Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРСТА С ПОМОЩЬЮ ПСИХОГИМНАСТИКИ

Работа №151169

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы62
Год сдачи2020
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат
Введение 5
1 Теоретические подходы к изучению эмоционального интеллекта 9
1.1 Понятие и составляющие эмоционального
интеллекта 9
1.2 Развитие эмоционального интеллекта в младшем школьном
возрасте 17
1.3 Возможности применения психогимнастики для развития
эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста 25
2 Экспериментальное исследование эмоционального интеллекта у детей
младшего школьного возраста 32
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов
первичного исследования 32
2.2 Программа развития интеллекта у детей младшего школьного
возраста с использованием психогимнастики 37
2.3 Анализ результатов повторного исследования 42
Заключение 46
Список использованных источников 49
Приложение А. Результаты первичной диагностики по методики Р.Р. Калининой «Сюжетные картинки» 53
Приложение Б. Результаты первичной диагностики по методики Е.И. Изотовой «эмоциональная пиктограмма» 54
Приложение В. Программа развития эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с использованием психогимнастики 55
Приложение Г. Результаты повторной диагностики по методики Р.Р.
Калининой «Сюжетные картинки» 59
Приложение Д. Результаты первичной диагностики по методики Е.И.
Изотовой «эмоциональная пиктограмма» 60

Младший школьный возраст, как и любой возрастной период личностного развития человека, имеет свои специфические особенности и актуальные трудности. Смена ведущего вида деятельности, социальной ситуации развития ставит перед ребенком очень много задач. Школьник должен не только осознать необходимость систематического посещения учебных занятий, но и важность соблюдения социально одобряемых норм поведения.
Благоприятное протекание данного возрастного периода зависит не только от интеллектуального уровня подготовки к школе и общего развития познавательной сферы ребенка, но и сформированное™ его эмоциональной сферы.
Учебный режим, необходимость взаимодействовать с учителем и сверстниками, возросшие интеллектуальные и физические нагрузки требуют наличия у ребенка умения распознавать свои эмоции, контролировать их проявление. Данная способность характеризуется таким психологическим феноменом как «эмоциональный интеллект». На протяжении нескольких десятков лет зарубежные и отечественные ученые широко изучали данное понятие и пришли к выводу, что для личностного развития оно имеет не меньшую роль, чем интеллектуальные способности человека.
Умение распознавать свои эмоции, эмоции окружающих, обладание навыками эмоционального самоконтроля, особенно актуально для детей младшего школьного возраста. Так как, именно, в этот возрастной период закладываются важнейшие структурные компоненты личности, развивается самосознание ребенка, формируется стиль поведения. Ребенок не только осваивает учебный материал, но и формирует свои коммуникативные компетенции. Развитый уровень эмоционального интеллекта способствует эффективному развитию указанных конструктов, что является важным фактором личностного развития младшего школьника в целом.
В связи с актуальностью проблемы цель нашего исследования - изучение в теоретическом и экспериментальном аспектах проблемы развития эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с помощью психогимнастики.
Объект исследования - эмоциональный интеллект как психологический феномен.
Предмет исследования - особенности развития эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с помощью психогимнастики.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить психолого - педагогическую литературу по проблеме развития эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с помощью психогимнастики.
2. Провести экспериментальное исследование, направленное на изучение уровня эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста.
3. Разработать и реализовать программу развития эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с использованием психогимнастики.
4. Осуществить повторное исследование уровня эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста, проанализировать результаты исследования.
Методы исследования:
1. Анализ психолого - педагогической литературы по теме исследования.
2. Эмпирические методы: тестирование (методика «Сюжетные картинки» Р.Р. Калининой; методика «Эмоциональная пиктограмма» Е.И. Изотовой).
3. Методы качественной и количественной обработки данных.
Методологической основой выступили труды исследователей по проблеме эмоционального интеллекта Д. Гоулмана, Д.В. Люсина, Дж. Майера, М.А. Манойловой, П. Сэловея; по проблеме использования психогимнастики как метода развивающей работы К.Э. Изарда, Е.П. Ильина.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 города Лесосибирска». Выборка представлена обучающимися 2 и 3-х классов в количестве 25 человек (12 мальчиков, 13 девочек). Возраст испытуемых составил 8-9 лет.
Этапы исследования:
1 этап (декабрь 2019) - изучение теоретических аспектов проблемы развития эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с помощью психогимнастики. Определение категориального аппарата, методов и выборки экспериментального исследования, проведение первичной диагностики уровня развития эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста.
2 этап (декабрь 2019 - апрель 2020) - разработка и реализация программы развития эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с помощью психогимнастики.
3 этап (май 2020) - проведение повторной диагностики уровня эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста, анализ полученных результатов исследования, определение эффективности программы развития эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с использованием психогимнастики, формулирование выводов, оформление ВКР.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по теме развития эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с помощью психогимнастики. Полученные в ходе исследования данные можно использовать педагогам, кураторам групп, психологам, а так же представленные нами материалы могут использовать студенты при подготовке к занятиям, при написании рефератов, курсовых и дипломных работ.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 40 наименований и 5 приложений. В работе содержится 8 таблиц и 4 рисунка. Общий объем работы составляет 52 страницы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, мы можем сказать, что в младшем школьном возрасте особую важность приобретает развитие эмоционального интеллекта. Этот возрастной период характеризуется изменением ведущего вида деятельности, формированием новых психических феноменов, развитием как интеллектуальной, так и эмоциональной сфер личности. Учебная деятельность требует от ребенка умения распознавать собственные эмоции, эмоции окружающих, адекватно проявлять различные эмоциональные реакции. Уровень развития эмоционального интеллекта в данном возрастном периоде определяет успешность ребенка в дальнейшем, степень развития его коммуникативных компетенций, профессиональных и личностных навыков.
Проблема изучения эмоционального интеллекта вызывает большой интерес со стороны специалистов. Несмотря на многочисленные исследования, у данного феномена нет однозначного определения. При этом большинство специалистов придерживаются схожих взглядов на структурные составляющие эмоционального интеллекта. Отметим, что изучение эмоционального интеллекта очень актуально для личностного и профессионального роста человека. Эмоции включены в любую деятельность, способны влиять на нее. Из этого следует, что для гармоничного личностного развития необходимо обладать высоким уровнем эмоционального интеллекта, уметь распознавать разные эмоциональные выражения, а так же контролировать их. Эмоциональный интеллект развивается всю жизнь человека, особенно важно его адекватное формирование в детстве, в частности в школьном возрасте.
Следует отметить, что психогимнастика, как метод психологической работы с младшими школьниками, обладает огромным потенциалом для развития эмоционального интеллекта. В процессе участия ребенка в упражнениях, у него формируется не только навык определения своих эмоциональных состояний, невербального их выражения в социально приемлемой форме, но и появляется умение распознавать эмоциональные состояния партнера по общению по средствам невербальной коммуникации, по жестам, мимике и т.п. Ребенок, взаимодействуя со сверстниками, избавляется от коммуникативных барьеров, развивает навык саморегуляции собственных эмоциональных реакций на различные ситуации. Сформированный эмоциональный интеллект является неотъемлемой составляющей гармонично развитой личности.
Нами было проведено экспериментальное исследование, направленное на изучение уровня эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста.
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ №1» Выборка представлена обучающимися 2 и 3-х классов в количестве 25 человек (12 мальчиков, 13 девочек). Возраст испытуемых составил 8-9 лет.
В качестве диагностического инструментария мы использовали следующие методики: методика «Сюжетные картинки» Р.Р. Калининой; методика «Эмоциональная пиктограмма» Е.И. Изотовой.
Проанализировав результаты первичной диагностики, мы можем сделать вывод, что 52 % испытуемых (13 человек) имеют проблемы в эмоциональной сфере. У младших школьников наблюдаются проблемы в способности распознать собственные чувства и эмоции, они не могут вызвать нужные эмоции, не управляют разрушительными эмоциями и чувствами, не способны понимать эмоции и чувства других, что способствует проблеме выстраивания конструктивного взаимоотношения с окружающими.
На основе полученных данных мы составили программу развития эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с использованием психогимнастики.
Цель программы заключается в развитие эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста с использованием психогимнастики; освоение ребенком умения управлять своими эмоциями; развитие уверенности в себе, повышение самооценки.
Проанализировав результаты повторной диагностики выявлено что лишь у 4 % испытуемых (1 человек) имеются проблемы в эмоциональной сфере. Подводя итог, исходя из представленных результатов повторной диагностики можно говорить о том, что реализованная нами программа развития эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста оказалась эффективным средством и способствовала развитию самосознания (знание того, что чувствует младший школьник и использование этих знаний), саморегуляции, мотивации (использование эмоциональных предпочтений для направления деятельности к поставленным целям), эмпатии и социальных навыков (хорошее владение эмоциями во взаимоотношениях).
Цель нашего исследования достигнута, задачи реализованы в полном объеме.


1. Алябьева, Е. А. Психогимнастика в начальной школе: методические материалы в помощь психологам и педагогам / Е. А. Алябьева. - Москва : Сфера, 2014. - 88 с.
2. Андреева, И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта / И. Н. Андреева // Вопросы психологии. - 2015. - № 5. - С. 57­65.
3. Андреева, И. Н. Эмоциональный интеллект: исследования феномена // Вопросы психологии. - 2006. - № 3. - С. 78-86.
4. Арушанова, А. Г. Развитие коммуникативных способностей школьника : учебное пособие / А. Г. Арушанова. - Москва : Сфера, 2013. - 80 с.
5. Балаклеец, В. В. Об особенностях структурных компонентов эмоционального интеллекта у представителей разных народов [Электронный ресурс] / В. В. Балаклеец // Молодой ученый. - 2017. - №4. - С. 315-318. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/138/38632/
6. Берк, Л. Е. Развитие ребенка / Л. Е. Берк. - Санкт-Петербург : Питер, 2016. - 156 с.
7. Большой психологический словарь / Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. - Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, 2004. - 254 с.
8. Выготский, Л. С. Собрание сочинений / Л. С. Выготский. - Москва : Педагогика, 2002. - 265 с.
9. Гарскова, Г. Г. Введение понятия «эмоциональный интеллект» в психологическую теорию / Г. Г. Гарскова. - Санкт-Петербург : Питер, 2009. - 187 с.
10. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект / Д. Гоулман. - Москва : ACT, 2009. - 107 с.
11. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ. / Д. Гоулман. - Москва : Манн, Иванов и Фербер,
2013. - 560 с.
12. Данилина, Т. А. В мире детских эмоций / Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина. - Москва : Айрис-пресс, 2014. - 160 с.
13. Дегтярев, А. В. Эмоциональный интеллект: становление понятия в психологии [Электронный ресурс] / А. В. Дегтярев // Психологическая наука и образование. - 2012. - №2. - Режим доступа: http: //psyedu.ru/j ournal/2012/2/2912.phtml
14. Додонов, Б. И. Эмоция как ценность / Б. И. Додонов. - Москва : Сфера, 2010. - 272 с.
15. Дубровина, И. В. Возрастной подход к воспитанию психологической культуры школьников / И. В. Дубровина // Мир психологии. - 2012. - № 2. - С. 194-209...40


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ