ДИАГНОСТИКА И ПРОФИЛАКТИКА ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
|
Реферат
Введение 5
1 Теоретические аспекты изучения виктимного поведения подростков и
его профилактики 8
1.1 Виктимное поведение: понятие, характеристика 8
1.2 Проявление виктимного поведения подростков 13
1.3 Методы профилактики виктимного поведения подростков 18
2 Экспериментальное изучение и профилактики виктимного поведения
подростков 26
2.1 Организация и методы исследования 26
2.2 Анализ результатов исследования 30
2.3 Описание системы занятий по профилактике виктимного поведения
подростков 38
Заключение 46
Список использованных источников 48
Приложение А Результаты диагностики склонности к виктимному поведению и личностных особенностей подростков 54
Приложение Б Система занятий, направленная на профилактику виктимного поведения подростков 60
Введение 5
1 Теоретические аспекты изучения виктимного поведения подростков и
его профилактики 8
1.1 Виктимное поведение: понятие, характеристика 8
1.2 Проявление виктимного поведения подростков 13
1.3 Методы профилактики виктимного поведения подростков 18
2 Экспериментальное изучение и профилактики виктимного поведения
подростков 26
2.1 Организация и методы исследования 26
2.2 Анализ результатов исследования 30
2.3 Описание системы занятий по профилактике виктимного поведения
подростков 38
Заключение 46
Список использованных источников 48
Приложение А Результаты диагностики склонности к виктимному поведению и личностных особенностей подростков 54
Приложение Б Система занятий, направленная на профилактику виктимного поведения подростков 60
Проблема диагностики и профилактики виктимности является одной из важнейших и актуальных проблем в настоящее время. Под виктимностью подразумевается склонность индивидуума становиться жертвой различных ситуаций в обыденной жизни. Данная проблема наиболее актуальна в подростковом возрасте в период от 12 до 14 лет.
Известно, что пубертатный период в жизни каждого человека является одним из самых сложных как в биологическом, так и в социальном плане. В биологическом - происходит активное созревание всех систем организма подростка. В социальном смысле - подросток идентифицируют себя со сверстниками, но, тем не менее пытается обособиться, найти в себе те черты, которые будут присущи только ему, делая его уникальным, непохожим на других. Повышенный уровень виктимности подростков определяется, во- первых, психофизическими качествами, такими как любопытство, жажда приключений, повышенная внушаемость, доверчивость, неумение выходить из конфликтной ситуации и т.д., во-вторых, социальными ролями, положением в семье, а также в системе отношений в социуме.
Наибольшее влияние на развитие виктимного поведения в подростковом возрасте оказывают следующие факторы: негативное воздействие взрослых на психику молодого поколения, рекламная пропаганда в СМИ, разные шоу- программы, разглашающие на всеобщее обозрение семейные драмы простых людей, зависимость от группы сверстников, диктующих свои моральные установки и ценности. Такое воздействие на чувствительную личность подростка, может привести к совершению антиобщественных поступков, ставя его в роль жертвы.
Стоит выделить тот факт, что наиболее значимым в работах педагогов и психологов в настоящий момент является поиск, а также активная разработка средств и способов профилактики виктимизации подростков.
В связи с актуальностью проблемы цель нашего исследования: изучение виктимного поведения подростков и его профилактики.
Объект исследования: виктимное поведение как вид девиантного поведения.
Предмет исследования: виктимное поведение подростков и его профилактика.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме виктимного поведения подростков и его профилактики.
2. Провести экспериментальное исследование склонности к
виктимному поведению у подростков.
3. Разработать и описать систему занятий, направленную на профилактику виктимного поведения у подростков.
Методы исследования:
1) анализ психолого-педагогической литературы по теме
исследования;
2) эмпирические методы: тестирование («Методика исследования склонности к виктимному поведению» (автор - О.О. Андронникова); «12-ти факторный опросник (для подростков)» (12 PF) (автор - Р.Б. Кеттелл); методика «Рефлексивная оценка потенциальной индивидуальной виктимности» (автор - И.А. Дмитриева, И.А. Кибальченко);
3) методы качественной и количественной обработки результатов.
Методологической основой исследования выступили труды отечественных психологов по проблеме виктимного поведения (Андронникова О. О, Полубинский В. И.), труды, раскрывающие причины и сущность виктимного поведения в подростковом возрасте (Ерошенко А. Н., Кузнецова Л. Э.), работы исследователей, описывающие особенности профилактической работы с виктивными подростками (Волкова Т. Г., Левина Н. А.).
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ «Лицей» г. Лесосибирска. Выборка представлена подростками в возрасте 12 - 13 лет в количестве 21 человека.
Этапы исследования:
1 этап (октябрь - ноябрь 2019 г.) - изучение теоретических аспектов проблемы виктимного поведения подростков, определение категориального аппарата, определение методов и выборки экспериментального исследования.
2 этап (ноябрь - декабрь 2019 г.) - проведение экспериментального исследования склонности к виктимному поведению у подростков, анализ полученных результатов.
3 этап (январь - июнь 2020 г.) - разработка и описание системы занятий, направленных на профилактику виктимного поведения подростков.
Результаты исследования представлены на II Всероссийской научнопрактической конференции «Актуальные проблемы развития человека в современном обществе» (Лесосибирск, 2019). По теме работы опубликована 1 статья.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по проблеме виктимного поведения в подростковом возрасте, описаны особенности виктимного поведения, свойственные подросткам. Полученные в ходе исследования данные, а также предложенная система занятий может быть использована педагогом-психологом, родителями. Представленный нами материал могут использовать студенты при подготовке к занятиям, при написании рефератов, курсовых и дипломных работ.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 48 наименований, приложения. В данной работе содержится, 1 рисунок, 2 приложения. Общий объем работы составляет 53 страницы.
Известно, что пубертатный период в жизни каждого человека является одним из самых сложных как в биологическом, так и в социальном плане. В биологическом - происходит активное созревание всех систем организма подростка. В социальном смысле - подросток идентифицируют себя со сверстниками, но, тем не менее пытается обособиться, найти в себе те черты, которые будут присущи только ему, делая его уникальным, непохожим на других. Повышенный уровень виктимности подростков определяется, во- первых, психофизическими качествами, такими как любопытство, жажда приключений, повышенная внушаемость, доверчивость, неумение выходить из конфликтной ситуации и т.д., во-вторых, социальными ролями, положением в семье, а также в системе отношений в социуме.
Наибольшее влияние на развитие виктимного поведения в подростковом возрасте оказывают следующие факторы: негативное воздействие взрослых на психику молодого поколения, рекламная пропаганда в СМИ, разные шоу- программы, разглашающие на всеобщее обозрение семейные драмы простых людей, зависимость от группы сверстников, диктующих свои моральные установки и ценности. Такое воздействие на чувствительную личность подростка, может привести к совершению антиобщественных поступков, ставя его в роль жертвы.
Стоит выделить тот факт, что наиболее значимым в работах педагогов и психологов в настоящий момент является поиск, а также активная разработка средств и способов профилактики виктимизации подростков.
В связи с актуальностью проблемы цель нашего исследования: изучение виктимного поведения подростков и его профилактики.
Объект исследования: виктимное поведение как вид девиантного поведения.
Предмет исследования: виктимное поведение подростков и его профилактика.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме виктимного поведения подростков и его профилактики.
2. Провести экспериментальное исследование склонности к
виктимному поведению у подростков.
3. Разработать и описать систему занятий, направленную на профилактику виктимного поведения у подростков.
Методы исследования:
1) анализ психолого-педагогической литературы по теме
исследования;
2) эмпирические методы: тестирование («Методика исследования склонности к виктимному поведению» (автор - О.О. Андронникова); «12-ти факторный опросник (для подростков)» (12 PF) (автор - Р.Б. Кеттелл); методика «Рефлексивная оценка потенциальной индивидуальной виктимности» (автор - И.А. Дмитриева, И.А. Кибальченко);
3) методы качественной и количественной обработки результатов.
Методологической основой исследования выступили труды отечественных психологов по проблеме виктимного поведения (Андронникова О. О, Полубинский В. И.), труды, раскрывающие причины и сущность виктимного поведения в подростковом возрасте (Ерошенко А. Н., Кузнецова Л. Э.), работы исследователей, описывающие особенности профилактической работы с виктивными подростками (Волкова Т. Г., Левина Н. А.).
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ «Лицей» г. Лесосибирска. Выборка представлена подростками в возрасте 12 - 13 лет в количестве 21 человека.
Этапы исследования:
1 этап (октябрь - ноябрь 2019 г.) - изучение теоретических аспектов проблемы виктимного поведения подростков, определение категориального аппарата, определение методов и выборки экспериментального исследования.
2 этап (ноябрь - декабрь 2019 г.) - проведение экспериментального исследования склонности к виктимному поведению у подростков, анализ полученных результатов.
3 этап (январь - июнь 2020 г.) - разработка и описание системы занятий, направленных на профилактику виктимного поведения подростков.
Результаты исследования представлены на II Всероссийской научнопрактической конференции «Актуальные проблемы развития человека в современном обществе» (Лесосибирск, 2019). По теме работы опубликована 1 статья.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по проблеме виктимного поведения в подростковом возрасте, описаны особенности виктимного поведения, свойственные подросткам. Полученные в ходе исследования данные, а также предложенная система занятий может быть использована педагогом-психологом, родителями. Представленный нами материал могут использовать студенты при подготовке к занятиям, при написании рефератов, курсовых и дипломных работ.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 48 наименований, приложения. В данной работе содержится, 1 рисунок, 2 приложения. Общий объем работы составляет 53 страницы.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования виктимного поведения, мы пришли к выводу, что виктимное поведение - это такой вид отклоняющегося поведения, в процессе которого у индивида возрастает риск стать жертвой преступлений, конфликтных ситуаций или различных негативных обстоятельств. Виктимность может подразделяется на следующие виды: личностная, ролевая и социальная. Кроме того, различают такие подструктуры как: свойства личности, опыт, индивидуальное течение психических процессов и биологические свойства личности.
Данному виду поведения, чаще всего, подвержены подростки. Виктимное поведение в пубертатном периоде проявляется неоднозначно, в разных видах и формах. В поведении жертв существуют различия, которые обусловлены их психологическими особенностями. Подростки с виктимным поведением имеют следующие особенности: эмоциональная незрелость, неадекватная самооценка, неуверенность в себе, отсутствие самоконтроля, тревожность, депрессивность, неотъемлемое для данного периода чувство взрослости, повышенный уровень внушаемости, ведомость.
Проанализировав теоретические аспекты организации профилактической работы, мы выяснили, что профилактика виктимного поведения - это такая деятельность системы социальных институтов, которая ориентирована на обнаружение обстоятельств, формирующих виктимное поведение, и устранение факторов к нему приводящих. Выделяют первичную и вторичную профилактику виктимного поведения, при реализации которых используются такие методы профилактической работы как: психологическое изучение «портрета» жертвы; вербальный метод; тренинговая работа и др.
Нами организовано экспериментальное исследование, направленное на изучение склонности к виктимному поведению подростков. Выборка представлена подростками шестого класса в количестве 21 человека. В качестве
диагностического инструментария использованы методики: «Методика
исследования склонности к виктимному поведению» (автор - О. О. Андронникова); методика «12-ти факторный личностный опросник (для подростков)» (12 PF) (автор - Р. Б. Кеттелл); методика «Рефлексивная оценка потенциальной индивидуальной виктимности» (автор - И. А. Дмитриева, И. А. Кибальченко).
Анализируя результаты проведенного нами экспериментального исследования по изучению склонности подростков к виктимному поведению, мы условно распределили учащихся на 3 группы: 1 группа (33%) - «группа риска», подростки с выраженными признаками виктимного поведения. Они характеризуются такими особенностями как: утомляемость, рассеянность внимания, смелость, решительность, тяга к риску и острым ощущениям, депрессивность, тревожность, беспокойство, невротичность. Для 2 группы (19%) школьников, имеющих тенденции к развитию склонности к виктимному поведению, характерны следующие особенности: недоверчивость, обидчивость, беспомощность, усталость, импульсивность, капризность, послушность, зависимость, комформность. Испытуемые 3 группы (48%, с низким уровнем виктимизации) имеют следующие психологические особенности: общительность, уверенность в себе, открытость, высокий самоконтроль, ответственность, эмоциональная стабильность.
На основе полученных результатов нами разработана система занятий, направленная на профилактику виктимного поведения подростков.
Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод, что понимание и осознание психологических особенностей подростков со склонностью к виктимному поведению, и грамотно организованная первичная профилактика будет способствовать предупреждению виктимизации подростков.
Данному виду поведения, чаще всего, подвержены подростки. Виктимное поведение в пубертатном периоде проявляется неоднозначно, в разных видах и формах. В поведении жертв существуют различия, которые обусловлены их психологическими особенностями. Подростки с виктимным поведением имеют следующие особенности: эмоциональная незрелость, неадекватная самооценка, неуверенность в себе, отсутствие самоконтроля, тревожность, депрессивность, неотъемлемое для данного периода чувство взрослости, повышенный уровень внушаемости, ведомость.
Проанализировав теоретические аспекты организации профилактической работы, мы выяснили, что профилактика виктимного поведения - это такая деятельность системы социальных институтов, которая ориентирована на обнаружение обстоятельств, формирующих виктимное поведение, и устранение факторов к нему приводящих. Выделяют первичную и вторичную профилактику виктимного поведения, при реализации которых используются такие методы профилактической работы как: психологическое изучение «портрета» жертвы; вербальный метод; тренинговая работа и др.
Нами организовано экспериментальное исследование, направленное на изучение склонности к виктимному поведению подростков. Выборка представлена подростками шестого класса в количестве 21 человека. В качестве
диагностического инструментария использованы методики: «Методика
исследования склонности к виктимному поведению» (автор - О. О. Андронникова); методика «12-ти факторный личностный опросник (для подростков)» (12 PF) (автор - Р. Б. Кеттелл); методика «Рефлексивная оценка потенциальной индивидуальной виктимности» (автор - И. А. Дмитриева, И. А. Кибальченко).
Анализируя результаты проведенного нами экспериментального исследования по изучению склонности подростков к виктимному поведению, мы условно распределили учащихся на 3 группы: 1 группа (33%) - «группа риска», подростки с выраженными признаками виктимного поведения. Они характеризуются такими особенностями как: утомляемость, рассеянность внимания, смелость, решительность, тяга к риску и острым ощущениям, депрессивность, тревожность, беспокойство, невротичность. Для 2 группы (19%) школьников, имеющих тенденции к развитию склонности к виктимному поведению, характерны следующие особенности: недоверчивость, обидчивость, беспомощность, усталость, импульсивность, капризность, послушность, зависимость, комформность. Испытуемые 3 группы (48%, с низким уровнем виктимизации) имеют следующие психологические особенности: общительность, уверенность в себе, открытость, высокий самоконтроль, ответственность, эмоциональная стабильность.
На основе полученных результатов нами разработана система занятий, направленная на профилактику виктимного поведения подростков.
Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод, что понимание и осознание психологических особенностей подростков со склонностью к виктимному поведению, и грамотно организованная первичная профилактика будет способствовать предупреждению виктимизации подростков.
Подобные работы
- ДИАГНОСТИКА И ПРОФИЛАКТИКА ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - ДИАГНОСТИКА И ПРОФИЛАКТИКА ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2021 - ДИАГНОСТИКА И ПРОФИЛАКТИКА ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2023 - Профилактика виктимного поведения у подростков-воспитанников детского дома
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ПРОФИЛАКИКА ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2021 - ПРОФИЛАКТИКА ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4610 р. Год сдачи: 2020 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В ПРИШКОЛЬНОМ ИНТЕРНАТЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2021 - ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2018 - ПРОФИЛАКТИКА ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ
СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2017





