Введение 3
1 Теоретические аспекты социологического изучения представление студентов
Сибирского федерального университета о коррупции 6
1.1 Понятие коррупции и его характеристики в социологических
исследованиях 6
1.2 Анализ результатов социологических исследований представлений
молодежи о коррупции 16
2 Социологическое исследование «Представление студентов Сибирского
федерального университета о коррупции» 21
2.1 Методическое обоснование исследования 21
2.2 Анализ результатов 30
Заключение 49
Список использованных источников 52
Приложение А
За последние годы тема коррупции в России в условиях современных рыночных отношений и построения правового государства, несомненно, является актуальной. Это явление доросло до таких масштабов, что необходимо обратить серьезное внимание на данную проблему. Россия находится в десятке самых коррумпированных стран мира [1]. а фоне социального расслоения населения произошло и не менее глубокое социальное расслоение экономического пространства России, связанное с кратным увеличением масштабов криминализации и коррупции в экономике и во всей общественной жизни. Коррупция в наши дни стала одним из самых негативных явлений, а так же основным препятствием для экономического и политического роста. Она превратилась в реальную угрозу национальной безопасности страны, что стало толчком исследовать столь негативное и опасное для общества явление.
В Российской Федерации антикоррупционная политика является одним из самых главных направлений государственной политики. В 2016 году был принят ряд Федеральных законов «О противодействии коррупции», а так же Национальный план противодействия коррупции на 2018-2020 годы. Изучение данных нормативно правовых актов и других документов свидетельствует о том, что реализация заложенных в них мероприятий требует проведения социологических мониторингов диагностики и состояния этой проблемы.
Исследование представлений молодежи о проблеме коррупции в современной России, а так же ее отношения к данному явлению имеет прикладное значение с точки зрения прогнозов дальнейшего ее развития и разработки мер профилактики коррупции применительно к данной целевой группе. Студенческая молодежь-эта особая социальная-демографическая группа, включенная в структуру высшего профессионального образования и в силу этого способная дать более осознанную критическую оценку этому явлению.
Несмотря на значимость и актуальность данной проблемы, социологические журналы практически не публикуют статьи и исследования по данной теме. Поэтому проблема исследования заключается в отсутствии социологических данных о представлениях молодежи о коррупции.
Тема коррупции пронизывает всю нашу жизнь. Проблема коррупционного поведения является архиважной как в научном, так и в теоретическом плане, в связи с тем, что число коррупционных преступлений растет на протяжении последних десятилетий. Коррупция коснулся не только жизней взрослого населения, но и молодежи.
Крайне важно понять, что студенты подразумевают под понятием коррупция, для того чтобы активно начать с ней бороться.
Объект исследования:
Объектом исследования являются студенты Сибирского федерального университета.
Предмет исследования:
Предметом исследования данной бакалаврской работы является представление студентов Сибирского федерального университета о коррупции.
Цель исследования:
Цель данной бакалаврской работы заключается в изучении представлений студентов Сибирского федерального университета о коррупции.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие «коррупция» и описать его характеристики в социологических исследованиях.
2. Проанализировать результаты социологических исследований представлений молодежи о коррупции.
3. Разработать методическое обоснование социологического исследования «Представление студентов Сибирского федерального университета о коррупции».
4. Провести анализ результатов социологического исследования.
Гипотеза исследования: Студенты СФУ представляют коррупцию, как распространенное негативное явление.
Методологическое обоснование:
Теоретической основой работы являются труды российских и зарубежных специалистов, изучающих коррупцию во всех ее аспектах.
Большой вклад в изучения коррупции с точки зрения социологического анализа внес Алатас С.Н. в своей работе «Социология коррупции», в своих трудах он указывает на закрытый характер данного явления. Автор считает, оптимальным способом изучения коррупции это наблюдение за конкретными случаями. Но это почти невозможно, поскольку полный цикл развития коррупции требует времени, прежде чем ее разнообразные разветвления станут доступны для наблюдения.
Как социальное явление коррупцию в современных российских условиях рассматривали Поплавской М.А., Шедий М.В., Бинецкий А.Э., Максимов В.К., Левин М.И., Римский В. Л. и другие.
Понятие и сущность коррупции как нормативно- правового явления отразили следующие авторы Кудрявцев В.Н., Кабанов П.А., Газимзянов Р.Р., Голик Ю.В., Шульга В.И.
Проблема профилактики коррупции представлена в работах Баранова Г.Г., Римского В.Л., Заграевского С.В., Цирина А.М., Яблокова П.П., и многих других ученых.
Отношение разных слоев общества к фактам коррупции изучались следующими авторами: Китовой Д.А., Юревич А.В., Журавлевым А.А.
В работах Саратова Г.А., Краснова М.А., Турчинова А.И., были изучены представления молодежи о коррупции.
Метод исследования: анкетный опрос (инструмент исследования - раздаточный формализованный опросник (анкета), описание, интерпретация, классификация.
Структура бакалаврской работы: введение, две главы, 4 параграфа, заключение, список литературы и приложения.
Необходимость изучать представление о коррупции у молодежи возникает, потому что это явление имеет распространенный характер. Количество коррупционных преступлений растет во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и в образовательной сфере. Одной из причин данного явления может быть недостаточно строгий контроль за доходами чиновников.
В результате анализа результатов осуществленных социологических исследований Секловой Ю.В и Бальтановой Г.Ж, для изучений представлений студентов СФУ о коррупции были выделены такие эмпирические индикаторы, как: представление о содержание понятия коррупция; отношение к фактам коррупции; представление о причинах, распространённости и последствиях коррупции; представление о профилактике коррупции; информированность об антикоррупционной политике СФУ.
Согласно изучению социологических исследований была выдвинута следующая гипотеза: студенты СФУ представляют, что коррупция это распространённое, негативное явление.
Первый индикатор включал в себя блок вопросов, касаемых представления о понятие коррупция. У респондентов нет четкого представления, что такое коррупция, однако было отмечено, что большое количество опрошенных понимают под словом «коррупция», дачу взятки, преступление.
По ответам респондентов можно сделать вывод о том, что под понятием коррупция, студенты в основном понимают дачу взятки и не рассматривают использование своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг как коррупционные составляющие Основными источниками информации о коррупции как явлении для студентов является интернет (80%) и СМИ (66%). Опрошенные считают, что в большей степени коррупция присутствует в учреждениях среднего профессионального образования и школах среднего образования, но самая большая коррупционная составляющая все же характерна для ВУЗов (54%). Данные ответы подтверждают выдвинутую гипотезу, что в представлениях студенческой молодежи коррупционные преступления распространенное явление.
В следующем блоке был ряд вопросов, направленных на изучения отношении к фактам коррупции. Большинство респондентов (55%) считают, что нужно государству и обществу необходимо бороться коррупцией, поскольку это разрушает общество. Наилучшим способом борьбы по мнению 71% опрошенных является увеличение наказания за данное преступление. Данные ответы подтверждают выдвинутую гипотезу коррупция это негативное явление.
Третий индикатор был направлен на изучение представлений о причинах распространенности и последствиях коррупции. Большинство опрошенных (61%) считают, что на данных момент основной причиной является недостаточно строгий контроль за действиями чиновников. «Неадекватность наказания за фактами коррупции» выбрали 23%. Главное последствие коррупции по мнению респондентов - это потеря доверия граждан к государству.
Учитывая тот факт, что, по мнению студентов ВУЗы являются организациями с повышенным уровнем коррупционных рисков был задан ряд вопросов, раскрывающих отношение студентов СФУ у антикоррупционной политике СФУ.
Большинство студентов считают, что в больший степени, в коррумпирование системы высшего образования заинтересованы преподаватели (36%) и администрация ВУЗа (33%).
Часть опрошенных (38%) допускают наличие в СФУ коррупции, а 21% сталкивались с ней за последний год.
При этом, 37% студентов считают, что фактами коррупции можно считать бутылку коньяка преподавателю, но требование деканата оплатить обучение в кассе не назвал не один опрошенный, таким образом можно сделать вывод, что респонденты понимают, какие факты коррупции могут присутствовать в университете, и четко различают, где коррупция, а где нет.
Под коррупционной составляющей студенты понимают любые материальные ценности которые студент передает преподавателю или администрации ВУЗа для личной выгоды.
45% респондентов считают, что в СФУ необходима профилактика, были предложены следующие виды профилактики:
- Формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению»;
- Увеличение наказания за дачу взятки;
- Увольнение за взятку без последующей возможность преподавать;
- Отчисление.
Следующий блок был направлен на изучение информированности об антикоррупционной политике СФУ. 30% опрошенных сказали, что при выявлении фактов коррупции в ВУЗе написали, анонимное заявление в организацию по контролю над фактами коррупции СФУ.
Таким образом, гипотеза о том, что студенты представляют коррупцию как распространённое негативное явление верифицирована. Большинство студентов предлагают варианты как с бороться с коррупцией и готовы активно противодействовать ей в стенах ВУЗа, считая это явление неприемлемым в сфере образования.
По результатам данного исследования можно сделать ряд рекомендаций по борьбе с коррупцией в СФУ:
- Создание анонимного телефона доверия, для сообщения о фактах коррупции в стенах вуза;
- Проведения тематических мероприятий, направленных на противодействие коррупции;
- Увеличение наказания за выявленные нарушения;
- Проводить лекции о вреде и последствиях коррупционных преступлений;
- Транслировать социальные ролики о коррупции.
1. Аслунд А. Реформы и присвоение ренты в российской экономике. Социальная политика в период перехода к рынку: проблемы и решения. Москва: Московский центр Карнеги, 1996. С. 137
2. Большой юридический словарь. М.: Проспект. А. В. Малько. 2009
3. Волков Ю. Г., Добреньков В.И., Кадария Ф. Д. и др. Социология молодежи: учеб. пособие /под ред. Ю. Г. Волкова. -Ростов н/Д: Феникс, 2001. - 575 с.
4. Волков Ю.Г. Социология молодежи. Учебное пособие. Ростов - н./Д.: Феникс, 2001. С. 284
5. Волков, Ю.Г. Социология молодежи / Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков, Ф.Д. Кадария, И.П. Савченко, Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.¬598 с.
6. Головатый Н.Ф. Социология молодежи: [Электронный ресурс] - Режим доступа:https://elibrary.ru/item.asp?id=38201545
7. Головатый Н.Ф. Социология молодежи: Курс лекций. Киев: МАУП, 1999. С.224
8. Данилова Е. Динамика базовых ценностей молодежи Республики Беларусь // Социология: теория, методы, маркетинг. 2007. - № 4. С.100-104, 106
9. Кирпичников А.И. Взятка и коррупция в России. СПб, 2007 [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://www.transparency.org.ru/
10. Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи: Теоретические вопросы. Москва: Социум, 1999. С.248
11. Лехин И.В., Петров Ф.Н. Словарь иностранных слов. Москва, 1954, с.
12. Лисовский ВЛ. Социология молодежи: Учебное пособие. СПб: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1996. С.375
13. Лунеев В.В. Коррупция, учтённая и фактическая // Государство и право. [Электронный ресурс] - Режим доступа:https://riarating.ru/
14. Мировые СМИ о коррупции // Коррупция в России. Информационные и аналитические материалы. Вып. 1.М.2001.- С. 15.
15. Ожегов С.И., Швецова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Москва, 1995, с. 292
16. Панина Н.В. Молодежь Украины: структура ценностей // Социология: теория, методы, маркетинг. 2001. - №1. С. 5-26.
17. Сатаров Г.А., Левин М.И. Россия и коррупция: кто кого? // Российская газета. 1998. 19 февр.
18. Семенов В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи // [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://ruspolitology.ru
19. Семенов В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи // Социол. исслед. - 2007. - № 4. С. 37-43
20. Сокурянская Л. Г. Студенчество на пути к другому обществу: ценностный дискурс перехода: [Монография] / Л.Г. Сокурянская; [Рец.: В.И. Астахова и др.]; Харьк. нац. ун-т им. В.Н. Каразина. - Харьков, 2006. - 576 с., стр.316
21. Социальная политика в период перехода к рынку: проблемы и решения. Москва: Московский центр Карнеги, 1996.
22. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.
23. Указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 года № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» // Российская газета от 15 августа 2002 года, № 152
24. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 16.12.2019) "О противодействии коррупции"
25. Хропанюк В.Н. теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. Проф. В.Г. Стрекозова. - М., 1999. - С.211-213.
26. Шульга Владимир Иванович - канд. юрид. наук, доцент, старший научный сотрудник кафедры публичного права Института права;
27. Щетинин В.Д. Одолеем ли мы коррупцию? // [Электронный ресурс] - Режим доступа:http: //www.rg.ru/2010/12/28/korrupcia. html.
28. Яковлев А.М. Социология экономической преступности М.: Наука.
1988. - С. 243.