Реферат 2
Введение 3
Глава 1 Основы функционирования мирового рынка грузоперевозок 6
1.1 Понятие и структура мирового рынка грузоперевозок 6
1.2 Исторические аспекты международных грузоперевозок 13
Глава 2 Тенденции развития мирового рынка грузоперевозок в современных условиях 20
2.1 Основные тренды в международных грузоперевозках 20
2.2 Влияние пандемии на международные грузоперевозки 29
Глава 3 Направления развития мирового рынка грузоперевозок 38
3.1 Новейшие тенденции в организации международных грузоперевозок 38
3.2 Роль цифровых технологий в совершенствовании международных
грузоперевозок 47
Заключение 54
Список использованных источников 57
Транспорт - наиболее важная составляющая развития мировой экономики и жизни в целом, так как транспорт является стратегически важным сектором мировой экономики. Ускорение процессов взаимодействия всех отраслей экономики провоцирует транспортный сектор на постоянные улучшения. Структурные изменения, которые характеризуют процессы глобального производства и международной торговли, происходят благодаря эволюционным скачкам в мировом транспортном секторе. Законы и закономерности данного рынка имеют свои особенности. При этом эти законы имеют свойство постоянно меняться под воздействием множества различных факторов. Транспортный сектор является одним из основных факторов глобализации, как международной торговли, так и транснациональных компаний. Так как развитие международных и внутренних рынков во все времена сопровождалось свободным перемещением товаров и ресурсов.
Общеизвестно, что экономика страны и грузоперевозки всегда взаимосвязаны, эти сферы оказывают большое влияние друг на друга. Хорошо развитая экономика приводит к возрастанию количества транспортируемых грузов, как в пределах страны, так и за рубеж. Соответственно, активизация международных перевозок положительно влияет на уровень вложения капитала, а это влечет за собой рост мировой экономики.
Грузоперевозки можно смело назвать одним из ключевых факторов экономического развития страны, обеспечения ее внешнеэкономических, политических и культурных связей. Они оказывают влияние на развитие экономической сферы государства в целом, приобщают население к наиболее важным достижениям мировой цивилизации, вовлекают его в активный деятельностный процесс.
Огромную важность международных грузоперевозок для экономики невозможно переоценить, поскольку именно они связывают все ее отрасли в единую цепочку. Качество транспортировки грузов определяет их сохранность, поскольку поврежденные товары уже не обладают первоначальной стоимостью. Непременное условие введения эффективной международной коммерческой деятельности заключается в оперативности, надежности и стабильности доставки в конечный пункт назначения.
В результате торгово-экономического сотрудничества между государствами в страну, осуществляющую экспорт, поступает иностранная валюта, что дополнительно стимулирует ее экономическое развитие. Поэтому все страны мира стремятся поддерживать и развивать основные виды грузоперевозок - по суше, по морю и по воздуху.
В качестве грузов выступают практически любые виды товаров, например, нефть, свежие фрукты и овощи, живые цветы, потребительские товары, продукты питания, оборудование, станки, атомные турбины. Все грузы уникальны, они нуждаются в специфических условиях транспортировки. Кроме всех перечисленных факторов, необходимо упомянуть и тот факт, что сама сфера грузовых перевозок предоставляет работу огромному количеству людей, задействованных в данном процессе.
Все это делает международную транспортировку грузов одним из важнейших аспектов в вопросах взаимодействия между странами.
Таким образом, целью работы является оценка современного состояния мирового рынка грузоперевозок и выявление тенденций его развития...
Транспорт является неотъемлемой частью в формировании внутреннего и внешнего рынков, и как следствие, является основой формирования партнерских отношений субъектов экономики в процессе обмена товарам и услугами. Поэтому транспортные услуги представляют собой один из важнейших элементов для развития всей системы международной торговли.
Перевозка грузов имеет очень глубокие исторические корни и постоянно совершенствовалась за всю историю существования человеческой цивилизации. Однако основные свои черты грузоперевозки сохранили со времен античности до наших дней. Во все времена перевозка грузов имела исключительно важное значения для развития цивилизации, экономики государств и регионов.
Создание и развитие современных грузовых перевозок многими странами рассматривается как одно из основных направлений обеспечения национальной экономической безопасности и суверенитета. Контейнеризация грузовых перевозок, обслуживаемых морским и наземным транспортом, сделала более дешевой и упрощенной всю цепочку перевозок и экспедиторских операций, но при этом заложила основу для дальнейшего развития единого международного правового поля в области транспортного сервиса. Именно реструктуризация транспортных, инфраструктурных и логистических систем позволяет проводить структурные сдвиги экономики любой страны.
Особенности международных грузоперевозок заключаются в том, что нового продукта в материальном выражении не производится, но с их помощью необходимые сырье и материалы и произведенные товары перемещаются к месту назначения и транспортно-логистические услуги являются частью добавленной стоимости конечного продукта; результатом работы транспортно-логистической системы являются услуги, оказанные предприятиям и населению, им присущи такие характеристики, как неосязаемость, неотделимость услуг от того, кто их предоставляет, невозможность создания запасов транспортных услуг; часто международная перевозка грузов возможна лишь при участии различных видов транспорта и различных типов складов (таможенных и т. д.).
Мировой логистический рынок оценивается в 12 % мирового ВВП, в то время как объемы мирового транспортного рынка составляют 8 % мирового ВВП. Также транспортный сектор обеспечивает около 8 % общемировой занятости населения и 11 % от стоимости конечной продукции.
Структура мирового рынка транспортно-логистических услуг в динамике является достаточно устойчивой, с небольшим постепенным снижением доли грузоперевозок и экспедиторских услуг и секторальным ростом сфер комплексных логистических решений и управленческой логистики.
Несмотря на то, что в текущий момент морской транспорт доминирует в международных грузовых перевозках, в последнее время наметилась тенденция на увеличение доли международных грузоперевозок железнодорожным транспортом. Появление данной тенденции во многом связано с возникновением и реализацией таких инициатив, как «Новый шелковый путь», предполагающей создание новой единой транспортной системы между Европой и Азией. Железнодорожный транспорт остается важнейшим элементом транспортной системы крупнейших государств (Россия, Канада, США, Китай, Австралия, Индия), конкуренция на рынке капитала для привлечения инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры будет только возрастать.
Распространение коронавируса нанесло серьезный удар по мировой логистике и обеспечению цепочки поставок сырья и готовой продукции. Кризис вызвал дисбаланс грузопотоков, связанный с изменениями спроса, приостановкой производств и введенных ограничений. В связи с этим фактором правительства государств и международные организации должны присвоить наивысший приоритет поддержке непрерывности и прочности цепочек поставок. Экономические санкции, торговые войны и рост политической напряженности укрепляют тренд на локализацию производства, что будет способствовать сокращению объемов международной торговли и росту внутренней.
Мировой рынок грузоперевозок нуждается в изменениях для того, чтобы поспеть за ростом промышленного производства и международной торговли. Тем самым, мировой сектор грузоперевозок фактически сам становится одним из основных факторов глобализации. В настоящее время одной из главных тенденций развития мирового рынка транспортных услуг (впрочем, как и всех других отраслей мировой экономики) является активное внедрение информационно-цифровых технологий. Ожидается, что в ближайшие годы на транспорте будут использовать все больше цифровых продуктов, продолжится наращивание темпов автоматизации рабочих процессов. Основными трендами развития мирового рынка транспортные перевозок являются: цифровизация, внедрение новейших технологий и растущий объем торговли между ЕС и Китаем.
Таким образом, мировой рынок грузоперевозок - это динамично развивающийся сектор мировой экономики, который обеспечивает функционирование международной торговли товарами и услугами, поэтому переоценить его значение не возможно, и доля транспортно-логистического сектора в мировом ВВП составляет около 20 %. Современный кризис мировой торговли повлек за собой снижение темпов роста мирового рынка грузоперевозок, а в 2020 г. рынок продолжает находиться в состоянии рецессии, вызванной пандемией COVID-19. Можно выделить основные тенденции развития мирового рынка транспортных перевозок: цифровизация услуг, внедрение блокчейн и облачных технологий и растущий объем торговли между ЕС и Китаем, что вызвало развитие контейнерных перевозок.
1 Ардельянов Н. П. Цифровая трансформация логистических процессов // Эксплуатация морского транспорта. 2020. № 2 (95). С. 3-7.
2 Белогор Р. А. Морские контейнерные грузоперевозки в мировой экономике // Молодежь и наука: шаг к успеху. 2019. С. 74-77.
3 Бовкунова Е. М., Шевченко Е. И., Маркарьян Ю. А. Роль международной логистики в экономике государства // Современные научные исследования и разработки. 2018. № 3 (20). С. 123-127.
4 Борисик О. В. Особенности и проблемы рынка автомобильных перевозок стран-участник ЕАЭС // Актуальные проблемы гуманитарных и социальноэкономических наук. 2020. № 1. С. 113-117.
5 Воробьева О. Т., Суворова С. Д. Рынок международных грузоперевозок: оценка влияния пандемии // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. № 10-1 (68). С. 49-52.
6 Графкин О. Оформление документов при международных перевозках // Грузовое и пассажирское автохозяйство. 2018. № 3. С. 59-61.
7 Громова Д. А., Шпилина Т. М. Оценка состояния и тенденции развития российского рынка транспортно-логистических услуг // в сборнике «Экономика и управление народным хозяйством: генезис, современное состояние и перспективы развития». Москва. 2019. С. 202-207.
8 Грузовые авиаперевозки в мире в 2019 году показали наихудшую
динамику за 10 лет. URL: https://news.ati.su/news/2020/02/05/gruzovye-
aviaperevozki-v-mire-v-2019-godu-pokazali-naihudshuyu-dinamiku-za- 10-let-181700/ (дата обращения: 20.04.2021).
9 Грузовые авиаперевозки между Европой и Китаем. URL: https://index1520.com/upload/medialibrary/5e8/airtransportation_2020_03_18-_-RU.pdf (дата обращения: 22.04.2021).
10 Гысымов К. И. Основные направления в логистической деятельности международных грузоперевозок // Перспективные направления развития автотранспортного комплекса. 2020. С. 6-8.
11 Дорохин С. В., Небесная А. Ю., Батаев Д. А. Тенденции развития транспортной инфраструктуры и рост объемов международных автомобильных грузоперевозок // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2018. Т. 6. № 7 (43). С. 217-222.
12 Древцова В.П. Развитие мирового рынка транспортных услуг. URL: https://alley-science.ru/domains_data/files/1April2020/RAZVITIE%20MIROVOGO% 20RYNKA%20TRANSPORTNYH%20USLUG.pdf (дата обращения: 25.04.2021).
13 Жаков В. В. Цифровизация системы обеспечения безопасности грузоперевозок как фактор повышения конкурентоспособности транспорта // Цифровая трансформация в экономике транспортного комплекса. 2021. С. 128-138.
14 Зеленков И. Д., Цвир Д. П. Анализ динамики морских грузоперевозок на мировом рынке // Азиатско-тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2015. Т. 17. № 4. С. 68-79.
15 Итоги 2019 года: контейнерные перевозки. URL:
https://www.fesco.ru/ru/press-center/blog/itogi-2019-goda/ (дата обращения:
24.04.2021)...52