ФОРМИРОВАНИЕ МИКРОКЛИМАТА В ГРУППАХ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПОРТСМЕНОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ КАРАТЕ
|
Введение 4
1 Теоретические основы формирования микроклимата в спортивных
коллективах 7
1.1 Общие представления о формировании микроклимата в коллективах ... .7
1.2 Характеристика спортивного коллектива и микроклимата в нём 10
1.3 Методики формирования микроклимата в спортивных коллективах .... 13
2 Организация и методы исследования 20
2.1 Организация исследования 20
2.2 Методы исследования 22
3 Обоснование методики формирования микроклимата в группах спортивного
совершенствования спортсменов, занимающихся карате 26
3.1 Оценка уровня психологического климата в тренировочной группе и группе спортивного совершенствования по методикам А. Н. Лутошкину и Ю. Н. Ханиной 26
3.2 Методика формирования микроклимата в группах спортивного
совершенствования спортсменов, занимающихся карате 31
3.3 Обоснование эффективности методики формирования микроклимата в группах спортивного совершенствования спортсменов, занимающихся карате 38
Заключение 45
Список использованных источников 48
Приложение А-Б
1 Теоретические основы формирования микроклимата в спортивных
коллективах 7
1.1 Общие представления о формировании микроклимата в коллективах ... .7
1.2 Характеристика спортивного коллектива и микроклимата в нём 10
1.3 Методики формирования микроклимата в спортивных коллективах .... 13
2 Организация и методы исследования 20
2.1 Организация исследования 20
2.2 Методы исследования 22
3 Обоснование методики формирования микроклимата в группах спортивного
совершенствования спортсменов, занимающихся карате 26
3.1 Оценка уровня психологического климата в тренировочной группе и группе спортивного совершенствования по методикам А. Н. Лутошкину и Ю. Н. Ханиной 26
3.2 Методика формирования микроклимата в группах спортивного
совершенствования спортсменов, занимающихся карате 31
3.3 Обоснование эффективности методики формирования микроклимата в группах спортивного совершенствования спортсменов, занимающихся карате 38
Заключение 45
Список использованных источников 48
Приложение А-Б
Актуальность. Карате — это один из видов восточных единоборств, которое получило мировое признание еще в прошлом веке. В последние годы популярность каратэ выросла настолько, что занятие этим видом единоборств вышло на высокий профессиональный уровень. Данный вид спорта, с недавнего времени, включен в программу Олимпийских игр. [46].
В спортивных единоборствах для достижения успеха необходимо проявлять весьма значимые волевые усилия, которые порой определяют исход поединка. Наличие, выраженность, способность к проявлению спортсменами волевых качеств, в сочетании с высокой морально-нравственной воспитанностью играют, зачастую, решающую роль в достижении победы. Уникальность практики контактных боевых единоборств заключается в том, что тренировочный процесс связан с моделированием ситуаций прямого противоборства с противником, непосредственным «контактом» лицом к лицу, что обуславливает неоценимый психологический компонент подготовки спортсменов. В связи с этим, особого внимания заслуживает психолого-педагогическое сопровождение тренировочного процесса [49].
Карате не является командным видом спорта, спортсмены выступают в основном только за себя, но это не оставляет тот факт, что тренировочные занятия все равно проходят в группах. Спортсмены часто взаимодействуют друг с другом. Например, в таких моментах как: удержание макивары или спортивной груши, отработка связок или тактических действий, помощь в растягивание суставов, тренировочные спарринги. Все это и многое другое, требует оптимальных взаимоотношений в группе между тренером и спортсменов, и в первую очередь между спортсменом и спортсменом.
Наше прошлое исследование, выявило, что спортсменам более высокой категории очень сложно оставаться с коллективом в благоприятных отношениях, особенно это проявляется в индивидуальных видах спорта. И, напротив, спортсменам более низкой категории удается поддерживать более благоприятный и дружелюбный тон общения с коллективом.
Все отношения, возникающие между участниками тренировочного процесса, называются микроклимат коллектива. Он играет одну из важных задач в успешных и плодотворных тренировках. Как выявить психологический микроклимат коллектива и как его улучшить, в литературных источниках информации очень мало. Мы считаем, данную проблему необходимо изучить.
Работа посвящена созданию методики по формированию благоприятного микроклимата в группах каратистов, на этапе спортивного совершенствования.
Объект исследования - формирование микроклимата в коллективе.
Предмет исследования - методика формирования микроклимата в группах спортивного совершенствования спортсменов, занимающихся карате.
Цель исследования - разработать и экспериментальным путем определить эффективность методики формирования микроклимата в группах спортивного совершенствования спортсменов, занимающихся карате.
Задачи исследования:
1. Определить теоретические основы формирования благоприятного микроклимата в коллективах, в том числе спортивных группах и коллективах.
2. Рассмотреть методы и средства формирования микроклимата в коллективах.
3. Оценить психологический микроклимат в тренировочной группе и группе спортивного совершенствования спортсменов, занимающихся карате, по методикам А. Н. Лутошкина и Ю. Л. Ханина.
4. Разработать методику формирования микроклимата в группах спортивного совершенствования спортсменов, занимающихся карате, и доказать её эффективность.
Гипотеза: мы предположили, что формирование благоприятного микроклимата в коллективе спортсменов, занимающихся карате, и улучшение их спортивных результатов возможно за счет включения в тренировочный процесс специальных блоков игр, направленные на формирование навыков обмена информацией; навыков восприятия спортсменов друг друга; навыков взаимодействия спортсменов друг с другом.
Методы исследования:
1. Анализ литературных источников;
2. Методика оценки уровня психологического климата коллектива А. Н. Лутошкина;
3. Методика оценки сплоченности спортивной команды Ю. Л. Ханина.;
4. Педагогический эксперимент;
5. Метод математической статистики
В спортивных единоборствах для достижения успеха необходимо проявлять весьма значимые волевые усилия, которые порой определяют исход поединка. Наличие, выраженность, способность к проявлению спортсменами волевых качеств, в сочетании с высокой морально-нравственной воспитанностью играют, зачастую, решающую роль в достижении победы. Уникальность практики контактных боевых единоборств заключается в том, что тренировочный процесс связан с моделированием ситуаций прямого противоборства с противником, непосредственным «контактом» лицом к лицу, что обуславливает неоценимый психологический компонент подготовки спортсменов. В связи с этим, особого внимания заслуживает психолого-педагогическое сопровождение тренировочного процесса [49].
Карате не является командным видом спорта, спортсмены выступают в основном только за себя, но это не оставляет тот факт, что тренировочные занятия все равно проходят в группах. Спортсмены часто взаимодействуют друг с другом. Например, в таких моментах как: удержание макивары или спортивной груши, отработка связок или тактических действий, помощь в растягивание суставов, тренировочные спарринги. Все это и многое другое, требует оптимальных взаимоотношений в группе между тренером и спортсменов, и в первую очередь между спортсменом и спортсменом.
Наше прошлое исследование, выявило, что спортсменам более высокой категории очень сложно оставаться с коллективом в благоприятных отношениях, особенно это проявляется в индивидуальных видах спорта. И, напротив, спортсменам более низкой категории удается поддерживать более благоприятный и дружелюбный тон общения с коллективом.
Все отношения, возникающие между участниками тренировочного процесса, называются микроклимат коллектива. Он играет одну из важных задач в успешных и плодотворных тренировках. Как выявить психологический микроклимат коллектива и как его улучшить, в литературных источниках информации очень мало. Мы считаем, данную проблему необходимо изучить.
Работа посвящена созданию методики по формированию благоприятного микроклимата в группах каратистов, на этапе спортивного совершенствования.
Объект исследования - формирование микроклимата в коллективе.
Предмет исследования - методика формирования микроклимата в группах спортивного совершенствования спортсменов, занимающихся карате.
Цель исследования - разработать и экспериментальным путем определить эффективность методики формирования микроклимата в группах спортивного совершенствования спортсменов, занимающихся карате.
Задачи исследования:
1. Определить теоретические основы формирования благоприятного микроклимата в коллективах, в том числе спортивных группах и коллективах.
2. Рассмотреть методы и средства формирования микроклимата в коллективах.
3. Оценить психологический микроклимат в тренировочной группе и группе спортивного совершенствования спортсменов, занимающихся карате, по методикам А. Н. Лутошкина и Ю. Л. Ханина.
4. Разработать методику формирования микроклимата в группах спортивного совершенствования спортсменов, занимающихся карате, и доказать её эффективность.
Гипотеза: мы предположили, что формирование благоприятного микроклимата в коллективе спортсменов, занимающихся карате, и улучшение их спортивных результатов возможно за счет включения в тренировочный процесс специальных блоков игр, направленные на формирование навыков обмена информацией; навыков восприятия спортсменов друг друга; навыков взаимодействия спортсменов друг с другом.
Методы исследования:
1. Анализ литературных источников;
2. Методика оценки уровня психологического климата коллектива А. Н. Лутошкина;
3. Методика оценки сплоченности спортивной команды Ю. Л. Ханина.;
4. Педагогический эксперимент;
5. Метод математической статистики
1. Определено, что микроклимат это особое взаимоотношение участников коллектива, проявляющегося в групповом настроении, общественном мнении и нравственном сознании группы. Разной степени благоприятности микроклимат существует в любом общественном объединение, где существуют общие цели и задачи. Микроклимат формируется в любом коллективе, группе (даже из двух человек). Психологический микроклимат в спортивном коллективе — это состояние группового понимания и поведения, выражающееся в отношениях спортсменов, друг с другом и тренером.
2. Рассмотрено, что основой создания позитивного внутреннего климата в коллективе является выполнение взятых на себя обязательств как тренером, так и его спортсменам. Но использование специальных средств, включенных в педагогический процесс, может способствовать созданию оптимальных условий. Среди таких средств авторы выделяют использование музыки, психогимнастики, средств арттерапии и игротерапии. Такие средства используются через словесный метод (личные, групповые беседы), показ и демонстрация примера личным поведением тренера и т.п. Кроме того важно, стимулировать спортсменов к общению между собой.
3. Определили, что в группах спортсменов более высокой квалификации благоприятность микроклимата меньше, чем у спортсменов тренировочной группы о чем свидетельствуют результаты опроса по методике А.Н. Лутошкина и Ю.Н. Ханина. На основе опроса по методике А.Н. Лутошкина выявили высокую степень благоприятности микроклимата в тренировочной группе 22,4 ± 0,32 балла, в группе спортсменов спортивного совершенствования отмечается низкая (незначительная) степень благоприятности микроклимата 7,0 ± 0,71. Результаты опроса по методике Ю. Н. Ханина показали, общая оценка благоприятности микроклимата в группе спортсменов тренировочного этапа выше 22,4 ± 0,37 балла, в противовес 15,3 ± 2,12 балла, в группе спортивного совершенствования. Проведенное исследование подтвердило необходимость проведения специальной работы по формированию благоприятного микроклимата в группах спортсменов каратистов на этапе спортивного совершенствования.
4. Разработана методика формирования микроклимата в группах спортивного совершенствования спортсменов, занимающихся карате, которая включает, в тренировочный процесс, специальные блоки игр, направленные на формирование навыков обмена информацией; навыков восприятия спортсменов друг друга; навыков взаимодействия спортсменов друг с другом. Количество специальных игра включенных в разработанную методику - 12, а длительность их включения в тренировочный процесс - не менее 2 месяцев. Рекомендуется использовать игры в конце основной части тренировочного занятия по 1-2 игры, длительностью не более 15 минут. Для контроля успешности применения игр рекомендуем в конце тренировочной недели проводить совместное собрание коллектива спортсменов для обсуждения трудностей в общении, возможных конфликтов и ссор.
5. Доказана эффективность предложенной нами методики формирования микроклимата в группах спортивного совершенствования спортсменов, занимающихся карате. Общие показатели психологического микроклимата в начале эксперимента по методике А. Н. Лутошкина в экспериментальной группе составил 7,0±1,90 балла, а в контрольной группе - 5,9±2,07 балла (результаты различаются недостоверно). По методике Ю.Н. Ханина в экспериментальной группе составил 15,3±1,58 балла, а в контрольной группе - 15,0±0,93 балла (результаты различаются недостоверно). Общие показатели психологического микроклимата после эксперимента по методике А. Н. Лутошкина в экспериментальной группе составил 15,8±2,04 балла, а в контрольной группе - 7,5±1,88 балла (результаты различаются достоверно). По методике Ю.Н. Ханина в экспериментальной группе составил 18,2±1,05 балла, а в контрольной группе - 12,8±0,60 балла (результаты различаются достоверно).
Установлено, что проведённая экспериментальная работа позволяет констатировать эффективность предложенной методики формирования микроклимата в группах спортивного совершенствования спортсменов, занимающихся карате, так как среднее количество побед в контрольных соревнованиях в экспериментальной группе составил 2±0.577, а в контрольной группе - 1,5±0.671 (результаты различаются недостоверно). Следует отметить, общее число выигранных поединков у экспериментальной группы 12, а в контрольной группе 9. Экспериментальная группа, заняла более высокое место в общекомандном зачете.
2. Рассмотрено, что основой создания позитивного внутреннего климата в коллективе является выполнение взятых на себя обязательств как тренером, так и его спортсменам. Но использование специальных средств, включенных в педагогический процесс, может способствовать созданию оптимальных условий. Среди таких средств авторы выделяют использование музыки, психогимнастики, средств арттерапии и игротерапии. Такие средства используются через словесный метод (личные, групповые беседы), показ и демонстрация примера личным поведением тренера и т.п. Кроме того важно, стимулировать спортсменов к общению между собой.
3. Определили, что в группах спортсменов более высокой квалификации благоприятность микроклимата меньше, чем у спортсменов тренировочной группы о чем свидетельствуют результаты опроса по методике А.Н. Лутошкина и Ю.Н. Ханина. На основе опроса по методике А.Н. Лутошкина выявили высокую степень благоприятности микроклимата в тренировочной группе 22,4 ± 0,32 балла, в группе спортсменов спортивного совершенствования отмечается низкая (незначительная) степень благоприятности микроклимата 7,0 ± 0,71. Результаты опроса по методике Ю. Н. Ханина показали, общая оценка благоприятности микроклимата в группе спортсменов тренировочного этапа выше 22,4 ± 0,37 балла, в противовес 15,3 ± 2,12 балла, в группе спортивного совершенствования. Проведенное исследование подтвердило необходимость проведения специальной работы по формированию благоприятного микроклимата в группах спортсменов каратистов на этапе спортивного совершенствования.
4. Разработана методика формирования микроклимата в группах спортивного совершенствования спортсменов, занимающихся карате, которая включает, в тренировочный процесс, специальные блоки игр, направленные на формирование навыков обмена информацией; навыков восприятия спортсменов друг друга; навыков взаимодействия спортсменов друг с другом. Количество специальных игра включенных в разработанную методику - 12, а длительность их включения в тренировочный процесс - не менее 2 месяцев. Рекомендуется использовать игры в конце основной части тренировочного занятия по 1-2 игры, длительностью не более 15 минут. Для контроля успешности применения игр рекомендуем в конце тренировочной недели проводить совместное собрание коллектива спортсменов для обсуждения трудностей в общении, возможных конфликтов и ссор.
5. Доказана эффективность предложенной нами методики формирования микроклимата в группах спортивного совершенствования спортсменов, занимающихся карате. Общие показатели психологического микроклимата в начале эксперимента по методике А. Н. Лутошкина в экспериментальной группе составил 7,0±1,90 балла, а в контрольной группе - 5,9±2,07 балла (результаты различаются недостоверно). По методике Ю.Н. Ханина в экспериментальной группе составил 15,3±1,58 балла, а в контрольной группе - 15,0±0,93 балла (результаты различаются недостоверно). Общие показатели психологического микроклимата после эксперимента по методике А. Н. Лутошкина в экспериментальной группе составил 15,8±2,04 балла, а в контрольной группе - 7,5±1,88 балла (результаты различаются достоверно). По методике Ю.Н. Ханина в экспериментальной группе составил 18,2±1,05 балла, а в контрольной группе - 12,8±0,60 балла (результаты различаются достоверно).
Установлено, что проведённая экспериментальная работа позволяет констатировать эффективность предложенной методики формирования микроклимата в группах спортивного совершенствования спортсменов, занимающихся карате, так как среднее количество побед в контрольных соревнованиях в экспериментальной группе составил 2±0.577, а в контрольной группе - 1,5±0.671 (результаты различаются недостоверно). Следует отметить, общее число выигранных поединков у экспериментальной группы 12, а в контрольной группе 9. Экспериментальная группа, заняла более высокое место в общекомандном зачете.



