Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Нейропедагогический подход к коррекции и развитию речи школьников с интеллектуальной недостаточностью

Работа №151317

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы94
Год сдачи2024
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Глава 1 Теоретические основы проблемы нарушения речи у школьников с интеллектуальной недостаточностью 7
1.1 Понятие «умственно отсталый ребёнок» 7
1.2 Особенности речевого развития детей с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 13
1.3 Общая характеристика нарушений речи умственно отсталых
школьников 23
Глава 2 Изучение особенностей нарушения речи у детей с интеллектуальной недостаточностью 27
2.1 Организация, задачи и методы исследования 27
2.2 Результаты изучения нарушений речи умственно отсталых
детей 29
Глава 3 Экспериментальное обучение и коррекция речи школьников с интеллектуальной недостаточностью 44
3.1 Организация логопедической работы в специальной
(коррекционной) школе 44
3.2 Содержание логопедической работы с умственно отсталыми
школьниками 51
3.3 Сравнительный анализ данных результатов констатирующего и
контрольного эксперимента 83
Заключение 89
Список использованных источников 91


Актуальность исследования. Создание условий для нормального развития вербальной сферы школьников с интеллектуальными нарушениями является одним из приоритетных направлений деятельности специальной /коррекционной/ школы. И данная деятельность реализуется в работе педагогов, независимо от преподаваемого учебного предмета. Такое акцентирование внимания на развитии вербальной сферы обучающихся обусловлено высокой значимостью речевой функции для развития когнитивной сферы, познавательных способностей и всех психических процессов: мышления, внимания, памяти и т.д. Ученые выявили, что «овладение словесной системой перестраивает все основные психические процессы у ребёнка и что слово оказывается, таким образом, мощным фактором, формирующим психическую деятельность, совершенствующим отражение действительности и создающим новые формы внимания, памяти и воображения, мышления и действия» [19, с. 37].
Из этого следует тот факт, что степень развития вербальной сферы обучающихся влияет на их успеваемость, степень понимания дидактического материала, а также определяет уровень их общего развития.
В жизни и становлении каждого человека развитая речь есть условие нормального общения с окружающими, развития коммуникабельности, без чего невозможна успешная социализация, так как именно в ходе общения мы усваиваем социальный опыт. Вербальная сфера, речевые умения и навыки позволяют регулировать повседневную активность, что делает их условием развития самоорганизации, а значит не только образования, но и самообразования.
Исследование высших психических функций(далее ВПФ) у детей с интеллектуальной недостаточностью является междисциплинарной практической проблемой, в решении которой участвуют представители нейропсихологии, специальной психологии, патопсихологии, педагогики, дефектологии, медицины...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В проведенном нами исследовании обнаружилась значительная распространенность дефектов как устной, так и письменной речи у младших школьников с умственной отсталостью. Выявленные нарушения были достаточно разнообразными: у некоторых испытуемых отмечался
изолированный фонетический дефект; у половины учащихся страдала вся звуковая сторона речи (звукопроизношение, фонематические процессы), что обусловливало нарушения письма; у некоторых детей дефект охватывал все стороны речевой системы (звуковую, смысловую) и в разной степени нарушенными оказались все её структурные компоненты.Интеллектуальные нарушения не дают возможности для нормального речевого развития школьников, что ведет к затруднению их социальной адаптации. Следовательно, специфика логопедической работы с умственно отсталыми детьми должна не только определяться особенностями нарушений речи, но и быть тесно связана с развитием познавательных процессов, коррекцией недостатков психологического развития.Для повышения результативности логопедической работы целесообразно использование нейропедагогического подхода. Нейропсихологическая коррекция может содержательно дополнять основную логопедическую программу работы с детьми с умственной отсталостью и во многом повышать ее результативность.
В результате рассмотренной системы коррекционной работы многие дети овладели связным и последовательным рассказом, умениями описывать наблюдения, пользоваться различными типами предложений, в большинстве случаев выделять слова, делить слова на слоги и звуки составлять предложения из слов, а слова из слогов и звуков. Знания, накопленные в деятельности и с помощью более совершенной речи, наполняются у детей конкретными сведениями об окружающем мире. Всё это является доказательством эффективности комплексной коррекционно-логопедической работы, которая занимает существенное место во всей системе коррекционно-обучающего воздействия на ребёнка с умственной отсталостью в целях полноценной подготовки его включению в процесс обучения и общественно полезную деятельность. При таких условиях происходит не только развитие речи, но и сама по себе речь становится мощным компенсаторным фактором, стимулирующим развитие умственно отсталого ребёнка. Исследование показало, что дети, участвующие в эксперименте стали более открыты, коммуникабельны,увереннее в себе, а значит логопедическая работа, основанная на нейропедагогическом подходе является более эффективной.



1. Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. М.: Владос, 1999. 316 с.
2. Алексеенко Е.В. Особенности логопедической работы по развитию речи глубоко умственно отсталых детей // Дефектология. 1989. № 6. С. 4246.
3. Браткова М.В., Закрепина А.В. Пример индивидуальной программы воспитания и обучения дошкольника с умственной недостаточностью (умственная отсталость) // Дефектология. 2005. № 5. С. 55-60.
4. Буслаева Е.Н. Состояние фонематического слуха у учащихся младших классов с нарушением интеллекта // Дефектология. 2002. № 2. С. 17-24.
5. Воронкова В.В. Готовность старших умственно отсталых дошкольников к обучению грамоте // Дефектология. 1995. № 1. С. 66-71.
6. Выгодский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. Издательство «Лабиринт», М., 1999. 352 с.
7. Гусева Н.А. Работа по звуковому анализу и синтезу на логопедических занятиях с умственно отсталыми детьми младших классов // Дефектология. 1991. № 2. С. 40-43.
8. Дурова Н.В. Ступеньки грамоты. М., 1996. 52 с.
9. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. М.: Сфера, 2005. 192 с.
10. Иншакова О.Б. Альбом логопеда. М.: Владос, 2000. 270 с.
11. Калягин В. А., Овчинникова Т.С. Логопсихология: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2006. 320 с.
12. Кравченко И.А. Игры и упражнения со звуками и буквами. М.: Издательство «Гном-Пресс», 1999. 64 с.
13. Кузнецова Г.В. Некоторые особенности речевого развития умственно отсталых детей дошкольного возраста // Дефектология. 1976. № 3. С. 81-86.
14. Кузнецова Т.Г. Формирование фразовой речи умственно отсталых дошкольников // Дефектология. 1995. № 1. С. 71-79.
15. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Владос, 1999. 224 с...39


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ