ЭМОТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО ТЕКСТА: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ (НА МАТЕРИАЛЕ ЖЕНСКИХ И МУЖСКИХ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ ЖУРНАЛОВ)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО ТЕКСТА 6
1.1. Эмотивная функция языка 6
1.2. Особенности публицистического стиля 16
1.3. Лингвистические средства выражения эмотивности в гендерном
аспекте 23
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 26
ГЛАВА 2. СРЕДСТВА И СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ЭМОТИВНОСТИ В ЖЕНСКОМ И МУЖСКОМ ГЛЯНЦЕВОМ ЖУРНАЛЕ 29
2.1. Описание особенностей выражения эмотивности в глянцевых
журналах 29
2.2. Анализ средств выражения категории эмотивности на
морфемном уровне языка в гендерно-ориентированных текстах 33
2.3. Средства и способы выражения эмотивности на лексическом
уровне языка в женских и мужских глянцевых журналах 35
2.4. Категория эмотивности на синтаксическом уровне языка:
средства выражения в глянцевых журналах 44
2.5. Стилистические средства выражения эмотивности в феминно- и
маскулинно-ориентированных текстах 49
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА 63
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО ТЕКСТА 6
1.1. Эмотивная функция языка 6
1.2. Особенности публицистического стиля 16
1.3. Лингвистические средства выражения эмотивности в гендерном
аспекте 23
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 26
ГЛАВА 2. СРЕДСТВА И СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ЭМОТИВНОСТИ В ЖЕНСКОМ И МУЖСКОМ ГЛЯНЦЕВОМ ЖУРНАЛЕ 29
2.1. Описание особенностей выражения эмотивности в глянцевых
журналах 29
2.2. Анализ средств выражения категории эмотивности на
морфемном уровне языка в гендерно-ориентированных текстах 33
2.3. Средства и способы выражения эмотивности на лексическом
уровне языка в женских и мужских глянцевых журналах 35
2.4. Категория эмотивности на синтаксическом уровне языка:
средства выражения в глянцевых журналах 44
2.5. Стилистические средства выражения эмотивности в феминно- и
маскулинно-ориентированных текстах 49
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА 63
Эмоциональное восприятие окружающего мира человеком отражается в семантике языка; в речи практически любое слово может приобрести эмоциональную окраску (В.И. Шаховский), а нейтральные слова могут образовывать эмотивные словосочетания и сверхфразовые единства. Проблема отражения эмоций в речи находит отражение в трудах отечественных и зарубежных лингвистов (В.И. Шаховского, С.Г. Воркачева, В.И. Жельвиса, Л. А. Пиотровской, А. Вежбицкой, 3. Кевечеса, Дж. Эйтчисон и др.)
Термин «эмоции» (франц. emotion - волнение, возбуждение, эмоция, от лат. emoveo - потрясаю, волную) используется для обозначения психических процессов переживания человеком отношения к тем или иным явлениям окружающей действительности. Эмоции универсальны. Они регулируют процессы поведения, восприятия и порождения речи, т.е. интерпретацию человеком окружающего мира. Согласно когнитивной теории эмоций, именно базовые эмоции образуют основные структуры сознания.
Настоящая работа посвящена изучению способов и средств выражения категории эмотивности в текстах женских и мужских глянцевых журналах. Актуальным представляется сопоставительный аспект исследования языковых особенностей англоязычных глянцевых журналов, целевой аудиторией которых являются женщины и мужчины.
Актуальность выбора темы заключается в том, что потребность изучения гендеров становится интересной в медиасфере, как ни в какой другой. В современной филологической науке феномен мужских и женских глянцевых журналов является предметом активных дискуссий и всё чаще становится объектом гуманитарных исследований вообще. Необходимо обоснование эмотивности в гендерном аспекте.
Объектом исследования является категория эмотивности в публицистическом тексте.
Предметом исследования являются способы и средства вербального описания эмотивности в женском и мужском журнале.
Целью работы - изучение и сопоставление средств и способов выражения эмоциональной составляющей человека в женских и мужских англоязычных журналах. Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:
• сформулировать понятия «эмотивное пространство»,
«публицистический текст»;
• определить средства и способы выражения категории эмотивности в женских и мужских глянцевых журналах;
• описать лексико-грамматические средства, служащие для выражения эмотивности в публицистических текстах с лингво-гендерных позиций;
• выявить и описать закономерности употребления языковых единиц различных уровней в текстах изучаемого типа изданий.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты данного исследования могут послужить основой для более детального анализа репрезентаций эмоций в текстах публицистического стиля на языке оригинала. Также результаты могут быть использованы в учебном процессе, в курсах лекций по стилистике английского языка и др.
Материалом исследования послужил статьи из англоязычных женских и мужских периодических изданий за 2019-2020 гг., из которого были отобраны, исходя из задач работы, фрагменты, обладающие высокой степенью эмоциональности. Единицы, посредством которых создается эмотивное пространство, относятся к способам выражения эмотивности в тексте.
Цели и задачи данного исследования определили выбор методов исследования: контекстуального, семантического, стилистического анализа и анализа словарных дефиниций.
Методологическая основа исследования определяется, в первую очередь, положением о диалектическом единстве рационального и эмоционального в мышлении и языке, а также о способности языка к экспрессии эмоциональных состояний.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы
Термин «эмоции» (франц. emotion - волнение, возбуждение, эмоция, от лат. emoveo - потрясаю, волную) используется для обозначения психических процессов переживания человеком отношения к тем или иным явлениям окружающей действительности. Эмоции универсальны. Они регулируют процессы поведения, восприятия и порождения речи, т.е. интерпретацию человеком окружающего мира. Согласно когнитивной теории эмоций, именно базовые эмоции образуют основные структуры сознания.
Настоящая работа посвящена изучению способов и средств выражения категории эмотивности в текстах женских и мужских глянцевых журналах. Актуальным представляется сопоставительный аспект исследования языковых особенностей англоязычных глянцевых журналов, целевой аудиторией которых являются женщины и мужчины.
Актуальность выбора темы заключается в том, что потребность изучения гендеров становится интересной в медиасфере, как ни в какой другой. В современной филологической науке феномен мужских и женских глянцевых журналов является предметом активных дискуссий и всё чаще становится объектом гуманитарных исследований вообще. Необходимо обоснование эмотивности в гендерном аспекте.
Объектом исследования является категория эмотивности в публицистическом тексте.
Предметом исследования являются способы и средства вербального описания эмотивности в женском и мужском журнале.
Целью работы - изучение и сопоставление средств и способов выражения эмоциональной составляющей человека в женских и мужских англоязычных журналах. Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:
• сформулировать понятия «эмотивное пространство»,
«публицистический текст»;
• определить средства и способы выражения категории эмотивности в женских и мужских глянцевых журналах;
• описать лексико-грамматические средства, служащие для выражения эмотивности в публицистических текстах с лингво-гендерных позиций;
• выявить и описать закономерности употребления языковых единиц различных уровней в текстах изучаемого типа изданий.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты данного исследования могут послужить основой для более детального анализа репрезентаций эмоций в текстах публицистического стиля на языке оригинала. Также результаты могут быть использованы в учебном процессе, в курсах лекций по стилистике английского языка и др.
Материалом исследования послужил статьи из англоязычных женских и мужских периодических изданий за 2019-2020 гг., из которого были отобраны, исходя из задач работы, фрагменты, обладающие высокой степенью эмоциональности. Единицы, посредством которых создается эмотивное пространство, относятся к способам выражения эмотивности в тексте.
Цели и задачи данного исследования определили выбор методов исследования: контекстуального, семантического, стилистического анализа и анализа словарных дефиниций.
Методологическая основа исследования определяется, в первую очередь, положением о диалектическом единстве рационального и эмоционального в мышлении и языке, а также о способности языка к экспрессии эмоциональных состояний.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы
Избрав тему бакалаврской работы «Сравнительно-сопоставительный анализ эмотивного пространства публицистического текста (на материале женских и мужских англоязычных журналов)» и утвердив ее цель - определить способы и средства выражения категории эмотивности в англоязычном женском и мужском журнале, мы пришли к следующим выводам.
Механизм образования эмотивности отражает её двойственную природу: способность передавать не только индивидуальные проявления эмоций, но и культурно обусловленные общие результаты эмоционального опыта человечества.
Эмотивность есть функционально-семантическая категория, которая может быть выражена в тексте через понятия эмотивного фона, эмотивной окраски и эмотивной тональности.
Тексты различной функциональной направленности содержат эмотивность, но в художественном, публицистическом и разговорном текстах она наиболее выражена.
В рамках темы данной работы мы рассмотрели глянцевый журнал как пространство реализации категории эмотивности. Более того, отбор языковых средств в данном типе журнала обусловлен его гендерной направленностью.
Тематика, лексика и подача материала журнала строится в зависимости от психотипических особенностей реципиентов, т.к. женщины и мужчины по-разному используют закрепленными в коллективном языковом сознании концепты, и по-разному передают их с помощью языковых средств.
Гендерные различия касаются словарного состава, семантических полей и ассоциативных рядов. Например, в словарном запасе женщин встречается больше лексических и стилистических средств, выражающих ее чувства и эмоциональный фон. Ей свойственно употребление глаголов, 56
передающих эмоционально-психологическое состояние человека, использование олицетворений и метафор. Это происходит потому, что женщина больше мужчины сосредоточена на своем внутреннем мире, тогда как его взор обращен на события извне.
Текст «маскулинного» текста менее экспрессивен: авторы статей прибегают к усложненной лексике, низкая вероятность передачи скрытого смысла, широкое использование «Я-концепции». В мужском глянцевом журнале распространено использование такого приема, как риторический вопрос, нередко эмотивность выражается через восклицательные побуждающие предложения. Лексика концентрируется главным образом на темах, связанных с отношениями с противоположным полом, различного рода техникой, научными разработками и самосовершенствованием.
В настоящей работе мы выявили следующие средства, являющиеся маркерами эмотивности: абстрактная лексика, тропы, восклицательные предложения, сравнения и др.
Нами отмечено эмоционально-оценочная коннотация гендерно маркированной адъективной лексики.
Особенности употребления прилагательных эмоционального состояния: использование с усилительными наречиями, метонимический характер, частое употребление в превосходной степени.
В заключение отметим перспективный характер темы данной работы. В дальнейшем возможно изучение категории эмотивности в сравнительно - сопоставительном аспекте на материале неродственных языков. Так же не менее перспективным может быть изучение текстов, направленных на гендерно-нейтральную аудиторию.
Механизм образования эмотивности отражает её двойственную природу: способность передавать не только индивидуальные проявления эмоций, но и культурно обусловленные общие результаты эмоционального опыта человечества.
Эмотивность есть функционально-семантическая категория, которая может быть выражена в тексте через понятия эмотивного фона, эмотивной окраски и эмотивной тональности.
Тексты различной функциональной направленности содержат эмотивность, но в художественном, публицистическом и разговорном текстах она наиболее выражена.
В рамках темы данной работы мы рассмотрели глянцевый журнал как пространство реализации категории эмотивности. Более того, отбор языковых средств в данном типе журнала обусловлен его гендерной направленностью.
Тематика, лексика и подача материала журнала строится в зависимости от психотипических особенностей реципиентов, т.к. женщины и мужчины по-разному используют закрепленными в коллективном языковом сознании концепты, и по-разному передают их с помощью языковых средств.
Гендерные различия касаются словарного состава, семантических полей и ассоциативных рядов. Например, в словарном запасе женщин встречается больше лексических и стилистических средств, выражающих ее чувства и эмоциональный фон. Ей свойственно употребление глаголов, 56
передающих эмоционально-психологическое состояние человека, использование олицетворений и метафор. Это происходит потому, что женщина больше мужчины сосредоточена на своем внутреннем мире, тогда как его взор обращен на события извне.
Текст «маскулинного» текста менее экспрессивен: авторы статей прибегают к усложненной лексике, низкая вероятность передачи скрытого смысла, широкое использование «Я-концепции». В мужском глянцевом журнале распространено использование такого приема, как риторический вопрос, нередко эмотивность выражается через восклицательные побуждающие предложения. Лексика концентрируется главным образом на темах, связанных с отношениями с противоположным полом, различного рода техникой, научными разработками и самосовершенствованием.
В настоящей работе мы выявили следующие средства, являющиеся маркерами эмотивности: абстрактная лексика, тропы, восклицательные предложения, сравнения и др.
Нами отмечено эмоционально-оценочная коннотация гендерно маркированной адъективной лексики.
Особенности употребления прилагательных эмоционального состояния: использование с усилительными наречиями, метонимический характер, частое употребление в превосходной степени.
В заключение отметим перспективный характер темы данной работы. В дальнейшем возможно изучение категории эмотивности в сравнительно - сопоставительном аспекте на материале неродственных языков. Так же не менее перспективным может быть изучение текстов, направленных на гендерно-нейтральную аудиторию.
Подобные работы
- Текстовая категория автора в динамическом аспекте (на материале русских кулинарных книг Х1Х-ХХ1 вв.)
Диссертации (РГБ), русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2018 - ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСКУРСА АНГЛОЯЗЫЧНЫХ
ГЛЯНЦЕВЫХ ЖУРНАЛОВ
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2018





