Реферат
Введение 5
1. Теоретические основы формирования представлений младшего школьника о значении физической культуры для укрепления здоровья человека 8
1.1 Возможности для формирования представлений о путях укрепления здоровья и ценностного отношения к здоровью у младших школьников в
дополнительном образовании 8
1.2 Физическая культура как средство формирования представлений об укреплении здоровья и ценностного отношения к нему у младших школьников в дополнительном образовании (на примере спортивной школы г. Енисейска) 23
2. Опытно-экспериментальная работа по формированию представлений младшего школьника о значении физической культуры для укрепления здоровья человека 30
2.1 Организация и методика опытно-экспериментальной работы 30
2.2 Программа формирования представлений младшего школьника о
значении физической культуры для укрепления здоровья человека (на примере программ дополнительного образования «Лыжные гонки» и «Футбол») 33
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 37
Заключение 40
Список использованных источников 42
Приложение А 47
Приложение Б 49
Актуальность исследования. Проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения, понимание важности здоровья как основной социальной и личной ценности становится с каждым днем все более острой и требует активных действий, особенно со стороны образовательного учреждения, учреждений дополнительного образования, а также семьи ребенка и общества. Согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года «создание для детей условий для регулярных занятий физической культурой и спортом, развивающего отдыха и оздоровления, в том числе на основе развития спортивной инфраструктуры и повышения эффективности ее использования» [38].
С позиции гуманистических идеалов здоровье выступает как ранний показатель жизнеспособности, уровня благополучия, социального и индивидуального, а также как очень важный общественный и личностный ресурс.
ФГОС НОО ставит перед собой задачи: «Укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры. Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни» [41].
Несмотря на все вышесказанное, на сегодняшний день здоровье занимает не главенствующее место в системе ценностей. В результате большинство детей страдают инфантилизмом - у них не выработалось ответственное и ценностное отношение к своему здоровью.
В связи с этим главными задачами нового этапа изменений в системе образования должно быть формирование у младших школьников осознанных, прочных знаний о здоровье и здоровом образе жизни.
Объект исследования - теоретические основы формирования представлений младшего школьника о значении физической культуры для укрепления здоровья человека.
Предмет исследования - дополнительное образование по физической культуре, направленное на формирование представлений младшего школьника о значении физической культуры для укрепления здоровья человека.
Цель исследования - охарактеризовать дополнительное образование по физической культуре, направленное на формирование представлений младшего школьника о значении физической культуры для укрепления здоровья человека.
Задачи исследования:
1. Выявить возможности для формирования представлений младшего школьника о значении физической культуры для укрепления здоровья человека.
2. Проанализировать программы дополнительного образования спортивной школы с младшими школьниками.
3. Спроектировать и реализовать опытно-экспериментальную работу по формированию представлений младшего школьника о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (на примере спортивной школы г. Енисейска).
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды С.Н. Водневой, М.В. Гомезо, А.Г. Маджуты, А.К. Смирнова, П.А. Виноградова и других.
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования, эксперимент, анализ программ по спортивной подготовке по видам спорта: лыжные гонки и футбол, анализ эмпирических данных и обобщение.
База исследования: Спортивная школа г. Енисейска. В исследовании принимало участие 20 детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость заключается в возможности использования материала педагогами учреждений дополнительного образования, а также в системе повышения их квалификации.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Изучив основные подходы к понятию ценностного отношения к здоровью, мы выявили, что это механизм регулирования поведения.
Младший школьный возраст - ответственный период в формировании здоровья ребенка, обеспечении единства физического, умственного, духовного, нравственного и эстетического развития. Уместно закладывать основы здорового образа жизни человека и ценностного отношения к здоровью в младшем школьном возрасте, потому что именно этот период является наиболее поддающимся образовательным воздействиям.
Мы выделили основные образовательные организации дополнительного образования: спортивные школы, дворцы спорта, спортивные досуговые клубы, клубы физической подготовки детей.
Основные задачи физического воспитания в системе дополнительного образования по физической культуре: повышение уровня двигательной подготовленности и укрепления здоровья детей; повышение мотивации детей к занятиям оздоровительными формами физической культуры; снижение уровня заболеваемости учащихся во время всего периода обучения; формирование ценностного отношения к здоровью.
Экспериментальная работа по проблеме исследования проводилась на базе Спортивной школы г. Енисейска. В исследовании принимало участие 20 детей младшего школьного возраста. В качестве методик исследования нами были выбраны «Ценностные ориентации» М. Рокича и методика «Гармоничность образа жизни школьников» Н.С. Гаркуши.
На констатирующем этапе мы выявили, что ценностное отношение к здоровью и уровень понимания школьниками важности сохранения здоровья у большинства детей находятся на низком уровне, что говорит о необходимости разработки и реализации программы, направленной на формирование представлений младшего школьника о значении физической культуры для укрепления здоровья человека. Проведение программы осуществлялось на формирующем этапе исследования. Содержание деятельности по программе состояло из четырех блоков, которые тесно взаимодействовали между собой, и велись в трёх направлениях: спортивное, оздоровительное, просветительское. На контрольном этапе исследования нами была проведена повторная диагностика по тем же методикам, что и на констатирующем этапе. В результате уровень ценностного отношения к здоровью младших школьников значительно вырос, что свидетельствует об эффективности проведенной программы. Следует отметить, что количество детей с высоким уровнем понимания важности сохранения здоровья увеличилось на 10%, количество детей со средним уровнем увеличилось на 35%, а количество детей с низким уровнем понимания важности сохранения здоровья уменьшилось на 45%.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи выполнены.
1. Байер, К. Здоровый образ жизни / К. Байер, Л. Шейнберг. - Москва : Мир, 2021. - 368 с
2. Бакунина, М. И. Основы здорового образа жизни 1-4 кл. ФГОС / М. И. Бакунина. - Москва : СИНТЕГ, 2015. - 978 с.
3. Бальсевич, В. К. Физическая культура: молодежь и современность / В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 2002. - C. 36-38.
4. Барчуков, И. С. Физическая культура: Учебное пособие для вузов / И. С. Барчуков. - Москва, 2003. - 255 с.
5. Буйлин, Ю. Ф. Теоретическая подготовка юных спортсменов / Ю. Ф. Буйлин. - Москва : Физкультура и спорт, 2000. - 214 с.
6. Виноградов, П. А. Физическая культура и здоровый образ жизни / П. А. Виноградов. - Москва : Мысль, 2017. - 288 с.
7. Воронова, Е. А. Здоровый образ жизни в современной школе. Программы, мероприятия, игры / Е. А. Воронова. - Москва : Феникс, 2019. - 126 с.
8. Годик, М. А. Типовая учебно-тренировочная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / М. А. Годик, Г. Л. Бороздов, Н. В. Котенко, В. Н. Малышев, Н. А. Кудин, С. А. Российский. - Москва, 2011. - 263 с.
9. Гомезо, М. В. Атлас по психологии / М. В. Гомезо, И. А. Домашенко. - Москва : Педагогическое общество России, 2003. - 276 с.
10. Дубровский, В. И. Валеология. Здоровый образ жизни / В. И. Дубровский. - Москва : Флинта, 2020. - 560 с.
11. Елжова, Н. В. Здоровый образ жизни в дошкольном образовательном учреждении / Н. В. Елжова. - Москва : Феникс, 2017. - 591 с.
12. Жарков, А. Д. Воспитание здорового образа жизни у молодежи в учреждениях культуры / А. Д. Жарков // Гуманитарное пространство. - 2021. - №2. - С. 166-175.
13. Захаров, Е. Н. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств) / Е. Н. Захаров. - Москва : Лептос, 2004. - 308 с.
14. Зверева, М. В. Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний. Учебное пособие / М. В. Зверева. - Москва : Практика, 2015. - 420 с.
15. Золотарев, А. П. Футбол: методологические основы многолетней подготовки спортивного резерва: научно-методическое пособие / А. П. Золотарев, А. В. Лексаков, С. А. Российский. - Москва : Физическая культура, 2007. - 160 с....50