Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: Омский Государственный Университет.
Выборка: 23 педагога.
Есть приложения.
Дата изготовления: август 2024 года.
Учебное заведение: Московский финансово-промышленный университет «Синергия».
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: Омский Государственный Университет.
Выборка: 23 педагога.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА С ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ ЛИЧНОСТИ 6
1.1. Подходы к исследованию эмоционального интеллекта 6
1.2. Индивидуально-психологические свойства личности 16
1.3. Направления исследования поведенческих характеристик личности 23
Выводы по главе 1 31
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА С ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ ЛИЧНОСТИ 34
2.1. Организация и методы и проведение исследования 34
2.2. Анализ полученных результатов эмпирического исследования взаимосвязи эмоционального интеллекта с индивидуально-психологическими характеристиками личности 40
2.3. Рекомендации по развитию эмоционального интеллекта и индивидуально-психологических характеристик личности. 58
Выводы по главе 2 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 81
ПРИЛОЖЕНИЯ 87
Актуальность выбранной темы исследования о связи эмоционального интеллекта с индивидуально-психологическими характеристиками личности является несомненной, поскольку в современном мире становится все более очевидным, что успешность в различных областях жизни, в том числе в карьере, личных отношениях и общении с окружающими, многое зависит от уровня эмоционального интеллекта.
В наше время, когда стремительные изменения и повышенный стресс являются неизбежными компонентами повседневной жизни, способность эффективно управлять своими эмоциями и взаимодействовать с окружающими людьми становится основополагающей. Эмоциональный интеллект включает в себя навыки саморегуляции, эмпатии, умения управлять отношениями и решать конфликты, что делает его важным элементом успешной социальной адаптации.
Более того, в контексте профессиональной деятельности, эмоциональный интеллект играет ключевую роль в формировании лидерских качеств, умении работать в команде, понимании потребностей и ожиданий других людей. Педагоги, как профессиональная группа, особенно нуждаются в развитии этого аспекта своей личности, поскольку их работа тесно связана с коммуникацией, воспитанием и поддержкой детей и молодежи.
Таким образом, исследование взаимосвязи эмоционального интеллекта с индивидуально-психологическими характеристиками личности является актуальным и востребованным в современном обществе, где умение эффективно управлять своими эмоциями и отношениями с окружающими становится важным условием успеха и благополучия.
Степень изученности темы исследования: Вопросы эмоций и эмоционального интеллекта поднимались в психологической науке на протяжении всей истории развития. Теории эмоций получили свое развитие в трудах как зарубежных, так и отечественных исследователей. Зарубежные теории эмоций представлены работами В.К. Вилюнаса, Ч. Дарвина, У. Джеймса, К Ланге, П. Лафренье, Л. Фестингера, Ph. Dufour, J.P. Forgas, J.D. Mayer, S. Schachter , J. E. Singer. Отечественные теории эмоций получили свое развитие в трудах И.Н. Андреевой, П.К. Анохина, Л.С. Выготского, А.В. Дегтярева, Е.П. Ильина, С.Б. Куликова, А.Н. Леонтьева, Д.В. Люсина, А.И. Плохоцкого, С.Л. Рубинштейна, Е.А. Шишаева. Вопросы эмоционального интеллекта были рассмотрены в работах А.В. Брушлинского, Б.В. Зейгарник, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.М. Рыжова, Н.В. Симбирцевой, О.К. Тихомирова и др.
Объектом исследования являются эмоциональный интеллект и индивидуально-психологические характеристики личности, а предметом - их взаимосвязь и влияние на профессиональную деятельность.
Целью настоящего исследования является выявление взаимосвязи между эмоциональным интеллектом и индивидуально-психологическими особенностями личности, а также разработка рекомендаций по развитию эмоционального интеллекта педагогов.
Для достижения поставленной цели в работе были сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические подходы к исследованию эмоционального интеллекта в психологии.
2. Изучить эмоциональный интеллект как профессионально важное качество.
3. Рассмотреть понятие индивидуально-психологических характеристик личности.
4. Провести эмпирическое исследование взаимосвязи эмоционального интеллекта с индивидуально-психологическими характеристиками личности.
5. Сформулировать рекомендации по развитию эмоционального интеллекта у педагогов.
Гипотеза исследования: эмоциональный интеллект взаимосвязан с определенными индивидуально-психологическими свойствами и поведенческими характеристиками личности педагогов общеобразовательного учреждения.
Теоретико-методологической базой данного исследования стали теоретические и практические материалы по психологии, педагогике, исследования по эмоциональному интеллекту, а также результаты анализа эмпирических данных.
Методы исследования: теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования; эмпирические методы исследования: опросник эмоционального интеллекта «ЭмИн» Д.В. Люсина; методика исследования эмоционального интеллекта Н. Холла; опросник «Исследование психологической структуры темперамента» (Б.Н. Смирнова); опросник Х. Смишека «Диагностика типов акцентуации черт характера по К. Леонгарду»; методика «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (А.А. Реана); тест описания поведения К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной); методика «Диагностика межличностных отношений» (ДМО) (модификация Л.Н. Собчик).
Эмпирическая база исследования: 23 педагога Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения – Хотынецкая средняя общеобразовательная школа. Из них 20 респондентов женского пола, 3 респондента мужского пола. Возраст респондентов составил от 28 до 45 лет.
Теоретическая значимость: состоит в том, что полученные результаты исследования дают возможность выявить эффективность применяемых методов по повышению эмоционального интеллекта у педагогов.
Практическая значимость исследования состоит в том, что данное исследование имеет значимость для понимания важности развития эмоционального интеллекта как ключевого элемента личностного роста и профессионального успеха, особенно в педагогической сфере.
Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы
Таким образом, проведенный теоретический анализ по изучению феномена эмоционального интеллекта показал, что существует разносторонний взгляд на природу эмоционального интеллекта. Под эмоциональным интеллектом мы будем понимать, как психологическое образование, формирующееся в ходе жизни человека под влиянием когнитивных и личностных факторов, а именно проявляющихся в способности понимания своих и чужих эмоций и управления ими. Не смотря на интегративный подход в изучении эмоционального интеллекта, были выделены такие его характеристики как идентификация, понимание и управление эмоциями, они остаются неизменными и находят свое отражение в многочисленных подходах. На развитие эмоционального интеллекта будет влиять то, как человек выстраивает коммуникативные связи, выражает свои мысли, чувства, эмоции, поддерживает отношения и т.д. Также анализ происходящих с нами событий, позволяет человеку отслеживать свои эмоции и учит человека управлять ими. Развитый эмоциональный интеллект в современном обществе делает человека более тактичным и гибким в выражении и понимании своих эмоций, а также эмоций других людей. Эмоциональный интеллект имеет свое отражение почти во всех аспектах жизни человека, а именно: адаптация к изменяющимся условиям; умение презентовать себя; проявление настойчивости, терпимости; гибкость в эмоциональных реакциях; выстраивание доверительных отношений; умение рационально принимать решения; преобладание позитивных эмоций над негативными. Эмоциональный интеллект является навыком, которому можно научится. Дальнейшее изучение эмоционального интеллекта позволит повысить уровень психологической культуры в обществе.
Идея успеха будущего педагога-психолога как конкурентоспособного субъекта будущей профессиональной деятельности связана со способностью взаимодействовать с профессиональным сообществом, управлять эмоциональной сферой и, соответственно, взаимодействовать с субъектами совместной деятельности. Эмоциональный интеллект в единстве его структурных компонентов (когнитивного, аффективного и поведенческого) является наиболее подходящим инструментом, связанным с управлением эмоциональной сферой, ее отражением и пониманием. Для дальнейшего изложения материала посредством эмоционального интеллекта учащихся мы понимаем профессионально важное качество, которое представляет собой интегративное знание, обеспечивающее понимание и регулирование собственных эмоций и эмоций других, определяющее успешность учебной деятельности и степень сформированности которого определяется когнитивными, поведенческими и эмоциональными компонентами.
Исходя из своих индивидуально-личностных характеристик, люди выбирают, то чем хотят заниматься или ту сферу деятельности, в которой они наиболее сильны. В деятельности можно проследить особенности поведения, мышления, взаимодействия и другие характеристики человека.
Таким образом, можно дать определение индивидуально-психологическим характеристикам - это индивидуальной набор характеристик, которые проявляются в 4 сферах (когнитивной, эмоциональной, межличностной, поведенческой) и определяют особенности личности на уровнях мыслей, эмоций, действий и взаимодействий, отличающих ее от других и проявляющихся в деятельности
В исследовании были выявлены статистически значимые положительные взаимосвязи между следующими компонентами:
1) интегративным, межличностным и внутриличностным эмоциональным интеллектом, а также пониманием и управлением эмоциями, и такими типами поведения в конфликтных ситуациях, как сотрудничество и компромисс;
2) интегративным эмоциональным интеллектом, межличностным эмоциональным интеллектом, пониманием эмоций и типом поведения в конфликтных ситуациях, который характеризуется приспособлением.
У педагогов общеобразовательных учреждений с высоким и средним уровнем эмоционального интеллекта межличностные отношения с окружающими достаточно гармоничны: они не испытывают трудностей в общении с коллегами, отсутствуют признаки личностной дисгармонии и акцентуации черт характера.
Наиболее распространенными стилями межличностного взаимодействия среди педагогов с высоким и средним уровнем эмоционального интеллекта являются ответственно-великодушный стиль и сотрудничественно-конвенциальный стиль, которые предполагают высокую степень готовности к помощи другим, чувство ответственности, стремление к общению и дружелюбные отношения с окружающими.
В группе педагогов со средним уровнем эмоционального интеллекта наблюдаются ярко выраженные покорно-застенчивый и зависимо-послушный стили межличностных отношений. Эти специалисты склонны проявлять скромность и застенчивость, брать на себя чужие обязанности, а также нуждаются в помощи, доверии и признании со стороны окружающих.
В результате исследования были выявлены статистически обоснованные положительные корреляции между различными аспектами эмоционального интеллекта и определёнными стилями межличностного взаимодействия. В частности, наблюдаются следующие связи:
1) Интегративный, межличностный и внутриличностный эмоциональный интеллект, а также навыки понимания и управления эмоциями, оказывают положительное влияние на такие стили взаимодействия, как ответственно-великодушный и сотрудничественно-конвенциальный. Эти стили характеризуются готовностью к сотрудничеству и взаимоподдержке в межличностных отношениях.
2) Внутриличностный эмоциональный интеллект и умение управлять эмоциями также связаны с властным и лидирующим стилем межличностных коммуникаций, указывая на то, что люди, обладающие высокими навыками в этой области, способны эффективнее руководить и воздействовать на окружающих.
Эти наблюдения подчеркивают важность развития эмоциональной компетентности для улучшения качества взаимодействия в профессиональной среде.
В заключении можно подчеркнуть, что развитие эмоционального интеллекта у педагогов играет ключевую роль в современной образовательной среде. Педагоги, обладающие высоким уровнем эмоционального интеллекта, способны эффективнее управлять своими эмоциями, лучше понимать нужды учеников, успешнее решать конфликты и создавать благоприятную образовательную атмосферу.
Развитие эмоционального интеллекта педагогов требует постоянного самосовершенствования, обучения и практики. Рекомендации по развитию самосознания, саморегуляции, эмпатии, уверенности и навыков управления конфликтами помогут педагогам стать более компетентными и успешными профессионалами.
Важно подчеркнуть, что развитие эмоционального интеллекта не только повышает профессиональную компетентность педагогов, но и способствует лучшему взаимопониманию в образовательной среде, улучшению отношений с учениками, коллегами и родителями, а также созданию позитивной образовательной обстановки для всех участников образовательного процесса.
1. Ананьев. Б.Г. Человек как предмет познания. Москва. : Питер, 2020. 282 с.
2. Андреева И.Н. Об истории развития понятия «эмоциональный интеллект» / И.Н. Андреева // Вопросы психологии. - 2011. - №5. - С. 81-85.
3. Андреева И.Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта / И.Н. Андреева // Социально-психологические проблемы ментальности: 6-я Международная научно-практическая конференция, 26-27 ноября 2004 года, Смоленск: в 2 ч. - Смоленск: Изд-во СГПУ, 2004. Ч. 1. - С. 22-26.
4. Андреева И.Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта / И.Н. Андреева // Вопросы психологии. - 2012. - № 5. - С. 57-65.
5. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии / И.Н. Андреева. — Новополоцк: Полоцкий государственный университет, 2011. — 388 с.
6. Архипова И.В. Особенности эмоционального интеллекта у педагогов различных специальностей / И.В. Архипова, К.Д. Трегубова // Современная наука: теоретический и практический взгляд: Сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 15 августа 2014 г.). – Уфа: ООО «Аэтерна», 2014. – С. 81-83.
7. Балаклеец В.В. Об особенностях структурных компонентов эмоционального интеллекта у представителей разных народов / В.В. Балаклеец // Молодой ученый. — 2017. — №4. — С. 315-318.
8. Березовская Т.П. Психологические особенности эмоционального интеллекта старшеклассников // Когнитивная психология: сб. ст. – Мн.: БГПУ, 2006. – С. 16 – 20.
9. Бояцис Р., МакКи Э., Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. – М: «Альпина Бизнес Букс», 2020. – С. 36-65
10. Власова О.И. Психология социальных способностей: структура, динамика, факторы развития: Монография. – К.: «Киевский университет», 2005. – 48с.
11. Волкова М.Н. Психология субъекта: Хрестоматия. – Владивосток: М. гос. ун-т им. адмирала Г.И. Невельского, 2007. – 182 с.
12. Вундт В. Введение в психологию. - СПб.: Лань, 2019 - 165
13. Выготский Л. С. О двух направлениях в понимании природы эмоций в зарубежной психологии в начале XX века // Вопросы психологии. – 1968. - № 2. – С. 157-159
14. Гарскова Г. Г. Введение понятия «Эмоциональный интеллект» в психологическую теорию - Тез. науч.-практ.конф. «Ананьевские чтения». - СПб.: СПб. ун-та, 1999. – С. 25-26.
15. Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Д. Гоулман, Р. Бояцис, Э. Макки; Пер. с англ. - 6-изд. - М.: Альпина Паблишер, 2017. - 302 с.
16. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект / Д. Гоулман; пер. с англ. А.П. Исаевой. - М.: АСТ: АСТ Москва: Хранитель, 2012. - 478 с.
17. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект / пер. с англ. А.П. Исаевой. – М.: ACT: ACT, 2009. – 478с.
18. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. - М.: Изд- во АСТ, 2022.- 480
19. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ / Д. Гоулман. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. – 560 с.
20. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект: спорные вопросы и распространенные заблуждения / Д. Гоулмен, Р. Эммерлинг // Отдел кадров. - 2004. - №8. - С. 121-125.
21. Гоулмен Д. В лабиринте эмоционального интеллекта / Д. Гоулмен // Отдел кадров. – 2012. - №8. - С. 98-100.
22. Данилова Н.А. Содержательные характеристики структуры эмоционального интеллекта на различных возрастных этапах / Н.А. Данилова, И. С. Морозова // European Social Science Journal. - 2015. - № 7. - С. 308 -315.
23. Дегтярев А. В. «Эмоциональный интеллект»: становление понятия в психологии // Психолого-педагогыческие исследования. – 2022. - №2. – С. 1-13.
24. Долгова В.И., Овчарова Р.В. Исследование эмоциональноволевой регуляции педагогов. Вестник Челябинского государственного педагогыческого университета. 2020. № 5. 69-73
25. Изард К. И.Эмоции человека. - М.: Изд-во Мос. гос. ун-та, 2020.- 440
26. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2021. - 783
27. Ка де ври Манфред Мистика лидерства. Развитие эмоционального интеллекта: пер. с анг. – М. – 2023. – 276 с.
28. Капустина. Т.В. Экспресс - диагностика типов личности: проективный метод : дис. … канд. психол. Наук. Хабаровск, 2019. 224 с.
29. Карпов А., Петровская А. Психология эмоционального интеллекта: теория, диагностика, практика. – Ярославль: ЯрГУ, 2019. – 344 с
30. Кольчик. Е.Ю. Анализ взаимосвязи индивидуально-психологических характеристик с особенностями профессиональной адаптации сотрудников МЧС в процессе должностного перемещения // Проблемы современного педагогыческого образования. 2021. № 53-2. С. 327-336
31. Комарова Е.Н., Лукьянова А.А. Индивидуально-психологические особенности людей, склонных к алекситимии // Тенденции развития науки и образования. 2018. № 34-2. С. 8-11.
32. Комарова Э. П. Эмоциональный интеллект: понятие, роль и формы интеграции в социокультурное общение // Вестник Воронежского государственного технического университета. – 2019. – Т. 10. - №3-2. – С. 43-46
33. Красненко С.А. и Щелкушкина Е.А. Некоторые криминологические и индивидуально-психологические характеристик лиц, совершивших дорожно-транспортные преступления в состоянии алкогольного опьянения // Прикладная юридическая психология. 2020. № 3. С. 57-66
34. Лазурский. А.Ф. Классификация личностей. Москва. : Юрайт, 2019. 274 с.
35. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. — М.: Изд-во Моск. гос. ун-та., 2000. - 38
36. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. – 176с.
37. Малышев И.В. и Дрожалкина О.Ю. Социально-психологические и индивидуальные характеристики личности выгорающих работников дошкольных образовательных учреждений // Психология развития. 2022. № 3. С. 28-33.
38. Манойлова М. А. Эмоциональный интеллект будущего педагога: акмеологическая диагностика и методы развития. – Москва: «POLEOGRAFF PRESS», 2018. – 128 с
39. Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М. : Педагогыка, 1986. 256 с
40. Мещерякова И. Н. Развитие эмоционального интеллекта педагоговпсихологов в процессе обучения в ВУЗе: автореферат на соискание научной степени кандидата психологических наук. – Курск, 2021. – 25 с.
41. Носенко Е. Л. Эмоциональный интеллект: концептуализация феномена, основные функции / Е. Л. Носенко, Н. В. Коврига. – Киев, 2003. – 126 с.
42. Носенко Э. Л., Ковригина Н. В. Эмоциональный интеллект: концептуализация феномена, основные функции. – Киев: Высшая школа, 2023. – 126 с
43. Осипенко А.В. Индивидуально-психологические характеристики и их влияние на успешность деятельности оперативно-диспетчерского персонала энергетики // Научно-исследовательские публикации. 2020. № 5 (25). С. 64-68.
44. Осипова Е.А. Особенности эмоционального интеллекта у педагогов с разным профессиональным образованием / Е.А. Осипова, А.А. Осинцева, Л.Ю. Погребная; науч. рук. Л. К. Антропова // Наука. Технологии. Инновации: сб. науч. тр.: в 9 ч., Новосибирск, 1–5 дек. 2015 г. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2015. – Ч. 8. – С. 71-73.
45. Першина А.В. К проблеме изучения эмоционального интеллекта педагогов / А.В. Першина, А.В. Соловьева // Молодой ученый. — 2016. — №4. — С. 703-704.
46. Плигин A.A. Личностно-ориентированное образование: история и практика - М: КСП, 2023. - 432
47. Рейковский, Я. Экспериментальная психология эмоций. - М., 2020. - 392
48. Робертс Р., Мэттьюс Дж., Зайднер М., Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике // психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2020. - №4. – С. 3-26
49. Робертс Р.Д. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике / Р.Д. Робертс, Дж. Мэттьюс, М. Зайднер, Д.В. Люсин // Психология: Журнал Высшей Школы Экономики. – 2004. – Т.1. № 4. – С. 3–24.
50. Рокицкая Ю.А. Самомониторинг фрустрированных эмоций в структуре эмоциональной устойчивости личности / Ю.А. Рокицкая // Материалы конф. по итогам научно-исследовательских работ аспирантов и соискателей ЧГПУ за 2018 г./ Челяб. гос. пед. ун-т. - Челябинск, 2019. - 233-243
51. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2007. – 720 с
52. Сергиенко Е. А., Ветрова И. И. Адаптация теста Дж. Мэйера, П. Сэловея и Д. Карузо «Эмоциональный интеллект» на русскоязычной выборке // Психологический журнал. Российская академия наук. – 2020. – Т.31 №1. – С. 55-73
53. Сергиенко Е. А., Ветрова И. И. Адаптация теста Дж. Мэйера, П. Сэловея
54. Сидоренко Е. В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. – СПб.: Речь, 2022. – С. 28.
55. Симонов П. В. Эмоциональный мозг. – М.: Наука, 1984. – 166 с.
56. Слабинский В.Ю., Воищева Н.М. Индивидуально-психологические характеристики профессионального выгорания у экологов в свете психологии отношений В.Н. Мясищева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2019. № 9 (115). С. 207-217
57. Собчик. Л.Н. Психология индивидуальности. СПб. : Речь, 2022. 480 с.
58. Степанов И.С. Взаимосвязь эмоционального интеллекта личности и гендерной идентичности личности - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2022. - 208
59. Терещенко В.В., Чуб И.М. Индивидуально-психологические характеристики взросления в подростковом периоде онтогенеза // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8. № 3 (31). С. 230-239.
60. Хомерики Н.С., Малыгин В.Л. Индивидуально-психологические характеристики подростков, склонных к интернет зависимому поведению // Психиатрия. 2023. № 4 (60). С. 64.
61. Чиркина Е.А. Формирование эмоционального интеллекта педагогов, будущих специалистов в сфере помогающих профессий дидактическими средствами: дис… канд. пед. наук / Е.А. Чиркина. – Ижевск, 2012. – 166 с.
62. Шабанов С. Эмоциональный интеллект. Российская практика / С. Шабанов, А. Алешина. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. – 448 с.