Введение 4
1 Теоретические основы технико-тактической подготовки
футболистов 10-12 лет и использование игрового метода тренировки 7
1.1 Основы технической подготовки футболистов 7
1.2 Основы тактической подготовки футболистов 11
1.3 Использование игрового метода
в тренировочном процессе футболистов 17
2 Организация и методы исследования 21
2.1 Организация исследования 21
2.2 Методы исследования 22
3 Использование игрового метода в повышении
результатов технико-тактической подготовки футболистов 10-12 лет 24
3.1 Разработка комплекса упражнений технико-тактической подготовки
с использованием игрового метода 24
3.2 Повышение технико-тактической подготовленности футболистов
при применении игрового метода 33
Заключение 49
Список использованных источников 51
Актуальность: на сегодняшний день футбол - это самый массовый, известный и коллективный вид спорта. В Российской Федерации футболом занимаются миллионы человек - и профессионалы, и любители, в каждом регионе нашей страны можно увидеть на площадках, полях и всех возможных местах играющих в футбол как взрослых, так и детей. Футбол - игра, которая проходит в сложной обстановке коллективной борьбы, в которой каждая команда прилагает невероятные старания и стремления, умения и навыки для достижения успеха [12]. Любой футболист, будь то профессионал или любитель, обязан владеть техническими и тактическими навыками, уметь применять их в условиях игры.
Двигательная деятельность футболиста невероятно многообразна, так как в футболе движения в игре характеризуется сложностью и постоянным изменением ситуации [7]. В футболе невероятно трудная техника игры. Ее сложность складывается из того, что все технические приемы приходится выполнять в очень упорной борьбе с соперником. Футболисту необходимы такие качества как точность движения, быстрота, ловкость и координация, функциональная готовность и отличная работа центральной нервной системы [4].
При постоянных тренировках футболисты всесторонне развиваются, учатся правильно использовать свое тело, юные футболисты привыкают к работе в коллективе, воспитывают дисциплинированность. Тренировки формируют правила поведения в коллективе, чувство единства и товарищества, волю и характер личности [5].
Юные футболисты должны уметь принимать решения в условиях очень ограниченного времени, выполнять разнообразные движения и быстро реагировать на изменения игровой ситуации. Особое внимание в подготовке футболистов в возрасте 10-12 лет необходимо уделять технико-тактической подготовке, использовать современные методы тренировки футболистов [10].
В таком возрасте очень хорошим методом подготовки футболистов будет считаться игровой метод тренировки, так как возраст еще совсем юный и использование строгорегламентированных, потоковых, круговых методов будет удручать и ухудшать эмоциональное состояние детей и эмоциональный фон всей тренировки, это будет отрицательно сказываться на эффективности выполнения упражнений и приводить к тому, что спортсмен будет приходить на тренировки без достаточной эмоциональной энергии и желания получать необходимы знания в тренировочном процессе, в таком возрасте необходимо больше игры в упражнениях и положительных эмоций для мотивации футболистов [14], поэтому актуальность темы бакалаврской работы «Технико-тактическая подготовка футболистов 10-12 лет с использованием игрового метода» не вызывает сомнений.
Объект исследования: технико-тактическая подготовка футболистов 1012 лет.
Предмет исследования: технико-тактическая подготовка футболистов 1012 лет с использованием игрового метода.
Цель исследования: разработка и обоснование эффективности
применения комплекса упражнений с использованием игрового метода в технико-тактической подготовке футболистов 10-12 лет.
Задачи исследования:
1. Изучить технико-тактическую подготовку футболистов и игровой метод тренировки в специальной литературе.
2. Разработать комплекс упражнений с использованием игрового метода тренировки футболистов 10-12 лет.
3. Проверить и экспериментально доказать эффективность комплекса упражнений с использованием игрового метода тренировки футболистов 10-12 лет.
В работе использовались следующие методы исследования: теоретический анализ научной и учебно-методической литературы, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Гипотеза исследования: предполагается, что использование
экспериментального комплекса упражнений с использованием игрового метода тренировок повысит показатели технико-тактической подготовки футболистов 10-12 лет, если:
• в полной мере изучить теоретический и практический опыт по проведению технико-тактической подготовки футболистов 10-12 лет;
• охарактеризовать технико-тактические особенности футболистов 10-12 лет;
-разработать и применить комплекс упражнений, который будет способствовать повышению уровня технико-тактической подготовленности и в лучшей форме подготовит футболистов к условиям игры.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников. В работе содержится 6 рисунков, 15 таблиц. Список использованных источников представлен 53 наименованиями.
Установлено, что процесс технико-тактической подготовки
футболистов 10-12 лет - это сложная система подготовки юных футболистов,
которая позволят овладеть базовыми и необходимыми навыками для успешного
выполнения как технических элементов, так и тактических комбинаций. Техника
футболиста является важнейшим элементом подготовленности игрока к
быстроменяющимся условиям игры, владение техническими элементами на
достаточно хорошем уровне позволит игроку быть результативным и влиять на
ход игры, а также позволит допускать меньше потерь мяча, нереализованных
ударов и потерь мяча во время ведения.
2. Установлено, что тактическая подготовка также важна, так как
именно она помогает футболисту в верном принятии того или иного решения на
поле в игровых ситуациях, дает понимание в грамотном розыгрыше тактических
комбинаций, их успешности и позволяет принести наилучший результат как
команде, так и самому игроку. Игровой метод же является необходимым в
использовании в системе тренировочного процесса, так как благоприятно влияет
на эмоциональный фон как игроков, так и команды в целом, что позволяет
показывать наилучшие результаты.
3. Разработан комплекс упражнений с использованием игрового
метода, в который входили как технические элементы, так и тактические
комбинации. К техническим элементам относилось: ведение мяча по прямой,
ведение мяча между стоек, передачи мяча, удары по воротам, к тактическим
комбинациям отнесли комбинации: «1 в 1» и «2 в 1», все упражнения были
проведены в игровой форме.
4. Обосновано применение упражнений с использованием игрового
метода. Так, разработанные нами упражнения в ходе педагогического
эксперимента показали свою эффективность: в упражнении ведение мяча по
прямой футболисты экспериментальной группы улучшили свои показали на 0,25
секунд, в упражнении ведение мяча между стоек на 0,21 секунду, в передачах
50
мяча за 30 секунд результат улучшился на 3 передачи, в ударах по воротам
улучшение результата составило на 3 забитых мяча больше, в тактической
комбинации «1 в 1» результат составил на 2 забытых мяча больше, в тактической
комбинации «2 в 1» результат лучше также на 2 забитых мяча. Все изменения
достоверны (p<0,05). Полученные нами результаты подтвердили эффективность
предложенного комплекса упражнений с использованием игрового метода и
показали необходимость его применения в тренировочном процессе техникотактической подготовки футболистов 10-12 лет. Футболисты были более
сконцентрированы на тренировочном процессе, проявляли больше усердия в
достижении результата, были мотивированны и полностью выкладывались в
каждом техническом элементе, а в тактически комбинациях дорабатывали
каждый эпизод до самого конца и никогда не выключались и не отвлекались от
процесса.
1. Бахтина, Т. Н. Физическая культура: учебное пособие/ Т. Н. Бахтина, И.И. Александров, Н.В. Курова.— СПб. : СПбГЛТУ, 2012. — 128 с.
2. Андреев, С. Н. Футбол - твоя игра / С. Н. Андреев. - М.: Физкультура и спорт, 1989. - 131 с.
3. Ахмедов, З. К. Теоретические предпосылки использования игровых упражнений в подготовке спортивных игроков / З. К. Ахмедов, Е. М. Геллер, Г. Л. Островский // Теория и практика физической культуры. - 1987. - №3. - С. 2224.
4. Вайн, Х. Как научиться играть в футбол: Школа технического мастерства для молодых / Х. Вайн, — М. : Человек, 2004. — 244 с.
5. Варюшин В. В. Тренировка юных футболистов : учеб. пособие для вузов / В. В. Варюшин. - Гриф УМО. - М. : Физическая культура, 2010. - 211 с.
6. Верхошанский, Ю. В. Основы специальной силовой подготовки в спорте / Ю. В. Верхошанский, — М.: Советский спорт, 2013. — 216 с.
7. Вихров К. Л. Знакомство с футболом / К. Л. Вихров. - Киев : Реклама, 2003. - 81 с.
8. Гордон, С. М. Спортивная тренировка: научно-методическое пособие / С. М. Гордон, — М.: Физическая культура, 2008. — 256 с.
9. Губа, В. П. Научно-практические и методические основы физического воспитания учащейся молодежи. / В. П. Губа, О. С. Морозов, В. В. Парфененков.— М. : Советский спорт, 2008. — 206 с.
10. Губа, В. П. Теория и методика футбола: учебник. / В. П. Губа, А. В. Лексаков.— М. : Советский спорт, 2013. — 536 с.
11. Денисова, О. П. Психология и педагогика / О. П. Денисова, — М.: ФЛИНТА, 2013. — 240 с.
12. Елагин, А. В. Футбол. Энциклопедия в 3-х томах. Том 2. Е-М. / А. В. Елагин, Д. А. Еремин, В. С. Петров, А. В. Савин.— М. : Человек, 2013. — 912 с.
13. Заваров А. Футбол : Уроки профессионала для начинающих / А. Заваров. - СПб. : Питер, 2010. - 202 с.
14. Золотарев, А. П. Футбол: методологические основы многолетней подготовки спортивного резерва : научно-метод. пособие. / А. П. Золотарев, 42
А. В. Лексаков, С. А. Российский.— М. : Физическая культура, 2007. — 160 с.
15. Иноземцева, Е. С. Познавательные психические процессы в физическом воспитании и спорте / Е. С. Иноземцева, — Томск: ТГУ, 2012. — 75 с....53