ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФОРМЕ И РАЗМЕРЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЯ
|
Введение 5
1 Теоретические основы формирования математических представлений
о размере и форме у детей старшего дошкольного возраста 8
1.1 Сущность представлений о размере и форме психологопедагогическом аспекте 8
1.2 Особенности формирования представлений о размере и форме в
старшем дошкольном возрасте посредством лето - конструирования 12
2 Опытно - экспериментальная работа по формированию представлений
о размере и форме детей старшего дошкольного возраста посредством лето - конструирования ДОУ 17
2.1 Диагностика сформированное™ представлений о размере и форме у
детей старшего дошкольного возраста 17
2.2 Организация системы работы по формированию представлений о
размере и форме детей старшего дошкольного возраста посредством лего- конструирования 24
2.3 Анализ опытно-экспериментальной работы по формированию
представлений о размере и форме детей старшего дошкольного возраста посредством лего-конструирования 29
Заключение 33
Список использованных источников 35
Приложение А 39
1 Теоретические основы формирования математических представлений
о размере и форме у детей старшего дошкольного возраста 8
1.1 Сущность представлений о размере и форме психологопедагогическом аспекте 8
1.2 Особенности формирования представлений о размере и форме в
старшем дошкольном возрасте посредством лето - конструирования 12
2 Опытно - экспериментальная работа по формированию представлений
о размере и форме детей старшего дошкольного возраста посредством лето - конструирования ДОУ 17
2.1 Диагностика сформированное™ представлений о размере и форме у
детей старшего дошкольного возраста 17
2.2 Организация системы работы по формированию представлений о
размере и форме детей старшего дошкольного возраста посредством лего- конструирования 24
2.3 Анализ опытно-экспериментальной работы по формированию
представлений о размере и форме детей старшего дошкольного возраста посредством лего-конструирования 29
Заключение 33
Список использованных источников 35
Приложение А 39
Процесс формирования детской личности характеризуется не только интеллектуальным развитием, но и возникновением новых потребностей и интересов. В известном смысле эти изменения являются основополагающими, поскольку достижения в умственном развитии детей в значительной мере зависят от того, какие мотивы побуждают их к деятельности, чему они стремятся, как они эмоционально относятся к стоящим перед ними задачам.
Российское образование сегодня претерпевает существенные изменения, в том числе и уровень дошкольного образования. Более того, именно с дошкольного образования и начинается образование человека. В связи с этим разработка концепции, определение принципов обучения и воспитания детей дошкольного возраста, анализ функционирующих и составление нового реестра программ, а, следовательно, содержания работы детских учреждений, ведущих образовательных технологий, рекомендуемых к реализации, формулирование образовательных результатов на уровне дошкольного возраста - все это выступает в качестве важнейших ориентиров совершенствования отечественного дошкольного образования.
С разработкой и внедрением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования одной из основных образовательных областей выступает область «познавательное развитие». Это подчеркивает особое место математического развития детей в дошкольном возрасте.
Анализ документа позволяет выделить следующие задачи, которые предстоит решать воспитателю дошкольного образовательного учреждения:
• формировать математические представления детей как основу их математического развития;
• обеспечить понимание детьми количественных, пространственных и временных отношений и преобразований окружающей действительности;
• формировать первичные представления об основных свойствах и отношений объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, числе, части и целом, моделировании;
• способствовать овладению дошкольниками математической терминологией, развитию способности к диалогу с взрослыми и сверстниками как основе коллективной мыслительной деятельности, умению аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;
• осуществлять общее интеллектуальное развитие ребенка, формировать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, сериация, аналогия;
• развивать познавательные интересы и способности.
Гипотеза исследования построена на предположении о том, что разработка и внедрение в образовательный процесс ДОУ системы упражнений с лего-конструктором будет способствовать эффективному формированию представлений о размере и форме у детей старшего дошкольного возраста.
Цель нашего исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка результативности использования лего- конструирования для формирования представлений о размере и форме у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: формирование математических представлений старших дошкольников в образовательном процессе ДОУ.
Предмет исследования: использование лего-конструирования для
формирования представлений о размере и форме у детей дошкольного возраста.
Для достижения в образовательном процессе ДОУ поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• проанализировать сущность представлений о размере и форме детей дошкольного возраста;
...
Российское образование сегодня претерпевает существенные изменения, в том числе и уровень дошкольного образования. Более того, именно с дошкольного образования и начинается образование человека. В связи с этим разработка концепции, определение принципов обучения и воспитания детей дошкольного возраста, анализ функционирующих и составление нового реестра программ, а, следовательно, содержания работы детских учреждений, ведущих образовательных технологий, рекомендуемых к реализации, формулирование образовательных результатов на уровне дошкольного возраста - все это выступает в качестве важнейших ориентиров совершенствования отечественного дошкольного образования.
С разработкой и внедрением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования одной из основных образовательных областей выступает область «познавательное развитие». Это подчеркивает особое место математического развития детей в дошкольном возрасте.
Анализ документа позволяет выделить следующие задачи, которые предстоит решать воспитателю дошкольного образовательного учреждения:
• формировать математические представления детей как основу их математического развития;
• обеспечить понимание детьми количественных, пространственных и временных отношений и преобразований окружающей действительности;
• формировать первичные представления об основных свойствах и отношений объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, числе, части и целом, моделировании;
• способствовать овладению дошкольниками математической терминологией, развитию способности к диалогу с взрослыми и сверстниками как основе коллективной мыслительной деятельности, умению аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;
• осуществлять общее интеллектуальное развитие ребенка, формировать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, сериация, аналогия;
• развивать познавательные интересы и способности.
Гипотеза исследования построена на предположении о том, что разработка и внедрение в образовательный процесс ДОУ системы упражнений с лего-конструктором будет способствовать эффективному формированию представлений о размере и форме у детей старшего дошкольного возраста.
Цель нашего исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка результативности использования лего- конструирования для формирования представлений о размере и форме у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: формирование математических представлений старших дошкольников в образовательном процессе ДОУ.
Предмет исследования: использование лего-конструирования для
формирования представлений о размере и форме у детей дошкольного возраста.
Для достижения в образовательном процессе ДОУ поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• проанализировать сущность представлений о размере и форме детей дошкольного возраста;
...
В результате нашего исследования мы пришли к следующим выводам.
Мы определили, что математические представления детей старшего дошкольного возраста связаны с развитием представлений о числе и счете, величине, в ориентировке пространстве и времени. Формирование математических представлений - это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель - не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей.
Предметом нашего исследования выступают математические представления дошкольников, в частности представления о таких свойствах и признаках как форма и величина.
Мы выделили такие особенности формирования математических представлений детей старшего дошкольного возраста, в частности, представлений дошкольников о размере и форме, следующие характеристики:
• определение размера и формы в старшем дошкольном возрасте уже может происходить опосредованно, без сравнения предметов друг с другом;
• старший дошкольник приобретает способность преобразования предмета и самостоятельного изменения его формы и размера;
• восприятие старшим дошкольником формы и размера уже приобретает зрительный характер и сопровождается их называнием.
Мы провели диагностику сформированное™ представлений дошкольников о размере и форме и получили следующие данные: высокий уровень сформированное™ представлений о размере и форме продемонстрировал один ребенок, к среднему мы отнесли 12 человек (84%) , низкий уровень показали 2 ребенка (11 %).
Мы пришли к выводу, что у детей старшего дошкольного возраста возникают трудности с установлением отношений между предметами, у них не всегда получается систематизировать предметы по убыванию и сравнивать их по величине и размеру опосредованно.
Совокупность проведенных нами диагностических процедур позволяет нам сделать вывод о том, что в дошкольном образовательном учреждении необходима целенаправленная работа по формированию представлений детей старшего дошкольного возраста о размере и форме.
С целью выявления эффективности проделанной нами работы, нами была проведена повторная диагностика сформированное™ математических представлений. При повторной диагностике были использованы те же методики, что и на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы.
После выполнения заданий, данные были проверены и обработаны с учетом выбранных ранее критериев.
Мы определили, что математические представления детей старшего дошкольного возраста связаны с развитием представлений о числе и счете, величине, в ориентировке пространстве и времени. Формирование математических представлений - это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель - не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей.
Предметом нашего исследования выступают математические представления дошкольников, в частности представления о таких свойствах и признаках как форма и величина.
Мы выделили такие особенности формирования математических представлений детей старшего дошкольного возраста, в частности, представлений дошкольников о размере и форме, следующие характеристики:
• определение размера и формы в старшем дошкольном возрасте уже может происходить опосредованно, без сравнения предметов друг с другом;
• старший дошкольник приобретает способность преобразования предмета и самостоятельного изменения его формы и размера;
• восприятие старшим дошкольником формы и размера уже приобретает зрительный характер и сопровождается их называнием.
Мы провели диагностику сформированное™ представлений дошкольников о размере и форме и получили следующие данные: высокий уровень сформированное™ представлений о размере и форме продемонстрировал один ребенок, к среднему мы отнесли 12 человек (84%) , низкий уровень показали 2 ребенка (11 %).
Мы пришли к выводу, что у детей старшего дошкольного возраста возникают трудности с установлением отношений между предметами, у них не всегда получается систематизировать предметы по убыванию и сравнивать их по величине и размеру опосредованно.
Совокупность проведенных нами диагностических процедур позволяет нам сделать вывод о том, что в дошкольном образовательном учреждении необходима целенаправленная работа по формированию представлений детей старшего дошкольного возраста о размере и форме.
С целью выявления эффективности проделанной нами работы, нами была проведена повторная диагностика сформированное™ математических представлений. При повторной диагностике были использованы те же методики, что и на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы.
После выполнения заданий, данные были проверены и обработаны с учетом выбранных ранее критериев.





