Реферат
Введение 5
1 Теоретические основания исследования процессов миграции 13
1.1 Понятие «миграция», виды, причины, особенности 13
1.2 Международная миграция на территории Европы и России 16
1.3 Адаптация и интеграция мигрантов в принимающее общество 22
2 Роль художественных практик в освещении миграционных процессов 30
2.1 Примеры художественных практик, рассмотренные на опыте
зарубежных стран 30
2.1.1 Франция 31
2.1.2 Германия 37
2.1.3 Польша 42
2.1.4 Великобритания 46
2.1.5 Бельгия 53
2.1.6 Роль зарубежных деятелей современного искусства в
освещении миграционного вопроса 57
2.2 Опыт создания художественных практик в РФ 66
2.2.1 Миграционные процессы в художественных практиках на
территории Красноярска 73
Заключение 77
Список использованных источников 82
Приложение 89
Актуальность исследования
Данная работа посвящена исследованию художественных практик, в которых затрагивается тема миграционных процессов. Рассмотрение данного вопроса актуально в связи с ростом перемещения больших потоков людей на территорию принимающих мигрантов стран. Так Германия, Франция, Великобритания и другие страны Западной Европы в последние годы столкнулись с проблемой нелегального пересечения границ беженцами, которые покинули свою родину в связи с экономическими, политическими, военными и другими причинами.
В связи с этим в принимающих странах остро встал вопрос интеграции мигрантов, помимо этого, возникла проблема с местным обществом, которое было негативно настроено по отношению к беженцам. Для работы по этим направлениям были разработаны проекты, которые состояли из ряда художественных практик, способствующих минимизации стереотипов и деконструкции культурных предрассудков по отношению к мигрантам в принимающем обществе. Также данные проекты помогали переселенцам адаптироваться в новом обществе, так, например, некоторые получали оплачиваемые рабочие места.
Стоит отметить, что существует не только категория «финансируемые проекты, направленные на создание художественных практик по работе с мигрантами», которые в первую очередь направлены на работу с самими переселенцами, но также выделяется категория современных независимых художников, которые работают в своих произведениях над освещением темы проблем миграции, в первую очередь их высказывания направлены на принимающее общество.
И если на Западе развита система работы с мигрантами не только в правовом аспекте, но и в социально-культурном, то в России социальнокультурных проектов по адаптации и интеграции мигрантов в сфере художественных практик крайне мало. Лишь небольшое количество существует в нашей стране (например, настольная игра «Россия - страна возможностей» или конкурс шуток Ходжи Насреддина), подавляющее большинство которых реализуется в столичных городах (Москва, Санкт-Петербург), в регионах на местном уровне иногда проводятся фестивали и ярмарки с включением в них, в том числе, доли репрезентации особенностей культуры представителей стран СНГ, проживающих на местной территории.
Исследование на основе анализа зарубежного опыта художественных практик по адаптации и интеграции мигрантов позволит выявить перспективные пути развития данного направления как, в частности, для территории Красноярского края, так и, в целом, для других регионов Российской Федерации.
Степень изученности
Как отмечает Е. Лаи в диссертации «Поиск дома: Тема миграции в современном искусстве»1 - темы, которые чаще поднимаются в искусстве со второй половины 20 века - это темы родины, изгнания, путешествия и глобализации. Это обусловлено тем, что с шестидесятых годов художники несли в мир новые идеи, например, Йозеф Бойс считал, что каждый человек может быть творцом. На этом основании и делается предположение, что люди, мигрирующие из своей страны, могут при помощи художественных практик делиться своим личным опытом переживания, создавая произведение искусства, при этом вступая в диалог с принимающим обществом.
Искусство выполняет образовательную миссию, «поскольку визуальные представления о миграции способны влиять на общественное мнение о мигрантах и популяризировать миграционный опыт» пишут Бенедикт Миямото и Мари Руис в книге «Искусство и миграция»2. Итальяно-бельгийский социолог и политолог Марко Мартиньелло3 добавляет, что через призму искусства и культуры репрезентируется деятельность мигрантов, это в свою очередь помогает гуманизировать их образ, который часто дегуманизируют в политических дебатах и СМИ.
В этом ключе интересно рассмотреть статью «Двойное бремя репрезентации: как этническая категоризация и категоризация беженцев формируют творческие практики сирийских мигрантов в Австрии» Майкла Парзера4 5, в которой он описывает стратегии самопрезентации мигрантов в художественных практиках. Первая стратегия - «адаптация», она опирается на акцентирование статуса человека как «беженца»; вторая стратегия «маскировка» предполагает преуменьшение значения статуса «беженца» путем одновременного акцентирования статуса, связанного с этнической принадлежностью. «Переключение» - третья стратегия описывается как навигации между категорией «беженец» и «представитель этнической группы»; тогда как «Отказ» означает избегание любой категоризации, связанной с этнической принадлежностью или миграционным статусом, что является четвертой стратегией.
В миграционных исследованиях, затрагивающие вопросы адаптации в принимающей среде, в первую очередь заинтересованы страны, в которые прибывают мигранты, так выпускаются сборники докладов или результаты заседаний круглых столов по результатам встреч заинтересованных лиц и сторон по решению данной проблемы.
Так в 2016 году страны ЕС на совместном заседании исследовали, как культура и искусство могут объединять людей в контексте кризиса беженцев 5. По итогу было выявлено несколько видов инициатив: продвижение культурной осведомленности (что способствует взаимопониманию и межкультурному диалогу); помощь в образовании (овладение языком); содействие посттравматической терапии; объединение людей в одном физическом пространстве и предоставления информации о правах мигранта. Отмечается при этом, что большая часть инициатив были классифицированы как междисциплинарные, где акцент делается на партиципаторных процессах, в которых деятели культуры, художники, культурные организации участвуют в межкультурном развитии. В этом же году Ясмин Федда, Дэниэл Горман, Тори Дэвидсон6 при поддержке Европейской комиссии проводят исследование, результатом которого становится обзор существующих проектов и практик, реализуемых на территории Европы, и способствующих межкультурной коммуникации местного населения и мигрантов. Исследователи пришли к выводу, что искусство является одним из наиболее доступных каналов, через который мигранты обретают чувство принадлежность к обществу.
В России также проводятся исследования в данной области. Так благотворительный фонд поддержки просветительских и социальных проектов «ПСП-фонд» - партнер Санкт-Петербургского Дома национальностей, в 2018 году выпустил сборник эффективных практик7, которые обобщают опыт отечественной работы с мигрантами. Акцент делается на правовом аспекте (очное, заочное консультирование, правовое сопровождение), социальном (медиация конфликтов), экономическом (финансовая грамотность) и культурном (изучение русского языка, межкультурные проекты)....
Основной целью данной выпускной квалификационной работы являлось изучение феномена миграционных процессов в современных художественных практиках. В рамках работы были изучены теоретические основы миграционных процессов, проанализированы особенности международной миграции в Европе и России, рассмотрены особенности адаптации и интеграции мигрантов в принимающее общество, проанализирован опыт зарубежных стран в рамках создания и функционирования художественных практик по работе с мигрантами, выявлена роль зарубежных деятелей современного искусства в освещении миграционного вопроса, исследован вопрос опыта создания художественных практик в России, отражающих миграционные процессы.
В первой главе работы миграционные процессы были рассмотрены с точки зрения существующих видов, их особенностей и причин. Территориальное перемещение людей различают по внешнему и внутреннему направлению, по возвратной и безвозвратной основе, по добровольному, вынужденному и принудительному характеру. Основанием для принятия решения по миграции в основном являются экономические, социальные, политические, религиозные, природные и экологические причины. Помимо этого, изучены несколько законов, характерные для миграции.
Также выделены некоторые современные тенденции миграции — это усилении вынужденной миграции, увеличение масштаба международной миграции, развитые европейские страны и Российская Федерация являются центрами международных миграционных потоков. Так в Европе из-за неконтролируемого потока беженцев с 2015 года наступает миграционный кризис, усугубляющие негативное отношение местного населения к мигрантам . Отличительной же особенностью миграции в России является то, что основной поток составляют мигранты из стран СНГ, целью которых в основном является трудовой заработок.
Выявлено, что в странах Европы и в РФ существует работа с мигрантами в правовом аспекте, помимо этого, проводится работа и на уровне социальнокультурной адаптации мигрантов, и по формированию межкультурного диалогового пространства. Для этой цели активно используются художественные практики, целью которых выступает не только создание художественного объекта, сколько формирование нового пространства дискурса, способного повлиять на социальную среду.
Во второй главе были проанализированы художественные практики, в которых освещаются процессы миграции. Особое внимание уделено странам Европы, куда направился основной поток беженцев, проанализированы те проекты, в которых осуществляются художественные практики, направленные на адаптацию и интеграцию иммигрантов в принимающую среду, помимо этого, сделан обзор проекта, реализуемый в Польше, по архивированию историй эмигрантов. Отмечается, что проекты реализуются при поддержке правительства и международных организаций.
Выявлены следующие проекты и практики: музейная деятельность в Германии («Мултака: музей как место встречи»), где мигрантов обучают экскурсионной деятельности и дают возможность на творческих встречах с местных населением анализировать взаимосвязи, выстроенные на культурноисторическом обмене; создание художественных сообществ во Франции («Ателье художников в изгнании»), где не только оказывают помощь в трудоустройстве, но также помогают в курировании и реализации придуманных мигрантами художественных практик (театральные постановки, перфомансы, видео-арты и т.д.); организуется фестиваль в Великобритании («Неделя беженцев»), который является площадкой для межкультурного диалога и местом проведения таких практик, как тематические выставки, кинопоказ, театральные и танцевальные представления, а также творческие мастерские, где основными организаторами выступают художники-мигранты, беженцы и местное население; идет работа в поп-культурном направлении также в Великобритании («PopChange»), где упор делается на ключевые составляющие британской культуры: футбол (создан гимн в сотрудничестве с болельщиками из семей мигрантов и рэпершей-художницей Леди Лешерр), мода (выставки мигрантов, репрезентирующих повседневные и праздничные одежды своих культур), компьютерные игры (совместная разработка идей для новых проектов) и стендап (работа с мигрантами, которые рефлексируют свой опыт посредством юмора); создание мультикультурного музыкального коллектива в Бельгии («Беженцы для беженцев»).
Помимо реализации художественного потенциала мигрантов и освещении проблем миграционного кризиса при реализации данных проектов создаются рабочие места для мигрантов в художественной среде, организуются платформы, мастерские, площадки для встреч с профессиональными деятелями искусства и местным населением, проводится просветительская деятельность в
принимающем обществе для борьбы со стереотипами по отношению к мигрантам, а также оказывается помощь в изучении местного языка и получении легального статуса мигранта.
Также проведен анализ деятельности ведущих современных художников, которые в своих произведениях освещают миграционные процессы.
Так в своем творчестве Бэнкси выносит на широкую публику дискуссионные темы для рассуждения о проблемах миграции, помимо этого, оказывает материальную поддержку людям, попавшим в сложные жизненные ситуации. Китайский художник, мигрировавший из своей родины, Ай Вэйвэй в своей деятельности фиксирует и архивирует миграционные события, а также использует в своих работах специфические материалы (спасательные жилеты, одежду, обувь и вещи мигрантов). Йоко Оно приглашает создать зрителей совместное произведение, тем самым приглашает поделиться своими размышлениями на тему миграции. Олафур Элиассон, реализуя проект «Зеленый свет», свидетельствует о роли современного искусства в инициировании процессов социальной трансформации. Интересно творчество Сантьяго Сьерра, который нанимая мигрантов за минимальную заработную плату, использует их для демонстрации и создания своих произведений. Таким образом художники создают и реализуют различные художественны практики: партиципаторные практики, делегированные перформансы, творческие мастерские, создание паблик-арта и стрит-арта.
Также в главе анализируются практики, проводимые на территории Российской Федерации, отмечаются что в отличие от западный стран миграционные процессы в художественных практиках развиты только в столичных городах страны. Среди них выделяются: мероприятия,
организаторами которых выступают Комитеты миграционной политики и Исследовательские центры миграции (творческой составляющей в проектах небольшая доля, так как целями является формирование правовой грамотности мигрантов и их знакомство с русской культурой. Обычно это встречи в рамках фестивалей); деятельность культурных учреждений (цель которых является борьба с ксенофобией и реализация творческого потенциала мигрантов. Это документальный театр, музейные выставки, деятельность библиотек); проекты и работы российских художников (направлена на отражение социальной и правовой реальности, в которой находятся мигранты. Создана настольная игра, выпускается газета, проведено художественно-антропологическое
исследование, а также активистский проект).
Выявлено, что на территории Красноярского края не существует художественных практик, где освещается миграционный вопрос. Особенностью реализации проектов является то, что представители культурно-национальных автономий приглашаются в качестве участников фестивалей и ярмарок для репрезентации своей идентичности....
1. Абылкаликов, С. И. Экономические теории миграции: рабочая сила и рынок труда / С. И. Абылкаликов, М. В. Винник // Бизнес. Общество. Власть. - 2012. - №12. - С. 1-19.
2. Аналитический обзор «Иммиграция в Россию: благо или вред?» //
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) : официальный сайт. - 2018. - URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-
obzor/immigracziya-v-rossiyu-blago-ili-vred (дата обращения 21.06.2022).
3. Вайбель, П. Контекстуальное искусство: к социальной конструкции искусства / П. Вайбель // Образовательный портал Теории и практики, 2009-2022.
• URL: https://special.theoryandpractice.ru/peter-weibel (дата обращения:
26.06.2022)
4. Демографический понятийный словарь / В. Н. Архангельский, А. Г. Гришанова, Р. А. Варданян, О. Д. Захарова, А. Е. Иванова, Н. М. Калмыкова, Н. И. Кожевникова, Л Л. Рыбаковский, С. В. Рязанцев, А. Б. Синельников, А. П. Судоплатов ; под ред. Л.Л. Рыбаковского. - Москва : Центр социального прогнозирования, 2003. - 179 с.
5. Ефимова, О.Б. Социальная и культурная интеграция мигрантов. Опыт Дании, Финляндии, Эстонии, Литвы и России / О. Б. Ефимова, А. Н. Якимов ; редактор Б. Л. Панич. - Санкт-Петербург : БФ «ПСП-ФОНД», 2019. - 44 с.
6. Замараева, Ю. С. Исследование отношения к мигрантам в Красноярском крае (результаты ассоциативного эксперимента по методике "Серийные тематические ассоциации") / Ю. С. Замараева // Северные архивы и экспедиции.
• 2018. - №2. - С. 69-80.
7. Зборовицкая, Н. Н. Образ мигранта в современном российском
кинематографе (на материале анализа фильма «Звёзды» А. Новикова-Янгвинова) / Н. Н. Зборовицкая, Н. Н. Середкина // Специфика этнических миграционных процессов на территории Центральной Сибири в XX-XXI
веках: опыт и перспективы : Материалы Международной научно-практической конференции / Сибирский федеральный университет. - Красноярск, 2020. - С. 167-176.
8. Ионцев, В. Модели интеграции мигрантов в современной России / В. Ионцев, И. Ивахнюк // Центр миграционной политики, Исследовательский отчет CARIM-East, 2013/12 - 2013. - URL: https://core.ac.uk/download/pdf745683266.pdf (дата обращения 26.05.2022).
9. Кондратьева, Н.Б. Миграция в Европе: реалии и вызовы / Н. Б. Кондратьева // Современная Европа. - 2015. - №1. - С. 147-149.
10. Красовский, А. Последствия миграционного кризиса в европейском Союзе / А. Красовский // Постсоветский материк. - 2019. - №3 (23). - С. 94-100.
11. Кураков, Л. П. Экономика и право : словарь-справочник / Сост. Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков. - Москва : Вуз и школа, 2004. - 1072 с.
12. Лотман, Ю. М. Об искусстве / Ю. М. Лотман. - Санкт-Петербург : Искусство-СПБ, 2005. - 702 с.
13. Магомедов, К. О. Проблемы миграции трудовых ресурсов в Российской Федерации / К. О. Магомедов // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2013. - №5 (117). - С. 52-60.
14. Малахов, В. С. Интеграция мигрантов. Концепции и практики / В. С. Малахов - Москва : Фонд "Либеральная Миссия", 2015. - 272 с.
15. Остин, Дж. Как совершать действия при помощи слов / Дж. Остин // Джейн Остин. Избранное. - Москва : Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 1999. - С. 13-135....58