Введение 3
1 Теоретические аспекты исследования взаимосвязи регионального
бюджета и экономической безопасности региона 6
1.1 Экономическая безопасность региона и её структурные элементы .... 6
1.2 Бюджетная безопасность как составляющая часть финансовой
безопасности региона 10
1.3 Региональный бюджет: понятие, особенности формирования, роль в
социально-экономическом развитии региона 14
2 Методические подходы к анализу бюджета и оценке бюджетной
безопасности региона 22
2.1 Методические основы анализа состояния регионального бюджета
в контексте обеспечения экономической безопасности региона 22
2.2 Обзор основных методических подходов к оценке бюджетной
безопасности региона 29
2.3 Совершенствование методики оценки бюджетной безопасности
региона 33
3 Оценка уровня экономической безопасности региона в части
бюджетной безопасности (на примере Красноярского края) 38
3.1 Анализ состояния бюджета Красноярского края 38
3.2 Оценка бюджетной безопасности Красноярского края и определение
путей её укрепления 49
Заключение 58
Список использованных источников 62
Приложение А Индикаторы бюджетной безопасности региона и их пороговые значения
Вопросы экономической безопасности регионов в России являются очень актуальными на современном этапе развития страны. В настоящее время экономика России находится в кризисном состоянии. Тяжелая политическая обстановка влияет на платежеспособность и конкурентоспособность участников рынка, в частности, крупных предприятий, экспортирующих продукцию. Снижаются налоговые поступления в бюджет, сокращается инвестиционная активность, что приводит к дисбалансу расходов и доходов регионов, увеличению государственного долга и увеличению бюджетных рисков. Всё это приводит к снижению экономической безопасности регионов и национальной экономики в целом и определяет актуальность этой работы.
Экономическая безопасность региона предполагает создание условий для стабильного развития экономики региона, обеспечение его финансовой устойчивости, сохранение и укрепление социальной сферы и т.д. Для достижения этих целей необходимо эффективное функционирование регионального бюджета.
Бюджет является инструментом, который позволяет регулировать экономическую и социальную ситуацию в регионе. В частности, за счет регионального бюджета обеспечивается финансирование мероприятий по развитию инфраструктуры, созданию новых рабочих мест, развитию малого и среднего бизнеса, поддержке науки и образования, здравоохранения и социальной защиты населения, обеспечивается финансирование государственных программ и проектов, что позволяет региону решать важные задачи и достигать стратегических целей. Кроме того, региональный бюджет позволяет финансировать меры по повышению уровня безопасности в регионе, включая меры по борьбе с преступностью, терроризмом, наркотиками и другими угрозами для экономической безопасности региона.
Целью выпускной квалификационной работы является оценка бюджетной безопасности региона с использованием усовершенствованных методических подходов и определение путей ее укрепления.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
- исследовать теоретические аспекты взаимосвязи регионального бюджета и экономической безопасности региона;
- рассмотреть методические подходы к анализу состояния бюджета региона и оценке бюджетной безопасности, а также, предложить способы усовершенствования данных методов;
- проанализировать состояние бюджета региона на примере Красноярского края, дать оценку бюджетной безопасности региона на основе усовершенствованных методов;
- разработать приоритетные направления укрепления экономической безопасности региона посредством нейтрализации угроз бюджетной безопасности.
Объектом исследования является бюджет Красноярского края.
Предметом исследования выступает экономическая безопасность Красноярского края с точки зрения бюджетной безопасности.
Информационные источники: сайт Минфина РФ, официальный сайт Минфина Красноярского края, официальный сайт службы государственной статистики, статьи и научные труды по данной теме.
Теоретической основой в исследовании послужили работы таких авторов, как: Молчан А.С., Зенченко С.В., Вартанова М.Л., Савкин В.Е., Догузова О.Р., Слесаренко Е.В., Шевелева О.Б., Дмитриев Д.С., Приходченко О.С., Ульянцева Ж.А., Чичканов В.П., Чувашова А.А., Чистова Е.В., Яшина Н.И., Кравченко В.С., Яшин С.Н. и других по вопросам обеспечения экономической безопасности региона, финансовой безопасности региона, анализа регионального бюджета, бюджетной безопасности и оценке бюджетных рисков.
В качестве основных методов использовались: анализ, обобщение, сравнение, системный, динамика.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, расположена на 67 листах, содержит 12 рисунков, 10 таблиц. При написании выпускной квалификационной работы использован 31 литературный источник.
В современных экономических условиях, где регионы являются важными звеньями национальной экономики, обеспечение экономической безопасности регионов становится приоритетной задачей. Экономическая безопасность региона является неотъемлемым условием его устойчивого развития, благосостояния населения и общественной стабильности. В этом контексте региональный бюджет приобретает особую важность как инструмент, обеспечивающий реализацию экономической политики и решение финансовых задач на уровне региона.
Целью выпускной квалификационной работы являлась оценка бюджетной безопасности региона с использованием усовершенствованных методических подходов и определение путей ее укрепления.
Для решения поставленной цели были решены задачи:
- исследованы теоретические аспекты взаимосвязи регионального бюджета и экономической безопасности региона;
- рассмотрены методические подходы к анализу состояния бюджета региона и оценке бюджетной безопасности, а также, предложены способы усовершенствования данных методов;
- проанализировано состояние бюджета Красноярского края и проведена оценка бюджетной безопасности региона на основе усовершенствованных методов;
- разработаны приоритетные направления укрепления экономической безопасности региона в контексте бюджетной безопасности.
Бюджетная безопасность является одним из ключевых компонентов экономической безопасности региона и включает в себя такие аспекты, как достаточность, финансовую независимость, эффективное использование бюджетных ресурсов и учет социальных потребностей населения.
В ходе работы была проведена оценка бюджетной безопасности региона в два этапа:
- анализ состояния регионального бюджета, на основе которого были проведены анализ основных бюджетных показателей, анализ уровня дефицита/профицита бюджета, анализ объёма и структуры государственного долга региона и оценка долговой устойчивости региона;
- оценка бюджетной безопасности региона на основе анализа состояния бюджета и анализа индикаторов достаточности, самостоятельности, налоговой автономии, эффективности и социальной ориентированности бюджета.
В ходе анализа состояния бюджета Красноярского края выявлено, что налоговые и неналоговые доходы бюджета ежегодно растут, за исключением снижения значения налоговых поступлений, и, как следствие, снижение общих доходов бюджета в 2022 г. на 9,4 % и 5,9 % соответственно. Расходы бюджета также ежегодно растут (в 2022 г. рост расходов составил 22% по отношению к предыдущему году). Уровень дефицита бюджета в 2022 г. составил 3,8 млрд. руб. Данные диспропорции вызваны обстоятельствами, которые не зависят от региона и связаны с тяжёлой экономической обстановкой в стране, мировыми ценами на ресурсы и санкциями со стороны недружественных стран.
Несмотря на это, в Красноярском крае наблюдается значительный рост неналоговых поступлений в 2022 г. (на конец 2022 г. сумма неналоговых поступлений в два раза превышает значение за аналогичный период прошлого года) и стабильные значения безвозмездных перечислений в бюджет региона за последние три года. Кроме того, в регионе наблюдается чёткая тенденция снижения значений по объёму государственного долга региона. Край больше не привлекает кредиты коммерческих банков, снижаются суммы по коммерческому долгу в виде государственных облигаций и некоммерческому долгу в виде бюджетных кредитов. В целом, регион отличается высоким уровнем долговой устойчивости.
Оценка бюджетной безопасности региона показала, что регион обладает высокими достаточностью, самостоятельностью, эффективностью, и социальной ориентированностью бюджетных средств. Так, коэффициенты общей сбалансированности и чистой сбалансированности бюджета говорят о том, что в регионе стабильно соблюдаются принципы сбалансированности бюджета и значения по данным показателям находятся в пределах безопасного уровня. Кроме этого, край обладает высокой налоговой автономией и с 2018 по 2022 гг. налоговые доходы занимали большую часть доходов бюджета (в среднем 81 %). В целом, преобладает высокая доля собственных доходов в общих доходах и в общих расходах бюджета, что характеризует регион как финансово независимый и платежеспособный.
Показатели социальной ориентированности также показали, что Красноярский край ежегодно увеличивает социальные расходы. Так, в 2022 г. произошло увеличение расходов на образование, здравоохранение, социальную политику, ЖКХ, культуру и спорт.
С помощью метода экспертной оценки основных индикаторов бюджетной безопасности выявлено, что Красноярский край можно отнести к регионам с абсолютным уровнем безопасности и защищённости от угроз, которые могли бы повлиять на устойчивое функционирование бюджета.
Исходя из этого, предложены мероприятия по укреплению и поддержанию безопасного уровня функционирования бюджета Красноярского края: регулярный мониторинг за состоянием регионального бюджета, бюджетными показателями, бюджетное планирование и контроль над финансово-экономической ситуацией в регионе; целенаправленное развитие других отраслей экономики в целях достижения независимости от сырьевых ресурсов; решение экологических и социальных проблем.
Данные мероприятия направлены на увеличение доходов региона, в особенности увеличение налоговых поступлений в бюджет за счёт создания новых рабочих мест, увеличения инвестиционной привлекательности региона и сокращения миграции населения, на сокращение расходов за счёт уменьшения расходов на социальное обеспечение и здравоохранение.
1 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 14.04.2023) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - URL: http://www.consultant.ru.
2 Об утверждении Положения о Министерстве финансов Красноярского края: Постановление Правительства Красноярского края от 31.07.2008 N 11-п (с изменениями на 9 марта 2023 года) // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов «Консорциум кодекс». - URL: http://docs.cntd.ru
3 Безденежных Т.И., Шарафанова Е.Е. Финансовая безопасность в системе региональной экономической безопасности // Безденежных Т.И., Шарафанова Е.Е. // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета - 2019. - №1. - С.33 - 38.
4 Болдарев Б.А. Экономическая безопасность: теоретические подходы и практические// Болдарев Б.А. // Наука и образование - 2019. - №2. - С.21 - 35.
5 Бузницкая А.О. Финансово-экономическая безопасность регионов как составляющая национальной безопасности страны // Бузницкая А.О. // Экономика и бизнес: теория и практика - 2022. - №1. - С.49 - 51.
6 Городнова Н.В. Повышение качества жизни населения в современных экономических условиях России // Городнова Н.В. // Дискуссия. - 2019. - №2. - С.116 - 120.
7 Дмитриев Д.С., Приходченко О.С., Ульянцева Ж.А. Формирование системы показателей оценки бюджетной безопасности на региональном уровне // Дмитриев Д.С., Приходченко О.С., Ульянцева Ж.А // Известия Юго-Западного государственного университета - 2018. - №3. - С.73 - 82.
8 Догузова О.Р., Гурдзибеева А.А. Бюджетная безопасность региона в системе экономической безопасности // Догузова О.Р., Гурдзибеева А.А. // Вестник научных трудов молодых учёных. - 2018. - №4. - С.280 - 301.
9 Зенченко С.В. Вартанова М.Л. Обеспечение финансовой безопасности региона в условиях санкций и экономического кризиса // С.В.Зенченко, М.Л.Вартанова // Экономика, предпринимательство и право. - 2019. - Том 9. - № 4. - С. 257 - 270.
10 Консультант плюс. Периодические издания. Газета «Верное решение». Выпуск №7 20.07.20. Особенности межбюджетных трансфертов [Электронный ресурс]. URL:https://consultantkhv.ru/periodika/gazeta-vernoe-reshenie/vypusk-07-20-07-20/osobennosti-mezhbyudzhetnykh-transfertov/
11 Минаев А.Г. Культура безопасности организации // Минаев А.Г. // Экономика и бизнес - 2020. - №4. - С.48 - 62.
12 Минаков А.В. Анализ бюджетно-налоговой безопасности регионов России // Минаков А.В. // Вестник Московского университета МВД России - 2019. - №1. - С.248 - 252.
13 Министерство финансов Российской Федерации. Документы.
[Электронный ресурс]. URL:
https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/public_debt/subj/klass?id_4=300469- o_klassifikatsii_subektov_rossiiskoi_federatsii_po_gruppam_dolgovoi_ustoichivosti
14 Молчан А.С. Экономическая безопасность регионов: учебное пособие / А.С. Молчан. - Краснодар: КубГТУ, 2019. - 247 с.
15 Особенности экономики Красноярского края [Электронный ресурс]. URL: https://krasnoyarsk.tpprf.ru/ru/region/economy/
16 Официальный сайт Министерства финансов Красноярского края. Годовой отчет об исполнении бюджета [Электронный ресурс]. URL: http ://minfin.krskstate.ru/ openbudget/ othcet
17 Официальный сайт Министерства финансов Красноярского края.
Открытый бюджет [Электронный ресурс]. URL:
http ://minfin.krskstate.ru/ openbudget
18 Официальный сайт Министерства финансов Красноярского края. Сведения о текущем исполнении бюджета [Электронный ресурс]. URL: http ://minfin.krskstate.ru/ openbudget/execute
19 Официальный сайт Министерства финансов Красноярского края. Сведения о государственном долге [Электронный ресурс]. URL: http://minfin.krskstate.ru/opendata/2460071533 gd
20 Савкин В.Е. Структурные составляющие и факторы экономической безопасности государства: модель взаимодействия// Савкин В.Е. // Экономика и право - 2020. - №1. - С.77 - 86.
21 Саликов Ю.А., Золотарева И.И., Бородкина Т.А. Угрозы экономической безопасности региона // Саликов Ю.А., Золотарева И.И., Бородкина Т.А. // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий - 2019. - №1. - С.256 - 270.
22 Сенчагов В.К. О сущности и основах стратегии экономической безопасности России // Сенчагов В.К. // Вопросы экономики. - 1995. - №1.
23 Слесаренко Е.В., Шевелева О.Б. К вопросу о понятиях и критериях оценки уровня безопасности налогово-бюджетной сферы региона // Слесаренко Е.В., Шевелева О.Б. // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права - 2019. - №6. - С.258 - 267.
24 Сушкова И.А. Соотношение и взаимосвязь понятий "вызов", "опасность", "угроза", "риск" // Сушкова И.А. // Экономическая безопасность и качество 2018. - №1. - С.121 - 132.
25 Ткачева Т.Ю. Современные тенденции формирования бюджетно-налоговой безопасности региона // Ткачева Т.Ю. // Известия Юго-Западного государственного университета - 2018. - №1. - С.13 - 25.
26 Управление Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, республике Хакасия и республике Тыва. Статистика. Региональная статистика. Красноярский край. Население [Электронный ресурс]. URL:https ://24.rosstat. gov.ru/ folder/32970
27 Федорова А.Ю., Дорожкина Н.И., Турбина Н.М. Особенности формирования регионального бюджета // Федорова А.Ю., Дорожкина Н.И., Турбина Н.М. // Социально-экономические явления и процессы - 2018. - №12. - С.25 - 39.
28 Ханина Е.В. Бюджетные риски: подходы к определению и классификации // Ханина Е.В. // The Newman in Foreign policy - 2020. - №52. - С.32 - 51.
29 Чичканов В.П., Чувашова А.А., Чистова Е.В. Финансовая безопасность региона: понятие и декомпозиция // Чичканов В.П., Чувашова А.А., Чистова Е.В. // Экономика и бизнес - 2018. - №1. - С.52 - 63.
30 Широкова О.В. Экономическая безопасность региона: угрозы и перспективы их снижения // Широкова О.В. // ЭФО: Экономика. Финансы. Общество - 2022. - №2. - С.42 - 52.
31 Яшина Н.И., Кравченко В.С., Яшин С.Н. Бюджетная безопасность регионов как фактор устойчивого роста государства // Яшина Н.И., Кравченко В.С., Яшин С.Н. // Экономика и бизнес. - 2018. - №1. - С.213 - 229.