Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


АВТОРСКАЯ АНИМАЦИЯ КАК ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО КИНЕМАТОГРАФА

Работа №151237

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы54
Год сдачи2020
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 5
1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СПЕЦИФИКА АВТОРСКОЙ АНИМАЦИИ В
СОВРЕМЕННОМ И РОССИЙСКОМ КИНЕМАТОГРАФЕ 11
1.1 Исследование термина «анимация», история и классификации
анимации 11
1.1.1 История анимации: от зарождения до современности 13
1.1.2 Классификация анимации 20
1.2 Определение термина «авторская анимация» 22
2 ПРИКЛАДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФЕНОМЕНА
АНИМАЦИОННОГО ИСКУССТВА НА МАТЕРИАЛЕ РОССИЙСКИХ КИНОПРОИЗВЕДЕНИЙ НАЧ. XXI В 27
2.1 Анализ произведения анимационного искусства «Адажио» Гарри
Яковлевича Бардина 2000 года 27
2.2 Анализ произведения анимационного искусства «Длинный мост в
нужную сторону» Ивана Максимова 2013 года 30
2.3 Анализ произведения анимационного искусства «Мы не можем
жить без космоса» Константина Бронзита 2014 года 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
ПРИЛОЖЕНИЯ 42

Кинематограф на сегодняшний день является одним из поздно оформившихся видов искусства, однако за период своего существования эта сфера искусства завоевала всемирную любовь и общепризнанность. Как вид искусства, кинематограф обладает собственным языком повествования, является самостоятельным, имеет научное признание среди видных исследователей (Ю. Лотман и Ю. Цивьян, П. Вуллен, Р. Беллур, К. Метц и др.). Сфера кинематографии изучена достаточно глубоко, имеет своих выдающихся творцов, критиков и исследователей, однако про анимацию как неотъемлемую область искусства нельзя сказать того же. Недостаточная изученность и зачастую поверхностное понимание феномена анимации ограничивают и уводят от глубинного понимания особого коммуникационного процесса человека-зрителя и анимационного произведения-вещи.
Авторская анимация является одним из важнейших трендов для развития российского искусства и феноменом современной культуры. В связи, с чем актуальность исследования анимации заключена в выявлении специфики ценностного ряда, своеобразия авторской трактовки актуальных тем современности, влияния на иные виды экранного искусства.
Анимационное искусство достаточно молодо и поэтому может предоставить широкие возможности для авторов и творцов. В создании анимационных работ применяются новейшие достижения науки, также исследуются новые художественные образы и разнообразные техники, в том числе и экспериментальные. Анимация развивается по всему миру, постоянно возрастает число и качество лент, выходящих в прокат, количество анимационных роликов, появляющихся в цифровом пространстве и на телевидении, неуклонно растет. Роль анимации в создании произведений киноискусства с каждым годом повышается, суммы мировых сборов на различных показах постоянно увеличиваются, что свидетельствует о том, что анимация является популярным и важным искусством, неотъемлемым элементом медиа пространства.
В данной работе предметом внимания становится российские современные произведения анимационного авторского искусства.
Степень изученности
Для выявления феномена авторской анимации, требуется обратиться к базовым энциклопедическим определениям. В статье «Анимационное кино»1 автор - Н. В. Лукиных - определяет специфику «анимации», обращая внимание на широкую сферу употребления данного термина в современном мире. Е.А. Попов в статье «Анимация как вид искусства XX века: к проблеме дефиниции понятия и классификации типов»2 рассматривает и систематизирует по категориям основные используемые дефиниции понятий «анимация» и «мультипликация», так же автором предложена собственная дефиниция.
Анализом поэтики современной анимации, занималось гораздо меньшее число энтузиастов. Данная проблематика затрагивалась лишь некоторыми исследователями в СССР, в числе которых Ю. Лотман («О языке мультипликационного кино»3), С. Асенин («Волшебники экрана»4, «Мир мультфильма»5), И. Иванов-Вано («Рисованный фильм»6), но в основном анимация рассматривалась лишь в историографическом контексте. Режиссеры мультипликационного кино зачастую участвуют в исследованиях поэтики анимации и пишут монографии. Так поступили, например, Ф.Хитрук7и Ю. Норштейн8.
Определение понятия «авторской анимации» возникало крайне редко, а если же и возникало, то трактовалось как анимационное искусство для взрослой аудитории, либо же, как творческого и экспериментального кино. В наше время трактовки термина «авторская анимация» достаточно неоднозначны и расхожи. И как ни парадоксально, анимационные фильмы последнего десятилетия, при всей условности деления, причисляются либо к «авторскому», либо к «коммерческому» кино, что вызывает определенные сомнения. В современном киноведении еще не четко очерчена объективная картина закономерностей развития авторской анимации России, не достаточно выявлены предпосылки формирования её тенденций, не определены стилистические направления9. Определением «авторской анимации» в своём сборнике «Мастера короткометражной анимации»10 занимался Алексей Суртаев, а также автор собрал свои заметки в единое целое и упорядочил режиссёров «авторской анимации» современности.
Конечно, нельзя обойти стороной такого исследователя советской и российской анимации, как Наталья Геннадьевна Кривуля - доктор искусствоведения и автор многих пособий, статей и диссертаций по анимации. Опубликованы более двадцати трудов Н.Г. Кривули, которые помогают современным исследователям анимации: «Проблемы, тенденции и направления современной российской анимации »11, «Российская Net-анимация: Пространство свободы, надежды и страхов»12, «3D - и смотри. Полнометражная анимация: от Диснея и до новых времен»13, «Анимация как феномен культуры»14 и так далее.
Попытки описать историю анимационных студий в 90-е и 00-е годы были представлены в сборнике статей «СВЕРХкино. Современная Российская анимация»14 15. Сборник был создан Ларисой Малюковой и содержит в себе информацию о творчестве известных анимационных режиссеров, которые участвуют в различных фестивалях, о жизни современной российской анимации в целом. Данное исследование считается одним из первых системных трудов о жизни современной российской анимации, оно запечатлело историю создания, развития и выживания анимационных студий и авторов.
Для исследования темы необходимо обратиться к вопросу художественной коммуникации зрителя и произведения искусства. Тема художественной коммуникации поднимается в монографии М. В. Тарасовой и В. И. Жуковского «Коммуникативные основы художественной коммуникации»16. В данной монографии рассмотрены отношения зрителя и произведения искусства как субъектов художественной коммуникации, представлены правила данного вида коммуникации и ее этапы. Так же тема художественной коммуникации зрителя и произведения искусства рассматривается в монографии М. В. Тарасовой «Теория и практика диалога зрителя и произведения искусства»17. В этой монографии рассматривается специфика художественного диалога зрителя и произведения неигрового вида кино.
В ходе анализа российских современных анимационных произведений была использована актуальная информация с таких сайтов как «Википедия», «Кинопоиск», «ВашДосуг», «Ридус». Здесь находится базовая информация о дате выпуска анимационного фильма, о процессе производства. Важной информацией является так же интервью с авторами мультфильмов. Как таковых статей или произведений литературы, представляющих анализ конкретных анимационных фильмов в доступе нет.
Таким образом, авторская анимация и особенности анимации, в целом, достаточно хорошо изучены, но исследований, касающихся конкретных примеров современной российской авторской анимации, недостаточное количество. Полноценное исследование авторской анимации способствует пониманию дальнейших перспектив развития этого жанра в будущем.
Объектом исследования выступает авторская анимация как феномен современного российского кинематографа
Предметом исследования выступает российское анимационное киноискусство начала XXI века на материале произведений анимационного искусства «Адажио» Г.Я.Бардина 2000 года, «Длинный мост в нужную сторону» Ивана Максимова 2013 года и «Мы не можем жить без космоса» Константина Бронзита 2014 года.
Целью данной работы является исследование авторской анимации как феномена российского кинематографа начала ХХ1века и в качестве культурного феномена современности....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью данной работы было исследование авторской анимации как феномена российского кинематографа начала XXI века и в качестве культурного феномена современности на материале анализа современных произведений анимационного искусства «Адажио» Г. Я. Бардина, «Длинный мост в нужную сторону» И. Максимова и «Мы не можем жить без космоса» К.Бронзита.
Прежде всего, необходимо было рассмотреть понятия «анимация», «мультипликация» и «авторская анимация». Систематизировав и проанализировав понятия, был подведён итог, что они многогранны. В исследовании было выявлено, что существует пять категорий трактовки термина «анимация». В более объёмном определении «анимация» - это вид синтетического временного искусства, в котором из ряда статичных изображений средствами мультипликации создается движущийся образ, который во время просмотра может приобретать уже иные особенности и смыслы, такие, как "душа", "интеллект", "чувства". Понятия «анимация» и «мультипликация» - разные аспекты одного и того же термина, отвечающие и технической, и творческой составляющей. В свою очередь, классификация анимации зависит от техник, содержания анимационного фильма, целевой аудитории и жанрового наполнения. Однако всеобъемлющей классификации, затрагивающей все аспекты анимационного фильма, всё ещё не существует.
Посредством анализа термина «авторская анимация», выяснилось, что анимацию принято называть «авторской», если она имеет особые черты и средства выразительности, присущие определенному автору или группе авторов. В авторских анимационных фильмах поднимаются глобальные остросоциальные и актуальные темы - акцент ставится не на внешне красивую визуальную картину, а на внутренние составляющие фильма.
Далее было необходимо рассмотреть специфику авторской анимации в России. Итак, в России предпосылками становления авторской анимации стали политическая ситуация в стране, технические возможности, а так же появление новых, независимых лиц в анимации в период XX - начала XXI века. У российской авторской анимации есть своя специфика, заключающаяся в тематике произведений анимационного искусства. Часто бывает, что авторы обращаются к сказкам, мифам, фольклору, а так же к экспериментальным подходам в монтаже и в разработке анимационного фильма, ведь возможности анимации, в отличие от кинематографа, не ограничены.
Следующей задачей было провести прикладное исследование феномена анимационного искусства на материале российских кинопроизведений началаХХХв. Вторая глава данного исследования разделена на три части. В каждой из них были проанализировано по одному произведению российского фестивального анимационного искусства «Адажио» Г.Я.Бардина 2000 года, «Длинный мост в нужную сторону» Ивана Максимова 2013 года и «Мы не можем жить без космоса» Константина Бронзита 2014 года. В каждой части проанализированы произведения по материальным, индексным и иконическим статусам, которые помогают понять смысл и особенности каждого анимационного фильма. Были сделаны выводы на основе этих наблюдений.
Основной чертой, присущей российской фестивальной анимации можно назвать символизм, сильная визуальная составляющая и ориентированность на аудиторию вне зависимости от владения языком. Одной из главных черт так же можно назвать притчевость и сказочность. Аниматоры используют разнообразные виды анимации при создании своих работ.


1. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие. - М.: Прогресс, 1974. - 392 с.
2. Асенин, С. Волшебники экрана: эстетические проблемы современной мультипликации. - М.: Искусство, 1974. - 145с.
3. Асенин, С. Мир мультфильма: Идеи и образы мультипликации социалистических стран. - М.: Искусство, 1986. - 303 с.
4. Бартон, К. Как снимают мультфильмы / пер. с англ. Т. Бруссе - М.:1. Искусство, 1971. - 84 с.
5. Большая российская энциклопедия [электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.bigenc.ru/.
6. Бондаренко, Е.А. Путешествие в мир кино. - М;: ОЛМА-ПРЕСС Гранд, 2003. - 256 с.
7. Данилов, Р. Дина Годер о состоянии анимации в России и мире.
[Электронный ресурс] - 2014. - Режим доступа:
http://www.lookatme.ru/mag/people/experience/197947-animation
8. Иванов-Вано. И. Рисованный мультфильм. - М.: Госкиноиздат, 1950. - 87 с.
9. Кривуля, Н.Г. 3D - и смотри. Полнометражная анимация: от Диснея и до новых времен / Н.Г. Кривуля // Искусство кино. - 2008. - №6. - С 64-77.
10. Кривуля, Н.Г. Анимация как феномен культуры // Анимация и мультимедиа между традициями и инновациями. Материалы V Международной научно-практической конференции «Анимация как феномен культуры». - М.:ВГИК, 2009. - С 5-25.
11. Кривуля.ю Н.Г. Основные тенденции авторской анимации России 60-90-х годов: автореферат диссертации кандидата искусствоведения, Московский Государственный университет. - Москва, 2001 г. - 187 с.
12. Кривуля, Н.Г. Проблемы, тенденции и направления современной российской анимации / Н.Г. Кривуля // Искусство в школе. - 2008. - №6. - С.52­57.
13. Кривуля, Н.Г. Российская Net-анимация: Пространство свободы, надежды и страхов// Анимация в эпоху инновационных трансформаций. Материалы IV международной научно-практической конференции. Под общ.ред. Н.Г. Кривуля. - М.: ВГИК, 2008. - С. 115-134.
14. Лотман, Ю. Об искусстве. - СПб: Искусство, 1998. - С.671-675.
15. Лукиных, Н.В. Анимационное кино // Большая российская энциклопедия
[электронный ресурс] - Режим доступа:
https ://bigenc.ru/theatre_and_cinema/text/4226108....38


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ