Реферат
Введение 6
1. Теоретическая часть. Общие вопросы утилизации мусора в России и
за рубежом 9
1.1 Организационно-правовые основы работы с ТКО в РФ 9
1.2. Зарубежный опыт утилизации отходов 12
2. Аналитическая часть. Особенности реализации реформы по утилизации отходов в РФ и регионах 19
2.1Региональные аспекты проведения реформы по утилизации ТКО... 19
2.2 Правовые и экономические проблемы реализации реформы в РФ. 28
2.3 Рекомендации по дальнейшей реализации реформы по обращению
с ТКО 33
3. Проектная часть. Проект мусороперерабатывающего комплекса по
переработке ТКО в республике Хакасия 36
3.1 Обоснование значимости инвестиционного проекта и источники
финансирования 36
3.2 Технология производства 47
3.3 Анализ конкуренции и рынков сбыта 52
3.4 Финансовый план и оценка эффективности проекта 54
Заключение 60
Список сокращений 63
Список использованных источников 64
Приложения А-В 68
Иллюстративный материал (слайды)
С 2019 года в силу вступила реформа по обращению с ТКО, которая предусматривает новый порядок утилизации твердых коммунальных отходов. Изменился сам принцип утилизации мусора. Вводится полный контроль над движением отходов - от контейнера до полигона. И это первая реформа, которая требует участия каждого из нас. Стратегическая задача - максимально сократить объемы мусорных захоронений и очистить страну от нелегальных свалок. Законодательный комитет, занимающейся реализацией «Стратегии экологической безопасности РФ на период до 2025 года», сообщает, что на территории РФ в настоящее время находится более 30 миллиардов тонн твердых коммунальных отходов. Перерабатывается всего около 10%, а все остальное лишь складируется на полигонах. Территории таких свалок с каждым годом лишь увеличиваются. Сейчас переработка ТКО стала коммунальной услугой, и тарифы на пользование ею регулирует государство. Теперь данная позиция выделена отдельной строкой в ежемесячных платежах, также как счет за отопление или газоснабжение [7].
Актуальность темы заключается в том, что проблема образования отходов производства и потребления уже давно приобрела общегосударственный масштаб, и необходимы разработки возможных путей ее решения. Предметом исследования являются особенности Федерального закона №89 «Об отходах производства и потребления». Объектом выступает вступившая в силу реформа в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Данная реформа вызывает интерес общественности и Правительства Российской Федерации. Проблема образования отходов кроется в том, что российская промышленность имеет высокий уровень ресурсоемкое™ и большой процент образования отходов производства.
Этой реформой Минприроды России планирует создать централизованную систему управления отходами, в которой будет ответственная организация - региональный оператор по обращению с отходами. По итогам этой реформы, планируется перейти на раздельный сбор и переработку отходов.
Однако реформа на всех стадиях её реализации столкнулась с большим количеством препятствий и проблем, которые требуют детального анализа и корректировки.
Уже на стадии разработки и утверждения территориальных схем обращения с отходами не в полной мере достигается цель «мусорной» реформы - раздельный сбор отходов.
Таким образом, возникшие проблемы уже привели к существенному отклонению от плана и целей реформы, что в дальнейшем может стать причиной ее провала.
Цель работы - систематизация данных о проведении реформы, предусматривающей новый порядок утилизации твердых коммунальных отходов, выявление возникших в процессе реализации проблем и оценка перспектив, а также обеспечение на территории республики Хакасия экологически безопасной переработки ТКО с использованием вторичного сырья.
Задачи:
1) изучить проблемы утилизации ТКО и предложить возможные пути решения;
2) обобщить организационно-правовые основы работы с ТКО в РФ;
3) изучить особенности проектирования мусороперерабатывающего завода;
4) проанализировать отрасль переработки отходов;
5) изучить производственный процесс и технологию производства вторичного сырья;
6) выполнить анализ рынка и конкурентов;
7) составить смету затрат, необходимых для реализации проекта мусороперерабатывающего комплекса;
8) составить финансовый план и оценить эффективность проекта.
Научной новизной является то, что проблемы, возникшие в процессе осуществления мусорной реформы, являются новыми, не исследованными ранее. В работе проведено обобщение правовой базы, мнений ученых, зарубежной практики и опыта регионов РФ в области утилизации отходов.
Практическая значимость заключается в возможности применения результатов работы для корректировки законодательства, организации работы с ТКО на уровне РФ, регионов и муниципалитетов при разработке экономических показателей, в оценке инвестиционной составляющей новых тарифов, а также разработке проекта мусороперерабатывающего комплекса.
По данным исследования можно сделать вывод, что принятый закон непродуманный и преждевременный. Сложности учета многих экологоэкономических факторов при разработке и утверждении территориальных схем привели к тому, что большинство субъектов Российской Федерации не готовы приступить к их реализации и переходу на новые правила обращения с отходами производства и потребления.
Очевидно, что в России невозможно построить эффективную систему сбора и переработки мусора без использования опыта других стран, где постоянно работают над улучшением своих достижений.
В РФ имеются предпосылки построить устойчивую систему управления отходами, но данный процесс требует длительного времени и продуманных долгосрочных решений и инвестиций, а также стоит разрабатывать для каждого региона и города собственную систему, учитывающую локальные особенности.
Исходя из анализа регионов РФ, сделан вывод о том, что Москва и другие города федерального значения получили отсрочку проведения реформы, в остальных регионах России уже в начале действия реформы возникли проблемы, в том числе и при выборе регионального оператора.
На текущий момент выделен ряд проблем, препятствующий эффективному проведению реформы. Во-первых, это неотработанные организационные вопросы - заключение договоров, сроки оплаты, наличие площадок для сбора мусора, не до конца отрегулированный порядок для частного сектора. Во - вторых, проблемой является отсутствие производственной базы у региональных операторов, а также финансовой базы и устойчивости. Еще одной проблемой является непрозрачность формирования тарифов - усредненный тариф для региона, для сельских жителей более дорогой, чем для города, двойное начисление на жителя, завышение числа жителей и т.д.
Прежде необходимо решить ряд важных причин, начиная от сортировки мусора, заканчивая тем, что нужно перестроить пищевую промышленность таким образом, чтобы производить в первую очередь продукты, а не упаковку, которая в основном и загрязняет окружающую среду. Иначе - мусор просто нужно просто перестать производить. Избавление от одной только полиэтиленовой упаковки, уже будет значительным шагом к оздоровлению среды. Прекращение выпуска пластиковых бутылок станет очень правильным решением. Для качественной реализации реформы нужны очень серьезные шаги.
Производители продуктов питания уменьшают привычное для потребителя массу и объем, чтоб повышение цены не вызывало резонанса, при этом увеличивается количество приобретаемой тары и упаковок. То есть, народ платит за упаковку и по новому закону получается вдвойне - и за её утилизацию.
Для лучшего результата действия реформы сначала следовало бы привлечь инвесторов, вложить деньги, поднять инфраструктуру, а уже затем предлагать людям эту систему. Тогда то, что россияне стали платить больше, было бы объективно - за то, что все стало работать по-новому.
Чтобы решить данные проблемы, нужно подключить весь промышленный и коммунальный потенциал страны, необходимо установить конкретные задачи в сфере -ресурсо и почвосбережения. Закон №89-ФЗ формирует приоритеты, создает монополию на организацию обращения с отходами. Следует добавить систему критериев оценки. Пока нет обязанности выполнить четкие показатели сбора полезных фракций: макулатуры, пластика, стекла и т. д. Нет целей по объемам производства топлива из отходов и компоста. На данный момент идет битва за доступ к расходам бюджета, а не за качество обслуживания населения или улучшение экологической ситуации. Но, как бы то ни было, мусорную реформу возможно откорректировать. По ходу обнаруженные в ней просчёты пытаются устранять.
Количество бытовых отходов растет из года в год, мусор загрязняет окружающую среду и занимает огромные территории, которые можно использовать для более полезных нужд. На полигонах зачастую возникают пожары и обвалы, там разводятся стаи крыс. Это говорит о том, что существующие мусороперерабатывающие заводы не справляются с объемами отходов и данная ниша открыта для новых предпринимателей.
В ходе работы была произведена оценка инвестиционной составляющей в новых тарифах. Также был разработан проект мусороперерабатывающего комплекса на территории Республики Хакасия. К преимуществам данного проекта стоит отнести такие аспекты, как:
• Нулевая конкуренция из-за отсутствия мусороперерабатывающих заводов в республике.
• Материальная помощь от государства: грант, беспроцентный кредит, особые условия налогообложения.
• Стабильность, поскольку с каждым годом количество мусора только растет, предприятие всегда будет иметь работу.
• Постепенное совершенствование экологического законодательства и поддержка государством предприятий, которые занимаются безвредной утилизацией отходов.
• Для функционирования мусороперерабатывающего завода нужно нанять всего несколько специалистов.
Также неоспоримым плюсом данного проекта является тот факт, что из переработанных отходов извлекается вторсырье.
1. Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ (последняя редакция)
2. Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления»;
3. Федеральный закон от 29.12.2015 г. № 404-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». - 2015;
4. Приказ Минприроды России от 14.08.2013 № 298 «Об утверждении комплексной стратегии обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации» // Нормирование в строительстве и ЖКХ. - 2013 . - № 4;
5. Постановление коллегии Госстроя России от 22.12.1999. №17 «Об утверждении концепция обращения с твердыми бытовыми отходами в Российской Федерации». - 1999;
6. Федеральный закон "О внесении изменений в статью 29.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 25.12.2018 N 483-ФЗ (последняя редакция)
7. Постановление Правительства РФ от 30.05.2016 N 484 (ред. от 29.10.2019) "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами" (вместе с "Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами")
8. Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (ред. от 15.12.2018) "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами")
9. Постановление Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 (ред. от 15.09.2018)
"Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твер
дых коммунальных отходов
10. Аюпова, 3. В. Реформирование в сфере твердо-коммунальных отходов, как фактор, влияющий на экологическую ситуацию в стране [Текст] / 3. В. Аюпова, И. Н. Сегаев // Аллея науки: сб. науч. ст. - 2017. - № 10. - С. 38-40;
11. Гриненко Д.А. Система обращения с твердыми коммунальными отходами: зарубежный и отечественный опыт // Известия УГГУ. 2017. №3 С. 7-8
12. Пажитнов А.В. Проблема переработки и утилизации мусора в Московской области. // Состояние и охрана окружающей среды. 2017. №5. С. 11-12
13. Шкляр В.П. Особенности организации уборки мусора и его утилизации в Красноярске. // Влияние бытовых и производственных отходов на экологическую безопасность в России. 2016. №4. С. 7-8
14. Панасевич Е.А. Утилизация мусора как важнейшая экологическая реформа республики Крым. // Твердые бытовые отходы. 2017. №7. С. 17-18
15. Забродина, М. В Твердые коммунальные отходы - ТКО. Проблемы переработки вторичных материальных ресурсов в России [Текст] / М.В. Забродина // Кузбасский гос. технический ун-т имени Т.Ф. Горбачева. -Кемерово. - 2018. - С. 311.1-311.4;..37