Реферат
Введение 5
1 Теоретические аспекты изучения виктимного поведения подростков и
его профилактики 8
1.1 Виктимное поведение: понятие, характеристика 8
1.2 Проявление виктимного поведения подростков 13
1.3 Методы профилактики виктимного поведения подростков 18
2 Экспериментальное изучение и профилактики виктимного поведения
подростков 26
2.1 Организация и методы исследования 26
2.2 Анализ результатов исследования 30
2.3 Описание системы занятий по профилактике виктимного поведения
подростков 38
Заключение 46
Список использованных источников 48
Приложение А Результаты диагностики склонности к виктимному поведению и личностных особенностей подростков 54
Приложение Б Система занятий, направленная на профилактику виктимного поведения подростков 60
Проблема диагностики и профилактики виктимности является одной из важнейших и актуальных проблем в настоящее время. Под виктимностью подразумевается склонность индивидуума становиться жертвой различных ситуаций в обыденной жизни. Данная проблема наиболее актуальна в подростковом возрасте в период от 12 до 14 лет.
Известно, что пубертатный период в жизни каждого человека является одним из самых сложных как в биологическом, так и в социальном плане. В биологическом - происходит активное созревание всех систем организма подростка. В социальном смысле - подросток идентифицируют себя со сверстниками, но, тем не менее пытается обособиться, найти в себе те черты, которые будут присущи только ему, делая его уникальным, непохожим на других. Повышенный уровень виктимности подростков определяется, во- первых, психофизическими качествами, такими как любопытство, жажда приключений, повышенная внушаемость, доверчивость, неумение выходить из конфликтной ситуации и т.д., во-вторых, социальными ролями, положением в семье, а также в системе отношений в социуме.
Наибольшее влияние на развитие виктимного поведения в подростковом возрасте оказывают следующие факторы: негативное воздействие взрослых на психику молодого поколения, рекламная пропаганда в СМИ, разные шоу- программы, разглашающие на всеобщее обозрение семейные драмы простых людей, зависимость от группы сверстников, диктующих свои моральные установки и ценности. Такое воздействие на чувствительную личность подростка, может привести к совершению антиобщественных поступков, ставя его в роль жертвы.
Стоит выделить тот факт, что наиболее значимым в работах педагогов и психологов в настоящий момент является поиск, а также активная разработка средств и способов профилактики виктимизации подростков.
В связи с актуальностью проблемы цель нашего исследования: изучение виктимного поведения подростков и его профилактики.
Объект исследования: виктимное поведение как вид девиантного поведения.
Предмет исследования: виктимное поведение подростков и его профилактика.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме виктимного поведения подростков и его профилактики.
2. Провести экспериментальное исследование склонности к
виктимному поведению у подростков.
3. Разработать и описать систему занятий, направленную на профилактику виктимного поведения у подростков.
Методы исследования:
1) анализ психолого-педагогической литературы по теме
исследования;
2) эмпирические методы: тестирование («Методика исследования склонности к виктимному поведению» (автор - О.О. Андронникова); «12-ти факторный опросник (для подростков)» (12 PF) (автор - Р.Б. Кеттелл); методика «Рефлексивная оценка потенциальной индивидуальной виктимности» (автор - И.А. Дмитриева, И.А. Кибальченко);
3) методы качественной и количественной обработки результатов.
Методологической основой исследования выступили труды отечественных психологов по проблеме виктимного поведения (Андронникова О. О, Полубинский В. И.), труды, раскрывающие причины и сущность виктимного поведения в подростковом возрасте (Ерошенко А. Н., Кузнецова Л. Э.), работы исследователей, описывающие особенности профилактической работы с виктивными подростками (Волкова Т. Г., Левина Н. А.).
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ «Лицей» г. Лесосибирска. Выборка представлена подростками в возрасте 12 - 13 лет в количестве 21 человека.
Этапы исследования:
1 этап (октябрь - ноябрь 2019 г.) - изучение теоретических аспектов проблемы виктимного поведения подростков, определение категориального аппарата, определение методов и выборки экспериментального исследования.
2 этап (ноябрь - декабрь 2019 г.) - проведение экспериментального исследования склонности к виктимному поведению у подростков, анализ полученных результатов.
3 этап (январь - июнь 2020 г.) - разработка и описание системы занятий, направленных на профилактику виктимного поведения подростков.
Результаты исследования представлены на II Всероссийской научнопрактической конференции «Актуальные проблемы развития человека в современном обществе» (Лесосибирск, 2019). По теме работы опубликована 1 статья.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по проблеме виктимного поведения в подростковом возрасте, описаны особенности виктимного поведения, свойственные подросткам. Полученные в ходе исследования данные, а также предложенная система занятий может быть использована педагогом-психологом, родителями. Представленный нами материал могут использовать студенты при подготовке к занятиям, при написании рефератов, курсовых и дипломных работ.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 48 наименований, приложения. В данной работе содержится, 1 рисунок, 2 приложения. Общий объем работы составляет 53 страницы.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования виктимного поведения, мы пришли к выводу, что виктимное поведение - это такой вид отклоняющегося поведения, в процессе которого у индивида возрастает риск стать жертвой преступлений, конфликтных ситуаций или различных негативных обстоятельств. Виктимность может подразделяется на следующие виды: личностная, ролевая и социальная. Кроме того, различают такие подструктуры как: свойства личности, опыт, индивидуальное течение психических процессов и биологические свойства личности.
Данному виду поведения, чаще всего, подвержены подростки. Виктимное поведение в пубертатном периоде проявляется неоднозначно, в разных видах и формах. В поведении жертв существуют различия, которые обусловлены их психологическими особенностями. Подростки с виктимным поведением имеют следующие особенности: эмоциональная незрелость, неадекватная самооценка, неуверенность в себе, отсутствие самоконтроля, тревожность, депрессивность, неотъемлемое для данного периода чувство взрослости, повышенный уровень внушаемости, ведомость.
Проанализировав теоретические аспекты организации профилактической работы, мы выяснили, что профилактика виктимного поведения - это такая деятельность системы социальных институтов, которая ориентирована на обнаружение обстоятельств, формирующих виктимное поведение, и устранение факторов к нему приводящих. Выделяют первичную и вторичную профилактику виктимного поведения, при реализации которых используются такие методы профилактической работы как: психологическое изучение «портрета» жертвы; вербальный метод; тренинговая работа и др.
Нами организовано экспериментальное исследование, направленное на изучение склонности к виктимному поведению подростков. Выборка представлена подростками шестого класса в количестве 21 человека. В качестве
диагностического инструментария использованы методики: «Методика
исследования склонности к виктимному поведению» (автор - О. О. Андронникова); методика «12-ти факторный личностный опросник (для подростков)» (12 PF) (автор - Р. Б. Кеттелл); методика «Рефлексивная оценка потенциальной индивидуальной виктимности» (автор - И. А. Дмитриева, И. А. Кибальченко).
Анализируя результаты проведенного нами экспериментального исследования по изучению склонности подростков к виктимному поведению, мы условно распределили учащихся на 3 группы: 1 группа (33%) - «группа риска», подростки с выраженными признаками виктимного поведения. Они характеризуются такими особенностями как: утомляемость, рассеянность внимания, смелость, решительность, тяга к риску и острым ощущениям, депрессивность, тревожность, беспокойство, невротичность. Для 2 группы (19%) школьников, имеющих тенденции к развитию склонности к виктимному поведению, характерны следующие особенности: недоверчивость, обидчивость, беспомощность, усталость, импульсивность, капризность, послушность, зависимость, комформность. Испытуемые 3 группы (48%, с низким уровнем виктимизации) имеют следующие психологические особенности: общительность, уверенность в себе, открытость, высокий самоконтроль, ответственность, эмоциональная стабильность.
На основе полученных результатов нами разработана система занятий, направленная на профилактику виктимного поведения подростков.
Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод, что понимание и осознание психологических особенностей подростков со склонностью к виктимному поведению, и грамотно организованная первичная профилактика будет способствовать предупреждению виктимизации подростков.
1. Андронникова, О. О. Психологические границы виктимной личности / О. О. Андронникова, В. И. Волохова // Сибирский педагогический журнал. - 2018. - № 2. - С. 111-118.
2. Андронникова, О. О. Специфика психолого-педагогического сопровождения виктимных подростков склонных к бродяжничеству / О. О. Андронникова // Вестник НГПУ. - 2019. - № 1. - С. 123-136.
3. Ахмадиева, Л. Р. Оценка психологических показателей эффективности профессионального тренинга [Электронный ресурс] / Л. Р. Ахмадиева. - Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/psihologiya-19-00- 03/dissertaciya-otsenka-psihologicheskih-pokazateley-effektivnosti-professionalnogo- treninga.
4. Баймешова, А. Б. О профилактике виктимной личности юношеского возраста / А. Б. Беймешова, Н. Н. Биктина // Вестник магистратуры. - 2015. - № 6-1. - С. 109-113.
5. Белинская, Т. В. Исследование склонности к виктимному поведению подростков с разным отношением родителей / Т. В. Белинская, М. К. Волкова // Прикладная юридическая психология. - 2018. - № 3. - С. 94-102.
6. Бобровская, А. А. Виктимность как форма девиантного поведения: критический подход / А. А. Боровская // Виктимность и виктимологическая профилактика: Материалы круглого стола по дисциплине «Психология отклоняющегося поведения». - Тверь : Твер. гос. ун-т, 2019. - С. 7-10.
7. Будкина, И. С. Факторы, влияющие на виктимизацию несовершеннолетних преступлений против жизни и здоровья / И. С. Будкина // Виктимология. - 2020. - № 1 (23). - С. 38-46.
8. Виктимность и виктимологическая профилактика : Материалы круглого стола по дисциплине «Психология отклоняющегося поведения». - Тверь : Твер. гос. ун-т, 2019. - 71 с.
9. Голубева, М. В. Виктимность : понятие в психологии, причины и типы виктимного поведения [Электронный ресурс] / М. В. Голубева. - Режим доступа : https://psychologist.tips/2522-viktimnost-ponyatie-v-psihologii-prichiny-i- tipy-viktimno go-povedeniya.html#i
10. Голубь, М. С. Модель педагогического предупреждения виктимизации и насилия над подростками / М. С. Голубь // Общество: социология, психология, педагогика. - 2018. - № 5. - С. 104-107.
11. Долгова, А. И. Криминология: 4-е изд., перераб. и доп. / А. И. Долгова. - Москва : Норма : ИНФРА-М, 2019. - 368 с.
12. Думанская, Е. И. Обусловленность индивидуальной виктимности неосознаваемыми установками [Электронный ресурс] / Е. И. Думанская. - Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/obuslovlennost-individualnoy- viktimnosti-neosoznavaemymi-ustanovkami
13. Егорова, А. В. Меры виктимологической защиты детей в различных жизненных ситуациях / А. В. Егорова // Виктимность и виктимологическая профилактика : Материалы круглого стола по дисциплине «Психология отклоняющегося поведения». - Тверь : Твер. гос. ун-т, 2019. - С. 13-16.
14. Жихарева, Л. В. Особенности эмоциональной привязанности у подростков, склонных к девиантной виктимности / Л. В. Жихарева // Научный результат. Педагогика и психология образования. - 2018. - № 4. - С. 96-106.
15. Защита детей от жестокого обращения / Под ред. Е. Н. Волковой. - Санкт-Петербург : Питер, 2007. - 13 с....48