ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ К ИЗУЧЕНИЮ РЕЧЕВОГО ПОРТРЕТА ФРАНЦУЗСКОГО БЛОГЕРА-КОУЧА ПО ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ 6
1.1. «Речевой портрет» в кругу смежных понятий 6
1.2. Речевой портрет блогера в качестве объекта лингвистического
исследования 11
1.3. Блогер в роли транслятора идей личностного развития 19
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 27
ГЛАВА 2. ВЕРБАЛЬНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ РЕЧЕВОГО ПОРТРЕТА
ФРАНЦУЗСКОГО БЛОГЕРА-КОУЧА НАТАЛИ МАРТЕН 29
2.1. Алгоритм анализа материала 29
2.2. Лексические особенности речи блогера-коуча Натали Мартен 33
2.3. Грамматические особенности речи блогера-коуча Натали Мартен 36
2.4. Синтаксические и стилистические особенности речи
блогера-коуча Натали Мартен 38
2.5. Коммуникативные стратегии в речи блогера-коуча Натали Мартен 45
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА 70
Сетевые блоги органично вошли в повседневную жизнь человека, стали важной частью современного медиапространства, виртуальной платформой для коммуникации, а также уникальной возможностью для самопрезентации, самореализации, социализации. Блогосфера пользуется популярностью как среди подростков и молодежи, так и среди более взрослых слоёв населения. Сегодня не только молодое поколение, но и другие возрастные группы становятся и зрителями, и авторами блогов.
Блогосфера представляет собой столь разнообразную по тематике и языковому, а также дискурсивному представлению среду, что это дает возможность исследования различных аспектов функционирования языка в пространстве Интернета.
Актуальность исследования обусловлена интересом современной лингвистики к речевой ипостаси личности человека нового, информационного, общества. Личность блогера как сетевого коммуниканта, являет собой особый тип информационно-медийной языковой личности. Изучение речевого поведения блогера позволяет описать его речевой портрет, увидеть скрытые и явные мотивы данной личности, ее коммуникативные цели и намерения, особенности реализации ее коммуникативных потребностей.
Новизна данного исследования состоит в том, что впервые конструируется фрагментарный речевой портрет французского блогера-коуча по личностному развитию, анализируются его специфические характеристики на вербально-семантическом, прагматическом и когнитивном уровнях.
Объектом исследования является речевой портрет французского блогера, ведущего блог личностного развития.
Предмет исследования - когнитивные, прагматические, стилистические и лексико-грамматические характеристики речевого портрета французского блогера Натали Мартен.
Цель исследования - выявить и описать когнитивные, прагматические, стилистические и лексико-грамматические характеристики речевого портрета французского блогера Натали Мартен.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. Дать определение ключевых терминов: «языковая личность», «речевой портрет», «языковой портрет», «коммуникативный портрет», «речевая маска», «речевая характеристика», «лингвокультурный типаж».
2. Изучить методику анализа и создания речевого портрета.
3. Собрать практический материал на основе блога Натали Мартен.
4. Провести анализ речевого портрета блогера в рамках лингвокогнитивного подхода.
5. Провести анализ речевого портрета блогера с позиций лингвопрагматического подхода.
6. Провести анализ речевого портрета анализируемой личности в рамках стилистического подхода.
Методы исследования. В работе использованы следующие методы:
• метод сплошной выборки при определении лексического состава речи личности;
• метод наблюдения при отборе языкового материала;
• описательный метод;
• специальные методы исследования: лингвокогнитивный,
лингвопрагматический и лингвостилистический анализ текста;
• методика лингвоперсонологического описания;
• элементы корпусного анализа текстового материала.
Материалом исследования послужил блог Натали Мартен (коуча по личностному развитию). Были проанализированы записи указанного блога за период времени 2014-2020 гг. общим объемом 202 страницы шрифтом Times New Roman 14 кегелем.
В работе принято точное цитирование дневниковых записей с сохранением языковых особенностей оригинала.
Теоретической базой исследования послужили работы российских лингвистов в области речевого портретирования (В. В. Виноградова,
С. В. Леорды, Е. А. Земской и Л. П. Крысина), в области теории языковой личности - Ю. Н. Караулова, Г. И. Богина, В. И. Карасика,
М. В. Китайгородской и Н. Н. Розановой, и исследования А. В. Болотнова, Е. И. Горошко, Н. Н. Казновой в области изучения языка Интернета....
Настоящее исследование было посвящено изучению фрагментарного индивидуального речевого портрета блогера-коуча по личностному развитию на материале французского языка.
Понятие речевого портрета и языковой личности тесно связаны и обуславливают друг друга. Близкими по значению становятся и понятия «коммуникативный портрет», «речевая характеристика», «идиостиль», «лингвокультурный типаж». Изначально, речевой портрет был литературоведческим понятием, но с его появлением в лингвистике, оно приобрело дополнительные значения, что, в свою очередь, привело к появлению множества определений.
Выбор в качестве объекта исследования речевого портрета известного французского коуча по личностному развитию Натали Мартен не случаен. На сегодняшний день проблема личностного саморазвития человека обретает все большую востребованность. Полнота жизни, социальные достижения, психологическое благополучие современного человека, его успешная социализация во многом обеспечиваются эффективностью функционирования его личности. В этой связи становятся актуальными курсы и тренинги по саморазвитию.
Интернет-пространство изобилует материалами для эффективного развития умений самопрезентации и самореализации, при этом важной виртуальной платформой в этом направлении становятся блоги коучей по личностному развитию.
Особенностью проведенного исследования явилось использование двух различных методических подходов: метода сплошной выборки и программного обеспечения для управления корпусом и анализа текста Sketch Engine.
Инструментарий Sketch Engine был применен при выявлении:
• наиболее частотных лексических единиц с положительным, отрицательным значением и единиц, относящихся к сфере психологии;
• местоименных форм, повелительного наклонения, условных предложений, сравнений с лексемой comme.
Остальные средства выявлялись с помощью традиционного метода выборки.
В нашем исследовании мы опираемся на определение, данное Ю.Н. Карауловым, согласно которому языковая личность, имеющая три структурных уровня. Исследование речевого портрета французского блогера- коуча по личностному развитию Натали Мартен позволило нам рассмотреть данную языковую личность на трех уровнях.
При изучении прагматического уровня мы выделили применяемые коучем стратегии и тактики. Так, прагматические особенности речевого портрета коуча заключаются в том, что психологическая проблема должна быть сформулирована, констатирована. С этой целью автор привлекает читателя к анализируемой проблеме (страх смерти, перфекционизм, лень и мн.др.) и напрямую анонсирует содержание статьи своего блога.
Для объяснения причин имеющейся проблемы автор демонстрирует свой собственный, либо чужой опыт, либо дает пример опыта, с которым сталкивался каждый.
Для решения выявленной и описанной проблемы блогер неизменно дает советы, инструкции, в частности знакомит своего читателя с новым понятием, либо утешает его, если следование какой-либо технике или приему является затруднительным.
При анализе вербально-семантического уровня было выделено большое разнообразие лексических средств: самые употребительные - это лексические единицы с нейтральной семантикой, далее - лексемы с положительной; немногочисленны единицы с отрицательным значением, что говорит о нежелании автора придавать своему повествованию чрезмерную эмоциональность. А обилие синонимов, антонимов, фразеологизмов свидетельствует о речевой вариативности и общей культуре блогера.
Среди грамматических средств особый интерес представляет значительное количество глаголов в повелительном наклонении, говорящее о стремлении автора блога к выполнению своей главной прагматической цели: дать читателю совет, программу действий.
Доминирование форм местоимений и местоименных прилагательных 2го лица множественного числа также свидетельствует о фокусе блогера на своем адресате.
Многочисленные условные предложения направлены на то, чтобы читатель смог сконцентрировать свои усилия на условиях для достижения поставленной цели.
Такие средства как градация, повтор смежных конструкций (предложений или их частей), риторический вопрос, цитаты, ряды однородных членов предложения усиливают выразительность речи блогера и привлекают внимание читателя.
Изучение когнитивного уровня позволило выявить стилистические средства выразительности (метафора, олицетворение, эпитет, сравнение, гипербола, лексический повтор), используемые блогером для трансляции позитивной картины мира: переход из области отрицательного в область положительного всегда возможен, а некоторые элементы области нейтрального могут послужить для перехода к отрицательному, но лучше всего направить их в противоположную сторону.
Таким образом, выявленные стратегии и тактики, а также все разнообразие использованных средств представляют нам речевой портрет грамотного, образованного, начитанного, деликатного, дружелюбно настроенного блогера-коуча по личностному развитию, который фокусируется на своем читателе, общаясь с ним доступным языком. Это языковая личность, которая имеет за плечами значительный жизненный и профессиональный опыт, благодаря которому она имеет возможность помочь своему читателю в преодолении тех или иных психологических проблем, не только направляя и советуя, но и поддерживая в случае неудачи.
Интересной перспективой проведенного нами исследования может стать сравнительно-сопоставительное изучение речевого поведения разноязычных блогеров-коучей по личностному развитию, а также блогеров-коучей в разных сферах деятельности. Так, возможно более глубокое сравнение коммуникативных стратегий и тактик, т.к. именно коммуникативная составляющая зависит в большей степени от сферы деятельности блогера.
1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль. 1991. 160 с.
2. Балыхина Т. М. [Русист, РУДН. Электронный ресурс
http: //rusist24 .rudn.ru/index.php/stati-po-rki/kommunikativnyj -portret- delovogo-cheloveka].
3. Богин Г. И. Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям текстов: автореф. дне... д-ра филол. наук. Ленинград. 1984. 16 с.
4. Болотнов А. В. О некоторых особенностях современной информационно-медийной личности // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2014. 2 (143).
5. Болотнов А. В. Идиостиль информационно-медийной языковой личности: коммуникативно-когнитивные аспекты исследования: дис. ... д- ра филол. наук. Томск. 2015. 405 с.
6. Виноградов В. В. Избранные труды: О языке художественной прозы. М. 1980. 360 с.
7. Горошко Е. И. Современная интернет-коммуникация: структура и основные параметры // Интернет-коммуникация как новая речевая формация (коллективная монография). М.: Наука, Изд-во Флинта, 2012. С. 9-52.
8. Гуревич П. С., Фролов И.Т. Философское постижение человека // Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир - эпоха Просвещения / Редкол.: И. Т. Фролов и др.; Сост. П. С. Гуревич. М.: Политиздат, 1991. С. 3-19.
9. Захаров В. П. Поисковые системы Интернета как инструмент лингвистических исследований // Русский язык в Интернете. Казань, 2003. С. 48-59.
10. Земская Е. А., Китайгородская М.В., Ширяев Е.Н. Русская разговорная речь. М.: Наука. 1981. 276 с.
11. Иванцова Е. В. Проблемы формирования методологических основ лингвоперсонологии // Вестник Томского гос. ун-та. 2008 №3(4). С. 27-43.
12. Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. Изд. 5-е. -М.: Издательство ЛКИ, 2008. 288 с.
13. Иссерс О. С. Речевое воздействие. Учебное пособие. М.: Флинта. 2009. 224 с.
14. Казнова Н. Н. Трансформация языковой личности в интернет - коммуникации (на примере французской блогосферы): автореф. дне.... канд.филол. наук. Пермь. 2011. С. 23.
15. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс: Монография. - Волгоград: 2002. 331 с....51