Уголовно - правовая характеристика преступления, предусмотренного ст. 156 УК РФ
|
Введение 3
1.1. Объект неисполнения обязанностей по воспитанию
несовершеннолетнего 6
1.2. Объективная сторона неисполнения обязанностей по воспитанию
несовершеннолетнего 24
Глава 2. Субъективные признаки неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего 43
2.1. Субъект неисполнения обязанностей по воспитанию
несовершеннолетнего 43
2.2. Субъективная сторона неисполнения обязанностей по воспитанию
несовершеннолетнего 57
Глава 3. Соотношение неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего с другими уголовно-правовыми нормами 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.1. Объект неисполнения обязанностей по воспитанию
несовершеннолетнего 6
1.2. Объективная сторона неисполнения обязанностей по воспитанию
несовершеннолетнего 24
Глава 2. Субъективные признаки неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего 43
2.1. Субъект неисполнения обязанностей по воспитанию
несовершеннолетнего 43
2.2. Субъективная сторона неисполнения обязанностей по воспитанию
несовершеннолетнего 57
Глава 3. Соотношение неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего с другими уголовно-правовыми нормами 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Выбранная мною тема выпускной квалификационной работы является достаточно актуальной. Во все времена и для любой нации дети являлись главной ценностью. И в то же время они являются самым незащищенным слоем общества, которое стремится максимально защитить российское законодательство.
К сожалению, в современном мире участились случаи жестокого обращения с детьми в семье и в образовательно-воспитательных учреждениях со стороны лиц, на которых возложено воспитание, духовное и нравственное развитие, содержание и контроль за детьми. В свою очередь, постоянное физическое и психическое насилие над детьми отрицательно влияет на личностное, эмоциональное и поведенческое развитие ребенка, может вызвать саморазрущающее и асоциальное поведение.
Вместе с тем, согласно информации Генеральной прокуратуры Российской Федерации с 2008 по 2019 г. количество выявленных нарушений законов в сфере неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетних снизилось с 5 877 фактов до 1 491.
Такое снижение было обусловлено, во-первых, демографическим кризисом: позитивная динамика прироста населения (без учета миграции) в период с 2010 по 2017 г. отмечена только в 2013 г., но в целом в рассматриваемом периоде она носит негативный характер; во-вторых, высоким уровнем латентности данного преступления, в-третьих, сложностью конструкции состава рассматриваемого преступления.
Для преступлений, предусмотренных ст. 156 УК РФ, свойственна высокая степень латентности, так как данное деяние совершается лицами, на которых законом возложена обязанность по воспитанию несовершеннолетнего и контролем за ним. Очень часто правоохранительным органам неизвестно о жестоком обращении с ребенком, сопряженном с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей по воспитанию. При установлении же таких фактов, бывает недостаточно данных, чтобы установить все обстоятельства преступления. Данная проблема имеется из-за особого статуса потерпевшего. Несовершеннолетний ребенок нередко не только не сообщает, но скрывает факты жестокого с ним обращения.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей родители и иные лица могут быть привлечены к различным видам ответственности: и административной, и гражданско-правовой. Однако наиболее юридически значимой, несомненно, остается уголовная ответственность.
Вместе с тем, в правоприменительной деятельности возникает немало проблем с толкованием признаков состава данного преступления, которое не нашло однозначного подхода и в доктрине уголовного права. Все названное обуславливает актуальность выбранной для исследования темы.
Целью исследования является глубокое изучение уголовно-правовой характеристики неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего.
Для достижения указанной цели необходимо решить такие задачи:
1. Изучить объективные признаки неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего
2. Изучить субъективные признаки неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего
3. Выявить основные проблемы, возникающие при квалификации ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетних.
4. Рассмотреть соотношение неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего с другими уголовно-правовыми нормами
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере обеспечения надлежащего исполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетних лицами, на которых законом возложены такие обязанности.
Предметом исследования выступают нормы уголовного и регулятивного законодательства, правоприменительная практика, учебные и научные публикации, статистические данные.
Теоретическая база выпускной квалификационной работы представлена трудами российских специалистов в области уголовного и семейного права, педагогики и психологии. При этом следует особо выделить труды таких отечественных ученых, как Ю.Е. Пудовочкина, Т.А., Гуль Н.В Э.И. Челябовой, труды таких цивилистов России как Н.В. Полосина, С. Фридинского, С., Чапурк и других.
Эмпирическую базу исследования составили опубликованные и размещенные в электронно-правовых системах «СудАкт» и «ГАС РФ «Правосудие»» материалы судебной практики судов различных инстанций, в также правоприменительная практика судов Красноярского края.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
К сожалению, в современном мире участились случаи жестокого обращения с детьми в семье и в образовательно-воспитательных учреждениях со стороны лиц, на которых возложено воспитание, духовное и нравственное развитие, содержание и контроль за детьми. В свою очередь, постоянное физическое и психическое насилие над детьми отрицательно влияет на личностное, эмоциональное и поведенческое развитие ребенка, может вызвать саморазрущающее и асоциальное поведение.
Вместе с тем, согласно информации Генеральной прокуратуры Российской Федерации с 2008 по 2019 г. количество выявленных нарушений законов в сфере неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетних снизилось с 5 877 фактов до 1 491.
Такое снижение было обусловлено, во-первых, демографическим кризисом: позитивная динамика прироста населения (без учета миграции) в период с 2010 по 2017 г. отмечена только в 2013 г., но в целом в рассматриваемом периоде она носит негативный характер; во-вторых, высоким уровнем латентности данного преступления, в-третьих, сложностью конструкции состава рассматриваемого преступления.
Для преступлений, предусмотренных ст. 156 УК РФ, свойственна высокая степень латентности, так как данное деяние совершается лицами, на которых законом возложена обязанность по воспитанию несовершеннолетнего и контролем за ним. Очень часто правоохранительным органам неизвестно о жестоком обращении с ребенком, сопряженном с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей по воспитанию. При установлении же таких фактов, бывает недостаточно данных, чтобы установить все обстоятельства преступления. Данная проблема имеется из-за особого статуса потерпевшего. Несовершеннолетний ребенок нередко не только не сообщает, но скрывает факты жестокого с ним обращения.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей родители и иные лица могут быть привлечены к различным видам ответственности: и административной, и гражданско-правовой. Однако наиболее юридически значимой, несомненно, остается уголовная ответственность.
Вместе с тем, в правоприменительной деятельности возникает немало проблем с толкованием признаков состава данного преступления, которое не нашло однозначного подхода и в доктрине уголовного права. Все названное обуславливает актуальность выбранной для исследования темы.
Целью исследования является глубокое изучение уголовно-правовой характеристики неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего.
Для достижения указанной цели необходимо решить такие задачи:
1. Изучить объективные признаки неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего
2. Изучить субъективные признаки неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего
3. Выявить основные проблемы, возникающие при квалификации ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетних.
4. Рассмотреть соотношение неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего с другими уголовно-правовыми нормами
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере обеспечения надлежащего исполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетних лицами, на которых законом возложены такие обязанности.
Предметом исследования выступают нормы уголовного и регулятивного законодательства, правоприменительная практика, учебные и научные публикации, статистические данные.
Теоретическая база выпускной квалификационной работы представлена трудами российских специалистов в области уголовного и семейного права, педагогики и психологии. При этом следует особо выделить труды таких отечественных ученых, как Ю.Е. Пудовочкина, Т.А., Гуль Н.В Э.И. Челябовой, труды таких цивилистов России как Н.В. Полосина, С. Фридинского, С., Чапурк и других.
Эмпирическую базу исследования составили опубликованные и размещенные в электронно-правовых системах «СудАкт» и «ГАС РФ «Правосудие»» материалы судебной практики судов различных инстанций, в также правоприменительная практика судов Красноярского края.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
В ходе проведенного в данной дипломной работе исследования были рассмотрены основные элементы неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего как уголовно-правового явления.
Обязанности по воспитанию несовершеннолетних включают в себя соблюдение установленных законами и иными нормативными правовыми актами требований к способам воспитания несовершеннолетних и обращения с несовершеннолетними, исключающих возможность применения методов физического и психического насилия, пренебрежительного, жестокого, грубого, безнравственного, унижающего человеческое достоинство обращения, оскорбления и эксплуатации несовершеннолетних, ущемления их прав и законных интересов.
Основным объектом рассматриваемого преступления являются общественные отношения, обеспечивающие нормальное физическое, психическое и нравственное развитие несовершеннолетнего, складывающиеся в процессе осуществления прав и исполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителями и иными лицами, на которых возложены эти обязанности.
Объективная сторона рассматриваемого состава преступления состоит из двух альтернативных деяний, которые совершаются как путем бездействия, так и путем смешанного бездействия: в первом случае, это неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего; во втором - ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего. В диспозиции ст. 156 УК РФ установлено, что и то, и другое деяние должно быть соединено с жестоким обращением с потерпевшим. Однако использование данной статьи при уголовно-правовой оценке содеянного затрудняется отсутствием у правоприменителей четкого и полного представления о содержании понятия «жестокое обращение».
Рассматриваемое преступление признается оконченным с момента неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, соединенного с жестоким с ним обращением.
Субъект преступления - специальный. Им является вменяемое физическое лицо, достигшее возраста 16 лет, на котором лежит обязанность по воспитанию несовершеннолетнего. Рассматриваемое преступление может быть совершенно только с прямым умыслом. Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего может быть совершено только с прямым умыслом. Мотив и цель не влияют на квалификацию, но важны для индивидуализации наказания.
Для наступления уголовной ответственности необходимо, чтобы неисполнение либо ненадлежащее исполнение было сопряжено с жестоким обращением. Жестокое обращение оценочное понятие и может проявляться в физическом, психическом насилии, а также в применении иных недопустимых способов воспитания, не связанных с насилием
Применяя метод сравнения санкций ст. 156 и ст. 111, 112 и 115 УК, приходим к выводу, что ст. 156 УК охватываются причинение легкого и причинение среднего вреда здоровью несовершеннолетнего. Однако тяжкий вред здоровью ст. 156 не охватывается, следовательно, квалификация наступает по совокупности ст. 156 и 111 УК РФ.
Аналогично рассматриваемым составом охватываются преступления, предусмотренные ст. 116 и 119 УК РФ. Незаконное лишение свободы в отношении заведомо несовершеннолетнего и истязание заведомо несовершеннолетнего не охватываются ст. 156 УК РФ и требует квалификации по совокупности. Следует квалифицировать по совокупности ст.156 УК РФ и ст. 110 УК РФ (доведение до самоубийства), так как состав ст.156 УК РФ является формальным и последствия значения не имеют. А также объектом ст. 110 УК РФ является жизнь человека, в то время, как состав неисполнение обязанности по воспитанию несовершеннолетнего не предусматривает охрану жизни человека.
Обязанности по воспитанию несовершеннолетних включают в себя соблюдение установленных законами и иными нормативными правовыми актами требований к способам воспитания несовершеннолетних и обращения с несовершеннолетними, исключающих возможность применения методов физического и психического насилия, пренебрежительного, жестокого, грубого, безнравственного, унижающего человеческое достоинство обращения, оскорбления и эксплуатации несовершеннолетних, ущемления их прав и законных интересов.
Основным объектом рассматриваемого преступления являются общественные отношения, обеспечивающие нормальное физическое, психическое и нравственное развитие несовершеннолетнего, складывающиеся в процессе осуществления прав и исполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителями и иными лицами, на которых возложены эти обязанности.
Объективная сторона рассматриваемого состава преступления состоит из двух альтернативных деяний, которые совершаются как путем бездействия, так и путем смешанного бездействия: в первом случае, это неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего; во втором - ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего. В диспозиции ст. 156 УК РФ установлено, что и то, и другое деяние должно быть соединено с жестоким обращением с потерпевшим. Однако использование данной статьи при уголовно-правовой оценке содеянного затрудняется отсутствием у правоприменителей четкого и полного представления о содержании понятия «жестокое обращение».
Рассматриваемое преступление признается оконченным с момента неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, соединенного с жестоким с ним обращением.
Субъект преступления - специальный. Им является вменяемое физическое лицо, достигшее возраста 16 лет, на котором лежит обязанность по воспитанию несовершеннолетнего. Рассматриваемое преступление может быть совершенно только с прямым умыслом. Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего может быть совершено только с прямым умыслом. Мотив и цель не влияют на квалификацию, но важны для индивидуализации наказания.
Для наступления уголовной ответственности необходимо, чтобы неисполнение либо ненадлежащее исполнение было сопряжено с жестоким обращением. Жестокое обращение оценочное понятие и может проявляться в физическом, психическом насилии, а также в применении иных недопустимых способов воспитания, не связанных с насилием
Применяя метод сравнения санкций ст. 156 и ст. 111, 112 и 115 УК, приходим к выводу, что ст. 156 УК охватываются причинение легкого и причинение среднего вреда здоровью несовершеннолетнего. Однако тяжкий вред здоровью ст. 156 не охватывается, следовательно, квалификация наступает по совокупности ст. 156 и 111 УК РФ.
Аналогично рассматриваемым составом охватываются преступления, предусмотренные ст. 116 и 119 УК РФ. Незаконное лишение свободы в отношении заведомо несовершеннолетнего и истязание заведомо несовершеннолетнего не охватываются ст. 156 УК РФ и требует квалификации по совокупности. Следует квалифицировать по совокупности ст.156 УК РФ и ст. 110 УК РФ (доведение до самоубийства), так как состав ст.156 УК РФ является формальным и последствия значения не имеют. А также объектом ст. 110 УК РФ является жизнь человека, в то время, как состав неисполнение обязанности по воспитанию несовершеннолетнего не предусматривает охрану жизни человека.
Подобные работы
- УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЕ, ПРЕДУСМОТРЕННОЕ СТ. 156 УК РФ
Магистерская диссертация, криминология. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2018 - Мошенничество : специальные виды (Кемеровский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2019 - Мошенничество: специальные виды (Кемеровский государственный университет)
Курсовые работы, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 900 р. Год сдачи: 2018 - Уголовная ответственность за организацию преступного сообщества (преступной организации) по законодательству России, Беларуси и Украины: сравнительный анализ
Диссертация , . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ПРЕВЫШЕНИЕ ДОЛЖНОСТНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ (СТ. 286 УК РФ)
Магистерская диссертация, криминология. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2018 - Уголовно-правовая характеристика неуважения к суду, как одного из преступлений против правосудия
Курсовые работы, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2023 - Уголовно-правовая характеристика производства, хранения, перевозки либо сбыта товаров и продукции, выполнения работ или оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности (ст. 238 УК РФ)
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2020 - Уголовно-правовая характеристика незаконного предпринимательства
Курсовые работы, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2015 - Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей и нетрудоспособных родителей (ст. 157 УК РФ)
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016



