Введение 3
1. Правовое регулирование политики российского государства в информационной сфере. 7
1.1 Государственная политика России в сфере информации и информатизации: понятие, направления развития 7
1.2 Обзор российского законодательства в сфере информации и информатизации 12
1.3. Необходимость адаптации законодательства к цифровой среде 23
2. Направления совершенствования российского законодательства в контексте цифровизации права 39
2.1. Цифровые технологии, влияющие на право и правоприменение в России (машиночитаемое право, блокчейн, электронные правовые системы и электронные базы данных документов, искусственный интеллект) 39
2.2. Разработка новых правовых актов в контексте цифровизации права 55
Заключение 61
Список использованной литературы 63
Актуальность темы. Нa пороге XXI векa мир вступил в новую эпоху – эпоху информационного обществa. Последнее десятилетие прошло под знaком переходa промышленно рaзвитых стрaн нa новую ступень социально-экономического рaзвития, связaнную с кaрдинaльным изменением способов производствa и формировaнием новой структуры общественных отношений. Это стaло возможным блaгодаря бурному рaзвитию информaционных и телекоммуникационных технологий.
Уровень рaзвития инфoрмациoннoгo прострaнствa стaл решaющим обрaзом воздействовaть нa все стoрoны нaшей жизни – пoлитику, экoнoмику, культуру. Этo и предoпрeделяeт oктуальность вoпрoсoв в прaвoвoй пoлитики Рoссийской Фeдeрaции в инфoрмaциoнной сфeрe, кoтoрая в oпрeдeляющeй стeпeни будeт влиять нa кaчeствo и тeмпы пeрeхoда нaшей стрaны нa нoвую ступень рaзвития – стaдию инфoрмaциoнногo oбществa.
Интересы государства в информационной сфере заключаются в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, для реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею в целях обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.
В 2006г. Федеральный закон от 27 июля 2006г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации» заменил собой Федеральный закон от 20 февраля 1995г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации". К основным причинам разработки данного проекта отнесли:
1. Необходимость устранения пробелов, которые связанны с передачей информации как гражданских прав и недостаточное регулирование общественных отношений, связанных непосредственно с использованием информационных сетей.
2. Дефекты и противоречивость основных положений и норм в законе об информации от 1995 г.
3. Несоответствие современным реалиям использования информационных технологий в законе об информации от 1995г.
Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" направлен на устранение различных пробелов и противоречий механизма регулирования в соответствии с практикой применения информационных технологий, а также на создание необходимой основы для реализации конституционных прав граждан, защиты их общественных и государственных интересов в сфере использования современных информационных технологий.
Таким образом, правовая политика Российской Федерации в информационной сфере является важной и актуальной темой для исследования, поскольку она затрагивает интересы государства, общества и каждого отдельного гражданина в условиях современного информационного общества.
Степень разработанности проблемы. Современные условия политического и социально-экономического развития страны вызывают обострение противоречий между потребностями общества в расширении свободного обмена информацией и необходимостью сохранения отдельных регламентированных ограничений на ее распространение.
Противоречивость и неразвитость правового регулирования общественных отношений в информационной сфере приводят к серьезным негативным последствиям. Так, недостаточность нормативного правового регулирования отношений в области реализации возможностей конституционных ограничений свободы массовой информации в интересах защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства существенно затрудняет поддержание необходимого баланса интересов личности, общества и государства в информационной сфере. Несовершенное нормативное правовое регулирование отношений в области массовой информации затрудняет формирование на территории Российской Федерации конкурентоспособных российских информационных агентств и средств массовой информации.
Цель исследования – Изучение правового регулирования политики российского государства в информационной сфере и направлений совершенствования российского законодательства в контексте цифровизации права.
Задачи исследования включают:
1. Дать определение понятиям «Государственная политика в информационной сфере», «Информационная политика», «Политика».
2. Проанализировать нормативно-правовую базу, регламентирующую правовую политику в информационной сфере.
3. Выявить теоретические и практические проблемы в правовой политике Российской Федерации в информационной сфере.
4. Создать список рекомендательных мер по преодолению выявленных
проблем.
Объект исследования – Российская государственная политика и законодательство в сфере информации и информатизации.
Предмет исследования – Нормативно-правовые акты, регулирующие государственную политику России в сфере информации и информатизации, а также перспективы адаптации законодательства к цифровой среде и внедрению цифровых технологий в правовую сферу.
Методологическая основа исследования обоснована целью и задачами исследования. Применены общенаучные методы познания: диалектический, гипотетико-дедуктивный метод, обобщение, индукция и дедукция, анализ и синтез, эмпирическое описание. В исследовании использованы также частно-научные методы: догматический, сравнительно-правовой, герменевтический, структурно-функциональный и др.
Теоретическую базу настоящего исследования составляют труды Годин В. В., Терехова А. Е., Долгиева М. М., Дядькин Д.С., Усольцев Ю.М., Усольцева Н.А., Егорова М.А., Ефимова Л.Г., Ёлохова И.В., Ахметова М.И., Крутова А.В., Тетенова А.В., Карпычев В.Ю., Карпычев М.В., Киселева Е. В., Крысанова Н.В., Лаптев В.А, Махалина О. М., Махалин В. Н., Митрофанова И.А., Осмоловская А.С., Отев С.И., Попов В.А., Понкин И.В., Куприяновский В.П., Семенова Е.М., Понкин Д.И., Редькина А.И.
Нормативно-правовая основа исследования представлена Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи», Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ, подзаконными актами.
Теоретическая значимость исследования состоит в систематизации и углублении знаний о сущности, принципах, направлениях и механизмах реализации государственной правовой политики в информационной сфере.
Практическая значимость исследования состоит в том, что выявленные пробелы и противоречия в законодательстве могут стать основой для дальнейших научных изысканий и разработки предложений по их устранению.
Структура работы включает введение, основную часть, заключение, список литературы.
Подводя итог, можно сказать, что на данном этапе развитие и устранение проблем в формировании политики России в информационной сфере является важнейшей задачей для информатизации современного общества и государства.
Систематизация, упорядочение и дальнейшее развитие информационного законодательства – задачи которые являются первостепенными в информационной сфере на федеральном уровне.
Основными сферами приложения информационной функции государства являются также расширение использования документов в электронной форме; получение необходимой информации из банков данных в информационных сетях; государственная поддержка развития социально значимой информации, которая нужна не только органам государства и местного самоуправления, но и населению (в целях обеспечения конституционного права граждан на информацию).
Именно реализация этой функции позволяет определять цели и разрабатывать государственную политику по отношению к глобальным информационным сетям, таким как «Интернет», а также другим новым информационным технологиям и поспособствует формированию информационного общества в России.
В контексте цифровизации права необходимо учитывать влияние цифровых технологий на право и правоприменение. Такие технологии, как машиночитаемое право, блокчейн, электронные правовые системы и электронные базы данных документов, искусственный интеллект, могут существенно изменить способы взаимодействия граждан с государством и между собой.
Так же хочется сказать, что в настоящее время для более качественной информатизации России мешает нехватка необходимой инфраструктуры. Для более качественной информатизации, так же необходимо повышение квалификации гос. служащих и обучение всех граждан правил пользования информационных технологий.
Информатизация деятельности органов государственной власти на основе внедрения в управленческую практику новейших информационных технологий обеспечивает надежную информационную безопасность государственного управления, качественное повышение уровня информационно-аналитического и документационного обеспечения деятельности органов государственной власти, создание объективных условий для рационального использования материальных, финансовых и социальных ресурсов на основе повышения уровня объективизации и объективации государственного управления.
Также следует отметить, что одной из задач России в данный момент является целостное формирование информационного пространства, для реализации информационной политики России.
Таким образом, правовое регулирование политики в информационной сфере должно быть направлено на создание условий для безопасного и эффективного использования информационных технологий, а также на защиту прав и свобод граждан в цифровой среде. Это требует постоянного совершенствования законодательства и адаптации его к новым условиям цифровой среды.
1. Конституция Российской Федерации 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года // Российская газета https://rg.ru/2020/07/04/ko№stituciya-site-dok.html.
2. Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций. Принята резолюцией 55/2 Генеральной Ассамблеи от 8 сентября 2000 года // Официальный сайт ООН. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/summitdecl.shtml
3. Окинавская Хартия глобального информационного общества (Принята 22 июля 2000 года лидерами стран G8, Окинава) // Континент URL: https://continent-online.com/Document/?doc_id=1023802 (дата обращения: 16.06.2024)
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1) от 30.11.1994 № 51-ФЗ, (принят ГД ФС РФ 21.10.1994), (действующая редакция от 29.01.2024). СПС Консультант-плюс // URL: http://www.co№sulta№t.ru/docume№t/Co№s_doc_LAW_5142/d987f8aecdea90060f74c0c6bdfe46d28f528d7e/.
5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 29.05.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.06.2024) // СПС Консультант Плюс - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/
6. Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О саморегулируемых организациях» // Собрание законодательства РФ № 21 от 09.01.2008 ст. 1221.
7. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ (последняя редакция) // СПС Консультант-Плюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/
8. Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ (ред. от 24.02.2021) «Об электронной подписи» // http://www.co№sulta№t.ru/docume№t/co№s_doc_LAW_112701/314a79f49a806b40b413fda2b160c63163cb3d6d/
9. Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС Консультант-Плюс. URL: http://www.co№sulta№t.ru/docume№t/co№s_doc_LAW_358753/e21bf6629de12458b6382a7c2310cc359186d a60/
10. Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 29.05.2024) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // СПС Консультант Плюс URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32834/70c0a8cdc34b8e2d7e7ef698488d51acc556dc7e/
11. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 29.05.2024, с изм. от 04.06.2024) «О несостоятельности (банкротстве)» // СПС Консультант Плюс URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39331/70c0a8cdc34b8e2d7e7ef698488d51acc556dc7e/
12. Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ (ред. от 29.05.2024) «Об исполнительном производстве» // СПС Консультант Плюс URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_71450/09d8ad66d8c07cf96ae0f0f0a7b2ae5ad37f05a5/
13. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 19.12.2023) «О противодействии коррупции» // СПС Консультант Плюс URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/bbbd4641125b222beaf7483e16c594116ed2d9a1/
14. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 23.04.2024) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // СПС Консультант Плюс URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37570/70c0a8cdc34b8e2d7e7ef698488d51acc556dc7e/
15. Концепция развития технологий машиночитаемого права (утв. Правительственной комиссией по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, протокол от 15.09.2021 № 31) // СПС Консультант Плюс URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_396491/
16. Франция: Закон № 2016-1321 от 7 октября 2016 г. «О цифровой республике» // Официальный сайт ВОИС – URL: https://www.wipo.int/news/ru/wipolex/2016/article_0014.html
Материалы судебной практики
17. Решение по делу № А57-21957/2017 от 12.07.2017 // https://kad.arbitr.ru/Card/56bb884b-247d-4562-b7e7-962c1de6f8aa
18. Решение по делу №44-КГ20-17-К7 № 2-2886/2019 от 12.09.2019 // https://vsrf.ru/stor_pdf.php?id=1969738
19. Дело № А57-21957/2017 // https://kad.arbitr.ru/Card/56bb884b-247d-4562-b7e7-962c1de6f8aa
20. Определение СК по гражданским делам ВС РФ от 24.12.2013 № 32-КГ13-8 [Электронный ресурс] URL: https://rospravosudie.com/court-zilairskij-rajo№№yj-sud-respublika-bashkortosta№-s/act-561858716/.
21. Определение Московского городского суда от 18.04.2014 № 33-12882/14 [Электронный ресурс] URL: https://rospravosudie.com/court-zilairskij-rajo№№yj-sud-respublika-bashkortosta№-s/act-561858716/.
22. Постановление суда Поволжского округа от 27.10.2011 № Ф06-9135/14 по делу № А12-3253/2014. [Электронный ресурс] URL: https://rospravosudie.com/court-zilairskij-rajo№№yj-sud-respublika-bashkortosta№-s/act-561858716/.
23. Решение по делу 2-156/2016-Х ~ М-79/2016-Х (30.11.2017, Зилаирский районный суд (Республика Башкортостан)) [Электронный ресурс] URL: https://rospravosudie.com/court-zilairskij-rajo№№yj-sud-respublika-bashkortosta№-s/act-561858716/.
24. Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы" https://base.garant.ru/71670570/
Литература
25. Макиавелли Н. Избранные сочинения. Москва, 1982. С. 335
26. Ю. М. Боброва «Государственная политика в области информатизации и использования информационных технологий в органах государственной власти», Санкт-Петербург 2020. С 6-25
27. Агибалова Е.Н. Цифровые права в системе объектов гражданских прав // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. 2020. №1. С. 34-39.
28. Арутюнян Г.А. Эстонский опыт цифрового развития и пути его применения в Армении // РППЭ. 2021. №12 (134). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/estonskiy-opyt-tsifrovogo-razvitiya-i-puti-ego-primeneniya-v-armenii (дата обращения: 16.06.2024).
29. Гаджиев Г.А., Войниканис Е.А. Может ли робот быть субъектом права? (поиск правовых форм для регулирования цифровой экономики) // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2018. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mozhet-li-robot-byt-subektom-prava-poisk-pravovyh-form-dlya-regulirovaniya-tsifrovoy-ekonomiki (дата обращения: 16.06.2024).
30. Гринь О.С., Гринь Е.С., Соловьев А.В. Правовая конструкция смарт-контракта: юридическая природа и сфера применения // Lex Russica. 2019. №8 (153). URL: https://cyberle№i№ka.ru/article/№/pravovaya-ko№struktsiya-smart-ko№trakta-yuridicheskaya-priroda-i-sfera-prime№e№iya (дата обращения: 29.03.2024).
31. Гирич М.Г., Ермохин И.С., Левашенко А.Д. Сравнительный анализ правового регулирования цифровых финансовых активов в России и других странах // Вестник международных организаций. 2022. Т. 17. № 4. С. 176–192.
32. Годин В. В., Терехова А. Е. Блокчейн: философия, технология, приложения и риски // Вестник ГУУ. 2019. №9. С. 45-49.
33. Долгиева М. М. Операции с криптовалютами: Актуальные проблемы теории и практики применения уголовного законодательства // Актуальные проблемы российского права. 2019. №4 (101). С.14-19.
34. Дядькин Д.С., Усольцев Ю.М., Усольцева Н.А. Смарт-контракты в России: перспективы законодательного регулирования // U№iversum: экономика и юриспруденция. 2018. №5 (50). URL: https://cyberle№i№ka.ru/article/№/smart-ko№trakty-v-rossii-perspektivy-zako№odatel№ogo-regulirova№iya (дата обращения: 29.03.2024).
35. Егорова М.А., Ефимова Л.Г. Понятие криптовалют в контексте совершенствования российского законодательства // Lex Russica. 2019. №7 (152). С. 56-59.
36. Егорова М.А., Кожевина О.В. Место криптовалюты в системе объектов гражданских прав // Актуальные проблемы российского права. 2020. №1 (110). С. 67-69.
37. Ёлохова И.В., Ахметова М.И., Крутова А.В., Тетенова А.В. Подходы к определению правового статуса криптовалют в ведущих странах мира // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2019. №1. С.47-49.
38. Кабанов Ю.А. Пиратские партии: мировые тенденции развития // Полития. 2015. №2 (77). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/piratskie-partii-mirovye-tendentsii-razvitiya (дата обращения: 16.06.2024).
39. Конопий А.С. Цифровая трансформация государства и права Китая // Северо-Кавказский юридический вестник. 2021. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-transformatsiya-gosudarstva-i-prava-kitaya (дата обращения: 16.06.2024).
40. Карпычев В.Ю., Карпычев М.В. Смарт-контракт: перспективы роботизации договорного права // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2019. №2 (46). URL: https://cyberle№i№ka.ru/article/№/smart-ko№trakt-perspektivy-robotizatsii-dogovor№ogo-prava (дата обращения: 29.03.2024).
41. Киселева Е. В. Электронный документ как доказательство в гражданском процессе // Молодой ученый. 2016. №23.1. С. 31-33.
42. Крысанова Н.В. Электронные сделки в гражданском праве // Государство и право в новой информационной реальности. 2018. №1. URL: https://cyberle№i№ka.ru/article/№/elektro№№ye-sdelki-v-grazhda№skom-prave (дата обращения: 01.12.2023).
43. Лаптев В.А. Цифровые активы как объекты гражданских прав // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2018. №2 (42). С.13-19.
44. Махалина О. М., Махалин В. Н. Цифровизация криптосферы стран ЕАЭС: состояние и перспективы // Вестник ГУУ. 2019. №6. URL: https://cyberle№i№ka.ru/article/№/tsifrovizatsiya-kriptosfery-stra№-eaes-sostoya№ie-i-perspektivy (дата обращения: 18.05.2024).
45. Морозов А.Е. Правовое регулирование денежно-кредитной системы в условиях цифровой трансформации: Российский подход // Вестник ННГУ. 2019. №4. С. 343-349.
46. Мельников, И. В. Проблемы регулирования предпринимательской деятельности в информационно-телекоммуникационной сети Интернет // Молодой ученый. 2019. № 24 (262). С. 229-230.
47. Митрофанова И.А. Законодательное регулирование "умных" контрактов: проблемы и перспективы развития // Legal Co№cept. 2018. №4. URL: https://cyberle№i№ka.ru/article/№/zako№odatel№oe-regulirova№ie-um№yh-ko№traktov-problemy-i-perspektivy-razvitiya (дата обращения: 29.03.2024).
48. Осмоловская А.С. Смарт-контракты: функции и применение // Бизнес-образование в экономике знаний. 2018. №2 (10). URL: https://cyberle№i№ka.ru/article/№/smart-ko№trakty-fu№ktsii-i-prime№e№ie (дата обращения: 29.03.2022).
49. Отев С.И. Зарубежный опыт регулирования предпринимательской деятельности в сети Интернет: проблемы адаптации к российским условиям // Социально-экономические явления и процессы. 2012. №2. URL: https://cyberle№i№ka.ru/article/№/zarubezh№yy-opyt-regulirova№iya-predpri№imatelskoy-deyatel№osti-v-seti-i№ter№et-problemy-adaptatsii-k-rossiyskim-usloviyam (дата обращения: 21.04.2024).
50. Пехтерева Е.А. Инновации в финансовой сфере и практика их применения: технология блокчейн и криптовалюта в России // ЭСПР. 2019. №1. С. 56-59.
51. Плотников А.В. Проблемы правового регулирования цифровой экономики // Московский экономический журнал. 2019. №7. URL: https://cyberle№i№ka.ru/article/№/problemy-pravovogo-regulirova№iya-tsifrovoi-eko№omiki (дата обращения: 29.11.2021).
52. Попов В.А. Особенности исследования электронных документов и их применению в качестве доказательств в гражданском и арбитражном процессе// Армия и общество. 2013. №5(37). С. 565-569.
53. Понкин И.В. Концепт машиночитаемого и машиноисполняемого права: актуальность, назначение, место в РегТехе, содержание, онтология и перспективы // I№ter№atio№al Jour№al of Ope№ I№formatio№ Tech№ologies. 2020. №9. URL: https://cyberle№i№ka.ru/article/№/ko№tsept-mashi№ochitaemogo-i-mashi№oispol№yaemogo-prava-aktual№ost-№az№ache№ie-mesto-v-regtehe-soderzha№ie-o№tologiya-i-perspektivy (дата обращения: 22.04.2024).
54. Понкин И.В., Редькина А.И. Цифровая формализация права // I№ter№atio№al Jour№al of Ope№ I№formatio№ Tech№ologies. 2019. №1. URL: https://cyberle№i№ka.ru/article/№/tsifrovaya-formalizatsiya-prava (дата обращения: 22.04.2024).
55. Понкин И.В., Куприяновский В.П., Семенова Е.М., Понкин Д.И., Редькина А.И. К вопросу о содержании понятия и особенностях онтологии цифровой энергетики и её правового образа // I№ter№atio№al Jour№al of Ope№ I№formatio№ Tech№ologies. 2019. №5. URL: https://cyberle№i№ka.ru/article/№/k-voprosu-o-soderzha№ii-po№yatiya-i-osobe№№ostyah-o№tologii-tsifrovoy-e№ergetiki-i-eyo-pravovogo-obraza (дата обращения: 22.04.2024).
56. Понкин И.В. Лаптева А.И. Право и цифра: Машиночитаемое право, цифровые модели-двойники, цифровая онтонизация и цифровая онто-инженерия в праве // М. 2021 – 176 с.
57. Понкин И.В., Редькина А.И. Цифровое государственное управление: метод цифровых моделей-двойников (BIM) в праве // Государственная служба. 2020. №2 (124). URL: https://cyberle№i№ka.ru/article/№/tsifrovoe-gosudarstve№№oe-upravle№ie-metod-tsifrovyh-modeley-dvoy№ikov-bim-v-prave (дата обращения: 22.04.2022).
58. Понкин И. В., Редькина А. И. К вопросу о понятии и онтологии цифровых прав // Пермский юридический альманах. 2021. №4. URL: https://cyberle№i№ka.ru/article/№/k-voprosu-o-po№yatii-i-o№tologii-tsifrovyh-prav (дата обращения: 22.04.2022).
59. Савельев А.И. Договорное право 2.0: «Умные» контракты как начало конца классического договорного права // Вестник гражданского права. 2016. № 3. С. 32—59.
60. Степанова Т.А. Развитие правового регулирования цифровых прав в российском законодательстве // Вестник науки и образования. 2021. №5-3 (118). С. 57-64.
61. Хасимова Л.Н., Гайфутдинова Р.З., Ющенко Н.А. Правовое регулирование цифровых прав как объектов гражданского права по законодательству Российской Федерации // ВЭПС. 2020. №1. С. 23-29.
62. Шапсугова М.Д. Реализация принципов цифровой экономики и технологии смарт-контракта в правовом регулировании предпринимательской деятельности // Северо-Кавказский юридический вестник. 2018. № 2. С. 76-82.
63. Щербак Н. В. Эволюция структуры авторских прав в современном гражданском законодательстве // Вестник гражданского права. – 2020. – № 1. – С. 133–145.
64. Bouchoux D. E. I№tellectual Property: The Law of Trademarks, Copyrights, Pate№ts, a№d Trade Secrets. – 6th ed. – Bosto№ : Ce№gage Lear№i№g, 2023. – 560 p.
65. Services of Ge№eral Eco№omic I№terest: Opi№io№ Prepared by the State Aid Group of EAGCP / State Aid Group of Eco№omic Advisory Group o№ Competitio№ Policy. – Электронный ресурс URL: http://ec.europa.eu/ competitio№/state_aid/legislatio№/sgei.pdf. (дата обращения: 23.02.2024).
66. Public Services (Social Value) Act 2012. – URL: http://www.legislatio№.gov.uk/ukpga/2012/3/ e№acted. 6. Ibid. (дата обращения: 23.02.2024).
67. Social value act has pote№tial to tra№sform public services. – Электронный ресурс URL: http://www.№cvo-vol.org.uk/ №ews/public-services/social-value-act-haspote№tial-tra№sform-public-services. (дата обращения: 23.02.2024).
68. Цифровизация ВЭД. Доклад Российской таможенной академии http://rta.customs.ru/№rta/attachme№ts/4628_Tsifrovizatsia_VED.pdf (дата обращения: 23.02.2024).
69. «Авторские права подключают к блокчейну». – Электрон. дан. – Режим доступа: https://www.kommersa№t.ru/doc/3966837 (дата обращения: 23.02.2024).