ОСОБЕННОСТИ САМООТНОШЕНИЯ ЮНОШЕЙ «ГРУППЫ РИСКА»
|
Введение 5
1 Теоретические основы изучения особенностей самоотношения юношей
«группы риска» 9
1.1 Категория «самоотношения» как психологический феномен 9
1.2 Психологические особенности юношей «группы риска» 16
2 Экспериментальное изучение особенностей самоотношения юношей
«группы риска» 24
2.1 Организация и методы исследования 24
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 28
2.3 Психологический портрет самоотношения юношей «группы
риска» 53
Заключение 57
Список использованных источников 60
Приложение А Результаты констатирующего эксперимента по тесту- опроснику самоотношения (ОСО) В. В. Столина и С. Р. Пантелеева 66
Приложение Б Результаты констатирующего эксперимента по методике «Изучение самооценки» С.Р. Пантелеева 67
Приложение В Сводная таблица результатов констатирующего эксперимента 68
1 Теоретические основы изучения особенностей самоотношения юношей
«группы риска» 9
1.1 Категория «самоотношения» как психологический феномен 9
1.2 Психологические особенности юношей «группы риска» 16
2 Экспериментальное изучение особенностей самоотношения юношей
«группы риска» 24
2.1 Организация и методы исследования 24
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 28
2.3 Психологический портрет самоотношения юношей «группы
риска» 53
Заключение 57
Список использованных источников 60
Приложение А Результаты констатирующего эксперимента по тесту- опроснику самоотношения (ОСО) В. В. Столина и С. Р. Пантелеева 66
Приложение Б Результаты констатирующего эксперимента по методике «Изучение самооценки» С.Р. Пантелеева 67
Приложение В Сводная таблица результатов констатирующего эксперимента 68
Актуальность исследования обусловлена тем, что в современных социально-экономических условиях растёт число молодых людей с выраженной склонностью к асоциальному поведению, то есть к принадлежности к «группе риска».
Тема особенностей самоотношения юношей «группы риска» носит комплексный, междисциплинарный характер, охватывая и широкий спектр социально-психологических проблем, связанных со становлением личности в социуме. Изучение на теоретическом и экспериментальном материале феномена самоотношения юношей «группы риска» позволяет утверждать, что та или иная стратегия поведения, которую выбирает юноша, зависит от уровня его самоотношения.
Исследователь Л. А. Амирова отмечает, что адекватное самоотношение является одним из ключевых факторов полноценного личностного развития для современных людей, склонных к высокой социальной мобильности и способных к самоактуализации [3]. Подобная позиция прослеживается и в определении, данном М. В. Хватовой: «Самоотношение - это способность личности регулировать собственное поведение в социуме, адаптировать его согласно принятым этико-культурным традициям и изменениям с целью гармоничного развития личности» [43, с. 63].
У данных трактовок есть и нормативно-правовые основания. Так, Федеральный закон 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» указывает: «Основное общее образование направлено на становление и формирование личности (формирование нравственных убеждений... высокой культуры межличностного и межэтнического общения. развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению)» [42]. Одним из инструментов для реализации указанных в законе целей, является самоотношение, поэтому его изучение и анализ представляет ценность не только в научно-теоретическом аспекте, но и в практическом - для обеспечения реализации государственной образовательной политики.
Схожие цели и задачи отражены и в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, в ст. 2 которой указано на необходимость формирования: «Способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению» [20]. Все эти задачи также трудно реализуемы вне формирования самоотношения, определяющего общий стиль поведения и существенно влияющего на всю жизнедеятельность человека. Таким образом, самоотношение обуславливает динамику и направленность развития субъектов, характер их взаимоотношений и психологический климат в коллективе и обществе.
Все вышеперечисленное указывает на то, что проблема изучения самоотношения юношей «группы риска» является весьма актуальной на современный период.
Целью исследования выступает изучение самоотношения юношей «группы риска».
Объектом исследования выступает самоотношение как психологический феномен.
Предмет исследования: особенности самоотношения юношей «группы риска».
Гипотеза исследования: предполагается, что основными
характеристиками психологического портрета самоотношения юношей «группы риска» выступают низкая самоуверенность, низкий уровень самопринятия и высокие показатели внутренней конфликтности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования; определить понятия «самоотношение», «группа риска».
2. Изучить психологические особенности юношей «группы риска» и их самоотношение.
3. Экспериментально изучить уровень самоотношения юношей «группы риска».
4. На основании результатов констатирующего эксперимента и сравнительного анализа составить психологический портрет самоотношения юношей «группы риска».
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Экспериментальные методы: тестирование (тест-опросник самоотношения (ОСО)), методика изучения самооценки Р. С. Пантелеева; констатирующий эксперимент.
3. Методы количественной и качественной обработки результатов, в том числе непараметрический U-критерий Манна-Уитни.
Методологической основой исследования выступили работы российских и зарубежных авторов, в том числе: Л. А. Амировой, А. В. Гайфулина, У. Джеймса, Н. П. Долгих, Н. К. Крыловой, И. С. Кона, О. М. Любимовой, X. Б. Манна и Д. Р. Уитни, С. Р. Пантелеева, В. В. Петухова, К. Р. Роджерса, В. В. Столина, Л. Е. Уэллса и Дж. Марвелла, И. И. Чесноковой, Дж. Хендрикса и пр.
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ № 4 г. Лесосибирска» в период с января 2020 по май 2020 гг.
Выборка представлена обучающимися юношеского возраста в количестве 20 человек (10 юношей «группы риска», 10 юношей «в норме»). Возраст испытуемых 15-16 лет.
Этапы исследования:
1 этап (январь 2020 г. - февраль 2020 г.) - изучение теоретических аспектов проблемы самоотношения юношей «группы риска», определение категориального аппарата, определение методов и выборки экспериментального исследования.
2 этап (февраль 2020 г. - март 2020 г.) - проведение констатирующего эксперимента, направленного на изучение самоотношения юношей «группы риска» и юношей группы «нормы».
3 этап (апрель 2020 - май 2020 г.) - анализ полученных результатов исследования, формулирование выводов, оформление ВКР.
Практическая значимость заключается в возможности повторения экспериментальной работы и сравнительного анализа юношей «группы риска» и юношей группы «нормы», использования полученных результатов исследования в психологическом консультировании лиц данного возраста, а также в разработке семинаров и тренингов по формированию самоотношения у юношей «группы риска».
По результатам исследования опубликована одна статья.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 48 наименований, и 3-х приложений. В работе содержится 4 таблицы и 9 рисунков. Общий объём работы составляет 65 страниц.
Тема особенностей самоотношения юношей «группы риска» носит комплексный, междисциплинарный характер, охватывая и широкий спектр социально-психологических проблем, связанных со становлением личности в социуме. Изучение на теоретическом и экспериментальном материале феномена самоотношения юношей «группы риска» позволяет утверждать, что та или иная стратегия поведения, которую выбирает юноша, зависит от уровня его самоотношения.
Исследователь Л. А. Амирова отмечает, что адекватное самоотношение является одним из ключевых факторов полноценного личностного развития для современных людей, склонных к высокой социальной мобильности и способных к самоактуализации [3]. Подобная позиция прослеживается и в определении, данном М. В. Хватовой: «Самоотношение - это способность личности регулировать собственное поведение в социуме, адаптировать его согласно принятым этико-культурным традициям и изменениям с целью гармоничного развития личности» [43, с. 63].
У данных трактовок есть и нормативно-правовые основания. Так, Федеральный закон 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» указывает: «Основное общее образование направлено на становление и формирование личности (формирование нравственных убеждений... высокой культуры межличностного и межэтнического общения. развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению)» [42]. Одним из инструментов для реализации указанных в законе целей, является самоотношение, поэтому его изучение и анализ представляет ценность не только в научно-теоретическом аспекте, но и в практическом - для обеспечения реализации государственной образовательной политики.
Схожие цели и задачи отражены и в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, в ст. 2 которой указано на необходимость формирования: «Способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению» [20]. Все эти задачи также трудно реализуемы вне формирования самоотношения, определяющего общий стиль поведения и существенно влияющего на всю жизнедеятельность человека. Таким образом, самоотношение обуславливает динамику и направленность развития субъектов, характер их взаимоотношений и психологический климат в коллективе и обществе.
Все вышеперечисленное указывает на то, что проблема изучения самоотношения юношей «группы риска» является весьма актуальной на современный период.
Целью исследования выступает изучение самоотношения юношей «группы риска».
Объектом исследования выступает самоотношение как психологический феномен.
Предмет исследования: особенности самоотношения юношей «группы риска».
Гипотеза исследования: предполагается, что основными
характеристиками психологического портрета самоотношения юношей «группы риска» выступают низкая самоуверенность, низкий уровень самопринятия и высокие показатели внутренней конфликтности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования; определить понятия «самоотношение», «группа риска».
2. Изучить психологические особенности юношей «группы риска» и их самоотношение.
3. Экспериментально изучить уровень самоотношения юношей «группы риска».
4. На основании результатов констатирующего эксперимента и сравнительного анализа составить психологический портрет самоотношения юношей «группы риска».
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Экспериментальные методы: тестирование (тест-опросник самоотношения (ОСО)), методика изучения самооценки Р. С. Пантелеева; констатирующий эксперимент.
3. Методы количественной и качественной обработки результатов, в том числе непараметрический U-критерий Манна-Уитни.
Методологической основой исследования выступили работы российских и зарубежных авторов, в том числе: Л. А. Амировой, А. В. Гайфулина, У. Джеймса, Н. П. Долгих, Н. К. Крыловой, И. С. Кона, О. М. Любимовой, X. Б. Манна и Д. Р. Уитни, С. Р. Пантелеева, В. В. Петухова, К. Р. Роджерса, В. В. Столина, Л. Е. Уэллса и Дж. Марвелла, И. И. Чесноковой, Дж. Хендрикса и пр.
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ № 4 г. Лесосибирска» в период с января 2020 по май 2020 гг.
Выборка представлена обучающимися юношеского возраста в количестве 20 человек (10 юношей «группы риска», 10 юношей «в норме»). Возраст испытуемых 15-16 лет.
Этапы исследования:
1 этап (январь 2020 г. - февраль 2020 г.) - изучение теоретических аспектов проблемы самоотношения юношей «группы риска», определение категориального аппарата, определение методов и выборки экспериментального исследования.
2 этап (февраль 2020 г. - март 2020 г.) - проведение констатирующего эксперимента, направленного на изучение самоотношения юношей «группы риска» и юношей группы «нормы».
3 этап (апрель 2020 - май 2020 г.) - анализ полученных результатов исследования, формулирование выводов, оформление ВКР.
Практическая значимость заключается в возможности повторения экспериментальной работы и сравнительного анализа юношей «группы риска» и юношей группы «нормы», использования полученных результатов исследования в психологическом консультировании лиц данного возраста, а также в разработке семинаров и тренингов по формированию самоотношения у юношей «группы риска».
По результатам исследования опубликована одна статья.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 48 наименований, и 3-х приложений. В работе содержится 4 таблицы и 9 рисунков. Общий объём работы составляет 65 страниц.
Подводя итоги исследования, необходимо сформировать его основные выводы.
Самоотношение личности рассматривается как совокупность представлений личности о себе, которая выражается посредством Я-концепции, а также как оценка самой личностью данных представлений, то есть самооценка. Сам феномен самоотношения изучается зарубежными и российскими психологами более ста лет, что привело к накоплению существенного количества исследовательского материала. При этом подходы к определению самоотношения и его роли в развитии личности очень неоднозначны и часто зависят от личной авторской позиции и, в меньшей степени, от контекста исследования.
Внутри самой категории самоотношения исследователями определена довольно чёткая структура и функционал, но его содержание также испытывает влияние авторской позиции. В личности психологически здорового индивида самоотношение играет существенную роль, так как служит и инструментом для понимания собственного «Я», и существенно влияет на взаимодействие человека в малых группах и социуме, стимулируя личностный рост и самосовершенствование.
В целом попадание юношей в «группу риска» во много обусловлено социально-экономическими факторами, избежать влияния которых затруднительно. При этом самоотношение юношей в «группе риска» существенно отличается от юношей «в норме развития», поскольку реализуется большое количество защитных психологических механизмов.
Проведённое экспериментальное исследование позволило получить аналитические данные, интерпретация которых привела к следующим выводам. Во-первых, большинство опрошенных юношей «группы риска» считают приемлемым апатичное и индифферентное отношения к себе со стороны социума, и принимают эту мнимую антипатию как должное. При этом сами юноши данной группы считают себя уникальными, однако не стремятся конвертировать это самоощущение в общественный интерес, признание и уважение, поскольку не уверены в своей привлекательности и имеют заниженную самооценку.
Кроме того, большинство юношей «группы риска» не вполне понимают мотивацию собственных поступков и не выражают самопонимания и готовности к самопознанию, настроены «против» собственной личности, считают свои желания незначительными. Их самоотношение и самооценка ситуативны и неустойчивы, подвержены внешним воздействиям.
Выявлено, что между результатами юношей «группы риска» и юношей «в норме развития» выявлены достоверные различия по уровню самоуважения, самообвинения, самоинтереса, самоуверенности и самооценки. Таким образом, юноши «группы риска» склонны недооценивать свои возможности, полагают, что они недостаточно привлекательны по сравнению с юношами «группы норма» и убеждены в том, что не умеют общаться, вследствие чего испытывают коммуникативные проблемы.
Причину различий стоит связывать с тем, что юноши «группы риска» считают себя виноватыми в том, что в их жизни присутствуют асоциальные или деструктивные элементы поведения. У юношей «группы риска» снижено самопонимание - они менее восприимчивы к мотивам собственного поведения и труднее понимают себя, нежели юноши «в норме развития». Кроме того, для юношей «группы риска» значимым фактором в формировании модели самоотношения является самоуважение, т. е. принятие своих личностных черт характера в целом.
В отличие от юношей «группы риска», для юношей «в норме развития» значимым в формировании самоотношения является самоуважение, т. е. принятие своих личностных черт характера в целом, а также оценка своей способности к общению и умению завоевать популярность среди сверстников и оценка степени уверенности в себе.
Таким образом, основными характеристиками психологического портрета самоотношения юношей «группы риска» выступают: низкая самоуверенность, низкий уровень самоинтереса и высокие показатели внутренней конфликтности.
Представляется, что работа по изменению когнитивно-эмоциональных установок и принятию собственного «Я» должна вестись под патронатом специалиста-психолога. В противном случае корректировка устоявшихся психоэмоциональных паттернов представляется крайне сложной.
Итак, задачи исследования решены, цель достигнута, гипотеза исследования подтвердилась частично. Наше предположение о том, что юноши «группы риска» имеют низкий уровень самопринятия не подтвердилось, большинство юношей данной категории также как и юноши «нормы» имеют средний уровень самопринятия.
Самоотношение личности рассматривается как совокупность представлений личности о себе, которая выражается посредством Я-концепции, а также как оценка самой личностью данных представлений, то есть самооценка. Сам феномен самоотношения изучается зарубежными и российскими психологами более ста лет, что привело к накоплению существенного количества исследовательского материала. При этом подходы к определению самоотношения и его роли в развитии личности очень неоднозначны и часто зависят от личной авторской позиции и, в меньшей степени, от контекста исследования.
Внутри самой категории самоотношения исследователями определена довольно чёткая структура и функционал, но его содержание также испытывает влияние авторской позиции. В личности психологически здорового индивида самоотношение играет существенную роль, так как служит и инструментом для понимания собственного «Я», и существенно влияет на взаимодействие человека в малых группах и социуме, стимулируя личностный рост и самосовершенствование.
В целом попадание юношей в «группу риска» во много обусловлено социально-экономическими факторами, избежать влияния которых затруднительно. При этом самоотношение юношей в «группе риска» существенно отличается от юношей «в норме развития», поскольку реализуется большое количество защитных психологических механизмов.
Проведённое экспериментальное исследование позволило получить аналитические данные, интерпретация которых привела к следующим выводам. Во-первых, большинство опрошенных юношей «группы риска» считают приемлемым апатичное и индифферентное отношения к себе со стороны социума, и принимают эту мнимую антипатию как должное. При этом сами юноши данной группы считают себя уникальными, однако не стремятся конвертировать это самоощущение в общественный интерес, признание и уважение, поскольку не уверены в своей привлекательности и имеют заниженную самооценку.
Кроме того, большинство юношей «группы риска» не вполне понимают мотивацию собственных поступков и не выражают самопонимания и готовности к самопознанию, настроены «против» собственной личности, считают свои желания незначительными. Их самоотношение и самооценка ситуативны и неустойчивы, подвержены внешним воздействиям.
Выявлено, что между результатами юношей «группы риска» и юношей «в норме развития» выявлены достоверные различия по уровню самоуважения, самообвинения, самоинтереса, самоуверенности и самооценки. Таким образом, юноши «группы риска» склонны недооценивать свои возможности, полагают, что они недостаточно привлекательны по сравнению с юношами «группы норма» и убеждены в том, что не умеют общаться, вследствие чего испытывают коммуникативные проблемы.
Причину различий стоит связывать с тем, что юноши «группы риска» считают себя виноватыми в том, что в их жизни присутствуют асоциальные или деструктивные элементы поведения. У юношей «группы риска» снижено самопонимание - они менее восприимчивы к мотивам собственного поведения и труднее понимают себя, нежели юноши «в норме развития». Кроме того, для юношей «группы риска» значимым фактором в формировании модели самоотношения является самоуважение, т. е. принятие своих личностных черт характера в целом.
В отличие от юношей «группы риска», для юношей «в норме развития» значимым в формировании самоотношения является самоуважение, т. е. принятие своих личностных черт характера в целом, а также оценка своей способности к общению и умению завоевать популярность среди сверстников и оценка степени уверенности в себе.
Таким образом, основными характеристиками психологического портрета самоотношения юношей «группы риска» выступают: низкая самоуверенность, низкий уровень самоинтереса и высокие показатели внутренней конфликтности.
Представляется, что работа по изменению когнитивно-эмоциональных установок и принятию собственного «Я» должна вестись под патронатом специалиста-психолога. В противном случае корректировка устоявшихся психоэмоциональных паттернов представляется крайне сложной.
Итак, задачи исследования решены, цель достигнута, гипотеза исследования подтвердилась частично. Наше предположение о том, что юноши «группы риска» имеют низкий уровень самопринятия не подтвердилось, большинство юношей данной категории также как и юноши «нормы» имеют средний уровень самопринятия.
Подобные работы
- Развитие самоотношения у старшеклассников, склонных к аддиктивному поведению
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА САМООТНОШЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ САМООТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ,СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2019 - Несамосохранительное поведение и личностные особенности подростков
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2021 - ВЛИЯНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ
ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ НА ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ОБРАЗА ТЕЛА* ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Взаимосвязь алекситимии с личностными
особенностями у студентов технических и гуманитарных
направлений подготовки
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2020 - ОСОБЕННОСТИ САМОВОСПРИЯТИЯ СТУДЕНТОВ ИМЕЮЩИХ РАЗНЫЕ ТИПЫ СУБЪЕКТНОЙ РЕГУЛЯЦИИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2016 - Психологические особенности подростков, склонных к интернет- зависимому поведению
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2022



