ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ К ИЗУЧЕНИЮ КАТЕГОРИИ ПЕРСУАЗИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ НА ТЕМУ ЭЙДЖИЗМА6
1.1 Реклама как объект лингвистических исследований 6
1.2 Жанровые особенности социальной рекламы 11
1.3 Персуазивность как неотъемлемый компонент социальной рекламы 14
1.4 Креолизация текстов социальной рекламы 21
1.4.1 Тексты социальной рекламы как единство креолизованных элементов 23
1.4.2 Видеоролики социальной рекламы как креолизованный текст 24
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 26
ГЛАВА 2. МУЛЬТИМОДАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ КАТЕГОРИИ ПЕРСУАЗИВНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЕ НА ТЕМУ ЭЙДЖИЗМА 28
2.1. Характеристика практического материала 28
2.2. Мультимодальные средства выражения персуазивности в постерах
социальной рекламы 30
2.3. Мультимодальные средства выражения персуазивности в видеороликах
социальной рекламы 45
2.4. Стратегии в социальной рекламе на тему
эйджизма 54
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 77
Социальная реклама является эффективным средством распространения полезной или социальной значимой информации среди широких слоев населения.
Создание правильного психологического климата в семье, коллективе и обществе - главная задача такого вида рекламы. Формирование адекватных реакций на раздражители - один из важных аспектов цели социальной рекламы, помимо решения острых социальных проблем.
Социальная реклама оказывает непосредственное действие на психологию, так как она нацелена на гуманизацию, распространение и созидание культурных ценностей в обществе.
Актуальность исследования определяется тем, что в настоящее время феномен социальной рекламы привлекает к себе внимание ученых разных областей знания. Особое место среди этих трудов занимают многочисленные работы лингвистов, которые рассматривают социальную рекламу как особый речевой жанр, изучая языковые и речевые аспекты текстов социальной рекламы.
Именно социальная реклама, по нашему мнению, становится мощным инструментом воздействия на сознание общества, влияя не только на поведенческие установки и ценностные ориентиры граждан, но и формируя культуру в целом.
Цель исследования: изучить категорию персуазивности в социальной рекламе на тему эйджизма на материале франкоязычной социальной рекламы.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить понятие рекламы в лингвистических исследованиях.
2. Рассмотреть социальную рекламу как жанр.
3. Рассмотреть креолизацию текстов социальной рекламы.
4. Изучить категорию персуазивности как неотъемлемый компонент социальной рекламы
5. Проанализировать креолизацию текстов социальной рекламы.
6. Изучить влияние персуазивной рекламы на целевую аудиторию в контексте эйджизма.
7. Проанализировать мультимодальные средства выражения персуазивности в постерах социальной рекламы.
8. Рассмотреть стратегии персуазивности в социальной рекламе на тему эйджизма.
Объект исследования: категория персуазивности в социальной рекламе.
Предмет исследования: вербальные и невербальные средства репрезентации категории персуазивности в социальной рекламе на тему эйджизма.
Материал исследования: 120 постеров социальной рекламы на тему эйджизма, 30 видеороликов на тему эйджизма.
Методы исследования: мультимодальный анализ, лексико
семантический, стилистический анализ, контекстуальный анализ.
Теоретической базой исследования являются труды ведущих ученых в области изучения языка рекламы, персуазивности (В.Е. Чернявская, А.В. Голоднов, И.А. Авдеенко).
Практическая значимость заключается в том, что основные положения, выводы данного исследования могут быть использованы при написании курсовых и выпускных квалификационных работ по проблемам персуазивности текстов социальной рекламы.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав с подпунктами, заключения и списка использованных источников. В первой главе говорится о понятии социальной рекламы как о способе воздействия на поведение людей. Отмечается ее основная цель - изменение взглядов и поведения. Выделяется манипуляция как специфический вид персуазивного воздействия.
Во второй главе анализируются категорий персуазивности социальной рекламы на тему эйджизма, представленной в формате постеров и видеороликов, рассмотрены вербальные и невербальные средства воздействия, используемые в социальной рекламе, раскрыто понятие креолизованных текстов.
...
Социальная реклама - это способ воздействия на поведение людей, созданный для улучшения качества жизни и поддержания нравственных норм в обществе. Используя различные методы и техники персуазивности, ролики и постеры социальной рекламы способны воздействовать на психологию и эмоциональное состояние целевой аудитории, чтобы добиться конкретных реакций и поведенческих изменений. Важным аспектом социальной рекламы является также выбор правильного канала и формата для передачи сообщения. При анализе вербальных средств воздействия в социальной рекламе о возрастной дискриминации было выявлено, что использование метафор является одним из наиболее эффективных вербальных средств формирования воздействия. Чтобы убедить людей действовать незамедлительно, важно использовать репрезентативно-директивные высказывания как
коммуникативную стратегию вербального убеждения. Невербальные средства включают изображение, его цвет, размер и расположение, цвета и размер шрифтов, пространственное положение вербальных компонентов. Основные функции и невербальных средств: информативная, аттрактивная,
экспрессивная, эстетическая, смысловыделительная, характерологическая. Данный подход к созданию социальной рекламы, основанный на использовании креолизованных текстов, позволяет создавать эффективные и запоминающиеся сообщения, которые способны вызывать эмоциональный отклик у аудитории. Использование метафор, цветовых решений и невербальных средств позволяет не только информировать, но и убеждать людей в необходимости изменений в обществе.
В постерах и роликах социальной рекламы против эйджизма наблюдаются две стратегии: стратегия формирования негативного отношения к людям пожилого возраста и стратегия формирования позитивного отношения, которая предполагает активное воздействие на общественное мнение с целью изменения стереотипов и устранения негативных представлений о пожилых людях. Стратегия формирования негативного отношения к людям пожилого возраста отражается в употреблении лексических единиц с отрицательной по отношению к пожилым людям коннотацией («malade» (больной), «vieux» (старый), «seul» (одинокий), «inutile» (бесполезный), «passif» (пассивный), «oisif» (ленивый) и др.). Эти лексические средства способствуют формированию стереотипов и предвзятого отношения к пожилым людям. В рамках стратегии формирования позитивного отношения к людям пожилого возраста используются следующие вербальные средства: положительные эпитеты, лексика с положительной коннотацией («experiments» (опытный), «sage» (мудрый), «actif» (активный), «engage» (вовлеченный) и другие), которые способствуют созданию позитивного образа пожилых людей и подчеркивают их важную роль в обществе. Стратегия формирования позитивного отношения на грамматическом уровне реализуется посредством использования повелительного наклонения в утвердительной и отрицательной формах («Respectons la sagesse de nos aines!» (Уважайте мудрость наших старших!), «L'experience n'apas d'age, respectons la!» (Опыт не имеет возраста, уважайте его!), «Ensemble, soyons solidaires avec nos aines!» (Вместе будем солидарными с нашими старшими!). Стратегия констатации негативного отношения к людям пожилого возраста на вербальном уровне выражается посредством повелительного наклонения, отрицательных конструкций и восклицательных предложений (в фразах «Arretez la discrimination liee a l’age!» (Прекратите дискриминацию по возрасту!), «L'ejeisme n'a pas sa place dans notre societe!» (Эйджизму нет места в нашем обществе!), «Chaquepersonne agee merite respect et dignite!» (Каждый пожилой человек заслуживает уважения и достоинства!). Эти выражения направлены на подчеркивание необходимости прекращения негативных стереотипов и предубеждений по отношению к пожилым людям, а также на призыв к уважению и равенству в обществе. В социальной рекламе крупный шрифт способствует лучшему восприятию информации и усиливает эмоциональное воздействие на целевую аудиторию. Жирный шрифт используется для выделения ключевых слов, фраз или сообщений на постерах. Этот прием направлен на привлечение внимания зрителей и подчеркивание важности передаваемой информации о проблеме эйджизма. Жирный шрифт способствует лучшему восприятию и запоминанию текста, делая его более выразительным и убедительным для аудитории. Тонкий шрифт используется для стимулирования внимания у реципиента к теме старения и дискриминации.
...
1. Анисимова Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов). М.: Академия, 2003. 128 с.
2. Баранов А.Н. Лингвистическая экспертиза текста: теория и практика: Учебное пособие. М.: Издательство «Флинта: Наука», 2007. 592 с.
3. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М., 1986.
С. 428-473.
4. Бахтин М.М. Собр. соч. М.: Русские словари, 1996. Т.5: Работы 1940-1960 гг. С. 159-206.
5. Бернацкая А.А. К проблеме «креолизации» текста: история и современное состояние // Речевое общение: Специализированный вестник. №. 3 (11). Красноярск, 2000. C. 104-110.
6. Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. СПб.: Питер, 1997. С. 41.
7. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. М.: Мир, 1988. С. 19.
8. Виноградов С.И. Язык газеты в аспекте культуры речи // Культура русской речи и эффективность общения. М.: Наука, 1996. С.243.
9. Голоднов А.В. Персуазивность как универсальная стратегия текстообразования в риторическом метадискурсе. 2011. С. 402.
10. Данилевская Н.В. О специфике текстов социальной рекламы в современном рекламном дискурсе // Вестник Пермского университета: Российская и зарубежная филология, 2012. С. 132-137.
11. Деревянко А.Р. Социальная реклама как вид коммуникативной
деятельности в современных условиях: современные исследования
социальных проблем. Москва: Феникс, 2012. С. 4-12.
12. Дмитриева Л.М. Приемы убеждения и аргументации в рекламе // Works Doklad [Электронный ресурс]. 2013. URL: https: //works.doklad. ru/view/3Ehy99l_YVk.html (дата обращения: 03.04.2024).
13. Дмитриева Л.М. Социальная реклама: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Реклама» и «Связи с общественностью»: серия «Азбука рекламы». М.: Юнити-дана, 2012. 352 с.
14. Ершова Г.Г., Черносвитов П.Ю. Наука и религия: новый симбиоз? Моделирование картины мира: исторический, психологический, системный и информационный аспекты. СПб.: СПбГУ, 2002. С. 294-309.
15. Черносвитов П.Ю. Закон сохранения информации и его проявление в культуре. С. 15.
... всего 45 источников