Введение 4
1 Особенности развития скоростно-силовых способностей в кудо 6
1.1 Характеристика скоростно-силовых способностей 6
1.2 Средства и методы развития скоростно-силовых способностей 12
1.3 Специфика проявления скоростно-силовых способностей в кудо 20
1.4 Возрастные особенности юношеского возраста 14-15 лет 22
2 Организация и методы исследования 25
2.1 Организация исследования 25
2.2 Методы исследования 26
3 Результаты и анализ исследования 29
3.1 Разработка и обоснование комплекса упражнений для развития скоростно¬
силовых способностей экспериментальной группы 29
3.2 Результаты педагогического эксперимента 34
Заключение 41
Список использованных источников 43
Актуальность. Современное кудо требует высокого уровня развития скоростно-силовых способностей, что позволяет мгновенно напрягать мышечные группы, участвующие в движении, активно противостоять действиям соперника, эффективно применять защитные действия, не избегать силовой борьбы и наносить удары. При нанесении самых разнообразных ударов, когда необходимо в кратчайший промежуток времени проявить максимальные усилия, требуется значительный уровень развития как силового, так и скоростного компонентов взрывной силы.
Уровень технической, тактической и физической подготовки связаны между собой так, что недостаток развития какого-либо из физических качеств может ограничивать технические или тактические возможности спортсмена, определяя его технико-тактические характеристики. Проблемы в развитии каких-либо качеств могут привести к тому, что спортсмен не достигнет наивысших и стабильных результатов.
Скоростно-силовые способности являются ведущим качеством в кудо и поэтому играют значимую роль в подготовке спортсмена, особенно юношеского возраста. Ввиду того, что кудо относительно молодой вид единоборств, методика занятий зачастую заимствуется из других видов единоборств. На сегодняшний день недостаточно научно обоснованных сведений о развитии скоростно-силовых способностей в кудо, что и предопределило актуальность данного исследования.
Объект исследования - процесс развития скоростно-силовых способностей кудоистов 14-15 лет.
Предмет исследования - комплекс упражнений, направленный на развитие скоростно-силовых способностей у кудоистов 14-15 лет на основе круговой тренировки.
Цель исследования - выявление эффективности разработанного комплекса специальных упражнений, направленного на развитие скоростно-силовых способностей у кудоистов 14-15 лет.
Задачи исследования:
1. Изучить средства и методы воспитания скоростно-силовых способностей кудоистов.
2. Разработать и теоретически обосновать комплекс упражнений, направленный на развитие скоростно-силовых способностей в тренировочном процессе кудоистов 14-15 лет на основе круговой тренировки.
3. Определить эффективность разработанного комплекса упражнений направленного на развитие скоростно-силовых способностей в ходе педагогического эксперимента.
Методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Педагогический эксперимент.
3. Контрольные испытания.
4. Методы математической статистики.
Гипотеза исследования - для достижения поставленной цели была выдвинута рабочая гипотеза о том, что применение комплекса специальных упражнений позволит повысить показатели скоростно-силовых способностей кудоистов 14-15 лет.
Практическая новизна: повышение эффективности тренировочного процесса для занимающихся кудо; применение результатов исследования в работе клубов, в частности, в спортивном клубе «Иппон» г. Красноярска.
1. Рассмотрев характеристику скоростно-силовых способностей, можно сказать, что они сочетают в себе силовые и скоростные возможности и предполагают проявление усилий максимальной мощности в кратчайший промежуток времени при сохранении оптимальной амплитуды движения.
Основу скоростно-силовых качеств составляют функциональные возможности нервно-мышечной системы, позволяющие осуществлять действия, в которых вместе со значительным мышечным напряжением необходима максимальная скорость движений.
Скоростно-силовые способности проявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется и значительная быстрота движений. При этом, чем значительнее внешнее отягощение, преодолеваемое участником, тем большую роль играет силовой компонент, а при меньшем отягощении возрастает значимость скоростного компонента.
Изучив особенности развития скоростно-силовых способностей у кудоистов, было выявлено, что эти способности являются ведущими в кудо. Основными средствами развития скоростно-силовых способностей юных кудоистов являются специально-подготовительные упражнения и упражнения на снарядах (работа на боксерских мешках, упражнения с набивными мячами).
Развивать скоростно-силовые способности можно как в рамках общей физической подготовки, которая направлена на гармоничное развитие всех физических качеств, так и в рамках специальной физической подготовки, которая направлена на развитие специальных способностей.
2. Для высокой эффективности действия тренировочных нагрузок, используемых в подготовке юных кудоистов, целесообразен дифференцированный подход к их дозированию на основании учета соматического типа спортсменов. Распределение тренировочных средств может осуществляться по их преимущественной функциональной или двигательной направленности, исходя из боевого амплуа.
Управление скоростно-силовой подготовкой юных кудоистов должно включать этапный и текущий контроль функционального состояния и физической подготовленности спортсменов с последующей переработкой полученной информации в эффективные управляющие воздействия, которые должны быть срочными и реализуемыми в течение заданного времени.
После окончания периода акцентированной скоростно-силовой подготовки следует увеличивать объем работы, направленной на совершенствование выполнения технических действий, для реализации возросшего уровня скоростно-силовой подготовленности.
3. В целом педагогический эксперимент показал, что предложенный комплекс упражнений эффективен. Во всех тестах показатели экспериментальной группы достоверно выше, чем контрольной. Достоверного прироста показателей в контрольной группе не наблюдается.
Прирост показателей общей скоростно-силовой подготовки экспериментальной группы в процентном соотношении:
- в тесте «прыжок в длину с места» прирост 11,8%;
- в тесте «метание набивного мяча» прирост 24,6%;
- в тесте «челночный бег 3х10 м» прирост 6,5%.
Прирост показателей специальной скоростно-силовой подготовки экспериментальной группы в процентном соотношении:
- в тесте «нанесение ударов за 5 сек» прирост 26,3%;
- в тесте «нанесение ударов в заданные уязвимые точки за 5 сек» прирост 25%;
- в тесте «нанесение ударов в заданные уязвимые точки по движущемуся мешку за 5 сек» прирост 33,3%.
1 Агаджанян, Н. А. Двигательная активность и здоровье / Н. А. Агаджанян, В. Г. Двоеносов, Н. В. Ермаков, Г. В. Морозова, Р. А. Юсупов // Казань: Изд-во Каз.гос. ун-та, 2015. - 91 с.
2 Бальсевич, В. К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания (методический аспект) // Теория и практ. физ. культуры. - 2012. - №4. - С. 9-10.
3 Бариев, М. М. Потребность и мотивация интереса населения к занятиям физической культурой и спортом, формированию здорового образа жизни / М. М. Бариева. - Казань: РЦИМ, 2014. - 186 с.
4 Бариев, М. М. Пути повышения социальной значимости физической культуры и спорта: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. / Бариев, М. М. - Казань: РЦИМ, 2013. - 204 с.
5 Барчуков, И. С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика / Барчуков И. С., Нестеров А. А. - М.: Академия, 2011. - 122 с.
6 Васильков, А. А. Теория и методика физического воспитания: учебник / А. А. Васильков. - Ростов на Дону: Феникс, 2008. - З81 с.
7 Веронский, А. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Веронский А. В. - М.: Физкультура и спорта, 2018. - 331 с.
8 Верушкин, Н. Г. Методы и средства управления физической подготовкой студентов технических вузов: автореф. дис.... канд. пед. наук. - М., 2016. - 24 с.
9 Восточное боевое единоборство - спортивная дисциплина «КОБУДО». Примерные программы спортивной подготовки для детско- юношеских спортивных школ / В. Г. Валентик. - М.: Прометей, 2017. - 124 с.
10 Гарник, В. С. Боевые искусства и единоборства в психофизической подготовке студентов. Учебное пособие / В. С. Гарник. - М.: МГСУ, 2018. - 176 с.
11 Гарник, В. С. Боевые искусства и единоборства в психофизической подготовке студентов / В. С. Гарник. - М.: МГСУ, 2017. - 140 с.
12 Гогунов, Е. Н. Физическое воспитание и спорт в ВУЗе: учебное пособие / Е. Н. Гогунов, Б. И. Мартьянов.- М.: Академия, 2010. - 288 с.
13 Гульянц, А. Е. Использование методов круговой тренировки в физическом воспитании студентов: дис... канд. пед. наук. - М., 1987. - 157с.
14 Гутин, М.А. Восточные единоборства / М.А. Гутин. - М.: АСТ, Астрель, 2020. - 160 с.
15 Ермолаева, М. В. Подготовки спортсменов скоростно-силовых видов спорта: учебное пособие / Ермолаева М. В. - М.: ФиС, 2010. - 97 с.
16 Захаров, Е. Н. Энциклопедия физической подготовки. ( Методические основы развития физических качеств) / Карасев А. В., Сафронов А. А. - М.: Лептос, 2014. - 368 с.
17 Зациорский, В. М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания / В. М. Зациорский. - М.: Советский спорт, 2009 - 200 с.
18 Ильинич В. И. Физическая культура студента: Учебник / В. И. Ильинича. М.: Гардарики, 2000. - 448 с.
19 Ильясов, И. И. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / И. И. Ильясов, В. Я. Ляудис. - М.: Академия, 2016. - 405 с.
20 Калашникова, Р. В. Метод комплексно-круговой тренировки и ее применение на занятиях физической культуры / Калашникова Р. В. - Иркутск: ИГМУ, 2014. - 84 с.
21 Клименко, Е. А. Методика оценки физического развития детей и подростков: Материалы по дополнительному экологическому образованию учащихся (сборник статей) / М.Н. Сионова, С.К. Алексеев. - Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского - 2015. - C. 208-228.
22 Криворученко, Т. С. Особенности физического развития детей и подростков / Т.С. Криворученко. - Кишинев.: Молдова, 2014. - 114 с.
23 Кузнецов, В. В. Силовая подготовка спортсменов высших разрядов / Кузнецов В.В. - М.: ФиС, 2010. - 208 с.
24 Кузнецов, В. В. Специальная силовая подготовка спортсмена /
Кузнецов В.В. - М.: ФиС, 2015. - 112 с.
25 Кузнецов, В. С. Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО: учеб.пособие для общеобразоват. Организаций / В. С. Кузнецов, Г. А. Колодницкий. - М.: Просвещение, 2016. - 128 с.
26 Кузьменко, Г. А. Восточное боевое единоборство - спортивная дисциплина «Кобудо»: Примерные программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ / Г. А. Кузьменко. - М.: Прометей, 2018. - 152 с.
27 Курамшин, Ю. Ф. Теория и методика физической культуры: Учебник для вузов / Ю. Ф. Курамшин. - М.: Советский спорт, 2003.
28 Лигай, В. В. Таэквондо путь к совершенству / Лигай В. В. - Ташкент: «Шарк», 2014. - 148 с.
29 Лири, Пэт. Выживают сильнейшие. Физическая подготовка в практике боевых искусств и единоборств / Пэт О'Лири. - Москва: Наука, 2017. - 137 с.
30 Лях, В. И. Тесты в физическом воспитании: Пособие для учителя / Лях В. И. - М.: «Издательство ACT», 2008. - 272 с.
31 Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры / Матвеев Л. П. - М.: Физкультура и спорта, 1991. - 543 с.
32 Миндиашвили, Д. Г. Управление процессом формирования спортивного мастерства квалифицированных борцов (теория и практика): автореферат ... д-ра пед. наук. - СПб. - 1996. 14 с.
33 Миндиашвили, Д. Г. Учебник тренера по борьбе. Миндиашвили Д. Г. - Красноярск: КГПИ, 1995. - 51 с/
34 Никитюк, Б. А. Интегративно-антропологические основы
физического воспитания // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2018. - №2. - С. 6-9.
35 Новиков, А. Д. ГТО - основа систематизации средств и методов советской физической культуры / Гоголев Ф. В., Уваров В. А. - М.: Физкультура и спорт, 2015. - 80 с.
36 Огнистый, А. В. Теоретико-методические основы физического воспитания учащихся младшего школьного возраста (опорные конспекты лекций) / А. В. Огнистый. - М.: ТДПУ, 2017. - 60 с.
37 Передельский, A. A. Тхэквондо как система боя / Передельский A. A. - Тверь: Спорт ТКД, 2015. - 87 с.
38 Погорелова, И. Г. Методы изучения и оценки физического развития индивидуума и детских организованных коллективов: учебно-методическое пособие // И. Г. Погорелова, И. П. Попов. - Иркутск: Издательство ИГМУ, 2018. - 59 с.
39 Попов, Г. В. Боевые единоборства народов мира / Г. В. Попов. - М.: Международные отношения, 2017. - 160 с.
40 Присяжнюк, С. И. Комплекс ГТО в физкультурно-оздоровительных группах / С. И. Присяжнюк. - Киев: Здоровье, 2010.
41 Просветова, О. В. Скоростно-силовая тренировка в групповых программах / Просветова О. В., Зеликова О. А., Краснова Г. О. - Волгоград: Волгоградская гос. акад. физ. культуры, 2009. - 46 с.
42 Пузырь, Ю. П. Управление физическим воспитанием в образовательных учреждениях на основе мониторинга физического состояния: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ю. П. Пузырь. - М., 2016. - 21 с.
43 Рябинин, С. П. Скоростно-силовая подготовка в спортивных единоборствах: учебное пособие / С. П. Рябинин, А. П. Шумилин.- Красноярск: СФУ, Институт естественных и гуманитарных наук, 2007. - 153 с.
44 Сальников, В. А. Возрастная изменчивость в структуре развития двигательных способностей / В. А. Сальников // Теория и практика физической культуры. 2017. - №11. - С. 30-37.
45 Стрельников, В. А. Силовые и скоростные качества: Учебное пособие / Стрельников В. А. - Улан-Удэ: БГУ, 2012. - 125 с.
46 Тегнер, Брюс. Начальное пособие восточных единоборств. Кудо. У-шу. Каратэ. Кунг-фу / Тегнер Брюс. - М.: Чимкент, 2020. - 132 с.
47 Туманян, Г. С. Спортивная борьба: Теория, методика, организация тренировки / Туманян Г. С. - М.: Советский спорт, 2008.
48 Фирсов, А. Г. Кумулятивный эффект тренировки при акцентированной подготовке скоростно-силовой направленности / Фирсов А. Г. // Физическая культура. - 2007. - №2. - 77 с.
49 Холодов, Ж. К. Практикум по теории и методике физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студентов вузов физической культуры / Ж. К. Холодов, B. C. Кузнецов. - М.: Академия, 2001. - 144 с.
50 Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие / Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. - М.: Академия, 2001. - 480 с.