Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ САМООТНОШЕНИЯ ЮНОШЕЙ «ГРУППЫ РИСКА»

Работа №151122

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы70
Год сдачи2020
Стоимость4235 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
23
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 Теоретические основы изучения особенностей самоотношения юношей
«группы риска» 9
1.1 Категория «самоотношения» как психологический феномен 9
1.2 Психологические особенности юношей «группы риска» 16
2 Экспериментальное изучение особенностей самоотношения юношей
«группы риска» 24
2.1 Организация и методы исследования 24
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 28
2.3 Психологический портрет самоотношения юношей «группы
риска» 53
Заключение 57
Список использованных источников 60
Приложение А Результаты констатирующего эксперимента по тесту- опроснику самоотношения (ОСО) В. В. Столина и С. Р. Пантелеева 66
Приложение Б Результаты констатирующего эксперимента по методике «Изучение самооценки» С.Р. Пантелеева 67
Приложение В Сводная таблица результатов констатирующего эксперимента 68

Актуальность исследования обусловлена тем, что в современных социально-экономических условиях растёт число молодых людей с выраженной склонностью к асоциальному поведению, то есть к принадлежности к «группе риска».
Тема особенностей самоотношения юношей «группы риска» носит комплексный, междисциплинарный характер, охватывая и широкий спектр социально-психологических проблем, связанных со становлением личности в социуме. Изучение на теоретическом и экспериментальном материале феномена самоотношения юношей «группы риска» позволяет утверждать, что та или иная стратегия поведения, которую выбирает юноша, зависит от уровня его самоотношения.
Исследователь Л. А. Амирова отмечает, что адекватное самоотношение является одним из ключевых факторов полноценного личностного развития для современных людей, склонных к высокой социальной мобильности и способных к самоактуализации [3]. Подобная позиция прослеживается и в определении, данном М. В. Хватовой: «Самоотношение - это способность личности регулировать собственное поведение в социуме, адаптировать его согласно принятым этико-культурным традициям и изменениям с целью гармоничного развития личности» [43, с. 63].
У данных трактовок есть и нормативно-правовые основания. Так, Федеральный закон 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» указывает: «Основное общее образование направлено на становление и формирование личности (формирование нравственных убеждений... высокой культуры межличностного и межэтнического общения. развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению)» [42]. Одним из инструментов для реализации указанных в законе целей, является самоотношение, поэтому его изучение и анализ представляет ценность не только в научно-теоретическом аспекте, но и в практическом - для обеспечения реализации государственной образовательной политики.
Схожие цели и задачи отражены и в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, в ст. 2 которой указано на необходимость формирования: «Способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению» [20]. Все эти задачи также трудно реализуемы вне формирования самоотношения, определяющего общий стиль поведения и существенно влияющего на всю жизнедеятельность человека. Таким образом, самоотношение обуславливает динамику и направленность развития субъектов, характер их взаимоотношений и психологический климат в коллективе и обществе.
Все вышеперечисленное указывает на то, что проблема изучения самоотношения юношей «группы риска» является весьма актуальной на современный период.
Целью исследования выступает изучение самоотношения юношей «группы риска».
Объектом исследования выступает самоотношение как психологический феномен.
Предмет исследования: особенности самоотношения юношей «группы риска».
Гипотеза исследования: предполагается, что основными
характеристиками психологического портрета самоотношения юношей «группы риска» выступают низкая самоуверенность, низкий уровень самопринятия и высокие показатели внутренней конфликтности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования; определить понятия «самоотношение», «группа риска».
2. Изучить психологические особенности юношей «группы риска» и их самоотношение.
3. Экспериментально изучить уровень самоотношения юношей «группы риска».
4. На основании результатов констатирующего эксперимента и сравнительного анализа составить психологический портрет самоотношения юношей «группы риска».
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Экспериментальные методы: тестирование (тест-опросник самоотношения (ОСО)), методика изучения самооценки Р. С. Пантелеева; констатирующий эксперимент.
3. Методы количественной и качественной обработки результатов, в том числе непараметрический U-критерий Манна-Уитни.
Методологической основой исследования выступили работы российских и зарубежных авторов, в том числе: Л. А. Амировой, А. В. Гайфулина, У. Джеймса, Н. П. Долгих, Н. К. Крыловой, И. С. Кона, О. М. Любимовой, X. Б. Манна и Д. Р. Уитни, С. Р. Пантелеева, В. В. Петухова, К. Р. Роджерса, В. В. Столина, Л. Е. Уэллса и Дж. Марвелла, И. И. Чесноковой, Дж. Хендрикса и пр.
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ № 4 г. Лесосибирска» в период с января 2020 по май 2020 гг.
Выборка представлена обучающимися юношеского возраста в количестве 20 человек (10 юношей «группы риска», 10 юношей «в норме»). Возраст испытуемых 15-16 лет.
Этапы исследования:
1 этап (январь 2020 г. - февраль 2020 г.) - изучение теоретических аспектов проблемы самоотношения юношей «группы риска», определение категориального аппарата, определение методов и выборки экспериментального исследования.
2 этап (февраль 2020 г. - март 2020 г.) - проведение констатирующего эксперимента, направленного на изучение самоотношения юношей «группы риска» и юношей группы «нормы».
3 этап (апрель 2020 - май 2020 г.) - анализ полученных результатов исследования, формулирование выводов, оформление ВКР.
Практическая значимость заключается в возможности повторения экспериментальной работы и сравнительного анализа юношей «группы риска» и юношей группы «нормы», использования полученных результатов исследования в психологическом консультировании лиц данного возраста, а также в разработке семинаров и тренингов по формированию самоотношения у юношей «группы риска».
По результатам исследования опубликована одна статья.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 48 наименований, и 3-х приложений. В работе содержится 4 таблицы и 9 рисунков. Общий объём работы составляет 65 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итоги исследования, необходимо сформировать его основные выводы.
Самоотношение личности рассматривается как совокупность представлений личности о себе, которая выражается посредством Я-концепции, а также как оценка самой личностью данных представлений, то есть самооценка. Сам феномен самоотношения изучается зарубежными и российскими психологами более ста лет, что привело к накоплению существенного количества исследовательского материала. При этом подходы к определению самоотношения и его роли в развитии личности очень неоднозначны и часто зависят от личной авторской позиции и, в меньшей степени, от контекста исследования.
Внутри самой категории самоотношения исследователями определена довольно чёткая структура и функционал, но его содержание также испытывает влияние авторской позиции. В личности психологически здорового индивида самоотношение играет существенную роль, так как служит и инструментом для понимания собственного «Я», и существенно влияет на взаимодействие человека в малых группах и социуме, стимулируя личностный рост и самосовершенствование.
В целом попадание юношей в «группу риска» во много обусловлено социально-экономическими факторами, избежать влияния которых затруднительно. При этом самоотношение юношей в «группе риска» существенно отличается от юношей «в норме развития», поскольку реализуется большое количество защитных психологических механизмов.
Проведённое экспериментальное исследование позволило получить аналитические данные, интерпретация которых привела к следующим выводам. Во-первых, большинство опрошенных юношей «группы риска» считают приемлемым апатичное и индифферентное отношения к себе со стороны социума, и принимают эту мнимую антипатию как должное. При этом сами юноши данной группы считают себя уникальными, однако не стремятся конвертировать это самоощущение в общественный интерес, признание и уважение, поскольку не уверены в своей привлекательности и имеют заниженную самооценку.
Кроме того, большинство юношей «группы риска» не вполне понимают мотивацию собственных поступков и не выражают самопонимания и готовности к самопознанию, настроены «против» собственной личности, считают свои желания незначительными. Их самоотношение и самооценка ситуативны и неустойчивы, подвержены внешним воздействиям.
Выявлено, что между результатами юношей «группы риска» и юношей «в норме развития» выявлены достоверные различия по уровню самоуважения, самообвинения, самоинтереса, самоуверенности и самооценки. Таким образом, юноши «группы риска» склонны недооценивать свои возможности, полагают, что они недостаточно привлекательны по сравнению с юношами «группы норма» и убеждены в том, что не умеют общаться, вследствие чего испытывают коммуникативные проблемы.
Причину различий стоит связывать с тем, что юноши «группы риска» считают себя виноватыми в том, что в их жизни присутствуют асоциальные или деструктивные элементы поведения. У юношей «группы риска» снижено самопонимание - они менее восприимчивы к мотивам собственного поведения и труднее понимают себя, нежели юноши «в норме развития». Кроме того, для юношей «группы риска» значимым фактором в формировании модели самоотношения является самоуважение, т. е. принятие своих личностных черт характера в целом.
В отличие от юношей «группы риска», для юношей «в норме развития» значимым в формировании самоотношения является самоуважение, т. е. принятие своих личностных черт характера в целом, а также оценка своей способности к общению и умению завоевать популярность среди сверстников и оценка степени уверенности в себе.
Таким образом, основными характеристиками психологического портрета самоотношения юношей «группы риска» выступают: низкая самоуверенность, низкий уровень самоинтереса и высокие показатели внутренней конфликтности.
Представляется, что работа по изменению когнитивно-эмоциональных установок и принятию собственного «Я» должна вестись под патронатом специалиста-психолога. В противном случае корректировка устоявшихся психоэмоциональных паттернов представляется крайне сложной.
Итак, задачи исследования решены, цель достигнута, гипотеза исследования подтвердилась частично. Наше предположение о том, что юноши «группы риска» имеют низкий уровень самопринятия не подтвердилось, большинство юношей данной категории также как и юноши «нормы» имеют средний уровень самопринятия.



1. Абдулин, А. Г. «Образ я» как предмет исследования в зарубежной и отечественной психологии /А. Г. Абдуллин, Е. Р. Тумбасова // Вестник Южно- Уральск. гос. ун-та. Сер. 2. Психология. - 2012. - №6. - С. 4-5.
2. Абраменко, Н. Ю. Психологические факторы возникновения «Группы риска» / Н. Ю. Абраменко // Вестник Приамурск. гос. ун-та им. Шолом-Алейхема. - 2015. - №4. - С. 16-17.
3. Амиралова, Л. А. Проблема профессиональной мобильности педагога и перспективные ориентиры ее развития / Л. А. Амирова // Образование и наука. - 2009. - №8 (65). - С. 86-87.
4. Астрецов, Д. А. Методологические подходы к изучению самоотношения в психологии / Д. А. Астрецов // Теоретическая и экспериментальная психология. - 2015. - №т. 8, № 1. - С. 62-63.
5. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс; общ. ред. В. Я. Пилиповского. - Москва : Прогресс,1986. - 422 с.
6. Блохина, Т. С. Соотношение понятий «Я-концепция» и «образ я» / Т. С. Блохина // Акмеология. - 2017. - №3. - С. 23-24.
7. Бондарчук, А. И. Проблема самоидентификации юношества / А. И. Бондарчук // Концепт. - 2013. - №7. - С. 4-5.
8. Бороздина, Л. В. Сущность самооценки и ее соотношение с Я- концепцией / Л. В. Бороздина // Вести. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. - 2011. - №1. - С. 55-56.
9. Гайфулин, А. В. Различные теоретические подходы в определении понятия самооценки / А. В. Гайфулин // Вести. Томск. гос. педагогии. ун-та. -
2009. - №1 (79). - С. 74-75.
10. Гордон, Т. Курс эффективного родителя / Т. Гордон. - Москва : Ломонософь, 2010. - 506 с.
11. Дарижепова, М. Н. Особенности самоотношения государственных служащих [Электронный ресурс] / М. Н. Дарижапова // Архив научных публикаций. - Режим доступа:https://Science-education.ru.
12. Долгих, Н. П. Творческая активность и особенности её развития в юношеском возрасте [Электронный ресурс] / Н. П. Долгих // Ваш психолог. Работа психолога в школе: информационно-аналитический портал. - Режим доступа:https://clck.ru/NurLc.
13. Донцов, Д. А. Психологические особенности юношеского (студенческого) возраста / Д. А. Донцов, М. В. Донцова // Образовательные технологии - Москва, 2013. - №2. - С. 34-35.
14. Жигулин, А. А. Трансформация параметров самоотношения студентов юристов на различных этапах обучения в вузе / А. А. Жигулин, В. Н. Кручинин // Научно-исследовательские публикации. - 2018. - №4. - С. 13-14.
15. Знаменская, Н. В. Представление и понимание инивидуальных качеств личности в процессе самооценивания : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 / Знаменская Наталья Владимировна. - Казань, 2016. - 157 с.
16. Зырянова, А. В. Психолого-педагогическая работа по профилактике девиаций среди «группы риска» / А. В. Зырянова, Т. Г. Корякина // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - №3. - С. 284-285.
17. Игнатенко, В. И. Особенности антиобщественного образа жизни несовершеннолетних / В. И. Игнатенко // Человек: преступление и наказание. - 2016. - №4. - С. 59-60.
18. Ипполитова, Е. А. Семейные перспективы юношей и девушек, склонных к девиантному поведению / Е. А. Ипполитова, Г. Ф. Кроян // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2018. - Т. 7, № 3(24). - С. 296-297.
19. Кон, И. С. Этапы подросткового и раннего юношеского возрастов [Электронный ресурс] / И. С. Кон // Электронная библиотека. - Режим доступа: https://Gumer.info.ru.
20. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Электронный ресурс] : городской методический центр : официальный сайт. - Режим доступа:https://clck.ru/MuP7h.
21. Крылова, Н. К. Самоотношение и саморегуляция студента: феноменология и плоскости пересечения понятий / Н. К. Крылова // Вест. Пензенск. гос. ун-та. - 2014. - №3. - С. 25-26.
22. Кукулите, Т. Г. Основные подходы к изучению самоотношения личности в зарубежной психологи / Т. Г. Кукулите // Ученые записки Санкт- Петербургского университета управления и экономики. - 2011. - №1 (31). - С. 127-128.
23. Лазурский, А. Ф. Очерк науки о характерах [Электронный ресурс] / А. Ф. Лазурский // Портал научной литературы. - Режим доступа: https://Avidreaders.ru.
24. Любимова, О. М. Самоотношение в контекстах эмпирики современных социально-психологических исследований девиантного поведения / О. М. Любимова // Известия Алтайского государственного университета. - 2011. - №11. - С. 50-51.
25. Мясищев, В. Н. Психология отношений [Электронный ресурс] / В. Н. Мясищев // Электронная библиотека. - Режим доступа:https: //Alextoman.ru.
26. Пантелеев, С. Р. Опросник многостороннего изучения самоотношения (МИС) [Электронный ресурс] / С. Р. Пантелеев // Психологическая диагностика: информационно-аналитический портал. - Режим доступа:https://clck.ru/Nv4y8.
27. Пантелеев, С. Р. Самоотношение [Электронный ресурс] / С. Р. Пантелеев // Архив научных публикаций. - Режим доступа: https://Docs.google.com.
28. Пежемская, Ю. С. Формирование мотивационно-волевой сферы подростков и юношей групп социального риска : дис. . ..канд. психол. наук : 19.00.07 / Пежемская Юлия Сергеевна - Санкт-Петербург, 2001. - 227 с.
29. Петухов, В. В. Предмет и задачи психологической науки и практики [Электронный ресурс] / В. В. Петухов, В. В. Столпи // Архив научных публикаций. - Режим доступа:https://clck.ru/Nuo5x.
30. Положение о работе с обучающимися группы риска ГБОУ Школа № 1570 [Электронный ресурс] : Департамент образования и науки города Москвы : официальный сайт. - Режим доступа:https://clck.ru/Nw78s.
31. Приказ Управления образования Администрации Горнозаводского муниципального района Пермского края 01-06/256 от 16.10.14 «Об организации работы с детьми «группы риска» [Электронный ресурс] : Информационно-аналитический портал. - Режим доступа:https://Sch-starbiser.3dn.ru.
32. Пьянкова, Л. А. Молодежные субкультуры как условие личностного обособления юношества [Электронный ресурс] / Л. А. Пьянкова : Информационно-аналитический портал по психологии. - Режим доступа: https://clck.ru/NusXU.
33. Раттер, М. Помощь трудным детям [Электронный ресурс] / М. Раттер. - Москва : Институт общегуманитарных исследований, 2018. - 432 с. - Режим доступа:http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785731209557.html.
34. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человек / К. Роджерс. - Москва : Наука, 2014. - 480 с.
35. Сапожникова, Р.Б. Психологические факторы формирования самоотношения личности: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / Сапожникова Рахиль Бенционовна. - Новосибирск, 2015. - 166 с.
36. Сарджвеладзе, Н. И. Компонентное строение самоотношения [Электронный ресурс] / Н. И. Сарджвеладзе // Библиотека Фонда содействия развитию психической культуры. - Режим доступа:https://clck.ru/Nvxo.
37. Сатыбалдина, Н. К. Теоретический обзор исследований по проблеме изучения Я-концепции / Н. К. Сатыбалдина, Д. Б. Ахметова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. -
2010. - №4. - С. 16-17.
38. Степанов, С. Старшеклассник: совокупный портрет / С. Степанов // Школьный психолог. - 2003. - № 20. - С. 4-5.
39. Столин, В. В. Тест опросник самоотношения (ОСО) [Электронный ресурс] / В.В. Столин, С. Р. Пантелеев // Официальный сайт университета. - Режим доступа:https://clck.ru/Nv4Tz.
40. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 N 120- ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] : КонсультантПлюс : справочно-правовой портал. - Режим доступа:https://clck.ru/CBCSA.
41. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [Электронный ресурс] : КонсультантПлюс : справочно-правовой портал. - Режим доступа: https://clck.ru/Nw6RX.
42. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.05.2020) «Об
образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] :
КонсультантПлюс : справочно-правовой портал. - Режим доступа: https://clck.ru/Nw6.
43. Хватова, М. В. Самоотношение в структуре психологически здоровой личности / М. В. Хватова // Гаудеамус. - 2015. - №1 (25). - С. 63-64.
44. Чеснокова, И. И. Проблема самосознания в психологии [Электронный портал] / И. И. Чеснокова : Информационно-аналитический портал. - Режим доступа:https: //clck.ru/Nunmb.
45. Чхартишвили, Ш. Н. Установка и сознание / Ш. Н. Чхартишвили. - Тбилмси : Мецнереба, 2015. - 273 с.
46. Hendrix, H. Getting the Love You Want / H. Hendrix. - New York, 1980. - 180 p.
47. Rosenberg, M. Conceiving the self / M. Rosenberg. - N.Y, 1979. - 319 p.
48. Wells L. E. Self Esteem: Its Conceptualization & Measure / L. E. Wells, G. Marwell : Books.google.com : portal of scientific materials. - URL: https://clck.ru/NumEm.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ