Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (Многопрофильная Академия непрерывного образования)

Работа №151295

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы73
Год сдачи2024
Стоимость2200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: Бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска «Детский сад компенсирующего вида № 245».
Выборка: 10 детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет.
Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 7
1.1. Понятие грамматический строй речи» в научной литературе 7
1.2. Механизмы формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 13
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ 22
2.1. Организация и методики исследования 22
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 28
ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ 39
3.1. Теоретические основы формирующего эксперимента 39
3.2. Реализация комплекса упражнений по формированию грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня 44
3.3. Анализ результатов контрольного этапа исследования 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 71

Актуальность исследования. Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребёнка. Значимость речевого развития дошкольников подтверждается и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, в котором выделена образовательная область «Речевое развитие»
Освоение ребенком грамматическим строем языка имеет большое значение, так как только морфологически и синтаксически оформленная речь может быть понятна собеседнику и может служить для него средством общения со взрослыми и сверстниками. Усвоение грамматических норм языка способствует тому, что речь ребенка начинает выполнять наряду с функцией общения функцию сообщения, когда он овладевает монологической формой связной речи. Синтаксис играет особую роль в формировании и выражении мысли, т.е. в развитии связной речи. Овладение грамматически правильной речью оказывает влияние на мышление ребенка. Он начинает мыслить более логично, последовательно, обобщать, правильно излагать свои мысли, что оказывает огромное влияние и на общее развитие ребенка, обеспечивая ему переход к изучению языка в школе. Особое внимание необходимо уделять развитию грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР).
Изучение нарушений грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР является актуальной темой для логопедии и психолингвистики по нескольким причинам. Во-первых, ранняя диагностика и коррекция грамматических нарушений у детей с ОНР позволяет значительно улучшить их речевое развитие и общую коммуникабельность. Это напрямую влияет на успешность их дальнейшего обучения и социализации. Во-вторых, недоразвитие грамматического строя речи может приводить к различным вторичным отклонениям, таким как трудности в обучении грамоте, чтению и письму. Понимание и коррекция этих нарушений способствует предотвращению подобных проблем. В-третьих, исследования в данной области помогают глубже понять механизмы речевого развития и его отклонений. Это позволяет развивать более эффективные методы диагностики и коррекции речевых нарушений у детей. В-четвертых, разработка и внедрение индивидуализированных программ коррекции, учитывающих специфические особенности грамматических нарушений у детей с ОНР, способствуют более результативной логопедической работе. И, наконец, дети с ОНР, получающие своевременную и адекватную помощь по коррекции речевых нарушений, имеют больше шансов успешно интегрироваться в общеобразовательные учреждения, что улучшает их будущее социальное и профессиональное положение.
Проблема формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста отражена в работах А.Н. Гвоздева, А.Г. Арушановой, Г.Н. Бавыкиной и др. В своих трудах А.Н Гвоздев подчеркивал важность систематизированного подхода к изучению детского речевого развития и влияние языковой среды на формирование грамматических навыков. А.Г. Арушанова специализировалась на психолингвистике и проблемах речевого развития. В её исследованиях внимание акцентируется на понимании и использовании детьми грамматических правил. Г.Н. Бавыкина уделяла внимание методикам обучения, которые способствуют осознанному освоению грамматических структур. Особенности нарушений грамматического строя речи у дошкольников с ОНР определены Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, Н.В. Федоровой и др. Проблемы формирования грамматического строя речи у дошкольников с ОНР проанализированы Т.Н. Васильевой, С.Н. Викжанович, Л.И. Захаровой и др.
Объектом исследования является процесс формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предметом исследования являются условия формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Цель исследования заключается в изучении теоретических и методических аспектов формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: предполагается, что нарушения в развитии грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР можно преодолеть, если:
- будут созданы специальные условия для развития и коррекции нарушений в развитии грамматического строя речи детей дошкольного возраста с ОНР;
- будут подобраны дидактические игры и упражнения, направленные на коррекцию нарушений в развитии грамматического строя речи детей дошкольного возраста с ОНР;
- будет в коррекционной работе учтены возрастные и индивидуальные особенности развития детей дошкольного возраста с ОНР.
Цель и гипотеза исследования определили необходимость решения следующих задач:
1) Дать общую характеристику понятию «грамматическая сторона речи.
2) Описать механизмы формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
3) Разработать и апробировать комплекс упражнений по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
4) Определить эффективность разработанного комплекса упражнений в преодолении нарушений грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в экспериментальном исследовании.
В ходе исследования использовались методы, которые определялись в соответствии с целью и задачами работы: теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, методы аналогии и классификации, синтез и обобщение; эмпирические: тестирование, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы).
База исследования: Бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска «Детский сад компенсирующего вида № 245».
Структура исследования: ВКР состоит из введения, трех глав, заключения и списка информационных источников. Общий объем (без приложений) ВКР составляет 70 страниц. Работа включает 2 приложения, 52 информационных источника, 7 таблиц и 9 рисунков.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


С целью решения первой задачи исследования на основе анализа научной литературы была дана общая характеристика понятию «грамматическая сторона речи». Выводом явилось то, что грамматическая сторона речи представляет собой фундаментальную составляющую любого языка, которая обеспечивает структурную и логическую целостность высказываний. Она включает в себя правила морфологии и синтаксиса, которые регулируют изменения формы слов и построение предложений соответственно. Морфология фокусируется на внутренней структуре слов и их изменяемости, касаясь таких аспектов, как склонение, спряжение, образование слов и их частей. Синтаксис же определяет, как слова объединяются в предложения и как эти предложения организуются в более сложные структуры текста.
Изучение механизмов формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в ходе решения второй задачи исследования позволило заключить, что процесс формирования грамматического строя речи у детей с ОНР представляет собой сложное и многогранное явление, связанное с множеством факторов. Освоенность лексики, семантики, звукослоговой структуры слова и речевых моделей играет ключевую роль в этом процессе. Недостаток этих компетенций приводит к возникновению аграмматизмов, что значительно усложняет построение правильных предложений. Основной механизм возникновения аграмматизмов кроется в трудностях выделения морфем и соотнесения их значений со звуковыми образами. Это затруднение тормозит процесс усвоения грамматического строя, требуя поиска альтернативных путей. Такой поисковой процесс включает в себя стратегию усвоения слов в целостном виде и стратегию анализа и синтеза, направленную на расщепление слов на морфемы. Интересной особенностью является параллельное функционирование этих двух стратегий. Однако, у детей с ОНР процесс анализа и синтеза идет ощутимо медленнее, чем у их сверстников с речевым развитием в норме. Это замедление требует дополнительных усилий и методик, направленных на комплексное развитие грамматического строя речи, обеспечивая основу для дальнейшего успешного речевого развития.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы, что явилось решением третьей задачи исследования, было проведено экспериментальное исследование. Констатирующий этап позволил заключить, что у 60% старших дошкольников с ОНР III уровня средний уровень сформированности грамматической стороны речи, у 40% – низкий уровень. Поэтому был подобран и апробирован в развивающей работе с дошкольниками ОНР III уровня комплекс упражнений по преодолению нарушений в грамматической стороне речи.
В ходе контрольного этапа исследования уровней сформированности грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, который был направлен на решение четвертой задачи исследования, были выявлены значительные изменения. Наиболее существенной характеристикой стало отсутствие высокого уровня у всех детей. Однако положительная динамика выявлена. Среди 10 обследованных детей 90% (9 человек) показали средний уровень сформированности грамматической стороны речи, что представляет собой значительный прирост на 30% по сравнению с предыдущими данными. Даже один ребенок с низким уровнем продемонстрировал определенные успехи, благодаря чему была образована основа для более индивидуализированного подхода в дальнейшем. Несмотря на положительные результаты, остаются трудности в использовании определенных морфологических категорий. Дети испытывают затруднения, когда речь идет о преобразовании глаголов из имен прилагательных, а также при использовании сложных предлогов для связи слов в предложении. Тем не менее, они стали более уверенными в своих высказываниях, которые носят самостоятельный и развернутый характер.
Итак, в ходе проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации. – Москва : Просвещение, 2022.– 50 с.
2. Федеральная образовательная программа дошкольного образования (ФОП ДО). Приказ Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://madou59.ru/wp-content/uploads/2022/12/federalnaja-obrazovatelnaja-programma-doshkolnogo-obrazovanija.pdf (Дата обращения: 28.05.2024 г.)
3. Алексеева М.М. Методика развития речи дошкольников. – М.: АСТ, 2011. – 328 с.
4. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. – М.: Алитейа, 2015. – 268 с.
5. Бавыкина Г.Н. Формирование словаря детей дошкольного возраста. – Комсомольскна Амуре: Слово, 2013. – 215 с.
6. Баженова Ю.А. Особенности навыков словоизменения дошкольников с общим недоразвитием речи // Вестник Мининского университета. – 2020. – Т. 8. – № 2 (31). – С. 7.
7. Баранова И.С. Проблемы формирования грамматических категорий у дошкольников с ОНР // Современные исследования в педагогике и психологии. – 2020. – № 6 (54). – С. 78-84.
8. Борисова Е.А. Изучение и развитие грамматического строя речи дошкольников с общим недоразвитием речи // В сборнике: V Международный научно-образовательный форум «Хэйлунцзян – Приамурье». Сборник материалов Международной научной конференции. – Биробиджан, 2023. – С. 533-540.
9. Бурлакова С.В. Исследование грамматических нарушений у дошкольников с ОНР // Вестник логопедии. – 2021. – № 3. – С. 45-52.
10. Васильева Т.Н. Эффективные методы коррекции грамматических нарушений у детей // Логопед в детском саду. – 2020. – № 5. – С. 34-42.
11. Васильева Т.Н. Особенности морфологического развития речи у детей с ОНР // Вопросы психолингвистики. – 2021. – Т. 2. – № 10. – С. 35-42.
12. Васильева К.А. Изучение грамматического строя речи детей среднего и старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи // Педагогика. Вопросы теории и практики. – 2022. – Т. 7. – № 2. – С. 190-200.
13. Векшин Н.Н. Грамматика русского языка. – М.: Огни, 2016. – 263 с.
14. Викжанович С.Н. Характеристика системного недоразвития речи у детей дошкольного возраста // Современные исследования социальных проблем. – 2017. – № 9. – С. 306-323.
15. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2011. – 165 с.
16. Волкова Г.А. Методика динамического обследования детей с нарушениями речи / Г.А. Волкова, М.А. Илюк. – СПб.: Нева, 2012. – 174 с.
17. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Азбука, 2011. –318 с.
18. Громова Е.А. Диагностика общего недоразвития речи у дошкольников // Теория и практика логопедии. – 2022. – № 2. – С. 27-36.
19. Егорова М.В. Методы формирования грамматического строя речи у дошкольников с ОНР // Научные труды Международного форума по логопедии. – 2020. – С. 156-161.
20. Зайцева О.П. Особенности грамматического строя речи дошкольников с ОНР и пути его коррекции // Логопедический вестник. – 2021. – № 4. – С. 45-53.
21. Захарова Л.И. Особенности грамматического строя речи у детей с ОНР // Логопедическое образование. – 2023. – № 4. – С. 56-64.
22. Зикеев А.Г. Практическая грамматика на уроках русского языка. 4-7 кл. В 4-х ч. Ч.1. Лексика. Состав слова и словообразование. Имя существительное. Имя прилагательное. – М.: Владос, 2007. – 159 c.
23. Иванова Н.Г. Влияние логопедических занятий на формирование грамматических навыков у детей с ОНР // Журнал практической логопедии. – 2023. – № 2 (22). – С. 68-75.
24. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика дошкольников. – СПб.: Каро, 2012. – 316 с.
25. Кобелева Е.И. Коррекция нарушений грамматического строя речи у дошкольников // Вестник логопедии и специализации. – 2020. – № 8. – С. 101-108.
26. Ковшиков В.А. Психолингвистика: теория речевой деятельности. – М.: АСТ, Астрель. 2017. – 24 с.
27. Кожевникова А.П. Проблемы грамматических нарушений речи // Логопедия и психология. – 2020. – № 6. – С. 39-47.
28. Колесов В.В. Историческая грамматика русского языка: Учебное пособие. – М.: Academia, 2018. – 608 c.
29. Кузнецова Н.Г. Грамматические нарушения у дошкольников и пути их коррекции // Вопросы логопедической практики. – 2023. – № 2. – С. 50-59.
30. Лалаева Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – М.: Академия, 2015. – 287 с.
31. Лебедева О.В. Логопедическая работа с детьми с ОНР // Логопедические исследования. – 2022. – № 5. – С. 30-38.
32. Лямина Г.М. Формирование речевой деятельности (старший дошкольный возраст) //Дошкольное воспитание. – 2005. – №9. – С. 49-55.
33. Львов М.Р. Основы теории речи. – М.: Академия, 2016. – 311 с.
34. Макарова Н.В. Технологии коррекционной работы с дошкольниками с ОНР // Научные исследования логопедии. – 2021. – № 4. – С. 19-27.
35. Макарова Н.В. Грамматические ошибки у детей с нормальным и нарушенным речевым развитием // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 5. – С. 248.
36. Милославский И.Г. Краткая практическая грамматика русского языка. – М.: КД Либроком, 2015. – 288 c.
37. Николаева А.А. Диагностика и коррекция грамматического строя речи у дошкольников // Логопедический журнал. – 2020. – № 3. – С. 42-49.
38. Петрова Ю.Н. Коррекционная работа с детьми с ОНР // Актуальные проблемы логопедии. – 2023. – № 3. – С. 44-52.
39. Руденко В.И. Логопедия: практическое пособие. – Изд. 10-е – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 287 с.
40. Серебрякова Н.В. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения / Н.В. Серебрякова, Л.С. Соломаха. – СПб.: Детство-пресс, 2011 – 240 с.
41. Сидорова Л.А. Опыт работы с дошкольниками с ОНР // Логопедическая практика. – 2020. – № 4. – С. 28-36.
42. Сидорова Л.А. Изучение формирования грамматического строя речи у детей с ОНР // Вопросы педагогической диагностики. – 2020. – № 2. – С. 44-51.
43. Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. – М.: Академия, 2016. – 388 с.
44. Соботович Е.Ф. Недостатки звукопроизношения у детей дошкольного возраста и методы их преодоления. – М.: Инфра-М, 2013. – 456 с.
45. Тарасова Е.Н. Грамматический строй речи и его нарушения у дошкольников // Журнал логопедических исследований. – 2023. – № 6. – С. 47-54.
46. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М.: Изд-во института психотерапии, 2001. – 240 с
47. Федорова Н.В. Психолого-педагогические аспекты формирования грамматического строя речи у детей с ОНР // Логопедия и психология развития. – 2021. – Т. 2. – С. 109-116.
48. Филимонова О.Ю. Развитие словаря дошкольника в играх: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2013. – 128 с.
49. Шахнарович А.М. Проблема формирования языковой способности // Человеческий фактор в языке. Язык и порождение речи. – М.: Инфра-М, 2013. –741 с.
50. Шашкина Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова. – М.: Мозаика-Синтез, 2013. – 236 с.
51. Шевченко И.В. Развитие грамматических навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи: методики и результаты // Детская психология и коррекционная педагогика. – 2023. – № 3 (19). – С. 36-43.
52. Цейтлин С.Н. Усвоение языка // Современная американская лингвистика. Фундаментальные направления. – М.: АСТ, 2010. – 526 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ