Связь эмоционального интеллекта с индивидуально-психологическими характеристиками личности (Московский финансово-промышленный университет «Синергия»)
|
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: Омский Государственный Университет.
Выборка: 23 педагога.
Есть приложения.
Дата изготовления: август 2024 года.
Учебное заведение: Московский финансово-промышленный университет «Синергия».
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: Омский Государственный Университет.
Выборка: 23 педагога.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА С ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ ЛИЧНОСТИ 6
1.1. Подходы к исследованию эмоционального интеллекта 6
1.2. Индивидуально-психологические свойства личности 16
1.3. Направления исследования поведенческих характеристик личности 23
Выводы по главе 1 31
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА С ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ ЛИЧНОСТИ 34
2.1. Организация и методы и проведение исследования 34
2.2. Анализ полученных результатов эмпирического исследования взаимосвязи эмоционального интеллекта с индивидуально-психологическими характеристиками личности 40
2.3. Рекомендации по развитию эмоционального интеллекта и индивидуально-психологических характеристик личности. 58
Выводы по главе 2 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 81
ПРИЛОЖЕНИЯ 87
База исследования: Омский Государственный Университет.
Выборка: 23 педагога.
Есть приложения.
Дата изготовления: август 2024 года.
Учебное заведение: Московский финансово-промышленный университет «Синергия».
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: Омский Государственный Университет.
Выборка: 23 педагога.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА С ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ ЛИЧНОСТИ 6
1.1. Подходы к исследованию эмоционального интеллекта 6
1.2. Индивидуально-психологические свойства личности 16
1.3. Направления исследования поведенческих характеристик личности 23
Выводы по главе 1 31
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА С ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ ЛИЧНОСТИ 34
2.1. Организация и методы и проведение исследования 34
2.2. Анализ полученных результатов эмпирического исследования взаимосвязи эмоционального интеллекта с индивидуально-психологическими характеристиками личности 40
2.3. Рекомендации по развитию эмоционального интеллекта и индивидуально-психологических характеристик личности. 58
Выводы по главе 2 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 81
ПРИЛОЖЕНИЯ 87
Актуальность выбранной темы исследования о связи эмоционального интеллекта с индивидуально-психологическими характеристиками личности является несомненной, поскольку в современном мире становится все более очевидным, что успешность в различных областях жизни, в том числе в карьере, личных отношениях и общении с окружающими, многое зависит от уровня эмоционального интеллекта.
В наше время, когда стремительные изменения и повышенный стресс являются неизбежными компонентами повседневной жизни, способность эффективно управлять своими эмоциями и взаимодействовать с окружающими людьми становится основополагающей. Эмоциональный интеллект включает в себя навыки саморегуляции, эмпатии, умения управлять отношениями и решать конфликты, что делает его важным элементом успешной социальной адаптации.
Более того, в контексте профессиональной деятельности, эмоциональный интеллект играет ключевую роль в формировании лидерских качеств, умении работать в команде, понимании потребностей и ожиданий других людей. Педагоги, как профессиональная группа, особенно нуждаются в развитии этого аспекта своей личности, поскольку их работа тесно связана с коммуникацией, воспитанием и поддержкой детей и молодежи.
Таким образом, исследование взаимосвязи эмоционального интеллекта с индивидуально-психологическими характеристиками личности является актуальным и востребованным в современном обществе, где умение эффективно управлять своими эмоциями и отношениями с окружающими становится важным условием успеха и благополучия.
Степень изученности темы исследования: Вопросы эмоций и эмоционального интеллекта поднимались в психологической науке на протяжении всей истории развития. Теории эмоций получили свое развитие в трудах как зарубежных, так и отечественных исследователей. Зарубежные теории эмоций представлены работами В.К. Вилюнаса, Ч. Дарвина, У. Джеймса, К Ланге, П. Лафренье, Л. Фестингера, Ph. Dufour, J.P. Forgas, J.D. Mayer, S. Schachter , J. E. Singer. Отечественные теории эмоций получили свое развитие в трудах И.Н. Андреевой, П.К. Анохина, Л.С. Выготского, А.В. Дегтярева, Е.П. Ильина, С.Б. Куликова, А.Н. Леонтьева, Д.В. Люсина, А.И. Плохоцкого, С.Л. Рубинштейна, Е.А. Шишаева. Вопросы эмоционального интеллекта были рассмотрены в работах А.В. Брушлинского, Б.В. Зейгарник, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.М. Рыжова, Н.В. Симбирцевой, О.К. Тихомирова и др.
Объектом исследования являются эмоциональный интеллект и индивидуально-психологические характеристики личности, а предметом - их взаимосвязь и влияние на профессиональную деятельность.
Целью настоящего исследования является выявление взаимосвязи между эмоциональным интеллектом и индивидуально-психологическими особенностями личности, а также разработка рекомендаций по развитию эмоционального интеллекта педагогов.
Для достижения поставленной цели в работе были сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические подходы к исследованию эмоционального интеллекта в психологии.
2. Изучить эмоциональный интеллект как профессионально важное качество.
3. Рассмотреть понятие индивидуально-психологических характеристик личности.
4. Провести эмпирическое исследование взаимосвязи эмоционального интеллекта с индивидуально-психологическими характеристиками личности.
5. Сформулировать рекомендации по развитию эмоционального интеллекта у педагогов.
Гипотеза исследования: эмоциональный интеллект взаимосвязан с определенными индивидуально-психологическими свойствами и поведенческими характеристиками личности педагогов общеобразовательного учреждения.
Теоретико-методологической базой данного исследования стали теоретические и практические материалы по психологии, педагогике, исследования по эмоциональному интеллекту, а также результаты анализа эмпирических данных.
Методы исследования: теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования; эмпирические методы исследования: опросник эмоционального интеллекта «ЭмИн» Д.В. Люсина; методика исследования эмоционального интеллекта Н. Холла; опросник «Исследование психологической структуры темперамента» (Б.Н. Смирнова); опросник Х. Смишека «Диагностика типов акцентуации черт характера по К. Леонгарду»; методика «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (А.А. Реана); тест описания поведения К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной); методика «Диагностика межличностных отношений» (ДМО) (модификация Л.Н. Собчик).
Эмпирическая база исследования: 23 педагога Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения – Хотынецкая средняя общеобразовательная школа. Из них 20 респондентов женского пола, 3 респондента мужского пола. Возраст респондентов составил от 28 до 45 лет.
Теоретическая значимость: состоит в том, что полученные результаты исследования дают возможность выявить эффективность применяемых методов по повышению эмоционального интеллекта у педагогов.
Практическая значимость исследования состоит в том, что данное исследование имеет значимость для понимания важности развития эмоционального интеллекта как ключевого элемента личностного роста и профессионального успеха, особенно в педагогической сфере.
Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы
В наше время, когда стремительные изменения и повышенный стресс являются неизбежными компонентами повседневной жизни, способность эффективно управлять своими эмоциями и взаимодействовать с окружающими людьми становится основополагающей. Эмоциональный интеллект включает в себя навыки саморегуляции, эмпатии, умения управлять отношениями и решать конфликты, что делает его важным элементом успешной социальной адаптации.
Более того, в контексте профессиональной деятельности, эмоциональный интеллект играет ключевую роль в формировании лидерских качеств, умении работать в команде, понимании потребностей и ожиданий других людей. Педагоги, как профессиональная группа, особенно нуждаются в развитии этого аспекта своей личности, поскольку их работа тесно связана с коммуникацией, воспитанием и поддержкой детей и молодежи.
Таким образом, исследование взаимосвязи эмоционального интеллекта с индивидуально-психологическими характеристиками личности является актуальным и востребованным в современном обществе, где умение эффективно управлять своими эмоциями и отношениями с окружающими становится важным условием успеха и благополучия.
Степень изученности темы исследования: Вопросы эмоций и эмоционального интеллекта поднимались в психологической науке на протяжении всей истории развития. Теории эмоций получили свое развитие в трудах как зарубежных, так и отечественных исследователей. Зарубежные теории эмоций представлены работами В.К. Вилюнаса, Ч. Дарвина, У. Джеймса, К Ланге, П. Лафренье, Л. Фестингера, Ph. Dufour, J.P. Forgas, J.D. Mayer, S. Schachter , J. E. Singer. Отечественные теории эмоций получили свое развитие в трудах И.Н. Андреевой, П.К. Анохина, Л.С. Выготского, А.В. Дегтярева, Е.П. Ильина, С.Б. Куликова, А.Н. Леонтьева, Д.В. Люсина, А.И. Плохоцкого, С.Л. Рубинштейна, Е.А. Шишаева. Вопросы эмоционального интеллекта были рассмотрены в работах А.В. Брушлинского, Б.В. Зейгарник, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.М. Рыжова, Н.В. Симбирцевой, О.К. Тихомирова и др.
Объектом исследования являются эмоциональный интеллект и индивидуально-психологические характеристики личности, а предметом - их взаимосвязь и влияние на профессиональную деятельность.
Целью настоящего исследования является выявление взаимосвязи между эмоциональным интеллектом и индивидуально-психологическими особенностями личности, а также разработка рекомендаций по развитию эмоционального интеллекта педагогов.
Для достижения поставленной цели в работе были сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические подходы к исследованию эмоционального интеллекта в психологии.
2. Изучить эмоциональный интеллект как профессионально важное качество.
3. Рассмотреть понятие индивидуально-психологических характеристик личности.
4. Провести эмпирическое исследование взаимосвязи эмоционального интеллекта с индивидуально-психологическими характеристиками личности.
5. Сформулировать рекомендации по развитию эмоционального интеллекта у педагогов.
Гипотеза исследования: эмоциональный интеллект взаимосвязан с определенными индивидуально-психологическими свойствами и поведенческими характеристиками личности педагогов общеобразовательного учреждения.
Теоретико-методологической базой данного исследования стали теоретические и практические материалы по психологии, педагогике, исследования по эмоциональному интеллекту, а также результаты анализа эмпирических данных.
Методы исследования: теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования; эмпирические методы исследования: опросник эмоционального интеллекта «ЭмИн» Д.В. Люсина; методика исследования эмоционального интеллекта Н. Холла; опросник «Исследование психологической структуры темперамента» (Б.Н. Смирнова); опросник Х. Смишека «Диагностика типов акцентуации черт характера по К. Леонгарду»; методика «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (А.А. Реана); тест описания поведения К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной); методика «Диагностика межличностных отношений» (ДМО) (модификация Л.Н. Собчик).
Эмпирическая база исследования: 23 педагога Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения – Хотынецкая средняя общеобразовательная школа. Из них 20 респондентов женского пола, 3 респондента мужского пола. Возраст респондентов составил от 28 до 45 лет.
Теоретическая значимость: состоит в том, что полученные результаты исследования дают возможность выявить эффективность применяемых методов по повышению эмоционального интеллекта у педагогов.
Практическая значимость исследования состоит в том, что данное исследование имеет значимость для понимания важности развития эмоционального интеллекта как ключевого элемента личностного роста и профессионального успеха, особенно в педагогической сфере.
Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы
Таким образом, проведенный теоретический анализ по изучению феномена эмоционального интеллекта показал, что существует разносторонний взгляд на природу эмоционального интеллекта. Под эмоциональным интеллектом мы будем понимать, как психологическое образование, формирующееся в ходе жизни человека под влиянием когнитивных и личностных факторов, а именно проявляющихся в способности понимания своих и чужих эмоций и управления ими. Не смотря на интегративный подход в изучении эмоционального интеллекта, были выделены такие его характеристики как идентификация, понимание и управление эмоциями, они остаются неизменными и находят свое отражение в многочисленных подходах. На развитие эмоционального интеллекта будет влиять то, как человек выстраивает коммуникативные связи, выражает свои мысли, чувства, эмоции, поддерживает отношения и т.д. Также анализ происходящих с нами событий, позволяет человеку отслеживать свои эмоции и учит человека управлять ими. Развитый эмоциональный интеллект в современном обществе делает человека более тактичным и гибким в выражении и понимании своих эмоций, а также эмоций других людей. Эмоциональный интеллект имеет свое отражение почти во всех аспектах жизни человека, а именно: адаптация к изменяющимся условиям; умение презентовать себя; проявление настойчивости, терпимости; гибкость в эмоциональных реакциях; выстраивание доверительных отношений; умение рационально принимать решения; преобладание позитивных эмоций над негативными. Эмоциональный интеллект является навыком, которому можно научится. Дальнейшее изучение эмоционального интеллекта позволит повысить уровень психологической культуры в обществе.
Идея успеха будущего педагога-психолога как конкурентоспособного субъекта будущей профессиональной деятельности связана со способностью взаимодействовать с профессиональным сообществом, управлять эмоциональной сферой и, соответственно, взаимодействовать с субъектами совместной деятельности. Эмоциональный интеллект в единстве его структурных компонентов (когнитивного, аффективного и поведенческого) является наиболее подходящим инструментом, связанным с управлением эмоциональной сферой, ее отражением и пониманием. Для дальнейшего изложения материала посредством эмоционального интеллекта учащихся мы понимаем профессионально важное качество, которое представляет собой интегративное знание, обеспечивающее понимание и регулирование собственных эмоций и эмоций других, определяющее успешность учебной деятельности и степень сформированности которого определяется когнитивными, поведенческими и эмоциональными компонентами.
Исходя из своих индивидуально-личностных характеристик, люди выбирают, то чем хотят заниматься или ту сферу деятельности, в которой они наиболее сильны. В деятельности можно проследить особенности поведения, мышления, взаимодействия и другие характеристики человека.
Таким образом, можно дать определение индивидуально-психологическим характеристикам - это индивидуальной набор характеристик, которые проявляются в 4 сферах (когнитивной, эмоциональной, межличностной, поведенческой) и определяют особенности личности на уровнях мыслей, эмоций, действий и взаимодействий, отличающих ее от других и проявляющихся в деятельности
В исследовании были выявлены статистически значимые положительные взаимосвязи между следующими компонентами:
1) интегративным, межличностным и внутриличностным эмоциональным интеллектом, а также пониманием и управлением эмоциями, и такими типами поведения в конфликтных ситуациях, как сотрудничество и компромисс;
2) интегративным эмоциональным интеллектом, межличностным эмоциональным интеллектом, пониманием эмоций и типом поведения в конфликтных ситуациях, который характеризуется приспособлением.
У педагогов общеобразовательных учреждений с высоким и средним уровнем эмоционального интеллекта межличностные отношения с окружающими достаточно гармоничны: они не испытывают трудностей в общении с коллегами, отсутствуют признаки личностной дисгармонии и акцентуации черт характера.
Наиболее распространенными стилями межличностного взаимодействия среди педагогов с высоким и средним уровнем эмоционального интеллекта являются ответственно-великодушный стиль и сотрудничественно-конвенциальный стиль, которые предполагают высокую степень готовности к помощи другим, чувство ответственности, стремление к общению и дружелюбные отношения с окружающими.
В группе педагогов со средним уровнем эмоционального интеллекта наблюдаются ярко выраженные покорно-застенчивый и зависимо-послушный стили межличностных отношений. Эти специалисты склонны проявлять скромность и застенчивость, брать на себя чужие обязанности, а также нуждаются в помощи, доверии и признании со стороны окружающих.
В результате исследования были выявлены статистически обоснованные положительные корреляции между различными аспектами эмоционального интеллекта и определёнными стилями межличностного взаимодействия. В частности, наблюдаются следующие связи:
1) Интегративный, межличностный и внутриличностный эмоциональный интеллект, а также навыки понимания и управления эмоциями, оказывают положительное влияние на такие стили взаимодействия, как ответственно-великодушный и сотрудничественно-конвенциальный. Эти стили характеризуются готовностью к сотрудничеству и взаимоподдержке в межличностных отношениях.
2) Внутриличностный эмоциональный интеллект и умение управлять эмоциями также связаны с властным и лидирующим стилем межличностных коммуникаций, указывая на то, что люди, обладающие высокими навыками в этой области, способны эффективнее руководить и воздействовать на окружающих.
Эти наблюдения подчеркивают важность развития эмоциональной компетентности для улучшения качества взаимодействия в профессиональной среде.
В заключении можно подчеркнуть, что развитие эмоционального интеллекта у педагогов играет ключевую роль в современной образовательной среде. Педагоги, обладающие высоким уровнем эмоционального интеллекта, способны эффективнее управлять своими эмоциями, лучше понимать нужды учеников, успешнее решать конфликты и создавать благоприятную образовательную атмосферу.
Развитие эмоционального интеллекта педагогов требует постоянного самосовершенствования, обучения и практики. Рекомендации по развитию самосознания, саморегуляции, эмпатии, уверенности и навыков управления конфликтами помогут педагогам стать более компетентными и успешными профессионалами.
Важно подчеркнуть, что развитие эмоционального интеллекта не только повышает профессиональную компетентность педагогов, но и способствует лучшему взаимопониманию в образовательной среде, улучшению отношений с учениками, коллегами и родителями, а также созданию позитивной образовательной обстановки для всех участников образовательного процесса.
Идея успеха будущего педагога-психолога как конкурентоспособного субъекта будущей профессиональной деятельности связана со способностью взаимодействовать с профессиональным сообществом, управлять эмоциональной сферой и, соответственно, взаимодействовать с субъектами совместной деятельности. Эмоциональный интеллект в единстве его структурных компонентов (когнитивного, аффективного и поведенческого) является наиболее подходящим инструментом, связанным с управлением эмоциональной сферой, ее отражением и пониманием. Для дальнейшего изложения материала посредством эмоционального интеллекта учащихся мы понимаем профессионально важное качество, которое представляет собой интегративное знание, обеспечивающее понимание и регулирование собственных эмоций и эмоций других, определяющее успешность учебной деятельности и степень сформированности которого определяется когнитивными, поведенческими и эмоциональными компонентами.
Исходя из своих индивидуально-личностных характеристик, люди выбирают, то чем хотят заниматься или ту сферу деятельности, в которой они наиболее сильны. В деятельности можно проследить особенности поведения, мышления, взаимодействия и другие характеристики человека.
Таким образом, можно дать определение индивидуально-психологическим характеристикам - это индивидуальной набор характеристик, которые проявляются в 4 сферах (когнитивной, эмоциональной, межличностной, поведенческой) и определяют особенности личности на уровнях мыслей, эмоций, действий и взаимодействий, отличающих ее от других и проявляющихся в деятельности
В исследовании были выявлены статистически значимые положительные взаимосвязи между следующими компонентами:
1) интегративным, межличностным и внутриличностным эмоциональным интеллектом, а также пониманием и управлением эмоциями, и такими типами поведения в конфликтных ситуациях, как сотрудничество и компромисс;
2) интегративным эмоциональным интеллектом, межличностным эмоциональным интеллектом, пониманием эмоций и типом поведения в конфликтных ситуациях, который характеризуется приспособлением.
У педагогов общеобразовательных учреждений с высоким и средним уровнем эмоционального интеллекта межличностные отношения с окружающими достаточно гармоничны: они не испытывают трудностей в общении с коллегами, отсутствуют признаки личностной дисгармонии и акцентуации черт характера.
Наиболее распространенными стилями межличностного взаимодействия среди педагогов с высоким и средним уровнем эмоционального интеллекта являются ответственно-великодушный стиль и сотрудничественно-конвенциальный стиль, которые предполагают высокую степень готовности к помощи другим, чувство ответственности, стремление к общению и дружелюбные отношения с окружающими.
В группе педагогов со средним уровнем эмоционального интеллекта наблюдаются ярко выраженные покорно-застенчивый и зависимо-послушный стили межличностных отношений. Эти специалисты склонны проявлять скромность и застенчивость, брать на себя чужие обязанности, а также нуждаются в помощи, доверии и признании со стороны окружающих.
В результате исследования были выявлены статистически обоснованные положительные корреляции между различными аспектами эмоционального интеллекта и определёнными стилями межличностного взаимодействия. В частности, наблюдаются следующие связи:
1) Интегративный, межличностный и внутриличностный эмоциональный интеллект, а также навыки понимания и управления эмоциями, оказывают положительное влияние на такие стили взаимодействия, как ответственно-великодушный и сотрудничественно-конвенциальный. Эти стили характеризуются готовностью к сотрудничеству и взаимоподдержке в межличностных отношениях.
2) Внутриличностный эмоциональный интеллект и умение управлять эмоциями также связаны с властным и лидирующим стилем межличностных коммуникаций, указывая на то, что люди, обладающие высокими навыками в этой области, способны эффективнее руководить и воздействовать на окружающих.
Эти наблюдения подчеркивают важность развития эмоциональной компетентности для улучшения качества взаимодействия в профессиональной среде.
В заключении можно подчеркнуть, что развитие эмоционального интеллекта у педагогов играет ключевую роль в современной образовательной среде. Педагоги, обладающие высоким уровнем эмоционального интеллекта, способны эффективнее управлять своими эмоциями, лучше понимать нужды учеников, успешнее решать конфликты и создавать благоприятную образовательную атмосферу.
Развитие эмоционального интеллекта педагогов требует постоянного самосовершенствования, обучения и практики. Рекомендации по развитию самосознания, саморегуляции, эмпатии, уверенности и навыков управления конфликтами помогут педагогам стать более компетентными и успешными профессионалами.
Важно подчеркнуть, что развитие эмоционального интеллекта не только повышает профессиональную компетентность педагогов, но и способствует лучшему взаимопониманию в образовательной среде, улучшению отношений с учениками, коллегами и родителями, а также созданию позитивной образовательной обстановки для всех участников образовательного процесса.
Подобные работы
- Связь эмoционального интeллекта с индивидуaльно-психoлoгическими хaрактеристиками личнoсти (Московский Финансово-Промышленный Университет «Синергия»)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - Связь между уровнем агрессивности и ассертивности со стилем поведения в конфликте (Московский финансово-промышленный университет «Синергия»)
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - Возрастные особенности переживания одиночества (Московский Финансово-Промышленный Университет «Синергия»)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2400 р. Год сдачи: 2024 - Коучинг как эффективный инструмент управления компанией (Московский Финансово-Промышленный Университет «Синергия»)
Магистерская диссертация, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024



