Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ МИКРОКЛИМАТА В ГРУППАХ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПОРТСМЕНОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ КАРАТЕ

Работа №151137

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

физическая культура

Объем работы59
Год сдачи2021
Стоимость4290 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
24
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1 Теоретические основы формирования микроклимата в спортивных
коллективах 7
1.1 Общие представления о формировании микроклимата в коллективах ... .7
1.2 Характеристика спортивного коллектива и микроклимата в нём 10
1.3 Методики формирования микроклимата в спортивных коллективах .... 13
2 Организация и методы исследования 20
2.1 Организация исследования 20
2.2 Методы исследования 22
3 Обоснование методики формирования микроклимата в группах спортивного
совершенствования спортсменов, занимающихся карате 26
3.1 Оценка уровня психологического климата в тренировочной группе и группе спортивного совершенствования по методикам А. Н. Лутошкину и Ю. Н. Ханиной 26
3.2 Методика формирования микроклимата в группах спортивного
совершенствования спортсменов, занимающихся карате 31
3.3 Обоснование эффективности методики формирования микроклимата в группах спортивного совершенствования спортсменов, занимающихся карате 38
Заключение 45
Список использованных источников 48
Приложение А-Б

Актуальность. Карате — это один из видов восточных единоборств, которое получило мировое признание еще в прошлом веке. В последние годы популярность каратэ выросла настолько, что занятие этим видом единоборств вышло на высокий профессиональный уровень. Данный вид спорта, с недавнего времени, включен в программу Олимпийских игр. [46].
В спортивных единоборствах для достижения успеха необходимо проявлять весьма значимые волевые усилия, которые порой определяют исход поединка. Наличие, выраженность, способность к проявлению спортсменами волевых качеств, в сочетании с высокой морально-нравственной воспитанностью играют, зачастую, решающую роль в достижении победы. Уникальность практики контактных боевых единоборств заключается в том, что тренировочный процесс связан с моделированием ситуаций прямого противоборства с противником, непосредственным «контактом» лицом к лицу, что обуславливает неоценимый психологический компонент подготовки спортсменов. В связи с этим, особого внимания заслуживает психолого-педагогическое сопровождение тренировочного процесса [49].
Карате не является командным видом спорта, спортсмены выступают в основном только за себя, но это не оставляет тот факт, что тренировочные занятия все равно проходят в группах. Спортсмены часто взаимодействуют друг с другом. Например, в таких моментах как: удержание макивары или спортивной груши, отработка связок или тактических действий, помощь в растягивание суставов, тренировочные спарринги. Все это и многое другое, требует оптимальных взаимоотношений в группе между тренером и спортсменов, и в первую очередь между спортсменом и спортсменом.
Наше прошлое исследование, выявило, что спортсменам более высокой категории очень сложно оставаться с коллективом в благоприятных отношениях, особенно это проявляется в индивидуальных видах спорта. И, напротив, спортсменам более низкой категории удается поддерживать более благоприятный и дружелюбный тон общения с коллективом.
Все отношения, возникающие между участниками тренировочного процесса, называются микроклимат коллектива. Он играет одну из важных задач в успешных и плодотворных тренировках. Как выявить психологический микроклимат коллектива и как его улучшить, в литературных источниках информации очень мало. Мы считаем, данную проблему необходимо изучить.
Работа посвящена созданию методики по формированию благоприятного микроклимата в группах каратистов, на этапе спортивного совершенствования.
Объект исследования - формирование микроклимата в коллективе.
Предмет исследования - методика формирования микроклимата в группах спортивного совершенствования спортсменов, занимающихся карате.
Цель исследования - разработать и экспериментальным путем определить эффективность методики формирования микроклимата в группах спортивного совершенствования спортсменов, занимающихся карате.
Задачи исследования:
1. Определить теоретические основы формирования благоприятного микроклимата в коллективах, в том числе спортивных группах и коллективах.
2. Рассмотреть методы и средства формирования микроклимата в коллективах.
3. Оценить психологический микроклимат в тренировочной группе и группе спортивного совершенствования спортсменов, занимающихся карате, по методикам А. Н. Лутошкина и Ю. Л. Ханина.
4. Разработать методику формирования микроклимата в группах спортивного совершенствования спортсменов, занимающихся карате, и доказать её эффективность.
Гипотеза: мы предположили, что формирование благоприятного микроклимата в коллективе спортсменов, занимающихся карате, и улучшение их спортивных результатов возможно за счет включения в тренировочный процесс специальных блоков игр, направленные на формирование навыков обмена информацией; навыков восприятия спортсменов друг друга; навыков взаимодействия спортсменов друг с другом.
Методы исследования:
1. Анализ литературных источников;
2. Методика оценки уровня психологического климата коллектива А. Н. Лутошкина;
3. Методика оценки сплоченности спортивной команды Ю. Л. Ханина.;
4. Педагогический эксперимент;
5. Метод математической статистики

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Определено, что микроклимат это особое взаимоотношение участников коллектива, проявляющегося в групповом настроении, общественном мнении и нравственном сознании группы. Разной степени благоприятности микроклимат существует в любом общественном объединение, где существуют общие цели и задачи. Микроклимат формируется в любом коллективе, группе (даже из двух человек). Психологический микроклимат в спортивном коллективе — это состояние группового понимания и поведения, выражающееся в отношениях спортсменов, друг с другом и тренером.
2. Рассмотрено, что основой создания позитивного внутреннего климата в коллективе является выполнение взятых на себя обязательств как тренером, так и его спортсменам. Но использование специальных средств, включенных в педагогический процесс, может способствовать созданию оптимальных условий. Среди таких средств авторы выделяют использование музыки, психогимнастики, средств арттерапии и игротерапии. Такие средства используются через словесный метод (личные, групповые беседы), показ и демонстрация примера личным поведением тренера и т.п. Кроме того важно, стимулировать спортсменов к общению между собой.
3. Определили, что в группах спортсменов более высокой квалификации благоприятность микроклимата меньше, чем у спортсменов тренировочной группы о чем свидетельствуют результаты опроса по методике А.Н. Лутошкина и Ю.Н. Ханина. На основе опроса по методике А.Н. Лутошкина выявили высокую степень благоприятности микроклимата в тренировочной группе 22,4 ± 0,32 балла, в группе спортсменов спортивного совершенствования отмечается низкая (незначительная) степень благоприятности микроклимата 7,0 ± 0,71. Результаты опроса по методике Ю. Н. Ханина показали, общая оценка благоприятности микроклимата в группе спортсменов тренировочного этапа выше 22,4 ± 0,37 балла, в противовес 15,3 ± 2,12 балла, в группе спортивного совершенствования. Проведенное исследование подтвердило необходимость проведения специальной работы по формированию благоприятного микроклимата в группах спортсменов каратистов на этапе спортивного совершенствования.
4. Разработана методика формирования микроклимата в группах спортивного совершенствования спортсменов, занимающихся карате, которая включает, в тренировочный процесс, специальные блоки игр, направленные на формирование навыков обмена информацией; навыков восприятия спортсменов друг друга; навыков взаимодействия спортсменов друг с другом. Количество специальных игра включенных в разработанную методику - 12, а длительность их включения в тренировочный процесс - не менее 2 месяцев. Рекомендуется использовать игры в конце основной части тренировочного занятия по 1-2 игры, длительностью не более 15 минут. Для контроля успешности применения игр рекомендуем в конце тренировочной недели проводить совместное собрание коллектива спортсменов для обсуждения трудностей в общении, возможных конфликтов и ссор.
5. Доказана эффективность предложенной нами методики формирования микроклимата в группах спортивного совершенствования спортсменов, занимающихся карате. Общие показатели психологического микроклимата в начале эксперимента по методике А. Н. Лутошкина в экспериментальной группе составил 7,0±1,90 балла, а в контрольной группе - 5,9±2,07 балла (результаты различаются недостоверно). По методике Ю.Н. Ханина в экспериментальной группе составил 15,3±1,58 балла, а в контрольной группе - 15,0±0,93 балла (результаты различаются недостоверно). Общие показатели психологического микроклимата после эксперимента по методике А. Н. Лутошкина в экспериментальной группе составил 15,8±2,04 балла, а в контрольной группе - 7,5±1,88 балла (результаты различаются достоверно). По методике Ю.Н. Ханина в экспериментальной группе составил 18,2±1,05 балла, а в контрольной группе - 12,8±0,60 балла (результаты различаются достоверно).
Установлено, что проведённая экспериментальная работа позволяет констатировать эффективность предложенной методики формирования микроклимата в группах спортивного совершенствования спортсменов, занимающихся карате, так как среднее количество побед в контрольных соревнованиях в экспериментальной группе составил 2±0.577, а в контрольной группе - 1,5±0.671 (результаты различаются недостоверно). Следует отметить, общее число выигранных поединков у экспериментальной группы 12, а в контрольной группе 9. Экспериментальная группа, заняла более высокое место в общекомандном зачете.



1. Акимова, Л. Н. Психология спорта: курс лекций / Л.Н. Акимова. - Одесса: Студия «Негоциант», 2004. - 127 с.
2. Акишева, А. К. Детская психология / А. К. Акишева // Sciences of Europe. - 2021. № 62-2. - C. 60-61.
3. Амплеева, В. В. Программа формирования спортивного коллектива в группе волейболистов начальной подготовки / В. В. Амплеева, Н. О. Курникова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 5 (52). — С. 838-841.
4. Артемьева, О. А. В поисках научного коллектива Л. С. Выготского / О. А. Артемьева, О. В. Синева // Психология и психотехника. -2020. -№4. - C. 43-50.
5. Архипова, Л. В. Психология управления детским музыкальным коллективом / Л. В. Архипова // Молодой ученый. - 2020. - № 18(308). - С. 468-470.
6. Ахматнабиев, Р. Р. Психология коллектива и влияние наличия или отсутствия лидера на коллектив / Р. Р. Ахматнабиев, С. А. Скрябин // Теория и практика современной науки. - 2015. - № 6(6). - С. 78-81.
7. Баранник, А. С. Взаимодействие педагога-психолога с педагогическим коллективом в контексте проблемы детского агрессивного поведе / А. С. Баранник // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». - 2019. -№12. - C. 50-52.
8. Батуева, С.В. Проектирование деятельности школьного психолога по созданию ученического коллектива / С. В. Батуева // Вестник СМУС74. - 2017. - №1. - C. 25-27.
9. Беков, А. Э. Психология экономической культуры руководителя как средство стабилизации бесконфликтного уровня воинского коллектива / А. Э. Беков // Достижения вузовской науки: сборник материалов XXVIII Международной научно-практической конференции, Новосибирск, 02 марта 2017 года. - Новосибирск: Общество с ограниченной ответственностью "Центр развития научного сотрудничества", 2017. - С. 77-81.
10. Беляева, С. И. Социально-психологический тренинг сплочения коллектива для студентов первого курса института психологии / С. И. Беляева // Педагогические достижения - 2017: Сборник материалов, научных и образовательных концепции, Красноярск, 01 ноября 2017 года / Научные редакторы: Е. Ю. Бобкова, Т. А. Магсумов, Я. А. Максимов. - Красноярск: Общество с ограниченной ответственностью "Научно-инновационный центр", 2017. - С. 24-25.
11. Бойко, В. В. Методы и подходы к формированию команд в современных организациях / В. В. Бойко, И. С. Капустенко // Научно¬техническое творчество аспирантов и студентов : Материалы всероссийской научно-технической конференции студентов и аспирантов: в 2 частях, Комсомольск-на-Амуре, 09-20 апреля 2018 года. - Комсомольск-на-Амуре: Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет, 2018. - С. 268-271.
12. Бурлачук, Л. Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов [Текст] / Л. Ф. Бурлачук. - СПб.: Питер, 2012. - 384 с.
13. Варяница, С. Ю. Психология управления: особенности проявления стилей в воинском коллективе / С. Ю. Варяница, Т. Б. Заженов // Психолого-педагогические аспекты совершенствования подготовки студентов вуза : Материалы межвузовской студенческой научно-практической конференции с международным участием. В 2-х частях, Новосибирск, 19 ноября 2018 года. - Новосибирск: Новосибирский государственный аграрный университет, Инженерный институт, 2019. - С. 20-23.
14. Васильева, Т. Н. Психосоциальные аспекты профилактики профессионального стресса у работников стоматологической поликлиники / Т. Н. Васильева, И. В. Федотова // Медицина труда и экология человека. - 2018. - №3. - C. 38-42.
15. Гарафутдинова, Н. Я. Изучение особенностей коллектива обучающихся как фактор становления дальнейшей профессиональной деятельности и адаптации в будущем трудовом коллективе / Н. Я. Гарафутдинова, Е. А. Матюханов // Молодежь и рынок труда: конкурентоспособность в современных социально-экономических условиях в России и за рубежом: Сборник научных статей международного форума. - Омск: ООО "Полиграфический центр КАЛ", 2015. - С. 12.
16. Гликман, И. 3. Живая педагогика Макаренко. К 120-летию со дня рождения А.С. Макаренко / И. 3. Гликман // Инновации в образовании. - 2008.
- № 3. - С. 125-139.
17. Емельянов, А.А. Математическое моделирование в психологических исследованиях / А. А. Емельянов // Приборостроение. - 2017.
- №2. - С. 178-180.
18. Ерошева, Н. И. Психологичекая помощь коммерческой организации по созданию положительного микроклимата в коллективе / Н. И. Ерошева, Н. И. Медведева // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2012. - № 1-1. - С. 132-133.
19. Искандарова, М.У. Детский танцевальный коллектив, как инструмент воспитания и социализации личности (на примере танцевального коллектива "FORTUNE") / М. У. Искандарова, А. Г. Павлова // Перспективы науки - 2017 : Материалы VI Международного заочного конкурса научно¬исследовательских работ, Казань, 28 апреля 2017 года / Научный редактор А.В. Гумеров. - Казань: "Рокета Союз", 2017. - С. 15-22.
20. Каганович, А. А. Проблемы взаимоотношений личности и коллектива / А. А. Каганович // Философия образования. - 2007. - № 2(19). - С. 302-307.
21. Калинин, А. В. Психология управления коллективом медицинской организации / А. В. Калинин, Е. А. Варавина, Г. Е. Меленчук // Научные горизонты. - 2018. - № 12(16). - С. 32-41.
22. Кирпичник, А. Г. Научная школа психологии в Костромском государственном университете: семидесятые-восьмидесятые годы XX века / Кирпичник, А. Г. // Вестник Костромского государственного университета. - 2019. - №1. - C. 253-256.
23. Кобзева, М.В. Социально-психологический климат как предмет научного исследования / М. В. Кобзева // Гуманитарное пространство. - 2018. - №1. - C. 191-215.
24. Коломейцев Ю.А. Взаимоотношения в спортивной команде/ Ю. А.
Коломейцев: Физкультура и спорт, 1984. 128 с.
25. Котенев И. О. Значение трудов И. Б. Пономарева для прикладной социальной психологии и юридической конфликтологии в органах внутренних дел / И. О. Котенев, Д. И. Пономарёва, Т. Д. Стульник // Юридическая наука. - 2019. - №9. - C. 8-11.
26. Куриленко, Т.М. Управление школой. - Мн.: Нар. асвета, 2012. - 174 с.
27. Магомедова, Л. В. Синдром эмоционального выгорания педагога, влияющий на продуктивную деятельность в коллективе / Л. В. Магомедова // Вестник науки и образования. - 2019. - №17. - C. 96-98.
28. Макаренко А.С. Школа жизни, труда, воспитания: Учебная книга по истории, теории и практике воспитания. В 6 частях/ Сост. А. А. Фролов, Е. Ю. Илалтдинова, С.И. Аксенов. Н. Новгород, 2008-2013. Ч. 4. С. 115.
29. Мариносян, X. Э. Коллектив редакции журнала "Философские науки" - коллективу редакции журнала "Вопросы философии" / X. Э. Мариносян // Вопросы философии. - 2017. - № 7. - С. 16-17.
30. Михайлов, А. С. Социально-психологический климат в производственных группах в современных условиях: автореферат дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.05 / Михайлов Александр Сергеевич; [Место защиты: Кур. гос. ун-т]. - Курск, 2014. - 19 с.
31. Михайлова, А. В. Компьютерная психодиагностика. Виртуальная реальность, как часть компьютерной психодиагностики / А. В. Михайлова // Молодёжь Сибири - науке России: материалы международной научно-практической конференции, Красноярск, 24 апреля 2018 года. - Красноярск: Сибирский институт бизнеса, управления и психологии, 2018. - С. 156-157.
32. Набиуллина А. Р. Психологическое обеспечение работы руководства школы по управлению педагогическим коллективом / А. Р. Набиуллина // Наука и образование сегодня. - 2020. - №2. - C. 69-71.
33. Никитин, С. И. Стили управления коллективом в учреждении дополнительного образования детей влияющие на групповую сплочённость коллектива / С. И. Никитин // Аллея науки. - 2017. - Т.4., № 16. - С. 886-889.
34. Ноздрина Н. А. Современная психология / Н. А. Ноздрина, Р. Р.
Дегтярев // Психология и педагогика. - 2019. - №1. - C. 30-31.
35. Образцова, Е. В. Способы создания благоприятного микроклимата в коллективе младших школьников / Е. В. Образцова // Молодой ученый. - 2014. - № 11-1(70). - С. 36-39.
36. Первова, Д. А. микроклимат педагогического коллектива: пути решения конфликтных ситуаций / Д. А. Первова // Научные преобразования в эпоху глобализации. - 2017. - № 3. - С. 160-163.
37. Пошатов, С. Г. Культура работы в коллективе / С. Г. Пошатов // Проблемы педагогики. - 2018. - №4. - С. 14-16.
38. Психодиагностика. Практикум по психодиагностике: учебно-методическое комплексное пособие для студентов психолого-педагогических специальностей/направлений подготовки / Д. А. Донцов, Л. В. Сенкевич, А. И. Рыбакова, А. Б. Шагидаева. - 2-е издание. - Москва: Русайнс, 2017. - 176 с.
39. Психодиагностика. Психометрические основы психодиагностики / А. А. Жарких, Ю. В. Славинская, И. А. Ковальчук [и др.]. - Рязань: ИП Коняхин, 2020. - 152 с.
40. Путивцев, П. В. О модели работы практического психолога в организациях госслужбы / П. В. Путивцев // Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки. - 2018. - №1. - C. 104-116.
41. Романова, Е. А. Удовлетворенность взаимоотношениями в коллективе как критерий оценки психологического климата коллектива АО "Самарский диагностический центр" / Е. А. Романова // Медсестра. - 2020. - № 9. - С. 76-80.
42. Селюкова, Е. А. Педагогические условия использования игровой ситуации для сплочения детского коллектива начальной школы / Е. А. Селюкова, В. В. Ишкова // Матрица научного познания. - 2019. - № 6. - С. 275¬280.
43. Сухов, А. В. Способы профилактики и разрешения межличностных конфликтов в государственных учреждениях на примере ГБУ ТЦСО "Бибирево"/ А. В. Сухов // Инновационная наука. - 2019. - №5. - C. 235-239.
44. Танярыкова, М. С. Психология конфликтов педагогического коллектива в общеобразовательной среде / М. С. Танярыкова // Вестник науки и образования. - 2020. - № 1(79). - С. 110-113.
45. Усынина, Т. А. Создание позитивного психологического микроклимата в коллективе дошкольников / Т. А. Усынина // Педагогический опыт: теория, методика, практика. - 2015. - № 2. - С. 235-237.
46. Филиппова, Ю. В. Структура тренировочных нагрузок каратистов 12-14 лет в годичном цикле подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Филиппова Юлия Владимировна. - Москва, 2016. - 22 с.
47. Хазанова, М. А. Феномен принятия в психотерапевтическом консультировании / М. А. Хазанова // Вопросы психологии. - 1993. - №2. - С. 51.
48. Шелудченко, А. Ю. Основы психологии при управлении трудовым коллективом / А. Ю. Шелудченко // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. - 2017. - № 8-3(55). - С. 116-118.
49. Щепотин, Д. В. Морально-нравственная и волевая подготовка юных каратистов на тренировочном этапе с использованием элементов контактных видов единоборств: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Щепотин Дмитрий Викторович. - Нижневартовск, 2018. - 203 с.
50. Эзиешвили, Э. Э. Особенности деятельности педагогического коллектива вуза по предотвращению межнациональных конфликтов в студенческом коллективе / Э. Э. Эзиешвили // Педагогика и современность. - 2015. - № 1(15). - С. 122-125.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ