Реферат
Введение 4
1 Обзор литературных источников 8
1.1 Физическая подготовка лыжников-гонщиков 8
1.2 Понятие о силовых способностях 11
1.3 Периоды подготовки лыжников-гонщиков 13
1.4 Основные средства и методы подготовки лыжников- гонщиков 19
1.5 Анатомо-физиологические особенности детей 11-12 лет 35
1.6 Эспандер лыжников-гонщиков 38
2 Методы и организация исследования 42
2.1 Характеристика методов исследования 42
2.2 Организация исследования 44
3 Анализ результатов исследования и их обсуждение 48
3.1 Экспериментальный комплекс упражнений с использование лыжного
эспандера 48
3.2 Результаты исследования и анализ полученных данных 52
Заключение 57
Список использованных источников 58
Современная спортивная тренировка и соревнования по лыжному спорту предъявляют чрезвычайно высокие требования к подготовленности спортсменов, поскольку модификация спортивного инвентаря не стоит на месте, современная, и с каждым годом усовершенствованная лыжная смазка, улучшение качества подготовки лыжных трасс приводят к постоянному росту спортивных результатов [23].
Именно непрерывно повышающийся уровень спортивных достижений требует поиска дополнительных путей повышения эффективности существующей системы подготовки юных спортсменов. Особое внимание необходимо уделять силовой подготовке юных лыжников - гонщиков уже на начальном этапе подготовке [19].
Современная лыжная трасса предъявляет к физической подготовке лыжника гонщика большие требования. Чтобы успешно пройти дистанцию на высокой скорости, спортсмен должен быть хорошо физически подготовлен, а это значит, быть сильным, выносливым, морально и тактически подготовленным, обладать хорошей техникой передвижения [19]. Поэтому в подготовке лыжников - гонщиков следует больше внимания уделять развитию силы, силовой и скоростной выносливости, воспитанию специфических скоростно-силовых качеств, применяем для этого методы, повышающие функциональный потенциал спортсменов. Однако развивать эти качества следует лишь до определенного оптимального уровня, превышение которого может привести к обратному эффекту снижению результатов в лыжных гонках [19].
При построении тренировочного процесса следует учитывать возрастные особенности занимающихся, сенситивные периоды развития двигательных качеств, в том числе силовых способностей в возрасте 11-12 лет, физическую работоспособность организма спортсменов, влияние занятий на сердечно сосудистую и дыхательную системы лыжников-гонщиков, методы развития силовых способностей в данном возрасте [11].
Силовая подготовка лыжников - гонщиков постоянно находиться в центре внимания как российских, так и зарубежных специалистов. Особенно возросла ее роль в последние годы, когда появилась тенденция в усовершенствовании лыжного инвентаря, в усложнении лыжных трасс, а лыжня, подготовленная машинами, стала жесткой, что требует больших усилий при отталкивании лыжами и палками. В современных лыжных гонках доминирует силовой тип гонщика, а не тип гонщика - бегуна и сегодняшний победитель помимо скорости и выносливости должен обладать хорошо развитым верхне-плечевым поясом, значительной силой мышц, особенно рук [23].
Повышенный интерес к силовой подготовке лыжников - гонщиков обусловлен также увеличению сумме перепадов высот при прохождении различных дистанций как у взрослых, так и юных спортсменов. В связи с этим успех прохождения современных трасс стал определяться не только уровнем развития быстроты и выносливости, но и силовыми качествами спортсмена. Особенно велико значение силы при прохождении крутых подъемов и при использовании одновременных лыжных ходов.
Несомненно, воспитанию силы необходимо уделять внимание с самого начала занятий детей лыжными гонками, поскольку от ее уровня зависит развитие и проявление целого ряда физических качеств и способностей начинающих спортсменов.
Поэтому, вполне естественно, что в настоящее время актуальными вопросами спортивной практики становится повышение эффективности методов и средств развития силовых способностей, управление тренировочным процессом посредством совершенствования педагогического контроля, позволяющего получить информацию о результатах тренировочных воздействий и на основе полученных данных вносить соответствующие коррективы в методику и средств тренировочного процесса.
Одним из многофункциональных средств лыжников-гонщиков на начальном этапе подготовки является лыжный эспандер. Данное средство всесторонне развивает физические качества юных лыжников, а также укрепляет мышечный корсет, суставы, опорно-двигательный аппарат и сердечнососудистую систему. Им можно заменить лыжный тренажер и работу с отягощениями, что является безопасным средством для данного возраста. Эспандер добавляет разнообразие в упражнения силовой подготовки. Также, лыжный эспандер доступное средство для приобретения и применения тренерами.
Цель исследования: разработать и оценить эффективность применения комплекса упражнений на развитие силовых способностей с применением лыжного эспандера для лыжников-гонщиков 11-12 лет....
1. Анализ научной литературы по теме исследования выявил, что силовые способности являются неотъемлемой частью процесса подготовки лыжников- гонщиков 11-12 лет. Силовая подготовка необходима для начинающих лыжников гонщиков. При правильном использовании комплекса упражнений с использованием лыжного эспандера способствует улучшению силовых способностей, с которым юный спортсмен сможет в дальнейшем показывать высокие результаты.
2. Разработан комплекс из 6 упражнений с использованием лыжного эспандера, который применяется 2 раза в недельном тренировочном микроцикле: первый раз- с умеренной интенсивностью, в котором каждое упражнение выполняется от 30-60 секунд; второй раз- 30-60 секунд из них с максимальной интенсивностью от 10-15 секунд.
3. Выявлена эффективность разработанного комплекса упражнений с использованием лыжного эспандера, направленного на повышение силовых способностей, что подтверждает гипотезу нашего исследования. Наблюдается значительный прирост показателей силовых способностей у экспериментальной группы лыжников по отношению к контрольной после эксперимента.
1. Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 144 с.
2. Бутин И.М. дифференцированность обучения на уроках лыжной подгот овки // Физ.культура в школе.-1995.-№11 С. 12-15.
3. Бутин И.М. лыжный спорт: Учеб. для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1983. - 336 с.
4. Бутин И.М. лыжный спорт: Учеб. Пособие дня студентов высш. учеб. заведении. - М.: Академия, 2000. - 368с.
5. Бутин И.М. Обучение нетрадиционным методом /И.М. Бутин, К.В. Ткачев //Физ. культура в школе. - 1995.- №6 - С. 27- 29.
6. Бутин И.М. Ставим задачу обучения /И.М. Бутин, К.В. Ткачев //Физ. культура в школе. - 1997. - №1 - С. 42 - 44.
7. Вайцеховский С.М. Книга тренера. - М.: Физкультура и спорт, 1971. -312 с.
8. Балик Б.В. Тренерам юных легкоатлетов. - М.: Физкультура и спорт, 1974- 168 с.
9. Верхошанский Ю.В. Горизонты научной теории и методологии спортивной тренировки /1 Теория и практика физ. культуры. - 1998 . - №4 - С 41 - 54.
10. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов.- М.: Физкультура и спорт, 1998 - 331 с.
11. Воспитание выносливости средствами лыжной подготовки. Коробченко А.И., Парфенов С.П., 2009, 121 с.
12. Гилязов Р.Г. Силовая подготовка лыжников//Лыж. Спорт. - 1981.- М - С. 16- 24.
13. Годик М.А. Спортивная метрология. Учебник для институтов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1988.- 192 с.
14. Ермаков В.В. Эффективность тренировочных нагрузок и их проекция в тренировочном процессе лыжников-гонщиков // Теория и практика физ. культуры.-2000.-№5- С. 33-34.
15. Зайцева В.В. Тренировка силы и силовые тренажеры // Теория и практика физ. культуры. - 1995. - №1- С. 26 - 32....40