эффективными являются следующие
информационно-технологические средства: QR-cod, Google Clasroom, система подкастов: «Arzamas», «AUDEAMUS».
6. Метод игровых технологий можно и нужно использовать в образовательном процессе. Уроки на основе игры способствуют развитию у обучающихся познавательной мотивации, правильной учебной мотивации и навыков самостоятельной работы. Игра помогает обучающимся наладить дружеские контакты между собой за счет элемента «неучебности», новизны и работы в группе.
1. Самостоятельная работа - это такой вид учебной деятельности, при которой обучающиеся самостоятельно либо с частичной помощью преподавателя выполняют разные задания, при этом обучающиеся прилагают нужные для этой деятельности знания и умения, сами исправляют свои ошибки, а также осуществляют самоконтроль своей деятельности.
2. В методической литературе существуют разные классификации видов и форм самостоятельной работы. В выпускном исследовании за основу принята классификация Б. П. Есипова, который считает, что самостоятельную работу необходимо классифицировать, исходя из того, какая цель стоит перед обучающимся и учителем. Эти цели могут быть совершенно разными: получение новых знаний; использование полученных знаний на практике; повторение и контроль знаний.
3. В рамках выпускного исследования мы обратили особое внимание на комплекс Е. А. Быстровой, так как это наиболее распространенный учебный комплекс в современной школьной практике. Одним из главных достоинств данного комплекса является богатый методический материал и частичная направленность на развитие навыка самостоятельной работы обучающихся при помощи определенного рода заданий, которые есть в каждом параграфе и в каждой теме данного учебно-методического комплекса.
4. Рабочая тетрадь является современным, а главное действенным способом ведения учебного процесса, она позволяет не только повысить качество знаний, но и организовать эффективную самостоятельную работу обучающихся.
5. Информационные технологии могут привнести в образовательный процесс элемент новизны и повысить интерес обучающихся к предмету
изучения, а также во многом помогут развить навык самостоятельной работы обучающегося. Наиболее эффективными являются следующие
информационно-технологические средства: QR-cod, Google Clasroom, система подкастов: «Arzamas», «AUDEAMUS».
6. Метод игровых технологий можно и нужно использовать в образовательном процессе. Уроки на основе игры способствуют развитию у обучающихся познавательной мотивации, правильной учебной мотивации и навыков самостоятельной работы. Игра помогает обучающимся наладить дружеские контакты между собой за счет элемента «неучебности», новизны и работы в группе.





