Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: РАНХ и ГС (Алтайский филиал).
Выборка: 80 респондентов .
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы эмоционального интеллекта у разных поколений 7
1.1. Проблема эмоционального интеллекта личности в психологии 7
1.2 Особенности эмоционального интеллекта у разных поколений 14
1.3 Эмоциональный интеллект в студенческом возрасте 19
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей эмоционального интеллекта в межпоколенческом аспекте 24
2.1 Описание программы эмпирического исследования 24
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования 27
Заключение 37
Список используемых источников и литературы 39
Приложение 43
Актуальность исследования. Изучение эмоционального интеллекта становится всё более важным в современных условиях, когда межличностная и межпоколенческая коммуникация играет ключевую роль в личной и профессиональной жизни. Во-первых, в современной профессиональной среде, характеризующейся разнообразием возрастов, навыков и культур, способность понимать и управлять своими и чужими эмоциями существенно влияет на командную работу, лидерство и общую продуктивность. Во-вторых, в условиях растущего количества стрессовых факторов, умение эффективно управлять эмоциями и строить здоровые отношения становится критическим для поддержания психического благополучия. В-третьих, быстрые изменения в технологиях приводят к необходимости гибкости и адаптивности. Для старшего поколения это может означать необходимость лучше понимать и использовать новые инструменты, а для младшего – умение эффективно кооперироваться с более опытными коллегами. В-четвертых, перемены в социальной структуре семьи и общества подчеркивают важность межличностных навыков. Семейные и социальные роли меняются, и хорошие навыки эмоционального интеллекта могут помочь в приспособлении к этим изменениям. В-пятых, эмоциональный интеллект помогает лучше разбираться в причинах конфликтов и находить пути их конструктивного разрешения, что особенно важно в условиях много поколений на одном рабочем месте или в одной семье. И, наконец, высокий эмоциональный интеллект повышает общую удовлетворённость жизнью, улучшает качество социальных взаимодействий и способствует формированию стабильных и здоровых отношений.
Значимость эмоционального интеллекта универсальна, но проявляется по-разному в зависимости от возраста и жизненного этапа. Исследования и программы по развитию эмоционального интеллекта, адаптированные под нужды разных поколений, становятся всё более востребованными и актуальными для современного общества.
Степень разработанности проблемы. Понятие «эмоциональный интеллект» раскрыто в трудах таких ученых, как Д. Гоулман, Д.В. Люсин, Дж. Д. Майер, Р.Д. Робертс, П. Сэловей и др. Достаточно широко изучена проблема развития эмоционального интеллекта применительно к разным возрастным и социальным группам – подростков (Д.В. Давыдова, Н.С. Козлова и др.), старшеклассников (О.А. Орехова и др.), студентов (И.В. Зайцева и др.), представителей разных профессиональных групп (Л.И. Орлова и др.) и т.д. Ряд исследований посвящено изучению взаимосвязи эмоционального интеллекта с совладающим поведением (Е.С. Синельникова), с лидерством (Е.К. Сидорова), со стилем управляющей деятельности (А.С. Петровская) и т.д. При этом сравнительный анализ эмоционального интеллекта у людей разных поколений не представлен прикладными исследованиями.
Цель исследования: выявить и проанализировать особенности эмоционального интеллекта у людей разных поколений.
Объект исследования: эмоциональный интеллект как психологический феномен.
Предмет исследования: эмоциональный интеллект у людей разных поколений.
Гипотеза исследования: поколение Y имеет более высокие показатели в развитии эмоционального интеллекта, чем поколение Z.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические подходы к пониманию эмоционального интеллекта в работах отечественных и зарубежных авторов.
2. Рассмотреть научно-психологические взгляды на проблему эмоционального интеллекта у людей разных поколений.
3. Описать особенности эмоционального интеллекта у студентов вуза.
4. Разработать и апробировать программу исследования эмоционального интеллекта у людей разных поколений.
5. Проанализировать результаты изучения эмоционального интеллекта у людей разных поколений.
Теоретико-методологические основы исследования:
- теоретические представления об эмоциональном интеллекте – И.Н. Андреева, Д. Гоулман, Д.В. Люсин, Дж. Д. Майер, Р.Д. Робертс, П. Сэловей и др.;
- представления об эмоциональном интеллекте у людей разных поколений – Ю.В. Давыдова, Н.С. Козлова и др.;
- представления об эмоциональном интеллекте у студентов – И.В. Зайцева, Ю.П. Михайлова и др.
Методы исследования:
1) теоретические: анализ научной литературы по проблеме исследования;
2) эмпирические: тестирование;
3) непараметрический критерий для независимых выборок U-тест по методу Манна и Уитни.
Достоверность результатов исследования обеспечивалась всесторонним теоретическим анализом, методологической проработанностью проблемы, репрезентативностью выборки, использованием адекватных методов статистического анализа.
Методики исследования.
1. Методика «Диагностика «эмоционального интеллекта» Н. Холла.
2. Тест эмоционального интеллекта Д.В. Люсина (ЭмИн).
Выборка исследования: составила 80 респондентов: 40 студентов-психологов 2-4 курсов РАНХиГС (г. Барнаул) в возрасте от 19 до 27 лет составили эмпирическую группу 1 (поколение Z), 40 респондентов, родившиеся в 1981-1996 годах, в возрасте от 28 до 42 лет, составили эмпирическую группу 2 (поколение Y).
База исследования: г. Барнаул.
Научная новизна исследования: в сравнительном анализе особенностей эмоционального интеллекта представителей разных поколений.
Практическая значимость: результаты, которые были получены в эмпирическом исследовании, могут быть полезны для администрации, психологам, работающих с сотрудниками разных возрастных категорий.
Этапы исследования:
Первый этап – организационно-подготовительный – изучалась специальная литература по проблеме исследования; определялись задачи исследования, понятийный аппарат.
Второй этап – содержательно-технологический – выявлялись критерии, показатели и уровни определения эмоционального интеллекта. Осуществлялся сбор эмпирических данных.
Третий этап – заключительно-обобщающий – обработка эмпирических данных, их интерпретация, формулировка выводов по результатам проведенного исследования. Оформление результатов исследования.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.
Проведенный теоретически анализ эмоционального интеллекта у различных возрастных групп – дошкольников, подростков, молодежи и людей зрелого возраста – выявляет важные отличия и общие черты, которые играют ключевую роль в их повседневной жизни и социальном взаимодействии. Дошкольники, обладая первоначальной способностью к эмоциональному восприятию, часто зависят от окружающих взрослых в обучении управлению своими эмоциями. Их эмоциональный интеллект развивается через игры, рассказы и наблюдения за поведением родителей и воспитателей. Подростки, находясь на этапе формирования личной идентичности, сталкиваются с интенсивными эмоциональными переживаниями и часто испытывают трудности в саморегуляции. Их эмоциональный интеллект начинает более тесно переплетаться с их социальной средой, влиянием сверстников и стремлением к самостоятельности. Это время, когда правильная поддержка и обучение основам эмоциональной грамотности могут значительно повлиять на их дальнейшее развитие. Молодежь, вступая во взрослую жизнь, приобретает больший опыт в управлении своими эмоциями и начинает осознавать важность эмоционального интеллекта в профессиональной и личной сферах. Именно в этом возрасте молодые люди учатся строить и поддерживать глубокие межличностные отношения, справляться со стрессами и принимать взвешенные решения. Люди зрелого возраста, наиболее опытные в эмоциональном плане, демонстрируют высокую степень саморегуляции и эмпатии. Они умеют более тонко распознавать и учитывать эмоции других людей, что помогает им в эффективном межличностном общении и поддержании здоровых социальных связей. Зрелость эмоционального интеллекта в этом возрасте также способствует конструктивному разрешению конфликтов и оказанию поддержки другим членам общества.
Проведенный анализ эмоционального интеллекта респондентов разных поколений в ходе эмпирического исследования по методике «Диагностика «эмоционального интеллекта» Н. Холла выявил существенные различия в их поведенческих паттернах и эмоциональных реакциях. Для поколения Z наиболее характерны эмоциональная осведомленность, негативизм и эмпатия. Эти данные свидетельствуют о том, что молодые представители поколения стремятся к пониманию собственных эмоций и ощущений, однако часто проявляют негативное отношение и критичны к окружающему миру, при этом оставаясь восприимчивыми к чувствам других людей. С другой стороны, респонденты поколения Y демонстрируют высокий уровень эмоциональной осведомленности и эмпатии, однако также проявляют значительную способность управления собственными эмоциями. Это говорит о большем опыте и зрелости в эмоциональной сфере, что позволяет им лучше справляться с негативными чувствами и устанавливать гармоничные взаимоотношения с окружающими.
Выводы, полученные на основе методики «Тест эмоционального интеллекта» Д.В. Люсина (ЭмИн), позволяют сделать интересные наблюдения о различиях между поколениями Z и Y в контексте эмоционального интеллекта. Респонденты из эмпирической группы 1, представляющие поколение Z, демонстрируют высокую способность к пониманию эмоций и межличностному эмоциональному интеллекту. Эти характеристики подчеркивают их склонность к эмпатии и пониманию эмоциональных состояний других людей, что может быть обусловлено их взрослением в эпоху быстрых изменений и активного взаимодействия в социальных сетях. С другой стороны, респонденты из эмпирической группы 2, относящиеся к поколению Y, показывают более высокие показатели в области межличностного интеллекта, управления эмоциями и понимания эмоций. Это свидетельствует о том, что представители поколения Y более успешны в комплексном управлении своими и чужими эмоциональными состояниями, что может объясняться их стремлением к профессиональному росту и самореализации в таком богатом на возможности мире.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Андреева, И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии / И. Н. Андреева. – Новополоцк : ПГУ, 2011. – 388 с.
2. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский ; под ред. В.П. Ярошевского. – Москва : Педагогика, 1987. – 344 с.
3. Гаврилова, О. Н. Влияние эмоционального интеллекта на школьную успеваемость подростков / О. Н. Гаврилова // Педагогическое образование в России. – 2022. – № 7. – С. 115–127.
4. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ / Д. Гоулман. – Москва : Манн, Иванов и Фербер. 2021. – 541 с.
5. Давыдова, Ю. В. Изучение компонентов эмоционального интеллекта подростков / Д. В. Давыдова // Психолого-педагогические аспекты становления личности в современных условиях : Материалы Межвузовских психологических чтений студентов, аспирантов и молодых учёных / Сост. и науч. ред. : Иващенко А. В., Иванова Г. Л., Гагарин А. В. – Москва, 2005. – С. 124-127.
6. Джеймс, У. Психология / У. Джеймс. – Москва : Гаудеамус : Акад. Проект, 2011. – 316 с.
7. Зайцева, И. В. Формирование эмоционального интеллекта у студентов вуза / И. В. Зайцева // Психологические исследования. – 2020. – № 6. – С. 102–115.
8. Козлова, Н. С. Развитие эмоционального интеллекта у взрослых: теоретические аспекты / Н. С. Козлова // Вестник психологии. – 2022. – № 4. – С. 67–81.
9. Лемберг, Б. Эмоциональный интеллект : как разум общается с чувствами / Б. Лемберг. – Санкт-Петербург : Вектор, – 2013. – 140 с.
10. Леонтьев, Д. А. Психологические ресурсы преодоления стрессовых ситуаций : к уточнению базовых конструктов / Д. А. Леонтьев // Психология стресса и совладающего поведения в современном российском обществе: материалы II Международной научно-практической конференции. – Кострома, 2010. – Т. 2. – С. 40–42.
11. Линн, А. Сила эмоционального интеллекта. Как его развивать для работы и жизни / А. Лиин / [пер. с англ. Э. Каировой, Е. Кротовой]. – Москва : Манн, Иванов и Фербер. 2019. – 320 с.
12. Люсин, Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте / Д. В. Люсин // Социальный интеллект : Теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. – Москва : Институт психологии РАН, 2004. – С. 29-36.
13. Люсин, Д. В. Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн : новые психометрические данные / Д. В. Люсин // Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. – Москва : Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. – С. 204-217.
14. Малкина-Пых, И. Г. Стратегии поведения при стрессе / И. Г. Малкина-Пых // Московский психологический журнал. – 2007. – №12. – С. 15-25.
15. Михайлова, Ю. П. Эмоциональный интеллект у студентов : возможности и перспективы развития / Ю. П. Михайлова // Журнал прикладной психологии. – 2021. – № 3. – С. 56–70.
16. Никифорова, Е. В. Развитие эмоционального интеллекта у детей среднего школьного возраста / Е. В. Никифорова // Научный взгляд. – 2020. – № 5. – С. 134–147.
17. Орехова, О. А. Особенности развития эмоциональной сферы у детей дошкольного и школьного возраста : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.13 / Орехова Ольга Александровна; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т]. – Санкт-Петербург, 2007. – 199 с.
18. Орлова, Л. И. Эмоциональный интеллект на разных этапах возрастного развития / Л. И. Орлова // Вестник психолого-педагогических исследований. – 2022. – № 1. – С. 22–36.
19. Петровская, А. С. Эмоциональный интеллект как детерминанта результативных параметров и процессуальных характеристик управленческой деятельности : дис. … канд. психол. наук: 19.00.03 / А. С. Петровская. – Ярославль, 2007. – 225 с.
20. Реан, А. А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов. – Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, 2006. – 479 с.
21. Робертс, Р. Д. Эмоциональный интеллект : проблемы теории, измерения и применения на практике / Р. Д. Робертс // Психология. Журнал высшей школы экономики. – 2004. – Т.1. – №4. – С. 3-26.
22. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург : Питер, 2008. – 720 с.
23. Сергиенко, Е. А. Эмоциональный интеллект ребенка и здравый смысл его родителей / Е. А. Сергиенко, Е. А. Хлевная, Т. С. Киселева. – Москва : АСТ. 2021. – 255 с.
24. Сидорова, Е. К. Эмоциональный интеллект в юношеском возрасте / Е. К. Сидорова // Вестник высшей школы. – 2020. – № 4. – С. 11–25.
25. Синельникова, Е. С. Эмоциональный интеллект как фактор взаимодействия в конфликте : кросс-культурный аспект : автореферат дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.05 / Синельникова Елена Семеновна; [Место защиты : С.-Петерб. гос. ун-т]. – Санкт-Петербург, 2015. – 24 с.
26. Степанов, И. С. Психологические факторы становления эмоционального интеллекта / И. С. Степанов // Вестник ЧГПУ. Серия Педагогика и психология. – №11. – 2012. – С. 205-217.
27. Фехнер, Г. Т. О формуле измерения ощущения / Г. Т. Фехнер. – Москва // Часть 1 : Проблемы и методы психофизики : хрестоматия по психологии для студентов, преподавателей и научных работников / ред. А.Г. Асмолов, М.Б. Михалевская. – Москва : Издательство Московского университета, 1974. – С. 13-19.
28. Экман, П. Почему дети лгут / П. Экман. – Москва : Педагогика-Пресс, 1993. – 272 с.
29. Ваr-Оn, R. The Bar-On model of emotional-social intelligence (ESI) / R. Ваr-Оn // Psicotethema. – 2006. – Vol. 18. – P. 13-25.
30. Mayer, J. D. Emotional Intelligence meet traditional standards for an intelligence / J. D. Mayer, D. R. Caruso, P. Salovey // Intelligence. – 1999. – V. 27. – P. 267–298.