Введение……………………………………………………………………. 3
1 Теоретико-методологические основы изучения проектной деятельности студентов………7
1.1 Общая характеристика проектной деятельности и феномена soft skills …………7
1.2 Направления и виды проектной деятельности студентов ………… 15
2 Проектная деятельность в формировании soft skills………………….. 21
2.1 Современные теоретические подходы к понятию soft skills……… 21
2.2 Классификация и способы развития soft skills в работе с проектами……………28
2.3 Влияние soft skills на молодежь и проектную деятельность……… 34
3 Проектная деятельность студентов в Краснодарском крае…………... 40
3.1 Развитие проектной деятельности: приоритеты, структура и содержание…………40
3.2 Способы мотивации студентов для участия в проектной деятельности……………46
Заключение………………………………………………………………….
Список использованных источников……53
Приложение А……………………………………………………………… 59
Актуальность темы исследования. Сегодня образование направлено на формирование у обучающихся способностей к активному самоизменению и саморазвитию, поскольку эти составляющие помогают студентам закреплять социальные связи, создавать собственные продукты деятельности и креативные идеи. Получение образования в высших учебных заведениях является одной из самых главных потребностей населения в целом. Финансовый университет и «Ингосстрах» провели опрос по телефону и онлайн среди 12 тыс. респондентов в возрасте от 25 до 65 лет, живущих в 37 российских городах. Выяснилось, что хочет пройти или уже проходит обучение каждый пятый (19%).
Основные причины пройти обучение среди желающих учиться: 41,9% - повысить квалификацию и получить новые знания и навыки; 26,2% - для саморазвития, повышения культурного уровня, расширения кругозора и развития хобби; 12,5% - чтобы сменить профессию. Соответственно, на образовании строится фундамент в становлении личности, дальнейшей карьеры и перспективы на будущее. Однако в последнее время наибольшее развитие в прокачивании личностно-важных навыков имеет проектная деятельность. Этот метод, как один из способов обучения отвечает всем требованиям современного образования. Проектная деятельность способствует развитию таких личностных качеств, как самостоятельность, инициативность, креативность и коммуникабельность. Поэтому одной из целей повышения заинтересованности в создании проектов является широкое осведомление о данном виде деятельности.
Студенты университетов, помимо учебы или одновременно с основной учебой могут заниматься не только общественной деятельностью или быть вовлеченными в жизнь своего факультета/университета, но и участвовать в социальных проектах. Такие проекты сразу попадаются на глаза, потому что, как правило сам университет предоставляет возможность работать над ними. Более того, ВУЗы или другие образовательные платформы проводят узкоспециализированное обучение по проектной деятельности, где студенты узнают проектную деятельность с нуля, занимаются различными практиками и прокачивают свои «мягкие» навыки.
Например, Кубанский государственный университет (далее – КубГУ) вошел в число вузов-победителей конкурса по организации поддержки студенческих инициатив для формирования инновационных продуктов в 2024 году. 18 апреля 2024 года в Кубанском государственном университете стартовала Акселерационная программа «БизнесКуб» . Его реализация стала возможной благодаря победе КубГУ в конкурсе федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства». Все желающие смогут не только изучить азы маркетинга и финансов, что всегда важно в успешном бизнесе, но и с нуля создать собственный стартап, а также довести его до реализации.
Таким образом, актуальность представленной темы состоит в том, что через проектную деятельность студентов развиваются так называемые «мягкие» навыки и помогают в дальнейших социальных процессах. Проектная деятельность стимулирует молодежь развиваться и самореализовываться. Поэтому для успешного и востребованного функционирования такой деятельности необходимо содействовать вовлечению молодежи в феномен проектной деятельности, предлагать способы ее развития, потому что, как и во всех сферах социума, в проектной деятельности есть свои нюансы.
Степень изученности темы. Проектную деятельность исследователи зачастую рассматривают с педагогической, психологической и социологической точек зрения. Внимание ученых направлено на изучение самых разных способов мотивации участия и работы с проектами, а также актуальных проблем развития данной деятельности на сегодняшний день. Общим теоретическим вопросам организации обучения учащихся проектной деятельности на современном этапе развития посвящены труды К.М. Кантора , В.Д. Симоненко , Дж.К. Джонса , И.Д. Чечеля . Русские исследователи, такие как О.А. Дмитриева и Е.А. Селезнева , а также Н.П. Валькова и В.И. Михайленко выделяют ряд характерных особенностей проекта как метода обучения (наличие проблемы, реальная цель, план работы, конечный продукт). Особенностями классификации проектов в зависимости от разных характеристик занимались Т.А. Куправа и В.В. Володин , В.Н. Фунтов , Н.Е. Веракса .
Анализом проблем soft skills в разное время занимались М.И. Беркович , Л.В. Давидова, Э.Ф. Зеер , Л.Н. Степанова , А.В. Шипилов и др. Несмотря на это, в науке на сегодняшний день нет однозначного определения термина «soft skills». Следует отметить, что все существующие определения понятия частично взаимосвязаны и взаимозависимы, а некоторые из них тесно переплетаются друг с другом. Что касается детального изучения феномена soft skills, в образовательном процессе по мнению авторов в трудах О.Н. Баевой и Н.П. Шерстянкиной необходимо делать акцент на формировании определенных soft skills с учетом требований заинтересованных сторон.
Объект исследования – проектная деятельность студентов, soft skills.
Предмет исследования – особенности развития soft skills посредством участия студентов в проектной деятельности.
Цель исследования – выявить особенности развития soft skills посредством участия студентов в проектной деятельности.
Задачи исследования:
дать общую характеристику проектной деятельности студентов;
определить основные направления проектной деятельности;
систематизировать различные виды и методы развития soft skills;
определить взаимосвязь проектной деятельности и понятия soft skills на примере проектов, проводимых в Краснодарском крае;
обозначить методики мотивации студентов для участия в проектной деятельности.
Теоретико-методологическая основа исследования включает в себя социологические и психологические концептуальные разработки исследователей. При написании курсовой работы использовались ювенологический и деятельностный подходы. В основе ювенологического подхода лежит изучение молодежи, в частности – студентов, как социально-демографической группы в системе проектной деятельности. Молодежь в данном сегменте характеризуется высокой мобильностью, креативностью и предрасположенностью к проявлению себя в проектировании. Деятельностный подход, в свою очередь, основан на изучении процесса работы студентов с проектами, основных этапов проектной деятельности и конечных результатов. Данный подход выявил особенности развития soft skills в процессе активности студентов во время проектов. В результате деятельности студентов в разрезе проектной работы, раскрывается потенциал студентов, позволяющий реализовать прежде всего себя, а также прокачать свои мягкие навыки.
В исследовании использованы следующие методы сбора данных:
метод вторичного анализа информации на основе трудов других авторов;
традиционный анализ документов;
анализ показательных проектов в сфере проектной деятельности;
метод экспертного интервью.
Эмпирическую основу исследования составили:
нормативно-правовые акты (Конституция РФ (с поправками 2022 года); Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации»);
результаты исследований других авторов;
данные собственного исследования, проведенного методом экспертного интервью.
Собственное эмпирическое исследование было проведено в форме интервьюирования, проводилось в апреле-мае 2024 года. Информантами стали 12 студентов Краснодарского края, большинство которых является студентами КубГУ. Опросник содержал 13 вопросов, нацеленные на выявление основных мотивов участия в проектировании, основных обязанностей в этой сфере у студентов и перспектив на будущее. Также в процессе интервью информанты оценили современные проблемы проектной деятельности, опираясь на собственный опыт работы с различными проектами.
Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, каждая из которых включает в себя по два параграфа, заключения, списка использованных источников и приложений.
Ознакомившись с подходами о проектной деятельности от разных авторов, было выявлено основное понятие проектной деятельности. Итак, проектная деятельность – это познавательная, учебная, исследовательская и творческая деятельность, в результате которой появляется решение задачи, которое представлено в виде проекта.
Проектная деятельность в современном образовании используется достаточно широко: от дошкольного образования до послевузовского. И этому есть причины. Метод проектов активизирует познавательную деятельность обучающихся, повышает уровень мотивации учебной деятельности, развивает творческие способности, самостоятельность и навыки работы с информацией, формирует социально значимые личностные качества: коммуникабельность, толерантность, ответственность; стимулирует стремление к самореализации.
Любой проект независимо от типа имеет одинаковую структуру: проблемная ситуация, планирование, поиск способов решения, исследовательская и поисковая деятельность, продукт проекта, защита проекта и прогнозирование новых проблем.
Что касается видов проектирования, изученной в первой главе, по ряду классификационных оснований у большинства исследователей отсутствуют разногласия. Поэтому выделяют проекты по следующим критериям:
по масштабу или размеру проекта: малые, средние, мегапроекты;
по срокам реализации проекта: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные.;
по степени сложности: простые, сложные, очень сложные;
по виду проекта: инвестиционный, инновационный, научно-исследовательский, смешанный или комбинированный;
по типу проекта: технический, организационный, экономический, социальный, смешанный.
Во второй главе, анализируя феномен soft skills, было выяснено, что высокий уровень развития таких навыков обеспечивает и делает более эффективными процессы интеграции в общество, профессиональной реализации и самоактуализации, позволяя человеку полнее выявлять, развивать и использовать свой личностный потенциал. К тому же мягкие навыки еще больше развиваются в процессе проектирования и проектной деятельности, так как каждый этап проектной работы открывает перед собой новые задачи, которые нужно выполнять оперативно и качественно, чему способствует проектное мышление, выработанное мягкими навыками.
Эмпирическое исследование доказало, что к числу самых востребованных soft skills относятся коммуникабельность, планирование, эмоциональный интеллект, проектное мышление, управленческие навыки и гибкость.
Проектная работа позволяет студентам не только проверить в реальном деле свои знания, полученные вовремя освоения дисциплин, но и сделать акцент на развитии soft skills, необходимых для успешной работы. Таким образом, у человека, занимающегося проектированием как творческой деятельностью, всегда существует потенциал для личностного движения и развития, сохранения активности жизненной позиции.
Также в работе был сделан акцент на мотивации студентов для активного вовлечения в проектную среду. На основе экспертного интервью мы выяснили, что именно влияет на молодежь и почему. Так, к основным способам замотивировать студентов разрабатывать проекты можно отнести развитие социальных навыков, финансовую поддержку, альтруизм и волонтерство, трудоустройство в проектной деятельности и выход из зоны комфорта.
В общем виде мотивы проектной деятельности обучающихся – это социальные и личностные потребности в различного рода ценностях. По сути, участие студентов в научно-исследовательской и проектной деятельности является реализацией их творческих возможностей, интеллектуальных способностей. Эффективность управления креативной реализацией студенческой молодежи зависит от мотивационных особенностей личности и креативного поля реализации.
Информанты также помогли выявить особо примечательные проблемы в сфере проектной деятельности такие как:
«внешняя» мотивация без наличия «внутренней» мотивации;
проекты «однодневки» без дальнейшего развития;
слабый контроль реализации проекта со стороны преподавателей;
недостаточная финансовая поддержка со стороны университета.
На основании проведенного исследования и обозначенных выше проблем, можно сформулировать следующие практические рекомендации высшим учебным заведениям для дальнейшего успешного развития проектной деятельности:
обеспечить «внутреннюю» мотивацию, в основе которой лежит собственное желание работать с проектами (ознакомительные уроки, дополнительная реклама проектирования, помощь со стороны наставников);
внедрить в ВУЗы больше проектных встреч и экспертов в лице преподавателей с обратной связью;
организовать проектный офис в ВУЗах для привлечения в проектирование талантливой молодежи (финансирование от университета, предложение идей и работа с одаренной молодежью).
Таким образом, проектное обучение представляет широкие возможности для творческого применения сформированных умений, придавая им тем самым творческий характер. Вывод, к которому приводят современные вызовы: за образовательными проектами стоит будущее, которое уже наступило.
1. Millennials Want to Be Entrepreneurs. That Doesn't Always Mean Starting Businesses. URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2013-05-15/millennials-want-to-be-entrepreneurs-dot-that-doesnt-always-mean-starting-businesses (дата обращения: 17.04.2024).
2. Snell S. Soft or Hard Boiled: Relevance of Soft Skills for IS Professionals // Universal College of Learning Palmerston North. New Zealand. 2002. Pp. 112-114
3. Акселератор «SberStudent». URL: https://sberstudent.sberclass.ru/ (дата обращения: 28.04.2024)
4. Афанасьева Т. С., Носкова И. В. Исследование зависимости между наличием у молодых специалистов навыков soft skills и их востребованностью на рынке труда // Экономика труда. 2022. № 2. С. 8.
5. Ахроров Х. Х., Аскарьянц В. П., Хайтматова Н. А. Дискуссия как метод современного обучения // Теория и практика современной науки. 2018. № 2. С. 35.
6. Баева О. Н., Шерстянкина Н. П. Выявление востребованных на рынке труда компетенций: опыт эмпирического исследования // Экономика труда. 2018. №3. С. 24.
7. Беркович М. И. Soft Skills (Мягкие компетенции) бакалавра: Оценка состояния и направления формирования // Вестник ВГУ. 2018. № 4. С. 63.
8. Всероссийский молодежный форум «Машук». URL: https://mashuk-forum.ru/ (дата обращения: 28.04.2024)
9. Всероссийский студенческий проект «Твой Ход». URL: https://tvoyhod.online/ (дата обращения: 01.05.2024).
10. Гайдученко Е. А. Эмоциональный интеллект vs IQ: от чего зависит успех? URL: https://l-a-b-a.com/blog/show/114 (дата обращения: 21.04.2024).
11. Давидова В. А. Cлушать, говорить и договариваться: что такое soft skills и как их развивать // Науковедение. 2017. № 1. С. 112.
12. Джонс Дж. К. Методы проектирования// Пер. с англ. Бурмистровой Т. П., Фриденберга И.В. М., 1986. С. 326.
13. Дитхелм Г. Управление проектами: СПб., Бизнес-пресса: Корпорация Двадцатый трест. 2004. С. 21.
14. Дмитриева О. А., Селезнева Е. А. Применение проектной методики в практической подготовке студентов инженерных специальностей // Педагогический журнал. М., 2022. № 6А. С. 651-661.
15. И. И. Ляхов. Проектная деятельность: Социал-филос. аспект. М., 1996. С. 305.
16. Кантор К. М. Двойная спираль истории: Историософия проектизма. Общие проблемы // Языки славянской культуры. 2002. С. 904.
17. Н. П. Валькова, В. И. Михайленко. Дизайн: очерки теории системного проектирования // Педагогический журнал. 1993. №11. С. 185.
18. Овчаренко В. А., Репина И. А. Технология развития критического мышления // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2014. № 27. С. 1.
19. Развитие мягких навыков. URL: https://www.pinterest.jp/pin/8 (дата обращения: 20.04.2024).
20. Российская Федерация. Конституция. Конституция Российской Федерации: с изменениями, одобренными общероссийским голосованием 1 июля 2020 года: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Электронный фонд нормативно-технической и нормативно-правовой информации Консорциума «Кодекс» URL: https://docs.cntd.ru/document/9004937 (дата обращения: 02.11.2022).
21. Сорокопуд Ю. В., Козьяков Р. В., Матюгин Н.Е. Гибкость мышления как востребованный «мягкий навык» (soft skills) современных специалистов // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 6. С. 400–402.
22. Сосницкая О. В. Soft Skills: мягкие навыки твердого характера // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 6. С. 400-402.
23. Социологическое исследование РГБ по теме «Развитие soft skills в библиотечно-информационной сфере» (февраль–март 2022 г.). URL: https://www.ruy.ru/projects/at/ (дата обращения: 22.04.2024).
24. Степанова Л. Н. Soft skills как предикторы жизненного самоосуществления студентов // Образование и наука. 2019. № 8. С. 49.
25. Степанова Л. Н., Зеер Э. Ф. Soft skills как предикторы жизненного самоосуществления студентов // Образование и наука. №8. 2019. С. 65–89.
26. ФГАИС «Молодежь России». URL: https://crnprf.ru/tpost/4foglvvkl1-natsionalnii-proekt-molodezh-rossii-2024 (дата обращения: 28.04.2024)
27. Фунтов В. Н. Основы управления проектами в компании. СПб., 2008. С. 336.
28. Черняева И. В. Метод case-study как научный метод исследовательской деятельности студентов // Приоритетные научные направления: от теории к практике. 2016. № 27. С. 3.
29. Чечель И. Д. Современные подходы реализации непрерывного профессионального развития руководителей образовательных организаций // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. №3. С. 93.
30. Чуланова, О. Л. Моделирование эмоциональной компетентности руководителей // Кадровик. 2012. №10. С. 58-64.
31. Шипилов А. В. Мини-книга. Навыковый коктейль // Soft-skills and Business Administration. 2015. С. 14-15.
32. Яркова Т. А. Формирование гибких навыков у студентов в условиях реализации профессионального стандарта педагога // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2016. № 4. С. 222–234.
33. Ярославцева А. В. Актуальность формирования навыков soft skills средствами робототехники во внеурочной деятельности // Вестник Гжельского государственного университета. 2020. №6. С. 5.