ВВЕДЕНИЕ 7
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 9
1.1 Конкурентоспособность предприятия: понятие, сущность 9
1.2 Инструменты повышения конкурентоспособности предприятия в
современных условиях 15
1.3 Методы комплексной оценки конкурентоспособности предприятия 18
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВО -
ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «СПК «Сибирь» 27
2.1 Краткая характеристика ООО «СПК «Сибирь» 27
2.2 Анализ активов 28
2.3 Анализ пассивов 33
2.4 Анализ финансовой устойчивости и ликвидности 34
2.5 Оценка эффективности деятельности предприятия 36
2.6 Общий вывод по финансовому состоянию предприятия 37
ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ 3 ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «СПК «Сибирь» 40
3.1 Swot - анализ ООО «СПК «Сибирь» 40
3.2 Анализ конкурентов ООО «СПК «Сибирь» 41
3.3 Описание проекта производства соевого молока 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
Приложения 61
В современном мире главным критерием эффективности работы предприятия и востребованности выпускаемой продукции является конкурентоспособность. Высокая конкурентоспособность предприятия является гарантом получения высокой прибыли.
Конкурентоспособность организации зависит от степени удовлетворенности и готовности покупателей снова приобрести продукцию этой компании, отсутствия жалоб к фирме со стороны потребителей, акционеров, партнеров и от престижности работы на данном предприятии.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что на современном рынке каждый производитель должен иметь конкурентное преимущество, конкурентоспособную продукцию и деятельность компании. К сожалению, никто не застрахован от изменений рынка, и каждый предприниматель должен быть готов к корректировке планов компании, смене тактики действий и новым разработкам.
Объектом исследования является предприятие ООО «СПК «Сибирь».
Предметом исследования являются методы оценки конкурентоспособности предприятия.
Цель выполнения данной работы - изучение сущности конкурентоспособности и выявление методов ее повышения на предприятии ООО «СПК «Сибирь».
В соответствии с указанной целью в работе были поставлены следующие задачи:
1) определить сущность конкурентоспособности;
2) дать определение категории «конкурентоспособность предприятия»;
3) изучить методы оценки конкурентоспособности предприятий;
4) выявить методы повышения конкурентоспособности предприятия;
5) провести анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
6) предложить рекомендации по повышению конкурентоспособности предприятия.
Научная новизна данного исследования заключается в обобщении ряда теоретических положений по повышению конкурентоспособности предприятия.
Практическая значимость работы заключается в разработке практических рекомендаций по повышения конкурентоспособности предприятий.
В теоретической части работы, рассматриваются теоретические аспекты конкурентоспособности, ее сущность, методы оценки, и предложены спо- собыее повышения.
В аналитической части проводится анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, для определения его состояния, сильных и слабых сторон.
В проектной части предлагаются методы повышения конкурентоспособности, расчеты для определения целесообразности проведения данных мероприятий и определения будущих показателей, благодаря примененным методам. А также обобщены выводы проведенных мероприятий и подведен итог проделанной работы.
Для написания теоретической части работы были использованы научные труды отечественных и зарубежных ученых. В свою очередь, для аналитической части основными источниками информационной базы послужили данные бухгалтерской отчетности, которая была сформирована на исследуемом предприятии.
В заключение, изучив теоретические и практические аспекты повышения конкурентоспособности предприятия на примере конкретного хозяйствующего субъекта, следует сформулировать ряд выводов.
ООО «СПК «Сибирь» - субъект малого и среднего предпринимательства, основным видом деятельности которого является производство молочной продукции.
Анализ структуры баланса данного предприятия показал, что ООО «СПК «Сибирь» относится к сфере малых, так как валюта его баланса составляет 31 720 тыс. рублей. В 2020 году активный капитал предприятия на 58,8 % состоит из оборотных активов. На предприятии в структуре пассивов большую долю составляет собственный капитал - 76,32 %. Собственные средства предприятия покрывают оборотный капитал. Удельный вес заемного капитала составляет 23,67 %, что подтверждает финансовую независимость от заемных средств.
Анализ коэффициентов финансовой устойчивости показал, что все коэффициенты финансовой устойчивости удовлетворяют нормативным значениям. Таким образом, можно сделать вывод, что у данного предприятия устойчивое финансовое состояние, запасы и затраты обеспечены источниками капитала. Баланс предприятия можно признать ликвидным.
Расчет коэффициентов ликвидности позволил сделать вывод о том, что за 2020 год лишь 3 % долговых обязательств могут быть погашены за счет денежных средств. Срочные обязательства предприятия обеспечены ликвидными активами на 87 %. Коэффициент текущей ликвидности соответствует нормативным значениям и составляет 2,48.
На результат деятельности ООО «Сибирь» важнейшее воздействие оказала прибыль от продаж, которая уменьшилась на 43,12 %, что свидетельствует о снижении эффективности деятельности предприятия. Проведенный анализ выявил общую тенденцию к снижению всех показателей рентабельности. Рентабельность продаж показывает, что снизилась доля прибыли в выручке от про- 54
даж с 11,83% до 5,40%. Рентабельность активов показывает, сколько прибыли получает предприятие на каждый рубль, вложенный в имущество (каждый рубль капитала предприятия приносит 8 руб. прибыли). Отсутствие тенденций к росту показателей рентабельности свидетельствует о снижении эффективности работы предприятия в целом.
Основные финансовые показатели говорят о том, что у потребителей есть спрос на производимую продукцию. Таким образом, в рамках данной выпускной квалификационной работы были выявлены проблемы финансовохозяйственной деятельности ООО «СПК «Сибирь». Наиболее острой является проблема снижения доходности данного хозяйствующего субъекта. Для разрешения выявленной проблемы руководству ООО «СПК «Сибирь» предлагается на данном этапе расширить ассортимент производимой продукции за счет одного наименования: соевого молока.
Анализируемое предприятие имеет опыт производства молока, производственные площади, квалифицированный персонал и сложившиеся партнерские связи для реализации производимой продукции.
Для запуска производственного процесса, будут наняты новые работники в численности 3 человек. Прогнозируется неизменный объем производства соевого молока на протяжении первых пяти лет реализации предлагаемого мероприятия: в год - 84 000 литров молока.
Таким образом, успешная реализация произведенного запланированного количества продукта принесет в первый год 11 592 000 рублей выручки. Себестоимость продукции составит 2 400 000 рублей. Исходя из этого, предприятие получит 7 498 000 рублей чистой прибыли и окупит инвестиционные вложения за 4 месяца работы.
Согласно прогнозируемым результатам финансовые показатели предприятия существенно возрастут, что свидетельствуют о целесообразности реализации на практике мероприятий, разработанных и предлагаемых в рамках данной выпускной квалификационной работы.
1. Рудой, Е. В. Сущность конкурентоспособности предприятия / Е. В. Рудой // Молодой ученый. - 2017. - № 19 (153). - С. 152-154.
2. Толстиков, Е. А. Дискуссионные вопросы о сущности конкурентоспособности предприятия / E. А. Толстиков. // Молодой ученый. - 2016. - № 20. - С. 443-446.
3. Фатхутдинов, Р. А. Конкурентоспособ-
ность:экономика,стратегия,управление: учеб. для студентов вузов, обучающихся по техн. и экон. специальностям / Р. А. Фатхутдинов. - Москва : ИНФРА-М, 2000. - 312 с.
4. Еленева, Ю. Я. Разработка и внедрение системы обеспечения конкурентоспособности в комплексе «предпринимательское дело» : дис. канд. техн. наук : 08.00.28 / Еленева Юлия Яковлевна. - Москва, 2010. - 215 с.
5. Портер М. Международная конкуренция: Конкурент. преимущества стран: [Пер. с англ.] / Майкл Портер; [Предисл. В. Д. Щетинина]. - Москва : Междунар. отношения, 1993. - 896 с.
6. Фатхутдинов, Р. А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент : науч. и учеб. литература / Р. А. Фатхутдинов. - Москва : Маркетинг, 2002. - 885 с.
7. Лазаренко, А. А. Методы оценки конкурентоспособности / А. А. Лазаренко // Молодой ученый. - 2014. - № 1. - С. 374-377.
8. Баумгартен, Л. В. Анализ методов определения конкурентоспособности организаций и продукции / Л. В. Баумгартен // Маркетинг в России и за рубежом. - 2011. - № 6. - С. 95.
9. Орехов, Н. А. Оценка конкурентоспособности промышленной продукции / Н. А. Орехов, Н. В. Лаврухина. - Калуга : МГТУ, 2011. - 218 с.
10. Медицинская высокотехнологичная компания "Genotek" // ООО "Генотек" [сайт]. - Режим доступа: https://www.genotek.ru/about/
11. Российский агропромышленный сервер "Агросервер" // ООО "Агросервер" [сайт]. - Режим доступа: https://agroserver.ru/
12. Чайникова, Л.Н. Конкурентоспособность предприятия: учеб. пособие / Л. Н. Чайникова, В. Н. Чайников. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. -192 с.
13. Международные экономические отношения : учебник/ [Б.М. Сми- тиенко] ; под ред. Б.М. Смитиенко. - 2-е изд. - Москва : ИНФРА-М, 2008. - 527 с.
14. Смольянова, Е.Л. К вопросу о классификации факторов и резервов обеспечения конкурентоспособности предприятия / Е. Л. Смольянов, В. Б. Малицкая // Вестник ТГУ. - 2009. - № 2 (70). - С. 336-344.
15. Томпсон, А. А. Стратегический менеджмент: Искусство разработки и реализации стратегии: учеб. для студ. вузов: [Пер. с англ.] / А. А. Томпсон, А. Дж. Стрикленд ; пер. с англ. под. ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой. - Москва : ИНФРА-М, 2008. - 527 с....36