Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Изучение профессионального самоопределения старшеклассников с разными показателями тревожности

Работа №151408

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы65
Год сдачи2021
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
6
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретический анализ изучения профессионального самоопределения старшеклассников с разными показателями тревожности .. 8
1.1. Понятие тревожности в зарубежной и отечественной психологии.. 8
1.2. Особенности профессионального самоопределения
старшеклассников 17
1.3. Обзор современных психологических исследований
профессионального самоопределения и тревожности 27
Выводы по 1 главе 31
Глава 2. Эмпирическое исследование профессионального самоопределения старшеклассников с разными показателями тревожности 34
2.1. Описание процедуры и методов исследования 34
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 37
Выводы 47
Заключение 51
Список используемых источников 52
Приложение 57


Актуальность исследования. Проблема профессионального самоопределения - одна из ключевых в психологии становления личности. Профессиональное самоопределение рассматривается, с одной стороны, как наиболее значимый компонент развития личности, а с другой - как критерий важнейший для личности в период юности, когда выбор профессии считается задачей возраста.
Выбор профессии - это один из главных жизненных выборов, которые совершает молодой человек. Выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Подростковый и юношеский возраст - это период раздумий о будущем, личность строит планы, определяет перспективы своей жизни. Собственное будущее выпускники связывают с интересными и престижными занятиями, они ожидают такой работы, которая сможет обеспечить личностный рост, поможет добиться материального благополучия, сделать экономически независимыми. Однако в старших классах школы очень сложно сориентироваться в огромном многообразии профессий.
Для благополучного развития личности старшекласснику необходимо не просто представлять свое будущее в общих чертах, а осознавать способы достижения поставленных жизненных целей, уметь планировать будущее, принимать жизненно важные решения. Главным направлением жизненного самоопределения является нацеленность на личность старшеклассника с ее потребностями и интересами, индивидуально-психологическими и возрастными особенностями.
Психологи заметили, что обучение (познание нового, проверка полученных навыков и умений) всегда сопровождается повышением тревожности у обучающихся. Более того, некоторый оптимальный уровень тревоги активизирует обучение, делает его эффективнее. Здесь тревога - фактор мобилизации внимания, памяти, интеллектуальных способностей. Но когда уровень тревожности превышает этот оптимальный предел, человека 4 охватывает паника. Стремясь избежать неуспеха, он устраняется от деятельности, либо ставит все на достижение успеха в конкретной ситуации и так изматывается, что «проваливается» в других ситуациях. И все это усиливает страх неудачи, тревожность возрастает, становясь постоянной помехой.
Родителям и педагогам хорошо известно, сколь мучительно протекают годы учебы для тревожных детей. А ведь школьная пора - основная и основополагающая часть детства: это время формирования личности, выбора жизненного пути, овладевания социальными нормами и правилами. Если же мотивом переживаний школьника оказываются тревога и неуверенность в себе, то и личность формируется тревожная, мнительная.
Профессиональное самоопределение и выбор профессии для такого человека основан на стремлении предохранить себя от неудачи любого вида. Влияние уровня тревожности на профессиональное самоопределение очевидно, так как тревожность влияет на интеллектуальное развитие школьника, не развиваются творческие способности, оригинальность мышления, любознательность. Старшеклассники с высоким уровнем тревожности стараются и в жизни, и в профессии пойти по протопанной дороге, там, где вероятность неудачи, ошибки и критики очень мала.
Поиском путей активизации и формирования профессионального самоопределения личности занимались многие ученые. Теоретический аспект профессионального самоопределения представили в психологии К.А. Абульханова-Славская, М. М. Бахтин, Н. А. Бердяев, С. Л. Рубинштейн, В. Ф. Сафин, В. И. Слободчиков и Г. П. Ников. Практические исследования в области профессионального самоопределения и профориентации провели В.В. Белоусова, А. Н. Бобровская, Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, Ю. В. Королев, А. К. Маркова, Л. С. Митина, Н. С. Пряжников, Н. С. Чистякова. Обобщили и представили опыт предпрофильной подготовки Г. Резапкина, Е.Н. Прощицкая, Н. С. Пряжников, Н. С. Чистякова и др...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В представленной работе, целью которой являлось изучение профессионального самоопределения старшеклассников с разными показателями тревожности, для использования диагностических данных в консультированной практике работы педагога-психолога, были проанализированы данные теоретических и практических исследований по проблеме изучения профессионального самоопределения старшеклассников с разными показателями тревожности; проведено диагностическое исследование связи профессионального самоопределения и показателей тревожности; проанализированы результаты диагностики и интерпретированы выявленные различия, а также сформулированы выводы исследования.
В теоретической главе были рассмотрен анализ понятие «тревожность» психологические особенности студенческого возраста; рассмотрены особенности профессионального самоопределения старшеклассников, а также сделан обзор современных психологических исследований профессионального самоопределения и тревожности.
На современном этапе исследования достаточно много работ по изучению профессионального самоопределения и тревожности, однако существует достаточно мало работ, посвященных связи данных показателей между собой. В связи с этим, нами было проведено исследование, в результате которого гипотеза о том, что существует связь типов профессионального самоопределения старшеклассников с уровнем и видами тревожности, такими как: общая, школьная, самооценочная, межличностная на уровне математико-статистической обработки подтвердилась.


1. Аракелов Н.Е., Лысенко Е.Е. «Психофизиологический метод оценки тревожности» / Психологический журнал, 2010. - с. 482.
2. Аракелов Н.Е., Шишкова Н. «Тревожность: методы ее диагностики и коррекции» //Вестник МУ, сер. Психология, 2010. - с. 268.
3. Астапов В.Н. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Психологический журнал, 2008. - №5. - С. 14-18.
4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна. - М.: изд-во «Институт практической психологии», 2005. - 352 с.
5. Винокуров Л.Н. Основы педагогической диагностики и профилактики нервно-психических нарушений у детей и подростков. - Кострома: Изд-во Костром.гос. пед. ун-та, 2006. - 250 с.
6. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПБ, 1997.224с. Выявление самооценки и тревожности в подростковом возрасте/ Г.А. Мамадалиева// Использование педагогических методов и традиций народов Средней Азии в воспитании молодежи: материалы научно-практической конференции (Спитамен, 26 апр. 2005г.)/ Худж. гос. ун-т им. Б. Гафурова. - Худжанд, 2005. - С. 35-46.
7. Гисс М.Е., Валышкина А.А. Диагностика уровня тревожности в подростковом возрасте и методы ее коррекции / М.Е. Гисс, А.А. Валышкина // В книге: Молодежь XXI века: образование, наука, инновации Материалы VI Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. В 3-х частях. Под редакцией А.С. Хомченко. -М., 2017. - С. 67-68.
8. Гупта М.К. Как всегда оставаться счастливым. Рекомендации по преодолению стресса, нервного напряжения и тревожности / М.К. Гупта. - М.: АСТ, Астрель, 2016. - 128 с.
9. Гурова Е. В. Профориентационная работа в школе: методическое пособие. - Москва: Просвещение, 2007. - 95 с.
10. Долгая М.В. Тревожность и агрессивное поведение подростков / М.В. Долгая // В сборнике: Повышение качества профессиональной подготовки специалистов социальной и образовательной сфер. Сборник научных статей. Витебск, 2018. - С.127-130.
11. Зеер Э.Ф. Психология профессионального самоопределния в ранней юности. - МПСИ, 2008.
12. Карандашев В. Н. Изучение оценочной тревожности. Руководство по использованию / В.Н. Карандашев, М.С. Лебедева, Ч. Спилбергер. - М.: Речь, 2016. - 80 c.
13. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям: Педагогика и психология, Соц. педагогика, Педагогика. - М.: Academia, 2004. - 301 с.
14. Климова Е.К. Психология успеха. Тренинг личностного и профессионального развития: учебно-методическое пособие — Спб: Речь, 2013.
15. Козловский О.В. Как правильно выбрать профессию: методики, тесты, рекомендации. - Донецк, 2006. - 800 с...43


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ