Введение 3
Глава 1. Теоретические основы обучения технике письма на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе 5
1.1 Психофизиологические аспекты обучения технике
иноязычного письма 5
1.2 Особенности формирования графических, каллиграфических и
орфографических навыков на уроках английского языка в 12
начальной школе
Выводы по первой главе 22
Глава 2. Практические основы обучения технике письма на уроках английского языка во 2 классе средней общеобразовательной школы 24
2.1 Обучение технике письма в отечественных УМК по
английскому языку для 2 класса 24
2.2 Дидактические материалы (игры) к урокам английского языка по обучению технике письма во 2 классе 30
Выводы по второй главе 36
Заключение 37
Список литературы 41
Актуальность исследования.
В качестве цели обучения технике письма начального периода обучения навыкам чтения и письма выступает ознакомление учащихся с общими закономерностями устройства графической системы иностранного языка. Для полноценного навыка письма ученик должен научиться не только хорошо различать диктуемые звуки речи, но и хорошо усвоить написание, выработать прочные двигательные навыки их начертания.
Формирование графического навыка письма происходит на основе усвоения обобщённых элементов букв и использования образцов печатного шрифта. Каллиграфический навык закладывается при правильном разборчивом начертании отдельных графических знаков, слогов, слов. Формирование орфографического навыка представляет определенную трудность, т.к. в английском языке во многих случаях традиционное написание не подчиняется правилам.
Формирование графических, каллиграфических и орфографических навыков является важной задачей обучения технике письма на начальном этапе. Однако, недостаточное количество часов на изучение английского языка, недооценка важности формирования навыков письма как определенного статусного этапа в жизни школьника делают проблему обучения технике иноязычного письма наиболее актуальной.
Все вышеизложенное позволяет говорить об особой значимости обучения технике иноязычного письма, начиная с самых ранних этапов изучения языка. Это обусловило тему исследования: «Обучение технике письма на уроках английского языка во 2 классе средней общеобразовательной школы», цель которого состоит в изучении психофизиологических и методических основ обучения иноязычному письму во 2 классе средней общеобразовательной школы.
Объект исследования - процесс обучения технике иноязычного письма.
Предмет исследования - процесс обучения графике, каллиграфии, орфографии на уроках английского языка во 2 классе.
Задачи исследования:
• изучить литературу по теме исследования;
• выявить психофизиологические аспекты обучения технике иноязычного письма;
• выявить особенности формирования графических,
каллиграфических и орфографических навыков на уроках английского языка в начальной школе;
• описать способы обучения технике письма в отечественных УМК по английскому языку для 2 класса;
• разработать дидактические материалы (игры) к урокам английского языка по обучению технике письма во 2 классе.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ, сравнение, обобщение, изучение передового
педагогического опыта обучения технике иноязычного письма в средней школе.
Теоретической основой исследования являются публикации И.А. Бахтиновой, О.А. Бычковой, Г.А. Есемуратовой, Н.К. Ивановой, О.В. Молодых, М.И. Новиковой, А.А. Осиповой и др.
Практическая значимость исследования заключается в разработке дидактических материалов к урокам английского языка по обучению технике письма во 2 классе.
Структура работы.
Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Графический, каллиграфический и орфографический навыки - базовые навыки, формирующиеся при обучении технике письма. Знакомство с графической системой английского языка происходит во 2м классе. Успешность освоения техники письма обеспечивает в дальнейшем эффективное овладение письменной речью.
Данное исследование посвящено выявлению теоретических основ обучения технике письма на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе и поиску эффективных способов обучения технике письма на уроках английского языка во 2 классе.
В параграфе 1.1 рассмотрены психофизиологические аспекты обучения технике иноязычного письма.
Письмо представляет собой сложную деятельность, связанную с кодированием и фиксацией звучащей информации по системе того или иного языка. Звуки устной речи фиксируются на письме с помощью специальных знаков-графем.
Понятие «графема» произошло из греческого языка (graphe) и означает начертание. Графему принято рассматривать как минимальную единицу письменности. В алфавитных системах письма графемой является буква, в неалфавитных системах письма - иероглиф, слоговой знак и пр.
Понятие графемы шире, чем понятие буквы. Практически каждая графема имеет 4 варианта начертания - заглавный и строчный, печатный и прописной. Таким образом, количество графем намного больше, чем количество букв.
Обучение технике чтения и технике письма на уроках английского языка в начальной школе - два взаимосвязанных процесса. В первом случае осуществляется перевод из графического кода в звуковой, во втором случае, наоборот - из звукового в графический.
Б.В. Беляев выделяет репродуктивное и продуктивное письмо.
Под продуктивным письмом он понимает самостоятельное речевое творчество, выражение собственных мыслей в письменной форме. Данное явление обозначается методистами как «письменная речь».
Под репродуктивным письмом психолог понимает воспроизведение в письменной форме того, что было воспринято раньше или заучено наизусть, а также списывание.
Обучение графической системе английского языка происходит в самом начале курса обучения. Обучение орфографии также продолжается на всех этапах обучения.
Обучение технике иноязычного письма сопровождается рядом трудностей.
В параграфе 1.2 рассмотрены особенности формирования графических, каллиграфических и орфографических навыков на уроках английского языка в начальной школе.
Задача обучения технике иноязычного письма включает в себя:
- обучение графике: обучение графемно-фонемным соответствиям; обучение написанию вариантов каждой графемы (строчной, прописной).
- обучение каллиграфии: обучение правильному и разборчивому написанию букв;
- обучение орфографии: обучение правильному написанию слов.
Графика определяется в методической литературе как система особых знаков (графем), которые обозначают на письме звуки какого-либо языка. Каллиграфия - это искусство красивого и четкого письма, т.е. чистописание. Обучение орфографии строится на основе правил и аналогии - механическое запоминание графического облика слов или заучивание орфографических правил.
По мнению А. А. Осиповой, ознакомление с буквой (буквосочетанием) включает в себя следующие этапы:
7. Демонстрации написания буквы на доске и ее озвучивание.
8. Указание направления движения при написании элементов буквы.
9. Написание учениками буквы в воздухе.
10. Самостоятельное написание буквы в тетради (в том числе по образцу, по точкам пр.).
11. Демонстрации написания буквы в слове, ознакомление с правилами соединения букв в слове.
12. Самостоятельное написание слов / фраз в тетради.
Формирование и совершенствование навыков техники иноязычного письма (графических, каллиграфических, орфографических) происходит при выполнении специальных упражнений.
Вторая глава исследования посвящена выявлению практических основ обучения технике письма на уроках английского языка во 2 классе средней общеобразовательной школы. В параграфе 2.1 рассмотрены особенности обучения технике письма в УМК «Английский в фокусе / Spotlight» по английскому языку для 2 класса (Н.И. Быкова, Дж. Дули, М.Д. Поспелова, В. Эванс). Нами сделан вывод о наличии заданий, способствующих формированию графических, каллиграфических и орфографических навыков. Однако, в рабочей тетради выявлено незначительное количество упражнений (3), носящих игровой характер, вызывающих интерес у учащихся и повышающих их мотивацию. В учебнике данные упражнения отсутствуют вообще.
В параграфе 2.2 представлены разнообразные игры для учащихся 2х классов, подобранные и адаптированные на основе анализа статей и материалов сайтов: «Салат из букв», «Battle», «Немое письмо», «Запоминайка», «Ежик», «Бинго», «Весёлые слова», «Весёлый аукцион», «Дополняйка», «Волшебная палочка», «Составляйка», «Вставь букву», «Парный диктант», «Исправь ошибку».
Данные упражнения формируют познавательный интерес и позволяют сделать обучение технике письма наиболее эффективным. Кроме того данные упражнения-игры формируют способность размышлять над процессами формирования своей техники и овладевать письмом, сознательно и писать буквы и слова, анализировать собственное письмо и делать соответствующие выводы, например, принимать решение о наличии нарушений каллиграфии / орфографии, анализировать их причины, применять с помощью учителя эффективные пути преодоления орфографических трудностей.
1. Авдонина А.С., .Дичинская Л.Е. Сказочный сюжет как средство обучения младших школьников графике английского языка / Высшее гуманитарное образование XXI века: проблемы и перспективы. Материалы девятой международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Л.В. Вершинина. - М., 2014. - С. 3.
2. Английский язык. Учеб. для 2 кл. общеобразоват. учреждений (Английский в фокусе / Spotlight) Н.И. Быкова, Дж. Дули, М.Д. Поспелова, В. Эванс. - М.: Express Publishing: Просвещение, 2008. - 144 с.
3. Английский язык. Рабочая тетр. для 2 кл. общеобразоват. учреждений (Английский в фокусе / Spotlight) Н.И. Быкова, Дж. Дули, М.Д. Поспелова, В. Эванс. - М.: Express Publishing: Просвещение, 2007. - 82 с.
4. Английский язык. Контрольные задания для 2 кл. общеобразоват. учреждений (Английский в фокусе / Spotlight) Н.И. Быкова, Дж. Дули, М.Д. Поспелова, В. Эванс. - М.: Express Publishing: Просвещение, 2010. - 14 с.
5. Бахтинова И.А. Приемы развития орфографического навыка на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. - 2021. - № 3. - С. 73-78.
6. Блинов Р.Ю. Орфография в системе обучения английскому языку // Вестник Новгородского государственного университета. - 2008. - № 48. - С. 10-11.
7. Бойматов А. Трудности обучения технике письма по английскому языку и пути их преодоления // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Серия гуманитарно-общественных наук. - 2012. - № 4 (32). - С. 66-71.
8. Буракина К.С., Смирнова Ю.Л. Интерактивные методы обучения младших школьников каллиграфии / Шаг в науку. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. - М., 2018. - С. 260-264.
9. Буковцова Н.И. Трудности формирования орфографических умений и навыков у учащихся средних классов общеобразовательной школы // Самарский научный вестник. - 2016. - № 3 (16). - С. 148-154.
10. Бычкова О.А. Формирование графического навыка у младших школьников // Начальное образование. - 2015. Т. 6. - № 1. - С. 181-186.
11. Гареева Л.Р. Проблемы обучения технике иноязычного письма в начальной школе / Иноязычное образование и межкультурная коммуникация в поликультурном пространстве. Сборник научных трудов. - М., 2019. - С. 52-55.
12. Должикова А.И., Антохина В.А. Формирование контрольнооценочной самостоятельности младших школьников при обучении каллиграфии / Современное начальное образование: традиции и инновации. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 60- летию факультета начального образования КГУ им. К.Э. Циолковского. Составитель В.Н. Зиновьева. - М., 2018. - С. 74-79.
13. Есемуратова Г.А. Роль орфографии в системе обучения английскому языку // Вестник науки и образования. - 2020. - № 22-2 (100). - С. 27-29.
14. Зеркина Н.Н. Из истории орфографии английского языка // Иностранные языки: лингвистические и методические аспекты. - 2017. - № 39. - С. 123-126.
15. Зеркина Н.Н., Южакова Ю.В. Исторический и прагматический аспекты в английской орфографии // Гуманитарно-педагогические исследования. - 2021. Т. 5. - № 2. - С. 39-45...46