Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование проблем молодой семьи и технологий социальной работы по их разрешению 6
1.1 Проблемы современной молодой семьи и роль социальной работы в
их решении 6
1.2 Особенности применения психосоциального консультирования в
социальной работе с молодой семьей 16
Глава 2. Практика применения психосоциального консультирования в социальной работе с молодыми семьями 27
2.1 Анализ психосоциального консультирования молодых семей,
состоящих на учете в Муниципальном бюджетном учреждении «Центр социальной помощи семье и детям» Железнодорожного района города Пензы» 27
2.2 Предложения по совершенствованию психосоциального консультирования молодых семей, реализуемого социальными работниками МБУ «Центр социальной помощи семье и детям» Железнодорожного района
города Пензы 44
Заключение 52
Список литературы 55
Приложение 59
Социальная работа с молодой семьей как направление представляет собой законодательно закрепленный комплекс взаимодействия социальных органов государства и общества и семьи, направленный на улучшение условий ее жизнедеятельности, расширение возможностей в реализации прав и свобод, обеспечение всестороннего развития всех членов молодой семьи, стимулирование трудовой активности.
Особенностью молодой семьи является ее нахождение в начальной точке становления, что связано с отсутствием устойчивости семейных отношений, наличием проблем, вытекающих из необходимости выполнения новых ролей и особенностей социально-экономического положения семьи. Устойчивое развитие молодой семьи обеспечивается как за счет раскрытия ее внутренних резервов, так и за счет оказания разноплановой социальной помощи и поддержки.
Один из важнейших принципов социальной работы с молодой семьей - принцип самообеспечения семьи, т.е. предоставление социальной помощи для стимуляции ее внутренних резервов, самостоятельной выработки алгоритма по решению собственных проблем с привлечением различных ресурсов. Наиболее полно соответствует данному принципу социальной работы технология психосоциального консультирования семьи.
Актуальность исследования психосоциального консультирования в социальной работе с молодой семьей состоит в том, что оно включает в себя двусторонний подход, основанный, с одной стороны, на коррекции и раскрытии личностных возможностей отдельных членов молодой семьи, внутренних ресурсов семьи в целом, а с другой стороны, - на выработке у молодой семьи умения самостоятельно находить источники и возможности для решения семейных проблем в собственном окружении.
Определению категорий и проблем молодых семей, технологиям работы с молодыми семьями посвящены работы С.Б. Денисова [6], Т. С. Зубковой [11], В. Д. Лебедзь [17], И. С. Ловаковой [20], М. С. Мацковского [22], В. П. Меньшутина [23], Н. И. Олифирович [27], В. В. Паршиной [28] и ряда других авторов.
Исследованию места технологии консультирования в социальной работе с молодыми семьями посвящены в отечественной науке работы М.С. Абдуллаевой [1], Д. А. Донцова [7], И.А. Ершовой [8], О. С. Прилепских [29], Е.А. Рогожиной [30], М. В. Фирсова [35], И. П. Шкрябко [42], Л.Б. Шнейдера [43], С. В. Щенниковой [44], Э. Г. Эйдемиллера [45] и др.
Проблема исследования: на фоне возрастающих проблем молодой семьи психосоциальное консультирование остается все еще мало применяемой технологией социальной работы. На сегодняшний день возможности использования психосоциального консультирования в социальной работе с молодой семьей разработаны теоретически, однако опыта применения психосоциального консультирования недостаточно. Проблема обуславливается еще и тем, что молодая семья как объект воздействия социальной работы не выделяется в самостоятельную категорию, что сужает как число, так и тематику психосоциальных консультаций, затрудняет выработку единого подхода к разработке направлений психосоциальных консультаций.
Объект исследования - социальная работа с молодыми семьями.
Предмет исследования - применение технологии психосоциального консультирования в социальной работе с молодой семьей.
Цель исследования - определить направленность и содержание психосоциальных консультаций, применяемых в социальной работе с молодыми семьями...
Заключение
Молодая семья выступает в качестве одного из объектов социальной работы. Молодая семья определяется как союз супругов, вступивших в брак впервые, возраст которых не превышает более 30 лет, в котором присутствуют дети, а стаж семейной жизни в зарегистрированном браке не превышает 5 лет. Одной из задач социальной работы является оказание помощи и поддержки молодой семье с помощью технологии психосоциального консультирования.
В первой главе выпускной квалификационной работы были рассмотрены научные подходы отечественных исследователей к определению понятия «молодая семья», определению круга проблем молодых семей, особенностей технологии психосоциального консультирования.
Особенности развития молодой семьи как социального института общества авторы связывают с рядом психологических, экономических, социально-бытовых, жилищных проблем, проблем занятости и трудоустройства, воспитания детей, но также с деструктивным поведением и злоупотреблением наркотическими веществами и алкоголем, обусловленными специфичностью семейного статуса и семейной незрелостью отношений. Всё это обусловливает потребность таких семей в содействии со стороны социальной работы. Для решения проблем молодые семьи обращаются в учреждения социальной работы, которые в свою очередь гарантируют им оказание социальной помощи и поддержки посредством применения различных технологий социальной работы.
В качестве одной из технологий социальной работы по оказанию помощи и поддержки молодым семьям выступает консультирование. В социальной работе с молодой семьей применяют социальное, психологическое и психосоциальное консультирование. Наиболее эффективным потенциалом обладают технологии психосоциального консультирования, так как интегрируют методы психологического и социального консультирования, арт- методики, что позволяет решать самые разные проблемы молодых семей.
Отечественная практика психосоциального консультирования молодых семей основывается на командной модели социальной работы. Такими моделями командной работы являются: мультидисциплинарная,
междисциплинарная, трансдисциплинарная.
Во второй главе представлены результаты изучения психосоциального консультирования молодых семей, состоящих на учете в Муниципальном бюджетном учреждении «Центр социальной помощи семье и детям» Железнодорожного района города Пензы». Исследование показало, что психосоциальное консультирование молодых семей является, с одной стороны, планируемым процессом сообразно направлениям деятельности учреждения и запросам молодых семей, с другой - экстренным видом социальной помощи и поддержки, оказываемым в момент обращения семьи в Центр.
Положительным моментом организации психосоциального консультирования молодых семей является активное сотрудничество Центра со специалистами и учреждениями г. Пензы, оказывающим помощь в разработке и проведении консультаций по решению таких проблем, как поиск работы, организация лечения и реабилитации членов молодой семьи, воспитание детей, постановка на жилищный учет.
Психосоциальное консультирование молодых семей в Центре организуется при личном визите семей, по телефону, скайпу. Наиболее востребованными методами психосоциального консультирования молодые семьи считают беседы, арт-методики, консультации с применением комплекса методик, тренинги. Психосоциальное консультирование молодых семей в Центре основано на использовании мультидисциплинарной команды, в которую включаются специалисты Центра и учреждений города.
Однако в организации психосоциального консультирования в Центре молодая семья не выделяется в отдельную и самостоятельную категорию получателя социальной помощи и услуг. Данное обстоятельство приводит к тому, что в Центре отсутствует единый подход к разработке программ психосоциального консультирования и не позволяет реализовать комплексное решение проблем молодых семей, что подтверждает гипотезу исследования. Не присутствует в работе и пост-консультационный период, что не позволяет проводить оценку эффективности психосоциальных консультаций.
Для устранения недостатков реализуемого психосоциального консультирования молодых семей в МБУ «Центр социальной помощи семье и детям» Железнодорожного района города Пензы было предложено отнести молодую семью к самостоятельной категории получателей социальных услуг и разработать единую программу психосоциального консультирования «Позитивный взгляд»...
1. Абдуллаева М. С. Психологическое консультирование семьи для совместного сопровождения в окружающем социуме ребенка с ОВЗ // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. 2020. Т. 14. № 1. С. 123-127.
2. Белопольская Н.Л. Некоторые вопросы психолого-педагогического консультирования семей, имеющих детей с отклонениями в интеллектуальном развитии // Дефектология. 1984. № 5. С. 38-39.
3. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М.: Прогресс- Традиция, 2000.383 с.
4. Болотникова О.П. Психотерапия и психологическое консультирование: учеб.-метод. пособие. Тольятти: ТГУ, 2011. 60 с.
5. Гребенников И.В. Основы семейной жизни: М.: Просвещение, 1991. 158 с.
6. Денисов С.Б. Проблема определения понятия «молодая семья» в теории и практике социальной работы//Инженерные технологии и системы. 2000. № 4. С.47-54.
7. Донцов Д.А. Понятийно-методологические основы психологии и консультирования семьи// Психологические проблемы современной семьи: сб. материалов VIII междунар. научн.- практич. конф. (3-6 октября). Екатеринбург, 2018. С.491-497.
8. Ершова И. А. Основные направления консультативной работы с семьей: учеб. пособие / И. А. Ершова, М. Е. Пермякова, А. М. Вильгельм. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2018. 150 с.
9. Жуков В.И. Социальная работа: Российский энциклопедический словарь. М.: Изд-во БРЭ, 2000. 1024 с.
10. Зотова Д.Ю. Технологии социальной поддержки в работе с молодыми семьями//Технологии социальной работы с молодежью: материалы VI межрегион. научн.-практич. интернет-конф. с междунар. участием (22-23 октября). Кострома, 2018. С.46-50.
11. Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи. М.: Изд. центр «Академия», 2013. 172 с.
12. Зуйкова Е.М., Кузнецова Н.В. Молодая семья. М.: Союз, 1994. 36 с.
13. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. СПб.: Питер, 2002. 672 с.
14. Клюева Н. В. Консультационная психология. Ярославль: ЯрГУ, 2011. 60 с.
15. Коноплева В.А. Технологии социальной работы с молодыми семьями//Вестник современных исследований. 2018. № 10.7 (25). С.60-62...45