Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СЛОВАРНО-СТИЛИСТИЧЕСКАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССАХ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ПРИКЛАДНОЙ АСПЕКТЫ

Работа №151357

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы80
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ 10
1.1 Актуальные проблемы лексической стилистики 10
1.2 Лексико-стилистические ошибки и их классификация 22
1.3 Особенности словарно-стилистической работы в средней школе 32
ГЛАВА 2 ДИАГНОСТИКА И ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРНО­
СТИЛИСТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 43
2.1 Констатирующий эксперимент: цель, задачи и типовые
диагностирующие задания 43
2.2 Формирование словарно-стилистических умений учащихся 53
2.3 Результаты эксперимента 59
Заключение 65
Список использованных источников 69
Приложения 77

Настоящее исследование выполнено с позиций методики русского языка и посвящено экспериментальному изучению содержания и приемов эффективной словарно-стилистической работы на уроках русского языка в 5 классе средней школы.
Проблема организации словарно-стилистической работы на уроках русского языка относится к числу наиболее актуальных проблем методики преподавания русского языка в средней школе. От эффективности такой работы во многом зависит формирование коммуникативной компетенции, которая, согласно «Стандарту основного общего образования», подразумевает «овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах (V - VII, VIII - IX классы) [64]. В методическом аспекте данную проблему рассматривали такие ученые, как Е.В. Бунеева [9], В.И. Капинос [31], В.В. Одинцов [46], Т.И. Чижова [70,71] и другие.
Одной из проблем современного общества является неумение грамотно и четко выражать свои мысли. Ещё академик В.В. Виноградов подчеркивал, что «высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и чутье родного языка, умение пользоваться его выразительными средствами, его стилистическим многообразием - самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надежная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности» [12, с.19]. И поэтому одна из главных задач учителя-словесника - научить правильно использовать все богатство русского языка. Особое место здесь принадлежит словарно­стилистической работе.
Словарно-стилистическая работа - это «работа со стилистически окрашенной лексикой, целью которой является развитие у учащихся стилистических умений, направленных на распознавание, анализ, отбор и самостоятельное употребление в речи стилистически окрашенных слов в зависимости от содержания, целей и задач высказывания» [9, с.4]. Такая работа предполагает наличие тесной связи между теоретическими знаниями и практическими навыками.
Актуальность избранной темы определяется с одной стороны, потребностью апробации имеющихсяметодик работы по стилистике слова на уроках русского языка в среднем звене общеобразовательной школы, а с другой стороны, обусловливается недостаточной разработанностью данной проблемы в современной методической науке. Актуальность исследования обусловлена также необходимостью расширения эмпирической базы методики и лингводидактики русского языка и совершенствования работы со стилистически окрашенной лексикой на уроках русского языка в среднем звене общеобразовательной школы.
Практика показывает, что с проблемой формирования словарно­стилистических умений связаны более частные методические проблемы: вопрос об отборе словарного материала для изучения, о последовательности включения тех или иных заданий, о приёмах раскрытия значений слов, вопрос о системе методических приёмов и упражнений, направленных на овладение учащимися словарным богатством русского языка и стилистическими ресурсами лексики». Именно на решение этих частных задач и направлено мое исследование.
Цель исследования заключается в определении содержания, путей и приемов эффективной словарно-стилистической работы на уроках русского языка в 5 классе средней школы.
Для достижения данной цели решаютсяследующие задачи:
1. Рассмотреть актуальные проблемы лексической стилистики.
2. Представить аналитический обзор существующих классификаций лексико-стилистических ошибок.
3. Определить особенностисодержания словарно-стилистической работы в 5 классах средней школы.
4. Выявить уровень словарно-стилистических знаний и умений учащихся 5 класса.
5. Разработать систему словарно-стилистических упражнений на уроках русского языка в 5 классах.
Объектом исследования является формирование коммуникативной компетенции учащихся 5 класса.
Предметом исследования выступают методы и приемы словарно­стилистической работы как средство формирования данной компетенции.
Теоретико-методологической основой исследования служат:
а) работы в области стилистики современного русского языка В. В. Виноградова [12, 13, 14, 15], Т. Г. Винокур [16], М.Н. Кожиной [33, 34].
б) исследования по методике преподавания русского языка в средней школе М.Т. Баранова [3], Д. Э. Розенталя [54, 55, 56], А. В.Текучева [61].
в) работы, посвященные процессу формирования стилистических знаний и умений, И.Б. Голуба [22] и других.
Гипотеза исследования заключается в следующем: овладение учащимися функционально-стилистическими умениями будет успешным, если:
1) будет реализована система словарно-стилистических упражнений на уроках русского языка в средних классах;
2) словарно-стилистическая работа будет осуществляться на каждом занятии по русскому языку.
В соответствии с характером поставленных задач нами использовались следующие общенаучные и специальные методы исследования:
1) методы аналитического чтения и сравнения;
2) метод наблюдения за учебным процессом;
3) констатирующий и формирующий эксперименты,
4) элементы статистического метода...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Словарно-стилистическая работа является неотъемлемой частью развития речи учащихся, поскольку она даёт возможность сформировать навык сознательного целесообразного использования языковых средств в речи. Это один из путей формирования коммуникативной компетенции.
В ходе проведенного анализа научной литературы установлено, что проблема стилистической окраски слова является актуальной и должна учитываться в практической работе по формированию словарно­стилистических умений школьников. Стилистический аспект изучения лексики требует внимательной оценки использования слова в речи в зависимости от стилистической окраски и контекста.
Проблемы словарно-стилистических ошибок продолжают оставаться актуальными по сей день, тесно соприкасаясь с проблемами культуры речи. Стилистическая ошибка возникает вследствие выбора слова, не соответствующего по своей дополнительной (функциональной или экспрессивной) окраске условиям и задачам речи. И речевая избыточность, и речевая недостаточность снижают качество письменной и устной речи, обедняют её. Внимательное и бережное отношение к языку, знание литературно-языковых норм, помогут избежать неуместных и неоправданных стилистических ошибок.
Знанию литературных языковых норм, высокой культуре речи учащихся способствует целенаправленная систематическая словарно­стилистическая работа, проводимая на уроках в общеобразовательной школе. Методика преподавания русского языка в школе рекомендует реализацию приемов, видов, форм организации словарно-стилистической работы, способствующих формированию словарно-стилистических умений и развитию высокой культуры речи школьников.
Словарно-стилистическая работа в 5-6 классах включает в себя:
1) количественное обогащение словаря (знакомство с новыми словами, обогащение синонимами, антонимами, паронимами, лексико­семантическими и тематическими группами слов);
2) качественное обогащение - усвоение новых значений многозначных слов, сочетаемости слов, умение употреблять слова в изобразительно­выразительных целях;
3) знание особенностей семантических и деривационных отношений между словами, умение соотносить друг с другом отдельные значения многозначных слов, слов-синонимов, антонимов, а также слов, включенных в словообразовательные ряды и тематические группы.
Таким образом, формированиелексико-стилистических умений школьников 5 класса наиболее целесообразно посредством применения словарно-стилистических заданий, способствующих обогащению словаря и закреплению стилистических навыков. Целью применяемых упражнений должно быть развитие умения отделять нейтральную лексику от стилистически окрашенной и верно употреблять её в письменной речи.
Для определения возможностей реализации системы словарно­стилистических упражнений на уроках русского языка в средних классах на практическом этапе исследования было необходимо определить уровень развития словарно-стилистических умений учащихся. На данном этапе нами была выдвинута гипотеза исследования. Мы предположили, что овладение учащимися функционально-стилистическими умениями будет успешным, если:
1) будет реализована система словарно-стилистических упражнений на уроках русского языка в средних классах;
2) словарно-стилистическая работа будет осуществляться на каждом занятии по русскому языку.
В соответствии с гипотезой исследования и полученными результатами нами был разработан комплекс словарно-стилистических упражнений, направленных на формирование словарно-стилистических умений учащихся 5 классов на уроках русского языка. В ходе опытно-экспериментальной работы было установлено, что словарно-стилистическая работа является важнейшим видом формирования коммуникативных компетенций, которая подразумевает работу по формированию культуры речи у учащихся.
В ходе исследования разработаны 5 видов заданий на умения находить в тексте стилистические средства, определять их функции, умения использовать стилистические средства в собственной речи. Установлено, что проблема формирования словарно-стилистических умений и навыков эффективно решается с помощью толковых словарей, словарей-синонимов, заданий творческого типа, направленных на расширение словарного запаса обучающихся и закрепление стилистически окрашенной лексики в речи.
Результаты контрольной диагностики в экспериментальной группе демонстрируют существенный прирост числа учащихся, отнесенных к высокому уровню, в контрольной группе динамика практически отсутствует. Проведённое нами исследование дало возможность сделать вывод о том, что знание языка, совершенствование и развитие речи в процессе системной работы по лексической стилистике способствуют лучшему усвоению учебного материала, являются фундаментом общего образования учащихся.
Результаты исследования подтверждает вывод о том, что системная работа по формированию стилистических навыков будет являться важнейшей составляющей по развитию личности учащихся в целом, при условии, если формирование стилистических навыков будет иметь коммуникативную направленность; если способы реализации работы по формированию стилистических навыков будут проектироваться в процессе языкового обучения; если работа по формированию стилистических навыков будет носить системный характер.
Таким образом, выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение.
Исследование открывает перспективы для дальнейшей реализации работы в этом направлении, в том числе путем расширения экспериментальной площадки, экстраполяции методики на 6 и 7 классы, разработки специальной методики формирования словарно-стилистических умений для обучающихся старших классов.


1. Александров, П. С. О принципах составления словаря синонимов русского языка / П. С. Александров // Лексикографический сборник. - Вып.6. М.: ГИС, 1963. - С. 30-44.
2. Антонова, Е.А. Словарно-стилистическая работа на уроках русского языка / Е. А. Антонова // Наука и образование в XXI веке: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 сентября 2017 г. М.: «АР-Консалт», 2017 г. - С. 78-80.
3. Баранов, М. Т. Научно-методические основы обогащения словарного запаса школьников в процессе изучения русского языка в IV-VIII классах: диссертация ... доктора педагогических наук: 13.00.02 / М. Т. Баранов. - М., 1985. - 497 с.
4. Барлас, Л. Г. Русский язык: Стилистика. Пособие для учителей / Л. Г. Барлас. - М.: Просвещение, 1978. - 225 с.
5. Бобровская, Г. В. Активизация словаря младшего школьника / Г. В. Бобровская // Начальная школа. - 2003. - №4. - С.47-51.
6. Богданова, Л. И. Стилистика русского языка и культура речи: Лексикология для речевых действий: учебное пособие / Л. И. Богданова. - М.: Наука, 2011. - 126 с.
7. Богуславская, Н. Е. Методика развития речи на уроках русского языка / Н. Е. Богуславская, В. И. Капинос, А. Ю. Купалова. - М.: Просвещение, 2012. - 272 с.
8. Булатова, Е. О., Накипелова, И. Г. Типология стилистических ошибок в современном русском языке / Е. О. Булатова, И. Г. Накипелова // Проблемы науки. - 2016. - 11 (12). - С. 25-30.
9. Бунеева, Е. В. Методика словарно-стилистической работы на уроках русского языка: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Е. В.Бунеева. - М., 1984. - 213 с.
10. Буслаев, Ф. И. О преподавании отечественного языка / Ф. И. Буслаев. - М., 1987. - 236 с.
11. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи / Л. А. Введенская. - М.: Просвещение, 2004. - 539 с.
12. Виноградов, В. В. О комплексном подходе к работе по стилистике в основной общеобразовательной школе / В. В. Виноградов // Русский язык в школе. - 1988 - №3. - С.33.-?
13. Виноградов, В. В. Итоги обсуждения вопросов стилистики / В. В. Виноградов. - Вопросы языкознания. - 1955. - № 1.
14. Виноградов, В. В. Русская речь, ее изучение и вопросы речевой культуры / В. В. Виноградов // Вопросы языкознания. - 1961. - № 4. - С. 19­22.
15. Виноградов, В. В. Лексикология и лексикография: Избранные труды / В. В. Виноградов. - М.: Наука, 1977. - 310 с....79


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ