ВВЕДЕНИЕ 2
1. Общая характеристика договора коммерческой концессии 5
1.1. Понятие и признаки договора коммерческой концессии 5
1.2. Стороны договора коммерческой концессии 18
1.3. Форма договора коммерческой концессии. Заключение договора
коммерческой концессии 21
2. Содержание договора коммерческой концессии как правоотношения 24
2.1. Права и обязанности правообладателя 26
2.2. Права и обязанности пользователя 34
2.3. Права и обязанности сторон договора коммерческой субконцессии ... 41
3. Содержание договора коммерческой концессии как сделки 45
3.1. Предмет как существенное условие договора коммерческой концессии 47
3.2. Иные условия договора коммерческой концессии 54
3.3. Ограничительные условия договора коммерческой концессии 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 66
Экономика каждого государства в тот или иной период своего исторического развития претерпевает определенные изменения. Такие изменения могут носить эволюционный характер, в частности относительно появления новых, ранее не существовавших способов осуществления хозяйственной деятельности. Одним из них является институт франчайзинга.
В связи с развитием рыночных отношений российской деловой практике стал известен и такой способ развития бизнеса, как франчайзинг. Однако путь восприятия данного института российским законодателем привел к появлению новеллы российского гражданского законодательства - института коммерческой концессии. Принятие в 1996 году части второй Гражданского Кодекса Российской Федерации1 (далее - ГК РФ), в которую была включена глава 54, регулирующая отношения, вытекающие из договора коммерческой концессии, рассматривается как этап эволюции российского гражданского законодательства и российской цивилистической науки в целом. Исторически возникновение института коммерческой концессии в Российской Федерации приходится на начало и середину 90-х годов прошлого века. Первые взаимоотношения контрагентов осуществлялись с использованием договоров аренды и включением в договоры передачи арендаторам права на использование товарного знака, принадлежащего компании. Данный способ осуществления предпринимательской деятельности достаточно часто и активно использовали нефтяные компании. Как предположил М.Ю. Марченко, именно эффективностью франчайзинга было обусловлено законодательное стремление осуществить регулирование данной области общественных отношений2.
Тенденция глобализации экономики продолжает набирать обороты и по сей день. Переполненность рынка товаров и услуг бросает вызов предпринимателям по всему миру в части создания уникального продукта, уникальной услуги. Открываются компании, производящие совершенно новые привлекательные для потребителя товары и оказывающие не менее привлекательные услуги. Компании открывшиеся ранее продолжают открывать новые горизонты продвижения своих товаров/услуг. Последние экономические кризисы, санкционное давление на некоторые секторы экономики, нестабильный курс валют и некоторые другие факторы предопределили рост затрат как на открытие бизнеса, так и на его развитие. Тем самым франчайзинговая модель привлекательна как для существующих на рынке компаний, так и для вновь прибывающих, а значит отношения с использованием такого правового инструмента как коммерческая концессия бурно развиваются и будут развиваться далее.
Как известно, привлекательность того или иного региона для инвестора в том числе зависит от развитости и эффективности правового регулирования в данном регионе. Однако правовое регулирование коммерческой концессии (франчайзинга) создает трудности для предпринимателей как внутри Российской Федерации, так и для зарубежных предпринимателей, желающих продвигать свой продукт на территории нашей страны. Эти трудности заключаются в некоторых различиях регулирования франчайзинга и коммерческой концессии в России и за рубежом. Несмотря на то, что дефиниция «коммерческая концессия» была подобрана как самая близкая по смыслу дефиниции «франчайзинг», законодательно был сформирован специфический институт российского гражданского права.
Существенные различия законодательного регулирования коммерческой концессии в России и франчайзинга во всем мире и определяют актуальность данной работы. Также на примере проблем теории и практики будут рассмотрены некоторые особенности регулирования договора коммерческой концессии в отечественном законодательстве, не соответствующие международным стандартам регулирования отношений по предоставлению права использования исключительных и иных прав в осуществлении предпринимательской деятельности.
Целью исследовательской работы является исследование содержания договора коммерческой концессии.
...
По результатам исследования договора коммерческой концессии в аспектах его общей характеристики, разграничения с договором франчайзинга и в ключе отражения проблем его применения на практике, можно сделать следующие выводы.
В рамках рассмотрения общей характеристики договора коммерческой концессии, а также соотношения коммерческой концессии и франчайзинга, можно прийти к выводу, что данные виды договоров не являются в полной мере тождественными. Несмотря на мнения ученых, утверждающих о синонимичности данных категорий, нельзя отрицать того факта, что между договором коммерческой концессии и договором франчайзинга есть сущностные отличия в части того, что договор франчайзинга - договор присоединения, в то время как договор коммерческой концессии - условно равноправный договор. Несмотря на это суть каждого из них исходит из передачи участников франчайзингового правоотношения определенного комплекса исключительных прав, на срок или без указания срока, а также права использовать в предпринимательской деятельности комплекс исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав. Однако, по указанным причинам не следует говорить о полном совпадении данных правовых категорий. А значит допустимо заключить, что институт договора коммерческой концессии является в большей мере специфическим, уникальным институтом российского гражданского права со всеми присущими ему характерными чертами.
По результатам изучения содержания договора коммерческой концессии через как правоотношения и как сделки можно сделать следующий вывод: только посредством рассмотрения данного вида договора в качестве сделки и в качестве правоотношения можно получить комплексное, всестороннее и исчерпывающее знание предмете, которое, тем не менее, оставляет ряд неразрешенных на сегодняшний день вопросов, а именно в части несоответствия некоторых положений и особенностей регулирования коммерческой концессии в российском правопорядке с регулированием отношений франчайзинга, которое известно и веками отработанно как в предпринимательской культуре, так и в правовой культуре западных стран с развитой экономикой.
В этой связи можно прийти к наиболее общему выводу о том, что область отношений коммерческой концессии по сей день является новой для российского законодательства, а значит требует более детального и всестороннего изучения и, как результат, применения результатов такого изучения в направлении к усовершенствованию правового регулирования, что позволит в дальнейшем как сделать применение данного правового инструмента привлекательной для российских предпринимателей, так и сделать привлекательным нашу страну для привлечения франшиз иностранных и международных компаний.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. В 4 ч. 4.1. : федер. закон 30.11.1994 N 51 - ФЗ (ред. от 16.12.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. В 4 ч. 4.2. : федер. закон от 26.01.1996 N 14 - ФЗ (ред. от 30.12.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - №34. - Ст. 4025.
3. О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации : федер. закон от 12 марта 2014 г. N 35-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 11. - Ст. 1100.
4. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2006 N 149- ФЗ (в ред. от 02.12.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - №31. - Ст. 3448.
5. О защите конкуренции: Федеральный закон Российской Федерации от 26.07.2006 N 135-ФЗ (в ред. от 24.04.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - № 31. - Ст. 3434.
6. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 18.07.2019) "О защите прав потребителей" // «Ведомости СНД и ВС РФ». - 1992. - № 15. - ст. 766.
7. Об утверждении Рекомендаций по вопросам проверки договоров о
распоряжении исключительным правом на результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации [Электронный ресурс] : Приказ Федеральной службы по интеллектуальной собственности Российской Федерации от 29.12.2009 N 186 // Справочная правовая система
«КонсультантПлюс». Режим доступа : https://www.consultant.ru
8. Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по государственной регистрации распоряжения по договору исключительным правом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак, знак обслуживания, зарегистрированные топологию интегральной микросхемы, программу для ЭВМ, базу данных [Электронный ресурс] : Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации № 371 от 10.06.2016 // Справочная правовая система «ГАРАНТ». Режим доступа : https://www.garant.ru
9. Модельный закон УНИДРУА: О раскрытии информации о франшизе
(Рим, сентябрь 2002) [Электронный ресурс] Режим доступа:
https://www.unidroit.org/instruments/franchising/model-law
10. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) (ВТО, Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров) от 15.04.1994 [Электронный ресурс] Режим доступа : https://www.wipo.int
11. Disclosure Requirements and Prohibitions Concerning Franchising & Disclosure Requirements Concerning Business Opportunities of the Federal Trade Commission of the USA - 16 CFR Parts 436 and 437 of 30 March, 2007 (as amended) [Электронный ресурс] Режим доступа : https://www.ftc.gov
12. Financial Services Act 1986. Chapter VIII, (6)(f) [Электронный ресурс] // Режим доступа : https://www.legislation.gov.uk
13. Franchise Investment Act 269 of 1974 (as amended) [Электронный
ресурс] Режим доступа :
http://www.legislature.mi.gov/(S(njiuqpkz5zd3kyhszb3dckpz))/mileg.aspx?page=g etObject&objectName=mcl-445-1502
14. Michigan Franchise Laws [Электронный ресурс] Режим доступа : https://www.goldlawgroup.com/franchise-laws/michigan/
15. The US Uniform Trade Secrets Act of 1979 (as amended) [Электронный ресурс] Режим доступа : https://www.wipo.int
... всего 68 источников