Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности составления творческих рассказов детьми старшего дошкольного возраста с ОНР (Алтайский государственный педагогический университет)

Работа №151413

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

дефектология

Объем работы42
Год сдачи2024
Стоимость800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №48» г. Барнаул.
Выборка исследования: 20 детей старшего дошкольного возраста.
Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ СОСТАВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ РАССКАЗОВ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ НОРМАЛЬНОМ РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ И ПРИ ОБЩЕМ НЕДОРАЗВИТИИ РЕЧИ 7
1.1 Понятие связная речь, творческое рассказывание и его формирование в онтогенезе 7
1.2 Особенности формирования речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 12
1.3 Особенности навыков составления творческих рассказов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 17
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ НАВЫКА СОСТАВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ РАССКАЗОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 23
2.1 Цели, задачи и методика исследования навыка составления творческих рассказов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 23
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 42

Актуальность изучения навыков составления творческих рассказов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (далее – ОНР) обусловлена несколькими значимыми факторами. Во-первых, формирование творческих навыков способствует улучшению когнитивных процессов, таких как внимание, память, мышление и воображение. Это особенно важно для детей с ОНР, поскольку они часто испытывают трудности в этих областях. Во-вторых, составление творческих рассказов требует активного использования лексического запаса, грамматических структур и улучшает речевую активность. Дети с ОНР часто имеют ограниченный словарный запас и трудности с грамматическим строем речи, поэтому практика в составлении рассказов может способствовать преодолению этих препятствий. В-третьих, речь является ключевым инструментом для социальной коммуникации. Умение ясно выражать свои мысли и чувства в творческих рассказах помогает детям лучше взаимодействовать с окружающими, способствуя их социальной адаптации и интеграции в коллектив. В-четвертых, творчество, в том числе создание рассказов, помогает детям выражать и понимать свои эмоции. Для детей с ОНР это может быть способом справиться с фрустрацией, связанным с их речевыми трудностями, и находить удовольствие в успешной коммуникации. В-пятых, навыки составления творческих рассказов важны для подготовки к школьному обучению. Они развивают письменную речь, умение структурировать свои мысли и представлять их логично и последовательно. Это необходимо для успешного обучения в школе и выполнения письменных заданий. И, наконец, изучение творческих навыков позволяет педагогам и логопедам лучше понять сильные и слабые стороны каждого ребенка, разработать индивидуальные подходы и стратегии для их поддержки. Это может значительно повысить эффективность коррекционной работы.
Таким образом, формирование навыков составления творческих рассказов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР не только оптимизирует их общее речевое развитие, но и имеет позитивное воздействие на другие аспекты их жизни и обучения.
В настоящее время проблема изучения особенностей навыков составления творческих рассказов дошкольников с ОНР рассматривается как в теоретическом, так и прикладном аспектах. А. Н. Гвоздев, Р. И. Лалаева, Т. Б. Филичева и др. рассматривают закономерности формирования речи при ОНР. В. К. Воробьева, Е. А. Климкина, К. И. Чуковский и др. описывают особенности словотворчества дошкольников с нарушенным и нормальным речевым развитием. М. В. Никитина, Т. В. Туманова и др. рекомендуют методы формирования навыков составления творческих рассказов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Но, несмотря на существующие в этой области исследования, в настоящее время сложилось противоречие между потребностью в формировании связной речи у старших дошкольников с ОНР, в том числе и навыка составления творческих рассказов, и недостаточной реализацией данного условия в организациях образования.
Вышеизложенное позволило сформулировать проблему исследования: изучение особенностей составления творческих рассказов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Цель исследования – выявить особенности навыков составления творческих рассказов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические аспекты изучения особенностей составления творческих рассказов детьми старшего дошкольного возраста при нормальном речевом развитии и при общем недоразвитии речи.
2. Описать особенности формирования навыка составления творческих рассказов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
3. Организовать и провести экспериментальное исследование по определению особенностей составления творческих рассказов детьми старшего дошкольного возраста при нормальном речевом развитии и при общем недоразвитии речи.
4. Провести сравнительный анализ особенностей составления творческих рассказов детьми старшего дошкольного возраста при нормальном речевом развитии и при общем недоразвитии речи.
Объектом исследования является навык составления творческого рассказа детьми старшего дошкольного возраста сообщим недоразвитием речи.
Предметом исследования являются особенности навыков составления творческих рассказов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Гипотеза: мы предполагаем, что у детей старшего дошкольного возраста с ОНР навыки составления отличаются от детей старшего дошкольного возраста с речевым развитием возрасте, что обусловлено несформированностью навыка речевого творчества, умения варьировать содержание рассказа, устанавливать логические связи и т.д.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- подходы к формированию речи у детей дошкольного возраста – Л. С. Выготский, А. Н. Гвоздев, И. А. Зимняя и др.;
- подходы к проблеме нарушений связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР – Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова, Т. В. Туманова и др.;
- подходы к изучению особенностей формирования навыков составления творческих рассказов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР – Р.В. Е. А. Сень, Р. В. Федорова и др.
В ходе решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические – анализ научных источников, методы аналогии и сопоставления, синтез и обобщение; экспериментальные – тестирование, количественный и качественный анализ результатов тестирования.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №48» г. Барнаул. В МБДОУ «Детский сад №48» функционирует 5 групп компенсирующего вида с тяжелыми нарушениями речи (ОНР), 3 группы общеразвивающего вида.
Выборка исследования: 10 детей старшего дошкольного возраста –составили экспериментальную группу. У всех детей по заключению логопеда – ОНР III уровня. 10 детей старшего дошкольного возраста и речевым развитием в норме составили контрольную группу.
Организация исследования соответствует следующим этапам:
1) Теоретико-аналитический этап: проведен анализ литературных источников по проблеме, а также изучено современное состояние проблемы в практике специальной педагогике и психологии.
2) Экспериментальный этап: рассмотрена организация и методика проведения экспериментального исследования по изучению особенностей навыков составления творческого рассказа у старших дошкольников с ОНР и у старших дошкольников с речевым развитием в норме.
3) Описательно-итоговый этап: проанализированы и систематизированы полученные экспериментальные данные, осуществлена их интерпретация, сформулированы основные выводы, завершено литературное оформление работы.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и источников, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Формирование связной речи – это сложный, многоступенчатый процесс. Он начинается с простых гулений и лепета, переходя через этапы однословных и двухсловных высказываний к полноценным фразам и текстам. Важно отметить, что каждая ступень этого процесса закладывает фундамент для следующей, обеспечивая прогрессивное развитие коммуникативных способностей.
Формирование навыков составления творческих рассказов у дошкольников с общим недоразвитием речи представляет собой сложный и многомерный процесс, требующий комплексного подхода и внимательного отношения к индивидуальным особенностям каждого ребенка. Разнообразные барьеры, такие как ограниченный словарный запас, недостаточная грамматическая компетенция, нарушение фонематического восприятия, когнитивные трудности, недосформированность пространственных и временных понятий, а также эмоциональные и социальные трудности, создают серьезные препятствия на пути к развитию творческого мышления и способности к самовыражению.
Эти проблемы требуют системного и многоаспектного вмешательства, охватывающего не только логопедическую помощь, но и психолого-педагогическую поддержку, направленную на улучшение когнитивных функций, развитие социальных навыков и повышение мотивации к обучению. Совместные усилия специалистов и родителей могут помочь детям с ОНР преодолевать трудности и достигать значительных успехов в формировании навыков повествования и творческого самовыражения.
Анализируя уровни сформированности навыков составления творческого рассказа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, можно отметить, что высокий уровень сформированности навыков не был выявлен ни у одного из детей, что указывает на серьезные трудности в развитии их речетворческого потенциала. Среди обследованных детей только у троих (30%) отмечен средний уровень сформированности навыков составления творческого рассказа. Средний уровень открывает возможность для дальнейшего развития и формирования полноценных речевых навыков, что сыграет ключевую роль в их успешной социальной адаптации. Однако основной массив исследуемой группы, а это 7 детей (70%) с ОНР, проявили низкий уровень навыков составления творческих рассказов. Индивидуальный подход, методические нововведения и активное сотрудничество с родителями могут стать ключевыми факторами для улучшения ситуации.
Итак, полученные результаты не оставляют сомнений: необходима систематическая коррекционная работа для улучшения речевых и творческих навыков у детей с ОНР. В ходе проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. – 4-е изд., стереотип. – Москва : Издательский центр «Академия», 2012. – 400 с.
2. Антонов, М. И. Методики развития речи у детей с ОНР : современные подходы / М. И. Антонова // Психолого-педагогические исследования. – 2022. – № 4. – С. 223-232.
3. Белополова, Ю. С. Развитие монологической речи у детей с нарушениями речи : Учебное пособие для студ. высш. учебных заведений / Ю. С. Белополова. – Томск : Изд-во Томского. гос. ун-та, 2018. – 235 с.
4. Блинова, Е. П. Методика логопедической работы по развитию монологической речи у старших дошкольников с ОНР / Е. П. Блинова // В сборнике : Актуальные научные исследования. сборник статей III Международной научно-практической конференции. В 2 частях. – Пенза, 2021. – С. 227-228.
5. Бухтаярова, Е. Ю. Обучение детей с тяжёлыми нарушениями речи умению составлять творческие рассказы / Е. Ю. Бухтаярова // В сборнике : Дошкольное образование в ракурсе современных методологических подходов и возрастных ценностей детей. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. – Чебоксары, 2021. – С. 189-197.
6. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии : Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка / Е. Н. Винарская. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2011. – 165 с.
7. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб.пособие / В. К. Воробьева. – Москва : Астрель, 2015. – 158 с.
8. Выготский, Л. С. Проблемы развития психики / Собрание сочинений : В 6-ти т. Т.3. / Л. С. Выготский. – Москва : Просвещение, 2003. – 368 с.
9. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – Москва : Педагогика, 1991. – 67 с.
10. Григорьева, Е. Ф. Специфика обучения творческому рассказыванию детей с ОНР / Е. Ф. Григорьева // Вопросы дошкольной педагогики. – 2020. – № 2. – С. 85-91.
11. Зимняя, И. А. Психолингвистика / И. А. Зимняя. – Москва : Инфра-М, 2015. – 487 с.
12. Иванова, Т. И. Практическое применение программ для развития творческого рассказа / Т. И. Иванова // Логопедия и дефектология. – 2022. – № 9. – С. 45-50.
13. Изутова, Е. А. Своеобразие развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи / Е. А. Изутова // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 72-4. – С. 117-119.
14. Климкина, Е. А. Особенности овладения связным высказыванием старших дошкольников с общим недоразвитием речи / Е. А. Климкина // Культура. Наука. Интеграция. – 2018. – № 10. – С. 20-22.
15. Козлова, Л. С. Развитие креативных способностей у дошкольников с ОНР / Л. С. Козлова // Наука и образование сегодня. – 2021. – № 8. – С. 122-128.
16. Кузнецова, Н. М. Технологии стимуляции речевой активности у детей с ОНР / Н. М. Кузнецова // Педагогическая практика. – 2023. – № 2. – С. 32-38.
17. Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – Москва : Академия, 2015. – 287 с.
18. Никитина, М. В. Творческие задания для детей с нарушением речи / Н. М. Никитина // Современные исследования в образовании. – 2021. – № 4. – С. 112-118.
19. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников / О. С. Ушакова. – Москва : Издательство Института психотерапии, 2001. – 256 с.
20. Леонтьев, А. А. Исследования детской речи // Основы теории речевой деятельности / А. А. Леонтьев. – Москва : Наука, 2004. – 317 с.
21. Сафонова, О. В. Особенности связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / О. В. Сафонова // Аллея науки. – 2019. – Т. 2. – № 2 (29). – С. 753-756.
22. Сень, Е. А. Изучение связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи / Е. А. Сень // В сборнике : Психолого-педагогические проблемы социализации личности в условиях нормативного и нарушенного развития. Сборник статей участников Международного конкурса студенческих научно-исследовательских работ по педагогике, психологии и дефектологии. –Киров, 2021. – С. 263-270.
23. Туманова, Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение / Т. В. Туманова. – Москва : Гном-Пресс, 2016. – 460 с.
24. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). – Москва : Сфера, 2022. – 50 с.
25. Федоренко, Л. П. Закономерности развития речи – основа теории методики // Методика развития речи детей дошкольного возраста: Уч. пособие / Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичева, В. К. Лотарев, А. П. Николаичева. – 2-е изд. – Москва : Просвещение, 2004. – 274 с.
26. Федорова, Р. В. Методы и приемы развития речи у дошкольников с ОНР / Р. В. Федорова // Педагогика и психология. – 2020. – № 11. – С. 145-152.
27. Филичева, Т. Б. Основы логопедии : Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / Т. Б. Филичева, Г. А. Чиркина. – Москва : Просвешение, 2009. 223 с.
28. Чуковский, К. И. От двух до пяти… / К. И. Чуковский. – Санкт-Петербург : Речь, 2016. – 458 с.
29. Шахнарович, A. M. Психолингвистический анализ семантики и грамматики (на материале онтогенеза речи) / А. М. Шахнарович, Н. М. Юрьева. – Москва : Наука, 2000. – 168 с.
30. Якушева, В. В. Особенности связных речевых высказываний детей с общим недоразвитием речи / В. В. Якушева // В сборнике : Российская наука : тенденции и возможности. Сборник научных статей. Научный ред. Ж. В. Мироненкова. – Москва, 2021. – С. 37-39.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ