ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР
1.1. Понятие и особенности проявления положительных
взаимоотношений у детей в период старшего дошкольного возраста 8
1.2. Характеристика подвижных игр и их роль в развитии детей
старшего дошкольного возраста 15
1.3. Специфика применения подвижных игр в качестве средства воспитания положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного
возраста 20
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ВОСПИТАНИЮ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПОДВИЖНЫХ ИГР
2.1. Изучение сформированности положительных взаимоотношений в
детей старшего дошкольного возраста 27
2.2. Содержание работы по воспитания положительных
взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в процессе подвижных игр 36
2.3. Определение эффективности применения подвижных игр в качестве средства воспитания положительных взаимоотношений в детей старшего
дошкольного возраста 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
Проблема воспитания гуманных, доброжелательных отношений в группе дошкольников стояла перед педагогами всегда. Практически все образовательные программы для детей дошкольного возраста содержат раздел «социально-коммуникативное» или «нравственное» воспитание, посвященный формированию положительного отношения к другим людям, социальных чувств, просоциальных действий, взаимопомощи и пр. Важность этой задачи очевидна, поскольку именно в дошкольном возрасте складываются основные этические инстанции, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и другому. Вместе с тем методы такого воспитания не столь очевидны и представляют собой серьезную педагогическую проблему [13].
Положительные взаимоотношения между детьми характеризуются их естественным стремлением быть хорошими, желанием сделать приятное другим, готовностью оказать помощь, проявить уважение к сверстникам, доброжелательностью. Эти качества личности дошкольника определяют не только внутреннюю культуру взаимоотношений, но и форму их выражения. Положительные взаимоотношения выражаются в справедливом, вежливом, тактичном и предупредительном отношении ребенка к сверстникам. Предпосылками, способствующими формированию достаточно высокого уровня взаимоотношений, являются существенные изменения во взаимоотношениях с окружающими, появляющиеся в связи с потребностью в самостоятельных действиях, с более осознанным нравственным поведением, активностью, развивающейся способностью к подражанию и своеобразному отображению окружающей действительности в игре, с повышением уровня развития социальных мотивов, познавательных, главным образом, игровых, интересов, нравственных чувств, речи, воли, навыков и привычек.
Взаимоотношениям детей со сверстниками в последние годы уделяют все большее внимание. Актуальность исследования состоит в том, что старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом дошкольного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познания и деятельности.
Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике старшего дошкольника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе. Старший дошкольный возраст является сензитивным для: раскрытия индивидуальных особенностей и способностей; развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции; становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим; усвоения социальных норм, нравственного развития; развития взаимоотношений со сверстниками, установления прочных коммуникативных контактов [15].
Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Игра является одной из основных форм организации процесса воспитания, обучения и развития в детском саду.
Одним из основных средств формирования положительных взаимоотношений дошкольников, по мнению Е.О. Смирновой и Д.Б. Эльконина являются подвижные игры, поскольку это одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. В подвижных играх одновременно осуществляется не только физическое развитие, но и умственное, эстетическое, трудовое воспитание и нравственное [23, 30]...
Подвижная игра способствует воспитанию положительных взаимоотношений у дошкольников. Принимая на себя роли в подвижной игре, соблюдая соответствующие правила, ребенок начинает ориентироваться в отношениях между людьми, т. е. развивается его эмоциональная сфера. А это обеспечивает возможность формирования этических норм, гуманности, милосердия, доброты, отзывчивости и пр. качеств, что помогает снижению агрессивности и недоброжелательности в межличностных отношениях детей.
В первой главе данного исследования нами были рассмотрены общие вопросы воспитания положительных взаимоотношений как определенного набора нравственных качеств, проявляемых по отношению друг к другу. Исследования показывают, что проявления положительных взаимоотношений могут формироваться у детей уже в дошкольном возрасте. В основе методики воспитания положительных взаимоотношений у дошкольников лежит механизм нравственного воспитания, но последовательность компонентов механизма меняется в зависимости от возраста детей. Наиболее полноценная работа по воспитанию положительных взаимоотношений происходит в старшем дошкольном возрасте. Важнейшим условием и одновременно средством воспитания положительных взаимоотношений у детей, развития социальных эмоций, нравственных чувств являются игры, в том числе, подвижные.
Экспериментальный этап данного исследования был посвящен проверке эффективности использования подвижных игр в качестве средства воспитания положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста. В соответствии с задачами исследования констатирующий эксперимент был направлен на изучение сформированности положительных взаимоотношений у старших дошкольников.
На констатирующем этапе эксперимента в ЭГ детей старшего дошкольного возраста были получены следующие результаты относительно уровней сформированности положительных взаимоотношений: высокий - не продемонстрировал никто из детей; средний - был отмечен у 5 дошкольников (36%); низкий - у 9 детей (64%).
В КГ детей старшего дошкольного возраста на этапе констатирующего эксперимента были получены следующие: высокий уровень
сформированности положительных взаимоотношений также не был выявлен ни у кого из детей группы; средний - продемонстрировали 7 дошкольников (50%); низкий - также 7 детей (50%)...
1. Адашкевичене Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду. - М.: Просвещение, 1992. - 240 с.
2. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. - М., 1998. - 118 с.
3. Бауэр О.П. Подвижные игры. // Теория и методика физической культуры дошкольников: учебное пособие для студентов. / Под ред. С.О. Филипповой, Г.Н. Пономарева. - СПб.: ВВМ, 2004. - 332 с.
4. Блошицина Т.С. Возможности формирования детских
взаимоотношений в совместных играх. // Дошкольное воспитание. - 1992. - №12. - С. 20-25.
5. Былеева Л.В., Яковлев В.Г. Подвижные игры. - М., 1994. - 280 с.
6. Васильков Г.А., Василькова В.Г. От игры - к спорту. - М., 2009. - 170 с.
7. Гришина Г.Н. Любимые детские игры. - М., 1997. - 248 с.
8. Дворкина Н.И. Сопряженное развитие физических качеств и психических процессов детей дошкольного возраста. // Современный олимпийский спорт и спорт для всех. - 2003. - Т 1. - С. 230-232.
9. Доронина М.А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика. - 2007. - №4. - С. 10-14.
10. Доронова Т.Н. и др. Игра в дошкольном возрасте. / Т.Н. Доронова, О.А. Карабанова, Е.В. Соловьева. - М., 2002. - 270 с.
11. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Педагогика и психология». Ч.1, 2. / Под ред. В.И. Логиновой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1988. - 270 с.
12. Дружные ребята. / Под ред. Р.С. Буре. - М., 2004. - 180 с.
13. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника. - М.,
1995. - 320 с.
14. Карпова С.Н., Лысюк Л.Г. Игра и нравственное развитие дошкольников. - М.: Педагогика, 1994. - 176 с.
15. Козлова С. Нравственное воспитание детей в современном мире. // Дошкольное воспитание. - 2001. - №9. - С. 98-105...31