Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Взаимосвязь доброжелательности и открытости опыту с успешностью обучения старшеклассников с разным уровнем академической мотивации (Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы)

Работа №151300

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы33
Год сдачи2024
Стоимость900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: 160 подростков от 15 до 18 лет.
Есть приложения.
Текст работы имеет шрифт размером 12 пунктов.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ВЗАИМОСВЯЗИ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ И ОТКРЫТОСТИ ОПЫТУ С УСПЕШНОСТЬЮ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОТИВАЦИИ 6
1.1 Обзор подходов к пониманию сущности личностных черт «доброжелательность» и «открытость новому опыту» в контексте модели «Большая пятерка»: зарубежные и отечественные интерпретации. 6
1.2. Успешность обучения старшеклассников в контексте психолого-педагогических исследований: анализ отечественных и зарубежных работ. 11
1.3. Обзор актуальных эмпирических исследований взаимосвязи доброжелательности и открытости опыту с успешностью обучения старшеклассников с разным уровнем академической мотивации. 12
ГЛАВА 2. ДИЗАЙН ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ И ОТКРЫТОСТИ ОПЫТУ С УСПЕШНОСТЬЮ ОБУЧЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОТИВАЦИИ 17
2.1. Планируемая выборка 17
2.2. Методы исследования 17
2.3. Процедура 18
2.4. Предполагаемые результаты 18
2.5. Обсуждение результатов 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 22
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 26
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 30


В образовательном процессе одной из главных задач является успешность учащегося. Проблема низкой успеваемости школьников изучалась во многих психолого-педагогических работах, вследствие было выявлено, что многие факторы связаны с успешностью обучения, такие как мотивация, когнитивные способности, особенности саморегуляции и самооценка (Ширяев, 2016; York, Gibson, Rankin, 2015; Brigman, Campbell, 2003). Ряд исследовательских работ подтверждает, что мотивация играет большую роль в успешности обучения (Дериш, Пузырёва, 2018; Тарасова, 2023, Салменкова, 2021). Ряд других исследовательских работ был направлен не только на мотивационные, эмоциональные, когнитивные способности школьников, но и на личностные факторы, поскольку черты отдельного человека могут также оказывать влияние на успеваемость (Mammadov, 2021; Кочергина, Най, Орёл, 2013). В последнее время модель «Большая Пятерка» стала вызывать широкий интерес среди психологов и педагогов, так как взаимосвязи между чертами личности и поведением учеников в академической среде могут оказаться значимыми для психологического и педагогического знания. Пятифакторная модель является таксономией черт личности. Основана на лексической гипотезе: описание индивидуальных различий между людьми закодированы в языке. Модель была выведена путем эмпирических исследований и включает в себя пять диспозиций: доброжелательность, нейротизм, экстраверсия, открытость опыту и сознательность (Витко, Калугин, Щебетенко, 2022).
В данной работе будут рассматриваться только две черты из пятифакторной модели: доброжелательность и открытость новому опыту, так как по результатам исследования эти два фактора являются наиболее противоречивыми. Черта добросовестности является стабильным и устойчивым предиктором успеваемости, она проявляется в каждом исследовании и несомненно вносит вклад в успешность обучения (Мишкевич, 2021; Новикова, Мальцева, Гридунова, 2017; Моросанова, Фомина, Ованесбекова, 2018). Черты нейротизма и экстраверсии не имеют статистической значимости и корреляции с успеваемостью (Mammadov, 2021; Seman, Ismail, 2019; John, John, Rao, 2020). Черты открытости новому опыту, с одной стороны оказывалась значимым фактором, что объясняется стремлением школьников познавать новое и проявлять интерес к учебной деятельности (Мишкевич, 2021; Моросанова, Фомина, Ованесбекова, 2018). С другой стороны открытость новому опыту имела незначительную связь или совсем никакой корреляции с успеваемостью, что тоже можно объяснить излишней любознательностью школьников, фиксирующихся на не совсем нужных знаниях, из-за чего показатели успешности у них снижаются (Моросанова, Фомина, Ованесбекова, 2018). Черта доброжелательности оказывалась значимым фактором и незначимым фактором одновременно (Mammadov, 2021; Seman, Ismail, 2019). Социальные отношения важны для учебной деятельности, так как школьники взаимодействуют с учителями, одноклассниками и администрацией. Однако, успешная коммуникация не гарантирует усвоение учащимся необходимых навыков и знаний. В связи с этим возникает противоречие в имеющихся результатах.
Проблема исследования: какова взаимосвязь показателей черт доброжелательности и открытости новому опыту с успешностью обучения старшеклассников с разным уровнем академической мотивации?
Объект: доброжелательность и открытость новому опыту.
Предмет: взаимосвязь показателей черт доброжелательности и открытости новому опыту с успешностью обучения старшеклассников с разным уровнем академической мотивацией.
Цель: выявить взаимосвязь показателей черт доброжелательности и открытости новому опыту с успешностью обучения старшеклассников с разным уровнем академической мотивацией.
Задачи:
1. Провести литературный обзор подходов к понимаю доброжелательности и открытости новому опыту в контексте диспозициональной модели личности «Большая пятерка» и определить понятия доброжелательности, открытости новому опыту и мотивации, как предикторов академической успеваемости.
2. Проанализировать актуальные эмпирические исследования взаимосвязи доброжелательности и открытости новому опыту с успешностью обучения у старшеклассников с разной академической мотивацией.
3. Разработать план эмпирического исследования, направленный на выявление взаимосвязи доброжелательности и открытости новому опыту с успешностью обучения старшеклассников с разным уровнем академической мотивацией.
4. Сделать выводы о предполагаемых результатах взаимосвязи доброжелательности и открытости новому опыту с успешностью обучения с разным уровнем академической мотивации.
Гипотезы исследования:
1) Существует прямая связь между такими диспозициональными чертами личности как доброжелательность и открытость новому опыту с успешностью обучения у старшеклассников с высоким уровнем внутренней академической мотивации.
Согласно исследованию, проведенному Кочергиной Е. В., Най Дж. В. К., Орел Е. А., такие черты как доброжелательность, открытость новому опыту и нейротизм в наибольшей степени коррелировали с успешностью обучения студентов. В исследовании приняли участие 176 студентов Российского Нижегородского вуза, успешность обучения мерилась результатами Единого Государственного Экзамена, который студенты сдавали, будучи учениками 11-ых классов (Кочергина, Най, Орёл, 2013). Другое исследование Дериш Ф.В. и Пузыревой Л.О. на выборке из 124 студентов Пермского вуза демонстрирует положительную корреляцию между высоким уровнем внутренней академической мотивации и успешностью обучения студентов (Дериш, Пузырёва, 2018). Исходя из этих данных можно предположить, что существует прямая связь между такими чертами как доброжелательность и открытость опыту с успешностью обучения у старшеклассников с высоким уровнем внутренней академической мотивации.
2) Показатели доброжелательности и открытости новому опыту положительно коррелируют с успешностью обучения у старшеклассников с высоким уровнем внутренней мотивации.
Поскольку результаты исследований расходятся между собой, необходимо обратить внимание на проведенный американским психологом мета-анализ более 200 исследований взаимосвязи диспозициональных черт личности с успешностью обучения. Им было показано, что сознательность, доброжелательность и открытость опыту наиболее коррелировали с успеваемостью (Mammadov, 2021). Другое исследование Тарасовой Л.Е., направленное на выявление личностных особенностей у студентов с разным типом мотивации, показало, что внутренняя академическая мотивация положительно коррелирует с открытостью и общительностью, в рамках нашего исследования можно сказать, что общительность входит в черту доброжелательности (Тарасова, 2023). На этом основании будет логичным предположить, что школьники с высоким уровнем внутренней мотивации будут демонстрировать положительную корреляцию доброжелательности и открытости опыту с успешностью обучения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В рамках работы были рассмотрены подходы к понимаю пятифакторной модели, более сфокусированное внимание получили такие черты личности как доброжелательность и открытость новому опыту. Были рассмотрены подходы к понимаю успешности обучения и факторы, влияющие на успеваемость учащихся.
В данном исследовании был предложен дизайн эмпирического исследования, которое может быть проведено для выявления взаимосвязи между доброжелательностью
и открытостью опыту с успешностью обучения у старшеклассников с разным типом академической мотивации.
Если выдвинутое предположение будет подтверждено в результате эмпирического исследования, то будут получены ценные данные для практического применения
в образовательном школьном процессе.



1. Витко Ю. С., Калугин А. Ю., Щебетенко С. А. Многообразие структур черт личности //Социальные и гуманитарные науки: теория и практика. – 2022. – №. 1 (6). – С. 183-193.
2. Воронкова Я.Ю. «Большая пятерка» или пятифакторная модель личности / Я.Ю. Воронкова, О.М.Радюк, И.В.Басинская // Смысл, функции и значение разных отраслей практической психологии в современном обществе: сборник научных трудов / под ред. Е. Н. Ткач. – Хабаровск: Изд-во Тихоокен. гос. ун-та, 2017. - С. 39–45
3. Гордеева Т.О. Шкалы внутренней и внешней академической мотивации школьников [Электронный ресурс] / Т. О. Гордеева, О. А. Сычев, В. В. Гижицкий, Т. К. Гавриченкова // Психологическая наука и образование. – 2017. – Том 22. – № 2. – С. 65–74. – Режим доступа: doi:10.17759/pse.2017220206 (дата обращения: 10.04.2024)
4. Дериш Ф. В. Вклад черт личности и академической мотивации в успешность обучения [Электронный ресурс] / Ф. В. Дериш, Л. О. Пузырёва // Вестник ПГГПУ. Психологические и педагогические науки – 2018. – №. 1. – С. 39–54. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vklad-chert-lichnosti-i-akademicheskoy-motivatsii-v-uspeshnost-obucheniya (дата обращения: 30.01.2024)
5. Калугин А. Ю. Психометрика русскоязычной версии Big Five Inventory-2 [Электронный ресурс] / А. Ю. Калугин, С. А. Щебетенко, А. М. Мишкевич, К. Дж. Сото, О. П. Джон // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2021. – Т. 18. – № 1. – С. 7–33. –Режим доступа: 10.17323/1813-8918-2021-1-7-33 (дата обращения: 23.04.2024)
6. Кочергина Е. В. Факторы «Большой пятерки» как психологические предикторы академической успеваемости студентов вузов [Электронный ресурс] / Е. В. Кочергина, Дж. В. К. Най, Е. А. Орёл // Психологические исследования. — 2013. — Т. 6. — № 27. — С. 1— 14. — Режим доступа: https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/723 (дата обращения: 03.03.2024)
7. Курапова Т. Ю. Психологические факторы успешности обучения школьников [Электронный ресурс] // Ученые записки ЗабГУ. Серия: Педагогические науки. — 2011. — №5. — С. 223—225. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-faktory-uspeshnosti-obucheniya-shkolnikov (дата обращения: 03.04.2024)
8. Меньшикова Е. А. Психолого-педагогические аспекты успешности обучения [Электронный ресурс] // Вестник ТГПУ. — 2007. — №10. — С. 59–64. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-aspekty-uspeshnosti-obucheniya (дата обращения: 14.03.2024)
9. Мишкевич А. М. Взаимосвязь личностных особенностей и учебной успеваемости старшеклассников // Психолого-педагогические исследования. — 2021. — Том 13. — № 1. — С. 101–116.
10. Мишкевич А. М. Об использовании русскоязычной версии Вопросника Большой Пятерки (Big Five Inventory) при изучении подростков // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. —2016. — Вып. 1(25). — С. 92-101.
11. Мишкевич А. М. Черты личности как предиктор учебной успеваемости старшеклассников //Актуальные проблемы психологического знания. – 2015. – №. 3. – С. 69-79.
12. Моросанова В. И. Взаимосвязь осознанной саморегуляции, мотивации и личностных диспозиций с успеваемостью школьников / В. И. Моросанова, Т. Г. Фомина, М. Л. Ованесбекова // ВЕСТНИК РФФИ. Гуманитарные и общественные науки. - Москва: Российский фонд фундаментальных исследований, 2018. №2. – С. 124–133
13. Новикова И. А. Личностные факторы и академическая успеваемость старшеклассников и студентов / И.А. Новикова, Ю.М. Мальцева, М.В. Гридунова // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы: материалы X Международной научно-практической конференции / под ред. В. И. Казаренков. – Москва: РУДН, 2017. – C. 156–160
14. Салменкова М. В. Специфика формирования мотивационно-личностных аспектов деятельности человека / М. В. Салменкова // Modern Science. – 2021. – № 4–1. – С. 387–392.
15. Тарасова Л. Е. Личностные особенности студентов с разными типами мотивации [Электронный ресурс] // Ученые записки университета Лесгафта. – 2023. – №. 5. – С. 533–537. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostnye-osobennosti-studentov-s-raznymi-tipami-akademicheskoy-motivatsii (дата обращения: 26.01.2024)
16. Ширяев Е.А. К вопросу о критериях и показателях успешности обучения учащихся [Электронный ресурс] / Е. А. Ширяев // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. — 2016. — №14. — С. 168–173. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-kriteriyah-i-pokazatelyah-uspeshnosti-obucheniya-uchaschihsya (дата обращения: 10.03.2024)
17. Brigman G. Helping Students Improve Academic Achievement and School Success Behavior [Электронный ресурс] / G. Brigman, C. Campbell // Professional School Counseling, Sage Publications, Inc. —2003. — Vol. 7. — № 2. – С. 91–98. Режим доступа: https://www.jstor.org/stable/42732548 (дата обращения: 03.03.2024)
18. De Feyter T. Unraveling the impact of the Big Five personality traits on academic performance: The moderating and mediating effects of self-efficacy and academic motivation / T. De Feyter, R. Caers, C. Vigna, D. Berings // Learning and Individual Differences. – 2012. – Vol.22. – I. 4. – С. 439–448.
19. De Raad B. The Big Five Personality Factors: The psycholexical approach to personality. / Boele de Raad - Hogrefe & Huber Publishers, 2000. – С. 125
20. John O. P. Paradigm shift to the integrative Big Five trait taxonomy: History, measurement, and conceptual issues. Handbook of personality: Theory and research / O. P. John, L. P. Naumann, C. J. Soto – New York: Guilford Press, 3rd ed., 2008. – С. 114–158
21. John O. P. The Big Five Trait taxonomy: History, measurement, and theoretical perspectives. Handbook of personality: Theory and research / O. P. John, S. Srivastava – New York: Guilford Press, 1999. – С. 102–138
22. John R. The big five personality traits and academic performance / R. John, R. John, Z. Rao // Journal of Law & Social Studies. – 2020. – Vol.2. – № 1. – С. 10–19.
23. Mammadov S. Big Five personality traits and academic performance: A meta-analysis // Journal of Personality – 2021. – Vol.90. – № 2. – С. 222–255.
24. McCrae R. R. A five-factor theory of personality / R. R. McCrae, P. T. Jr. Costa // Handbook of personality: Theory and research. – New York: Guilford, 2nd ed., 1999. – C. 139–153
25. Seman K. Big five personality traits on academic performance among foundation students [Электронный ресурс] / K. Seman, Z. Ismail // Asian social science and humanities research journal. – 2019. – Vol.1. – № 2. – С. 26–33. – Режим доступа: https://doi.org/10.37698/ashrej.v1i2.15 (дата обращения: 21.04.2024)
26. Soto C. J. Five-factor model of personality / C. J. Soto, J. J. Jackson // Oxford Bibliographies in Psychology. – New York, 2020. – C. 1–28
27. Soto C. J. The next Big Five Inventory (BFI-2): Developing and assessing a hierarchical model with 15 facets to enhance bandwidth, fidelity, and predictive power. / C. J. Soto, O. P. John // Journal of Personality and Social Psychology. – 2017. – 113(1). – С. 117–143.
28. Wiggins J.S. The Five-Factor Model of Personality / Jerry. S. Wiggins. – New York: Guilford Press, 1996. – С. 209
29. York T. T. Defining and Measuring Academic Success [Электронный ресурс] / T. T. York, C. Gibson, S. Rankin // Practical Assessment, Research, and Evaluation—2015. — Vol. 20(1). — A. 5. – С. 1–20. Режим доступа: https://doi.org/10.7275/hz5x-tx03 (дата обращения: 10.03.2024)

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ