Введение 3
Глава 1. Правовые основы труда работников, направляемых за границу РФ .. 6
1.1. Виды работодателей: дипломатические представительства, консульские
учреждения, представительства федеральных органов государственной власти и государственных учреждений 6
1.2. Правовые нормы, регулирующие трудовые отношения работников дипломатических представительств и консульских учреждений РФ 13
1.3. Категории сотрудников представительств и учреждений РФ за границей
и порядок направления на работу за границу 27
Глава 2. Особенности трудового договора с работниками, направляемыми за границу 37
2.1. Условия труда и отдыха для работников, направляемых за границу по
трудовому договору 37
2.2. Гарантии и компенсации для работников, направляемых за границу по
трудовому договору 43
Глава 3. Служебный контракт с дипломатическим служащим РФ за границей 47
3.1. Понятие, предмет и стороны служебного контракта с дипломатическим
служащим РФ за границей 47
3.2. Заключение, содержание, изменение и прекращение служебного
контракта с дипломатическим служащим РФ за границей 52
Заключение 65
Библиографический список 68
На сегодняшний день дипломатическая служба имеет высокий уровень влияния на международные отношения. Тем самым актуальность данной темы очень высока. Приоритетными функциями данной деятельности являются обеспечение суверенитета и международной безопасности страны, представление и защита прав, свобод и законных интересов граждан, а также юридических лиц за границей.
В России и подавляющем большинстве иностранных государств дипломатическая служба является подвидом государственной гражданской службы. Современная тенденция развития российского законодательства по обособлению государственных гражданских служащих в отдельную категорию лиц, труд которых регулируется преимущественно нормами специальных законов, способствует появлению и развитию в научной среде мнений об особой природе отношений на государственной гражданской службе, в связи с чем они не подпадают под действие норм трудового права1.
Более того, основные начала дипломатической деятельности, привилегии, иммунитеты и запреты, связанные с дипломатической службой закреплены на международном уровне в соответствующих актах. Также данный вид деятельности способствует развитию международных связей, установлению и закреплению межгосударственных отношений среди стран, в том числе, с различными государственными и общественными строями.
Деятельность и правовое положение дипломатического служащего регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 205-ФЗ «Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации», Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Трудовым кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами РФ.
В частности, трудоправовые отношения работников, направленных на работу в дипломатическое представительство или консульское учреждение, подтверждаются наличием в Трудовом кодексе специальной главы 53, которая устанавливает особенности регулирования труда данной ктегории работников. Также, имеются нормативные акты МИДа РФ, регулирующие внутреннюю служебную деятельность дипломатических служащих, включая служебный распорядок центрального аппарата и загранучреждений.
Стоит сказать об уникальном характере деятельности дипломатических служащих. Итак, данная служба выполняется только на федеральном уровне, носит публичный характер в осуществлении своих функций, дипломаты действуют не только в рамках национальной системы государственной службы, но и на международной уровне, а также к данной категории работников предъявляются высокие квалификационные требования. Своеобразие трудовых отношений дипломатических служащих проявляется в установлении дополнительных гарантий, преимуществ, ограничений и изъятий. Немало вопросов возникает в практике применения законодательства о труде этих работников и его толковании.
Большая часть данной работы посвящена федеральным государственным гражданским служащим, а именно особенностям труда работников, направляемых в представительства Российской Федерации за рубежом, которые осуществляют функции дипломатического характера. Вышеупомянутые лица носят названия дипломатических представителей или дипломатических служащих.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при направлении работников на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, регулируемые нормами трудового права.
Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие трудовые отношения дипломатических представителей за границей.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в ходе его проведения сделаны выводы, развивающие и дополняющие положения общей теории трудового права и особые положения, в части, касающейся правового регулирования труда дипломатических служащих.
Структура баклаврской работы обусловлена его предметом, объектом, нормативной и научной базой и состоит из введения, 3 глав, объединяющих 7 параграфов, заключения, библиографического списка.
Дипломатическая служба в представительствах РФ за границей является особым видом профессиональной деятельности, направленной на обеспечение решения важных государственных задач за рубежом.
Правовое регулирование трудовых отношений дипломатических служащих осуществляется едиными нормами ТК (общие для всех работников) и нормами трех уровней дифференциации: правовое регулирование трудовых отношений государственных служащих (общие нормы дифференциации), государственных гражданских служащих (особые нормы) и дипломатических служащих (специальные нормы дифференциации).
При анализе законодательства, а именно Трудового кодекса РФ можно сделать вывод о том, что глава 53 ТК регулирует деятельность технического персонала при осуществлении ими своих трудовых функций.
Исследование правовой природы трудовых отношений на дипломатической службе и их отраслевой принадлежности позволило сделать вывод, что отношения, в которые вступает дипломатический служащий в процессе исполнения своих должностных полномочий, характеризуются неоднозначно. Предметом трудового права являются отношения, в которые вступает дипломатический служащий с нанимателем (Российской Федерацией) в лице руководителя МИД, с руководителем загранучреждения по поводу своей профессиональной деятельности, независимо от того, в каком нормативном правовом акте закреплены соответствующие нормы.
Выявлена особенность, состоящая в том, что правовое регулирование трудовых отношений дипломатических служащих осуществляется всеми видами нормативных правовых актов трудового законодательства в широком смысле, включая коллективные договоры и локальные нормативные акты, за исключением актов субъектов РФ и органов местного самоуправления. При этом данные акты действуют в отношении лиц, находящихся за пределами территории РФ, т.е. экстерриториально.
Особенности правового регулирования труда работников, в том числе дипломатических служащих, имеют объективные и субъективные основания, которые вытекают из стремления законодателя обеспечить для них равенство, справедливые условия труда, определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом. Особенности правового регулирования труда могут быть установлены только в актах федерального законодательства, поскольку цель установления равных и справедливых условий труда для всех работников на территории РФ, чей труд нуждается в специальном правовом регулировании, реализуется на федеральном уровне.
Особенности правового регулирования трудовых отношений дипломатических служащих установлены в виде дополнений, изъятий, ограничений и конкретизации единых норм трудового права.
Служебный контракт с дипломатическим служащим имеет трудоправовую природу и является формой реализации права граждан на труд при свободе труда, служит основанием возникновения и существования трудовых отношений на дипломатической службе
Заключение срочного служебного контракта с дипломатическим служащим не является следствием временного характера их работы, он обусловлен особыми условиями прохождения гражданской службы за границей. Постоянные по своей природе и характеру выполняемой трудовой функции трудовые отношения в силу определенных значимых обстоятельств, признаны на законодательном уровне срочными применительно к периоду работы в определенном загранучреждений.
Сторонами служебного контракта на дипломатической службе являются наниматель (Российская Федерация) в лице представителя (руководитель МИД либо государственный гражданский служащий, наделенный соответствующим полномочиями, который определяется в зависимости от категории должности, замещаемой дипломатическим служащим), и гражданин либо государственный гражданский служащий.
Исследование особенностей правого регулирования трудовых отношений дипломатических служащих, их характера и содержания, порядка заключения, изменения и прекращения служебного контракта с ними показало, что единые нормы трудового законодательства сохраняют свое значение в правовом регулировании трудовых отношений этой категории работников в части установления единого уровня гарантий их трудовых прав в сочетании со специальными нормами дифференциации. Результаты исследования подтверждают сохранение первостепенной роли трудового законодательства в обеспечении социальной и правовой защищенности дипломатических служащих, уровня предоставляемых им гарантий в сфере труда, соответствующих профессионализму, ответственности, напряженности их труда и установленным для них ограничениям.
1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст. (12 декабря 1993 г.) — М.: Омега-Л, 2016. — 48 с.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации: [федер. закон: принят Гос. Думой 21 декабря 2001 г.: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 г.: по состоянию на 3 июля 2016 г.] // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2002. — № 1 (часть 1). — Ст. 3.
3. О государственной тайне: [федер. закон: по состоянию на 8 марта 2015 г.] // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1997. — № 41. — Ст. 4673.
4. Об основах государственной службы Российской Федерации: [федер. закон: принят Гос. Думой 5 июля 1995 г.: по состоянию на 27 мая 2003 г.] // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1995. — № 31. — Ст. 2990. (утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ).
5. О системе государственной службы Российской Федерации: [федер. закон: принят Гос. Думой 25 апреля 2003 г.: одобрен Советом Федерации 14 мая 2003 г.: по состоянию на 13 июля 2015 г.] // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2003. — № 22. — Ст. 2063.
6. О государственной гражданской службе Российской Федерации: [федер. закон: принят Гос. Думой 7 июля 2004 г.: одобрен Советом Федерации 15 июля 169 2015 г.: по состоянию на 3 июля 2016 г.] // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2004. — № 31. — Ст. 3215.
7. Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации: [федер. закон: принят Гос. Думой 9 июля 2010 г.: одобрен Советом Федерации 14 июля 2010 г.: по состоянию на 5 октября 2015 г.] // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2010. — № 31. — Ст. 4174.
8. О Чрезвычайном и Полномочном После Российской Федерации в иностранном государстве и Постоянном представителе (представителе, постоянном наблюдателе) Российской Федерации при международной организации (в иностранном государстве): [федер. закон: принят Гос. Думой 10 июня 2016 г.: одобрен Советом Федерации 15 июня 2016 г.] // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2016. — № 26 (часть 1). — Ст. 3855.
9. О гарантиях и компенсациях работникам, направляемым на работу в представительства Российской Федерации за границей: постановление Правительства Рос. Федерации от 20 декабря 2002 г. № 911 (ред. от 7 марта 2016 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2002. — № 52 (часть 2). — Ст. 5220.
10.06 утверждении квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей федеральными государственными гражданскими служащими центрального аппарата Министерства иностранных дел Российской Федерации, территориальных органов - представительств МИД России на территории Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации: приказ МИД РФ от 29 марта 2007 г. № 4418 (ред. от 29 мая 2012 г.) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2007. — № 24....